Военно-морской флот России

Кадесников Н.З. Краткий очерк белой борьбы под Андреевским флагом на суше, морях, озерах и реках России в 1917-1922 гг.

Гардемарины на Дальнем Востоке.

3 октября 1917 года Отдельные Гардемаринские классы под общим начальством кап. 1 р. М. А. Китицына были отправлены из Петербурга во Владивосток для учебного плавания.

Учебный отряд состоял из вспом. крейсера "Орел" (командир ст. лейт. Афанасьев) и миноносцев "Бойкий" (командир лейт. Недлер) и "Грозный" (командир лейт. Якушев).

Кап. 1 р. Китицын ставил себе задачей воспитание гардемаринов по новой учебной программе с расширенными практическими знаниями и на основе тех традиций, которыми жил 200 лет Российский флот и которые должны были послужить здоровой базой для новых кадров офицеров.

Известия о большевистском перевороте дошли до Отряда в Гонк-Конге. Среди команд началась агитация и подготовка захвата кораблей и уничтожение неугодных офицеров и гардемаринов.

Кап. 1 р. Китицын, которому уже было известно о перевороте в России, снесся с послом в Лондоне через Военно-Морского Агента в Японии контр-адмирала Б. П. Дудорова и получил возможность при поддержке английских морских властей сделать обратный переворот.

В назначенный день и час русский консул прибыл на "Орел" и прочитал бумагу, по которой все революционные нововведения отменялись и старые уставы и дисциплина вводились на Отряде, начальником коего назначался кап. 1 р. М. А. Китицын.

Не желавшим подчиниться было предложено вернуться во Владивосток на английском вспомогательном крейсере "City of London".

Матросы бросились было к оружию, но всюду уже стоял караул из гардемаринов, которые заняли посты во всех ответственных частях корабля.

Из матросов на "Орле" остался только один.

Гардемарины были распределены по всем специальностям от сигнальщиков и комендоров до трюмных и кочегаров включительно.

Миноносцы стали к стенке. "Бойкий" был сдан англичанам в Гонк-Конге, а через некоторое время "Грозный" передан французам в Сайгоне. "Орел", обратившийся из вспом. крейсера в учебный транспорт, стал в ожидании лучшего возить грузы между Гонк-Конгом, Сайгоном и Хайфонгом.

В ноябре 1918 г. распоряжением прибывшего в Сибирь адмирала Колчака были направлены во Владивосток все гардемарины Морского Корпуса, Морского Инженерного Училища и Отдельных Гардемаринских Классов, а также юнкера флота. Из Индо-Китая в том же ноябре прибыла первая большая партия — 5 офицеров и 62 гардемарина.

В Шефнеровских казармах, в помещении школы специалистов было восстановлено Морское Училище.

В апреле 1919 г. Морскому Училищу пришлось принять участие в военных действиях против красных.

Летом велись практические занятия гардемаринов на канонерской лодке "Манджур" - брейд-вымпел Начальника Учебного Отряда кап. 1 р. Китицына. К "Манджуру" был тогда же прикомандирован миноносец "Смелый". В Учебный Отряд входили: пос. судно "Якут", ледоколы "Улисс" и "Диомид".

В декабре вернулись во Владивосток из-за границы миноносцы "Бойкий" и "Грозный" и вспом. крейсер "Орел"; таким образом Гардемаринский Отряд увеличился вдвое.

К половине января 1920 г., после того, как взбунтовалась инструкторская школа на "Русском острове", во всем приморье единственными надежными воинскими частями остались Морское Училище и Военно-Морская Учебная Команда — 70 матросов под командой известного уже нам кап. 2 р. Потолова. Ввиду создавшегося критического положения была решена эвакуация Владивостока. Командующий Морскими силами контр-адмирал М. А. Беренс приказал Начальнику Училища кап. 1 р. Ки-тицьшу сформировать отряд судов особого назначения из всех способных двигаться кораблей Сибирской флотилии, исключая миноносцев.

Увы, их оказалось по разным причинам немного. М. А. Китицыну удалось захватить только "Орел", "Якут" и ледокол "Байкал".

Гардемарины снова были распределены по всем специальностям. На корабли были взяты около 500 человек флотилии с членами их семейств, но с выходом еще медлили.

Обстановка была очень сложная. Помимо несогласия между морским и сухопутным командованием, на Владивостокском рейде стояли корабли союзников.

Они не хотели разрешать отхода Отряда из Владивостока. Только личное вмешательство японского флагмана разрешило вопрос.

Ночью с 30 на 31 января 1920 г. контр-адмирал Беренс прибыл на "Орел" и дал приказ об эвакуации.

Б 5 час. утра ледокол "Байкал", ломая лед, начал выводить "Орла" и "Якута" из Золотого Рога.

Большую опасность представляли батареи Русского Острова, но они не проявили признаков жизни. Ледокол "Байкал?', пожелав счастливого плавания, вернулся затем во Владивосток. "Орел" и "Якут" направились в Цуругу, имея небольшой запас провизии, довольно много консервов и нормальный запас угля.

В Цуруге эвакуированные офицеры и их семьи съехали на берег.

Съехали и контр-адмирал Беренс, кап. 2 р. Потолов и некоторые офицеры Училища.

Кап. 1 р. Китицыи принял командование "Орлом". Начальник Морского Училища и Отряда Особого Назначения кап. 1 р. Китицын решил из Японии пробраться в Европу, тем более, что мысль о переводе Морского Училища из Владивостока в Севастополь давно уже родилась в его голове.

Суда из Цуруги пошли в Маджи и дальше в Гонк-Конг и Сингапур. Там они починились, получили для перевозки новый груз и вышли в Калькуту, сделав небольшую остановку на Адаманских островах, где произвели учебный десант на берег.

Дальше Цейлон, Сейшельские острова, Аден и Порт-Саид, где неожиданно застряли.

В Порт-Саиде кап. 1 р. Китицын впервые достоверно узнал, что в Крыму Белая Армия закрепилась и продолжает борьбу с большевиками. Между тем положение Отряда становилось катастрофическим: кончились уголь, вода и провизия, не говоря уже о невозможности идти куда-нибудь, английский Командир Порта отказал даже дать разрешение сняться с якоря.

Тогда кап. 1 р. Китицын поставил ультиматум английскому Высокому Комиссару в Египте, что если через 36 часов не будут даны уголь, вода и провизия, как и официальное разрешение выйти в море, то он выведет корабли и затопит их поперек Суэцкого канала. Действие этого ультиматума было магическое: не прошло 2 часов, как англичане предоставили судам отряда все необходимое, и "Орел" и "Якут" 12 августа 1920 года пришли в Адриатическое море и стали на якорь в Дубровнике. Здесь "Орел" был возвращен Добровольному флоту, "Якут" же получил предписание идти в Севастополь, взявши по дороге в Константинополе небольшой груз военного снаряжения.

На него перешел кап. 1 р. Китицын с частью офицеров, с 49 корабельными гардемаринами и 65 гардемаринами 2 и 3 роты, которые и пошли в Крым.

В Крым "Якут" пришел лишь к эвакуации, как и "Илья Муромец" из Белого моря и "Китобой" из Балтийского, сошедшиеся все трое в Севастополе (Выдержки из "Колыбель Флота" отдел XII — Морское Училище во Владивостоке).

Все гардемарины, пришедшие на "Якуте" автоматически влились в Севастопольский Морской Корпус.