Военно-морской флот России

Григорьев А.Б. "Альбатросы". Машиностроение, 1989

Будущее морских машин

Задумываясь о будущем гидроавиации Бериев приходил к тем же самым выводам, что и Бартини. В самом деле, самолеты массой до двухсот тонн способны брать на борт 140—170 пассажиров. С увеличением взлетной массы и величины перевозимого груза для таких машин потребуется специальная бетонная полоса толщиной 50— 80 см.

Современный аэродром довольно сложное и дорогостоящее сооружение. Да и создание соответствующего шасси для тяжелого самолета задача весьма сложная. К примеру, для тысячетонного самолета оно должно иметь около 40 полутораметровых колес, каждое по 500 кг. Вместе со всеми устройствами масса такого шасси будет около 50 тонн! А век шины авиационного колеса не долог — на некоторых современных тяжелых машинах его хватает всего лишь на десять — двенадцать посадок. Но в принципе и эта задача разрешима.

Однако большинство авиационных специалистов считают, что нет смысла создавать машины массой более 200—250 тонн! Оказывается — не в самолете дело а в аэродромах, которые нужны для машин большой массы. Строительство таких аэродромов сведет на нет всю выгоду от создания самолета с большим тоннажом. Создание такой машины станет целесообразным только в случае отказа от стационарного аэродрома. Совершенно очевидно, что такой машиной может быть только гидросамолет!

В свое время сухопутный самолет вышел победителем из борьбы с гидросамолетом, утратившим свою исключительность. И произошло это в основном из-за невозможности одновременно удовлетворить требования законов аэродинамики и гидродинамики. Невозможно создать аппарат, который бы одновременно был и отличным самолетом и хорошим кораблем.

Ясно было одно — перспективы гидроавиации в очень больших взлетных массах и высоких скоростях. Только при этих условиях гидросамолеты смогут показать свои положительные качества в полном объеме.

Кажется сомнительным, что гидросамолеты, оттесненные сухопутными машинами со всех воздушных трасс, вдруг смогут претендовать на роль лидеров. Небольшие гидросамолеты, конечно, на это не способны. А вот большие гидросамолеты явно имеют перспективу в будущем.

Каким будет этот гидросамолет будущего? Прежде всего он будет очевидно иметь крыло небольшого удлинения. Лишь в этом случае можно обеспечить большую весовую отдачу, т. е. достаточно малое отношение массы топлива к массе коммерческой нагрузки и взлетной массе. Такое крыло целесообразно применять на машинах, летающих с околозвуковой или сверхзвуковой скоростью, в противном случае не достигнешь высокого аэродинамического качества. Следовательно, гидросамолет-гигант будущего должен быть машиной с большой скоростью полета.

Само собой разумеется, что такой гидросамолет должен иметь несколько двигателей, чтобы обеспечить надежность его при эксплуатации. Такая машина в пассажирском варианте будет намного безопасней сухопутной. Ведь для морской машины гораздо больше возможностей для посадки, чем для сухопутной.

Каким будет гидросамолет будущего? О его возможных данных и внешнем виде можно спорить ... Одно бесспорно: советская авиационная наука и промышленность способны создать любую машину, которая понадобится нашей Родине.