Военно-морской флот России

Кадесников Н.З. Краткий очерк белой борьбы под Андреевским флагом на суше, морях, озерах и реках России в 1917-1922 гг.

Моряки на Северо-Западном Фронте

После прибытия на Балтику английской эскадры, обстановка резко изменилась.

Тральщик "Китобой" первым, спустив Красный флаг, поднял Андреевский и ушел к англичанам. К удивлению, он был ими задержан, что заставило большую часть команды перебежать к англичанам. Англичане буквально ограбили сдавшийся им корабль, причем не были пощажены даже частные вещи офицеров и команды, и через несколько дней передали тральщик, как судно не имеющее боевого значения, в распоряжение Морского Управления Северо-Западной Армии. Сдавшиеся еще 27 декабря 1918 г. новые эскадренные миноносцы "Автроил" и "Спартак" были англичанами переданы эстонцам.

Кроме нескольких специалистов, личный состав "Китобоя" был списан с корабля, включая и офицеров: лейт. Моисеев и большая часть команды были переведены в полк Андреевского флага, а мичман Сперанский с частью людей в разгрузочный отдел. Лейт. Моисеев вскоре погиб на фронте: часть "Андреевского" полка перебежала к красным и выдала им лейт. Моисеева и Бока, которые были замучены красными. Труп Моисеева был вскоре найден белыми, причем оказалось, что лейтенантские погоны были прибиты к плечам шестью большими гвоздями, по одному над каждой звездочкой погон.

На ,.Китобой" был набран новый личный состав из офицеров и добровольцев, а командиром его был назначен лейтенант Оскар Ферсман (М. К. 1910 года). Этому доблестному офицеру суждено было еще раз поддержать честь Андреевского флага, а его маленькому судну быть последним носителем этого флага на водах Балтийского моря.

Опасаясь захвата "Китобоя" эстонцами после ликвидации Северо-Западной Армии (что действительно вскоре и случилось с четырьмя моторными катерами), контр-адмирал Пилкин снабдил его командира некоторым количеством денег и запасами топлива и провизии, достаточными для похода в Копенгаген, и приказал ему, если окажется возможным, пройти оттуда на Мурманск к генералу Миллеру. Личный состав был выбран из добровольцев, в том числе 15 морских офицеров. В темную ночь, не замеченный эстонцами, "Китобой" вышел из Ревельской гавани, дошел до Копенгагена, где и простоял несколько месяцев.

На рейде Копенгагена в это время стояла 2-я бригада крейсеров английского флота под флагом контр-адмирала Кована (Cowan), в составе 3-х легких крейсеров и 5 эскад. миноносцев.

На другой день после прихода "Китобоя", флаг-офицер английского адмирала доставил командиру тральщика лейт. Ферсману письменное требование, спустить Андреевский флаг, так как этот флаг больше не признается английским правительством. Лейт. Ферсман ответил, что Андреевский флаг спущен не будет.

Никаких насильственных действий со стороны англичан не последовало, а на следующее утро адмирал Кован прибыл на "Китобой", сделал смотр маленькому кораблю и затем, подойдя к лейт. Ферсману, сказал: "Я надеюсь, что каждый английский морской офицер в подобном положении поступил бы столь же доблестно, как это сделали Вы".

Заботами вдовствующей Императрицы Марии Феодоровны "Китобой" был снабжен углем и провизией для дальнейшего следования.

"Китобой" благополучно добрался до Севастополя, перед самой его эвакуацией, вместе с Русской Эскадрой ушел в Бизерту, где и разделил участь обреченных на бездействие кораблей.

Примечание: название броневого поезда "Талаабчанин" происходит от острова Талааб на Псковском озере. Поезд этот был укомплектован добровольцами, жителями этого острова.

По всем данным, в задачи появившегося в конце 1918 г. у устья Финского залива английского флота не входило оказание существенной помощи зарождавшимся там силам сопротивления против коммунизма.

Помощь англичан оказалась достаточной, чтобы только отстоять отделение Эстонии от Советов!

При таком отношении союзников России к Белому Делу нельзя было думать о возрождении морских сил в составе Северо-Западной Армии.

Только в Нарове организовалась небольшая речная флотилия под командованием кап. 1 р. Д. Д. Тыртова.

Зато морские офицеры и гардемарины влились в сухопутные части. Особенно много моряков было в Печорском полку, где батальоном командовал доблестный кап. 1 р. П. А. Шишко, а ротами: кап. 2 р. Н. Бабицын, В. Беклемишев, М. Ромашев и Г. Вейгелин.

Общая численность моряков, принявших участие в Северо-Западной Армии достигла до 250 человек, около половины которых погибло в неравных боях с противником.

Армия ген. Юденича, подходившая уже к Петрограду (Стрельна, Лигово, Пулково) должна была отступить к границам Эстонии, а после заключения последней мира с Советами, прекратить в начале 1920 г. борьбу вообще.