Военно-морской флот России

Кадесников Н.З. Краткий очерк белой борьбы под Андреевским флагом на суше, морях, озерах и реках России в 1917-1922 гг.

На Дону

Пятерки, организованные Союзом Казачьих войск в Петрограде, начали прибывать в Новочеркасск в начале ноября 1917 года. Здесь стали собираться офицеры, юнкера, кадеты и гардемарины Морского Училища и Морского Инженерного Училища. Сюда стекались гимназисты, студенты и старые солдаты сначала одиночно, потом и группами.

В первой половине ноября прибыл в Новочеркасск и организатор формирования молодежи - капитан В. Парфенов.

Прибывшие юноши направлялись в лазарет на Барочной улице №36 под видом выздоравливающих, и здесь родилась первая воинская часть возрождавшейся Русской Армии - юнкерский батальон под командованием капитана Парфенова и состоявший из 2-х рот: юнкерской - командир ротмистр Скосырский и кадетской - командир шт.-кап. Мизерницкий.

В последней роте 4-й взвод был укомплектован исключительно моряками.

Около 15 ноября батальон был переведен на Грушевскую улицу, а 26 получил приказание грузиться в вагоны,и утром 27 ноября поезд подошел к Нахичевани.

Тут поезд был обстрелян большевиками, и под огнем батальон вынужденно выгрузился, быстро построился и пошел в одну из тех знаменитых атак, о которых еще и сейчас вспоминают советские историки. Идя во весь рост, не сгибаясь, юнкерский батальон вышиб красных из Балабановской рощи, там закрепился и вел стрелковый бой, при поддержке только 2-х орудий Донской батареи, подчиненной генералу Назарову и при полном неучастии казачьих частей.

При атаке почти полностью погиб взвод капитана Донского, состоявший из кадетов Одесского и Орловского Корпусов. Найденные трупы мальчиков были изрешечены штыковыми ударами.

Четвертый взвод моряков был брошен на самый левый фланг, где попал под обстрел, ведшийся с деревьев из французских широкоствольных винтовок „Крат".

В этом первом боевом крещении были тяжело ранены гардемарин Иван Сербинов и кадет Юрий Карцев.

Ночью юнкерский батальон был отведен в степь, а наутро славный бой, шедший накануне между горстью юношей и подавляющим числом большевиков, пробудил-таки совесть взрослых людей и, уже при поддержке казачьих частей, батальон снова повел наступление, закончившееся взятием Ростова.

Так, кровью морских кадетов и гардемаринов, перемешанной с кровью других русских детей - кадетов сухопутных корпусов и гимназистов, обагрилась русская земля в первом бою, положившем основание Добровольческой Армии и последовавшей затем многолетней упорной борьбы русских национальных сил против красных предателей.

После взятия Ростова началось дальнейшее развертывание кадров возрождающейся Русской Армии.

В конце ноября, как было уже упомянуто, генерал Алексеев поручил кап. 2 р. В. Н. Потемкину сформировать „Морскую роту", в которую вошли уже прибывшие и продолжавшие прибывать из Балтийского и Черного морей офицеры и гардемарины, а также и ученики Ростовского Мореходного Училища.

Тем временем юнкерский батальон с продолжавшим состоять в нем Морским взводом был из Новочеркасска возвращен в Ростов, где чины батальона были награждены за Нахичеванский бой Георгиевскими крестами.

30 января 1918 г. Морская рота вместе с Кавказским сводным дивизионом получила приказание срочно отправиться на ст. Батайск для защиты с юга города Ростова против наступавшего многочисленного отряда Сорокина, поддержанного бронепоездом.

8 жестоком бою с превосходящими силами противника в рядах Морской роты были убиты лейтенант Адамиди, мичман Петров, мичман Мельников и лейтенант Энвальд и тяжело ранены ст. лейтенант Ваксмут и мичман Тихомиров. В конце боя был тяжело ранен в глаз и командир Морской роты кап. 2 р. Потемкин.

9 февраля к вечеру красными был занят Новочеркасск, а вскоре был сдан и Ростов.

С временным занятием этих городов красными, можно считать, что и славная Морская рота прекратила свое существование. Кап. 2 р. Потемкин остался в Ростове и был спрятан одной гимназисткой, игравшей роль сестры милосердия. Раненые ст. лейтенант Ваксмут и мичман Тихомиров были скрыты в Новочеркасске. Отважные братья лейтенанты С. и Б. Ильвовы и лейт. А. Басов присоединились к Армии, ушедшей в первый Кубанский поход, где Басов был убит в первой же атаке большевиков, Сергей Ильвов был ранен навылет в грудь, а Борис в руку. Ст. лейт. Н. В. Потолов и Б. М. Елачич ушли на Каспийское море - в Баку.

Остатки Морской роты были влиты в Офицерский полк, в рядах которого добрая половина моряков погибла в Кубанском походе.

В течение 1918-19 г г. при атамане Каледине на Дон прибыли: адмирал А. А. Кононов и его сын - кап. 1 р. (впоследствии контр-адмирал) И. А. Кононов, адмирал С. С. Фабрицкий, адмирал Степанов, кап. 1 р. А. Н. Заев, С. В. Лукомский, кап. 2 р. Бодиско, Подгорный, Собецкий, Гернет, Данилов, инж.-мех. Щепотьев и Герасимов, ст. лейт. Соловьев, Селезнев, Елкин, Коженков и Медведев, лейтенанты Шестаков, Кунаков, Киашкин, Поздеев, Чехов и др. офицеры флота, гардемарины и морские кадеты.

Все названные здесь лица были зачислены на службу в Донские организации.

В 1918 году Военно-Морским Управлением был разработан план создания нескольких Морских организаций на Дону. По инициативе и стараниями инж.-мех. лейтенанта Герасимова первой была организована Донская Флотилия, под руководством же и стараниями кап. 1 р. Подгорного и контр-адм. И. А. Кононова, речные пароходы вооружались трехдюймовой артиллерией и пулеметами. На большие стальные баржи с дизелями ставились шестидюймовые Канэ, привезенные из Севастополя, где их приходилось снимать с бездействующих кораблей, машины которых были взорваны англичанами.

Также вооружались тяжелыми морскими шестидюймовыми орудиями и бронепоезда, успешно действовавшие в составе Донской и Добровольческой Армий.

В упорных боях, как и всегда с превосходящим численно противником, особенно отличился морской бронепоезд „Адмирал Непенин", который под командой кап. 2 р. В. Н. Маркова, бывш. арт. оф. лин. кор. „Слава" в августе 1918 г. помог 2000 дроздовцев отбиться у Армавира от 30000 армии Сорокина, но 15 ноября тот же бронепоезд под командой арт. оф. с лин. кор. „Иоанн Златоуст" - ст. лейт. А. Д. Макарова попал в западню и погиб у разъезда Базовая.

Смертью храбрых пали ст. лейтенант Макаров, лейтенант А. Варгасов, мичманы Турцевич, А. Хрущев и гардемарин Иван Завадовский. Остальным удалось после тяжелого боя, в котором отличились ст. лейт. Н. Р. Вирен, гардемарин П. Поплавский и кадет В. Гусев, пробраться с замками от орудий к своим линиям.

Находившийся на соседнем участке бронепоезд „Единая Россия", на котором были также морские офицеры и гардемарины, после ожесточенного боя сумел прорваться.

Не менее доблестны были действия и других морских бронепоездов: „Дмитрия Донского", под командой кап. 2 р. Бушена и „Князя Пожарского" под командой кап. I р. В. Н. Потемкина, особенно отличившегося в 1919 г. при взятии Харькова.

Донская Флотилия под командой адмирала Фабрицкого вела беспрерывные бои с большевиками, а в 1919 г. победоносно дошла до верховьев Дона и своей артиллерией оказала огромную помощь казакам при изгнании большевиков с Дона.

В Таганроге кипела работа по формированию Азовской флотилии под командой кап. 2 р. В. И. Собецкого. На пароходы ставились шестидюймовые, 120 мм и 75 мм орудия, привезенные из Севастополя. Этой флотилии была поставлена задача очистить все порты Азовского моря от большевиков, которая и была выполнена.

Параллельно с формированием флотилий в Таганроге и в Ростове на заводах строились бронепоезда, танки и бронированные автомобили.

В Таганроге же было создано I Управление Портами Азовского моря и II Управление Морской Тяжелой Артиллерии. Во главе первого был поставлен К. Н. Оглоблинский, а во главе второго - кап. 1 р. Я. И. Подгорный.

Командиром Таганрогского порта был назначен контр-адмирал Степанов. Помощником кап. 1 р. Подгорного был ст. лейт. Шестаков, проявивший большую энергию по формированию бронепоездов и танков.

Весной 1919 г., когда началось всеобщее наступление на север, Военно-Морскому Управлению на Дону пришлось перенести свою деятельность за пределы Дона и распространиться по всему Югу России.

Функции Донской и Азовской Флотилии были закончены. Азовская флотилия была переименована в Днепровскую и в мае 1919 г. перешла на Днепр, где были созданы три флотилии: Верхне-Днепровская, под командой кап. 1 р. С. В. Лукомского, Средне-Днепровская, под командой кап. 1 р. Г. И. Бутакова и Нижне-Днепровская, под командой кап. 1 р. Собецкого.

Краткая выдержка из приказа Донского атамана ген. А. П. Богаевского красноречиво характеризует деятельность моряков с самого начала Белой Борьбы:

- Правильно организованные морские части на Дону, спаянные железной дисциплиной, во время общего наступления на Север, разбросались по всему Югу России, где донские кадры были тем ядром, тем скрепляющим цементом, на котором, как на прочном фундаменте, быстро создавались новые морские организации. Морская тяжелая артиллерия развернулась в отдельный Корпус, а Донская и Азовская Флотилия - в речные силы Юга России.

Я, как Атаман Всевеликого Войска Донского, горжусь славной работой моряков.

Атаман В. В. Д. Ген. А. П. Богаевский.

 

Ступени из керамогранита купите red-plit.ru/catalog/stupeni-iz-keramogranita.