Военно-морской флот России

Р.М. Мельников. Крейсер "Варяг". Судостроение. 1983.

Эпилог

Рассказ о традициях «Варяга» в русском и советском флотах, о его героях, ветеранах и их потомках - тема специального исследования. Здесь же хотелось бы назвать лишь несколько человек, в чьих судьбах, по мнению автора, особенно отчетливо проявились боевые и революционные традиции русского народа и его вооруженных сил.

Разными путями шли герои «Варяга» к пониманию социально-политической обстановки в России начала XX в. и, как следствие, к необходимости борьбы с царским самодержавием. Большая группа варяжцев во главе с А. Д. Войцеховским в июне 1905 г. участвовала в восстании и в героическом рейде по Черному морю броненосца «Потемкин» - корабля, оставшегося, по выражению В. И. Ленина, «непобежденной территорией революции». Активными участниками восстания на присоединившемся к «Потемкину» «Георгии Победоносце» были герои Чемульпо Василий Бакалов, Степан Беспалов, Андрей Исламов, Селиверст Иванов, Степан Проценко, Павел Сенцов. В ноябрьском восстании в Севастополе и революционных выступлениях в Николаеве, Ревеле, Кронштадте, Риге и Петербурге также принимали участие варяжцы. Нельзя не назвать среди них одного из первых представителей народной власти, сподвижника П. П. Шмидта в восстании на крейсере «Очаков»,- бывшего машиниста «Варяга» Антона Янковского, избранного матросским депутатом.

В этой борьбе народа против царизма совершил теперь уже гражданский подвиг бывший командир «Варяга». Обласканный царем, флигель-адъютант его величества Всеволод Федорович Руднев отказался участвовать в аресте матросов его экипажа, за что и был уволен в отставку. Неугодным царизму оказался и старший врач «Варяга» М. Н. Храбростин, увлекавшийся учениями К. Маркса и Л. Толстого. Работая в провинции земским врачом, он пытался организовать в 1908-1910 гг. сельские трудовые коммуны для бедняков и ссыльных. До последнего дня жизни этот человек оставался верен тем идеалам добра и справедливости, которым поклялся служить еще в ранней юности.

Царские награды и милости не затемнили классового сознания варяжцев, и они, подобно бывшему машинисту крейсера С. Д. Крылову, сражались в рядах восставшего московского пролетариата в 1905 г. На металлургических заводах южного Урала работал Ф. Н. Сызранкин - член РСДРП с 1912 г., участник матросских сходок на Малаховом кургане в 1915 г., организатор подпольной группы на «Варяге» в 1916 г., возглавивший революционное шествие варяжцев в Ливерпуле в 1917 г. В гуще событий Февральской революции в Петрограде были унтер-офицер второй команды «Варяга» георгиевский кавалер Яков Чирков и герой боя у Чемульпо Ф. Ф. Семенов, всем сердцем воспринявший речь В. И. Ленина на площади у Финляндского вокзала в день приезда вождя в Россию. В рядах гвардейского экипажа участвовали в июньской демонстрации вернувшиеся из Англии матросы «Варяга», на «Авроре» в день Октябрьского восстания нес службу молодой матрос с «Варяга» Семен Воробьев, и вместе с восставшими рабочими шел на штурм Зимнего машинист второй команды «Варяга» Николай Антонов. В суровые послеоктябрьские дни готовил экспедиционные отряды балтийских моряков машинный содержатель «Варяга» Дмитрий Никонов, а в 1919 г., став комиссаром одного из них, ушел на защиту Петрограда. После окончания гражданской войны Д. И. Никонов - комиссар линкора «Севастополь».

На многих фронтах гражданской войны защищали варяжцы завоевания Октября. В матросском отряде с Дмитрием Никоновым сражался против войск Юденича старшина левой машины «Варяга» Василий Белушкин, в тылу Врангеля в Крыму партизанил герой боя при Чемульпо Ф. Ф. Семенов, в Сибири против колчаковцев действовал другой георгиевский кавалер В. С. Белоусвв, который в составе известного партизанского отряда Н. А. Бурлова с боями прошел до Забайкалья, вел революционную пропаганду в американских войсках около Верхне-Удинска (Улан-Уде), с группой партизан-разведчиков добывал ценные сведения о планах американских оккупантов и семеновских белобандитов. Через Дальний Восток с отрядом варяжцев, возвратившихся на Родину после интернирования в Америке русских кораблей, пробивается на родной Урал машинист второй команды «Варяга» Ф. Н. Сызранкин, и здесь, на Южно"м Урале, в сложнейшей обстановке борьбы с предательством и терроризмом эсеров, с многочисленными полчищами мятежного атамана Дутова бывший матрос «Варяга» вырастает до командира 1-го Белорецкого социалистического полка, ставшего летом 1918 г. одним из основных формирований партизанской армии В. К. Блюхера. В суровых непрерывных боях эта армия совершила рейд, подобный легендарному походу Таманской армии. В рабочих дружинах города Абдулино на Южном Урале и под Симбирском отстаивали советскую власть вернувшиеся через Мурманск из английской тюрьмы машинисты «Варяга» Н. Ф. Попов и А. М. Чарыков.

В трудные годы становления советской власти на высших командных постах служили Родине С. В. Зарубаев - в 1918- 1919 гг. начальник морских сил Балтийского моря - и Е. А. Беренс - в 1919-1920 гг. - начальник морских сил Республики. На сторону советской власти перешел и инженер-механик капитан 1-го ранга С. С. Спиридонов, механиком на линкоре «Республика» участвовавший в знаменитом ледовом походе Балтийского флота. Большую работу по подготовке кадров советского подводного флота вел другой механик крейсера Я. С. Солдатов. Верными своей гуманной профессии остались врачи первого и второго экипажей «Варяга» М. Л. Банщиков и С. М. Свешников.

В советском судостроении продолжал трудиться участник строительства «Варяга» в Америке С. П. Байков - старейший производственник Балтийского завода, начальник участка работ корпусного цеха, чья 48-летняя трудовая деятельность в отечественном судостроении в 1934 г. была отмечена почетным званием Героя труда. Большие организаторские способности и редкий опыт, постоянное стремление к рационализации, принесшей много ценных новшеств, умение пробудить и поддержать творческую мысль рабочих и, как следствие, высококачественное выполнение всех заданий - вот что отличало участок Степана Петровича.

По-ударному трудились варяжцы и на других участках народного хозяйства. В трудные 20-е годы питательным пунктом миссии Нансена руководил бывший электрик «Варяга» Алексей Сатрапинский; организаторами колхозов у себя на родине стали комендоры Д. С. Залидеев и В. И. Крутиков; по призыву партии в числе рабочих-двадцатипятитысячников укреплял колхозное хозяйство Ф. Ф. Семенов; на стройках золотодобывающей промышленности многие годы трудился участник боя при Чемульпо В. С. Белоусов; со своей профессией рулевого не расставался плававший на Каме Г. П. Снегирев.

В рядах Советской Армии и на трудовом фронте сражались варяжцы и в годы Великой Отечественной войны. Всю войну водил поезда машинист 1-го класса Н. Ф. Попов, на Дальнем Востоке служил А. М. Малахов, в рядах ВМФ находились полковник Д. И. Никонов и генерал-майор П. С. Броневицкий. В блокадном Ленинграде за жизни воинов и мирных жителей боролся главный врач больницы им. И. Г. Коняшина, бывший младший врач «Варяга» в бою под Чемульпо М. Л. Банщиков, с 1943 г.- заслуженный врач РСФСР. В городе на Неве нес трудовую вахту и комендор с «Варяга» П. С. Рудой, присоединивший к Георгиевскому кресту медали «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг.».

Значительным вкладом в дело победы и восстановления народного хозяйства стала изобретательская и рационализаторская деятельность Н. Ф. Сызранкина, дважды удостаивавшегося звания лауреата Государственной премии за коренное преобразование технологии производства боеприпасов и дальнейшее, принесшее стране десятки миллионов рублей экономии, совершенствование литейных процессов. Многими высокими правительственными наградами отмечен боевой и мирный труд варяжцев.

Великий разлом, вызванный революцией и гражданской войной, прошел через многие семьи варяжцев. По разные стороны баррикад оказались братья Сергей и Алексей Зарубаевы. Развела судьба и двух братьев-моряков из старинной флотской семьи Беренсов. И если старший - Евгений - верно служил Красному флоту, то младшему досталась сомнительная доля стать последним командующим печально известной и бесславно закончившей в 1924 г. свое существование бизертской эскадры. Не нашел пути на родину старший врач второго экипажа «Варяга» Н. А. Востросаблин, но верный своему воинскому долгу честно служил в рядах Красной армии его отец, генерал-лейтенант Александр Павлович Востросаблин. Будучи комендантом крепости Кушка он отстоял ее от контрреволюционных мятежников, был награжден орденом Красного Знамени. Член РВС Туркестанской республики, А. П. Востросаблин в 1920 г. пал от рук белобандитов: Командирами Красной Армии стали и оба его внука. Николай Николаевич, старший лейтенант-артиллерист, погиб в 1940 г. на Карельском перешейке в возрасте 29 лет. В этих боях был ранен и его младший брат Дмитрий Николаевич. Сражаясь на Северо-Западном фронте и подо Мгой в 1941 г., он снова был ранен и снова вернулся в строй, освобождал Варшаву, штурмовал Берлин. Не сомневались в выборе жизненного пути и сыновья старшего механика «Варяга» Н. Г. Лейкова. Старший - Георгий Николаевич - рассыльный в госпитале в период гражданской войны, курсант военно-технического училища, с 1923 г.- флотский артиллерист. В 1941 -1945 гг. работал в аппарате ГКО, выполняя правительственные задания по производству и обеспечению боеприпасами фронтов Великой Отечественной войны. Младший брат Михаил погиб на войне. По пути отца пошел Владимир Сергеевич Спиридонов - многие годы он плавал механиком на судах советского транспортного и научно-исследовательского флота.

Замечательными трудовыми свершениями, боевыми подвигами, высокими наградами Родины отмечен путь потомков врачей «Варяга» М. Н. Храбростина и М. Л. Банщикова. На фронтах Великой Отечественной войны сражались внуки М. Н. Храбростина Александр и Владимир. Полковниками Советских Вооруженных сил закончили они службу, и в рядах Советской Армии и Флота продолжили их боевую эстафету сыновья - правнуки Михаила Николаевича. Директором Научно-исследовательского института текстильной и легкой промышленности стала его внучка Ирина Сергеевна, бережно хранит она в своей семье память о необыкновенном деде. Отстояв Родину в боях с фашистами, вернулись к мирному труду сыновья М. Л. Банщикова Лев и Дмитрий. 54 трудовых года, включая и суровые дни ленинградской блокады, отдал родному Кировскому заводу их старший брат Андрей Михайлович Банщиков. Тысячи тонн выплавленной стали на счету ветерана, заслуженного рационализатора РСФСР, который и сегодня успешно продолжает свою непрерывную трудовую вахту на Кировском заводе.

По разным странам разбросала судьба сыновей командира «Варяга» В. Ф. Руднева. Но и оказавшись на чужбине, они оставались патриотами своей родины. Младший - Пантелеймон Всеволодович Руднев-Варяжский - участник французского Сопротивления; в послевоенные годы побывал в нашей стране, много сделал для сохранения памяти о «Варяге» и его командире во Франции и в СССР. Старший - Николай Всеволодович в 1946 г. вернулся в Советский Союз, вел большую патриотическую работу, написал об отце хорошую книгу.

Славные боевые традиции варяжцев достойно поддержали советские моряки - с памятью о «Варяге» шли они в бой, подвиг «Варяга» повторили герои «Тумана» и «Сибирякова».

Навечно в народной памяти останется жить подвиг «Варяга» и «Корейца». В 1954 г. страна торжественно отметила 50-летие героического боя. 9 февраля, в годовщину боя, адмирал флота Н. Г. Кузнецов писал в «Правде»: «Подвиг «Варяга» и «Корейца» вошел в героическую историю нашего народа, в золотой фонд боевых традиций советского флота. В ожесточенных боях против врагов нашего социалистического государства советские моряки приумножили эти традиции». Опубликованным в тот же день Указом Президиума Верховного Совета СССР известные к тому времени ветераны «за личное мужество и отвагу, проявленные в бою с японской эскадрой при Чемульпо 9 февраля 1904 года» были награждены медалями «За отвагу». 10 февраля на торжественном вечере в ЦДСА боевые награды 11 героям вручил адмирал флота Н. Г. Кузнецов. Ветераны были желанными гостями столицы, Ленинграда и Кронштадта. Советское правительство приняло решение присвоить имя «Варяга» одному из строившихся крейсеров, а на родине командира В. Ф. Руднева установить памятник. Его открытие состоялось в Туле в сентябре 1956 г.

Сегодня дорогое советским людям имя «Варяга» носит грозный ракетный крейсер. Бережно хранят на корабле память о прославленных героях легендарного боя, свято чтут и успехами в боевой подготовке приумножают моряки славу „гордого «Варяга»".

Бессмертно это имя, ставшее символом доблести русских моряков, бессмертны люди этого героического корабля, современника великой эпохи, младшего брата «Авроры».

Ленинград - Николаев - Москва - Севастополь

1975-1983 гг.

 

Ленточная пила по выгодным ценам на сайте https://omsk.pila-nsk.ru/catalog/lentochnye-pily/.