Военно-морской флот России

М.А. Петров. Обзор главнейших кампаний и сражений парового флота. Ленинград. 1927. 

Глава 28. Ютландский бой.

Подготовка и замысел операции.

До 1916-го года германское командование, по-видимому, считало, что главные силы флота должны быть сохранены до заключения мира, ибо даже полная победа на сухом пути, но с потерянным или весьма ослабленным флотом обесценивалась, так как главный конкурент, английский военный флот, сохранил бы господство на море и Германии пришлось бы вновь вернуться в то положение - в смысле соотношения морских сил, - при каком была начата война. Это в лучшем случае. В худшем -Германия теряла и то, что она имела. Такого рода соображения сдерживали командование от рискованных операций и, фактически, войну на море до сих пор вели вспомогательные силы - крейсера и подводные лодки. Линейный же флот деятельного участия в войне не принимал.

Теперь, однако, положение стало несколько иным. Армия, после блестящих побед, была вынуждена веста изнурительную позиционную войну на западном фронте, характер коей не предвещал скорой победы. Ряд успехов на востоке, хотя и значительных - все же не позволял рассчитывать на быстрое окончание войны. Подводная война не дала решающего результата.

Все силы Германии были введены в бой. Оставался только линейный флот, до сих пор не использованный.

Естественно, что с наступлением критического момента, взоры как командования, так и всей страны - должны были направиться на него. Наступал его черед.

Все эти обстоятельства обусловили предъявление к линейному флоту требования активных действий.

Существенным также было моральное воздействие на командование со стороны общественных кругов, и даже из среды самого флота. В среде личного состава, в офицерских кругах, высказывалось явное неудовольствие по поводу неиспользования линейных судов. Линейные корабли стояли в гаванях, тогда как подводные лодки, крейсера и миноносцы были постоянно в море, в работе. Это создавало антагонизм, вызывая даже вроде брожения среди офицеров.

В результате «осторожный» командующий германским флотом фон-Поль - был заменен всегда высказывавшимся за активные выступления, всегда требовавшим беспощадной подводной войны - адмиралом Шеер.

Каков же мог быть активный план немцев? Создать, подготовить и использовать благоприятную обстановку, в которой можно уверенно нанести свой удар сильнейшему английскому флоту. Одним из способов подготовить обстановку для решительного удара - могло бы быть стремление постепенно ослабить противника предварительными операциями, выровнять силы, а затем идти на бой. Такой способ стар и обычен. К нему всегда прибегают, когда нет иного решения. Но он вызывает необходимость тщательно разработанного плана, систематически проводимого в жизнь. Это-задание для целой кампании. Если бы такая идея лежала в германском плане с самого начала, то предыдущие два года были бы использованы в этом направлении. Теперь же, потеряв столько времени, надо было срочно решать этот вопрос.

Наиболее простым, казалось бы, являлось стремление бить противника по частям и доселе уже присущее германскому командованию (бой у Доггер-банки). Но как заставить его сделать ошибку, подставить свою часть против сосредоточенных германских сил? Отвлечь, демонстрировать - все это очень условно, да и опасно, если вместо части, противник выйдет полностью, если вместо того, чтобы попасть в ловушку, он ответит сосредоточенным ударом своих вдвое превосходящих сил.

Между тем, именно такая идея и была положена в план немцев.

Немецкие линейные крейсера несколько раз бомбардировали побережье Англии. Эти бомбардировки имели ничтожные материальные результаты, но значительный моральный эффект, вызывая в Англии беспокойство за безопасность прибрежных пунктов.

Было решено отрядом крейсеров вновь бомбардировать один из пунктов английского побережья. Это должно было, по расчетам германского командования, вызвать погоню за ним части английских главных сил. Приняв погоню, крейсера должны были навести англичан на сосредоточенный в море германский Флот Открытого моря, который должен уничтожить их.

Задуманная операция требовала особых мер обеспечения. Таковой должна была явиться прежде всего разведка - точное знание мест расположения противника, его состояния в данный момент, сообразно с чем выбрать время и направление операции; затем - необходимо было самым тщательным образом скрыть от противника замысел операции и приготовление к ней, иначе, если противник узнает, и на обман не поддастся, то создается опасное положение: не англичане частично, а немцы полностью - могут попасть под удар сосредоточенных сил неприятеля; наконец - такая идея операции требовала, на случай выхода всего английского флота, прикрытия и обеспечения.

В операции должен был принять участие почти весь Флот Открытого моря, при чем 1-я разведочная группа под командой адмирала Хиппера в составе линейных крейсеров, приданных ей легких крейсеров 2-ой разведочной группы и кр. «Регенсбург» с тремя флотилиями миноносцев, должна была выполнить демонстративную задачу: обстрелять Зундерланд на английском побережье, обнаружить себя и вызвать за собой погоню. Главные силы Флота Открытого моря в составе 3-х эскадр линейных кораблей, 4-й разведочной группы легких крейсеров, кр. «Росток» и 4-х флотилий миноносцев - должны были идти в назначенный пункт южнее Доггер-банки.

Кроме того, около 25 подводных лодок были высланы в море для занятия позиций при выходах из неприятельских портов. Разведка и атака вышедшего противника - ставились им задачей. Большая часть их была сосредоточена против Фирт-оф Форт, где находилась крейсерская эскадра адмирала Битти. Только две лодки сторожили выход из Скапа Флоу, где были сосредоточены главные силы англичан (это указывает, что немецкое командование не слишком рассчитывало на выход Гранд-Флота в море). С 23-го мая по 1-е июня лодки должны были находиться в указанных местах.

Предполагалось также произвести воздушную разведку для освещения южной части моря. К выполнению таковой было предназначено 10 дирижаблей, которые должны были расходящимися курсами от Гельголанда покрыть наблюдением этот район.

Операция была назначена к выполнению между 24-го мая и 1-го июня. Неблагоприятная погода мешала, однако, дирижаблям вылететь. Изо дня в день дул сильный ветер и выход флота откладывался.

Считаясь с тем, что лодки могут оставаться в море только до 1-го июня, решено было начать операцию, не дожидаясь возможности выполнения воздушной разведки, и таковая была назначена на 30-е мая.

При этом было изменено направление операции: решено произвести демонстрацию, вместо Зундерланда, перед Скагерраком, куда должны были выйти линейные крейсера, и, показавшись на вид норвежских берегов, попутно Захватывая торговые суда, вызвать за собой погоню части английских главных сил. Эти последние должны были быть наведены на сосредоточенный в море германский линейный флот.

Таким образом, германскому командованию предстоял выбор: или отказаться от воздушной разведки, или ждать ее, но считаться с тем, что подводные лодки уйдут с позиций и операция пройдет без их участия. Был еще и третий выход: отложить операцию на значительное время, сохранив участие и подводных лодок и дирижаблей.

Оно решило отказаться от воздушной разведки. Это решение было бы правильным лишь тогда, если бы подводные лодки могли нанести неприятелю крупные потери или дать точные сведения о нем, восполнив отсутствие воздушной разведки. Но на первое нельзя было рассчитывать, так как число лодок было ограничено (только две на самом главном направлении); что касается получения от них сведений разведки, то таковое затруднялось - во первых, дурной связью с лодками (радио только в надводном состоянии), во вторых, - ограниченным горизонтом видимости с них. Легкость, с которой германское командование отказалось от воздушной разведки, показывает, что оно было слишком убеждено в том, что операция внезапна для противника и он не выведет в море своих главных сил. Это должно быть поставлено в вину германскому командованию. Недооценка разведки - большое упущение, о чем нам пришлось в своем месте говорить, когда мы рассказывали о Цусимской операции. Здесь события вновь подтвердили ее значение.

Примечание: Шеер в своих «воспоминаниях» говорит: «Для операции в направлении к Зундерланду дальняя воздушная разведка была необходима, так как пришлось бы идти в район моря, в котором мы принуждены были бы принять бой против нашего желания. Так как на избранном новом курсе удаление от неприятельских баз было значительно больше, воздушная разведка была желательна, но не безусловно необходима». Это мало объясняет отказ от воздушной разведки, ибо ничем иным, как ею, возможно было застраховать себя от неожиданного появления главных английских сил.

В 4 часа утра 31-ю мая крейсерский отряд под командой адмирала Хиппера снялся с якоря в Яде и вышел в указанном выше составе, имея приказание пройти в Скагеррак, показаться до темноты у норвежских берегов, ночью крейсеровать в Скахерраке и к полудню следующего дня присоединиться к главным силам.

Главные силы вышли на пол часа позже и должны были соединиться с ними 1-го июня.

Дислокация английского флота накануне выхода немцев в море (см. карту):

1) В Скапа Флоу... I эскадра линейных кораблей (На «Iron Duke» флаг главнокомандующего флотом адмирала Джеллико) ; IV эскадра линейных кораблей ; III эскадра линейных крейсеров ; I и II эскадра броненосных крейсеров ; IV эскадра легких крейсеров ; IV и XII флотилия миноносцев.

2) В заливе Кромарти: II эскадра линейных кораблей ; XI флотилия миноносцев.

3) В заливе Фирт оф Форт I и II эскадра линейных крейсеров, (на «Lion» - флаг начальника флота линейных крейсеров адмирала Битти).

V эскадра линейных кораблей. I, II, III эскадра легких крейсеров. V, IX, X и ХШ флотилии миноносцев. III эскадра линейных кораблей (в бою не участвовали).

Из перехваченных радио, путем радиопеленгования, может быть, кроме того, из агентурных источников, англичане узнали о том, что готовится какая то операция в море, и германский флот готовится к выходу. 30-го мая были сделаны распоряжения о выходе в море всего Гранд-Флота.

Таким образом, в то время, когда немцы рано утром снимались с якоря, предполагая, что их операция будет внезапна для противника, английский флот уже был в море, начав выходить еще с вечера.

В полдень 30-го мая Джеллико получил из Адмиралтейства сообщение о приготовлениях германского флота к выходу. В 7 час. 40 мин. - приказано приготовиться к походу, и около 12 час. 30 мин. весь Гранд-Флот - уже был в море.

Намерения Джеллико сводились к следующему: главным силам (флоту линейных кораблей) идти в условленную точку (см. карту φ=57° 45' l=4°15'0), в 240 милях от Скапа Флоу. Адмиралу Битти с флотом линейных крейсеров и 5-ю эскадрой идти в другую точку φ=56°40' l=5°0' в 250 милях от Фирт-оф-Форта.

Примечание. Случайное совпадение это или нет, но место сосредоточения англичан назначено как раз на пути германского флота к берегам Норвегии.

В случае, если Битти не обнаружит ничего подозрительного до 4-х часов дня, ему предоставлялось идти на соединение с Джеллико, который в это время ляжет на южный курс.

По выходе в море, флоты выстроились в походные порядки, установив перед собой дозорные крейсерские завесы.

За ночь было несколько случаев атаки германских лодок, но без результата. Эти атаки в связи с непрерывно поступавшими сведениями о нахождении в море значительного количества подводных лодок обязывали Джеллико непрерывно, в течение всей операции, иметь в виду их угрозу (в действительности в том районе, где произошел бой германских лодок не было).

Таким образом, флоты шли к неизбежной встрече. Все преимущества были на стороне англичан - не только в отношении количества боевых сил, но и в том, что они знали о противнике все, тот же об их передвижениях не знал - ничего.

В море были главные силы флотов Англии и Германии. Состав столкнувшихся сил и их относительная боевая мощь видны из следующих таблиц:

ТАБЛИЦА

сил сторон в Ютландском сражении.

Английский флот.

Ход.

Артиллерия.

Германский флот.

Ход.

Артиллерия.

15" 13,5" 12" Противом 12" 11" Противом.

Гранд - Флиг.

Флот Открытого
Линейные корабли. моря.
II эскадра; Линейные корабли
1 дивизия;

1 эскадра:

«King George V» 22,1 - 10 - 16-4" "Фрид-д-Гроссе" 23,5 10 - 14-6"
«Ajax» 22 - 10 - 16-4" «Остфрисланд» 20,8 12 - 14-6"
«Centurion» 20 - 10 - 16-4" «Тюринген» 20,8 12 - 14-6"
«Erin» 21 - 10 - 16-4" «Гельголанд» 20,8 12 - 14-6"
  «Ольденбург» 20,8 12 - 14-6"

2 дивизия:

 
«Orion» 21 - 10 - 16-4" "Позен" 20 - 12 12-6"
«Monarch» 21,9 - 10 - 16-4" «Рейнланд» 20 - 12 12-6"
«Conqueror» 22,1 - 10 - 16-4" "Нассау" 20 - 12 12-6"
«Thunderer» 20,8 - 10 - 16-4" «Вестфален» 20 - 12 12-6"

IV эскадра.

 

3 дивизия:

III эскадра.

«Iron Duke» 22 - 10 - 12-6" "Рейнланд" 20,5 10 - 11-6"
«Royal Oak» 21 8 - - 16-6" «Гр. Курфкрст» 20,5 10 - 14-6"
"Superb" 21,5 - - 10 16-4" «Маркграф» 20,5 10 - 14-6"
"Canada" 23 - 10 - 16-6" «Кронпринц» 20,5 10 - 14-6"

4 дивизия:

"Кайзер" 20,5 10 - 14-6"
"Benbow" 21 - 10  - 12-6" "Принц-регент  Луитпольд" 20,5 10 - 14-6"
«Bellerophon» 21,5 - - 10 16-4" «Кайзерин» 20,5 10 - 14-6"
«Temeraire» 22,1 - - 10 16-4"  
«Vanguard» 22,1 - - 10 18-4"  

 

Английский флот. Ход. Артиллерия. Германский флот. Ход. Артиллерия.
15" 13,5" 12" Про-тивм. 12" 11" Противм.

I эскадра.

 

5 дивизия:

II эскадра.

"Colossus" 21,5 - - 10 16-4" «Дейтшланд» 18 - 4 14-7"
«Collingwood» 21,5 - - 10 18-4" «Поымерн» 18 - 4 14-7"
«Neptune» 21,9 - - 10 16-4" «Шлезвиг» 18 - 4 14-7"
«St. Vincent» 21,9 - - 10 18-4' «Шл.-Голштейн» 18 - 4 14-7"

6 дивизия:

"Ганновер" 18 - 4 14-7"
«Marlborough» 21,8 - 10 - 12-6" «Гессен» 8 - 4 14-7"
«Revenge» 21 8 - - 16-6"
«Hercules» 21 - - 10 16-4"
"Agincourt" 22,5 - - 14 20-6"

V эскадра:

«Barham» 95 8 - - 16-6"
«Valiant» 25 8 - - 16-6"
«Warspite» 25 8 - - 16-6"
"Malaya" 25 8 - - 16-6"

Линейные крейсера.
 I эскадра.

Линейные крейсера.

«Lion» 28,3 - 8 - 16-4" "Люцов" 28,5 8 - 12-6"
«Princess Royal» 28,5 - 8 - 16-4" «Дерфлингер» 28,5 8 - 12-6"
«Queen Mary» 28,5 - 8 - 16-4" «Зейдлиц» 28 - 10 12-6"
"Tiger" 28,5 - 8 - 16-4" «Мольтке» 28 - 10 12-6"

II эскадра.

«Фон-дер-Танн» 28,1 - 8 10-6"
«New Zealand» 26,4 - - 8 16-4"
«Indefatigable» 26,7 - - 8 16-4"

III эскадра.

«Indomitable» 26,6 - - 8 16-4"
«Inflexible» 26,5 - - 8 16-4"
«Invincible» 26,1 - 8 6-4"
- 15" 13,5" 12" - - 12" 11" -
Всего. - 48 152 144 Всего - 144 100

Легкие силы.

Англичане.

Немцы.

Легкие крейсера.

Разведочные группы легких крейсеров.

1-ая эскадра - 4 крейсера. 2-ая группа - 6 крейсеров.
2-ая эскадра - 4 крейсера. 4-ая группа - 5 крейсеров
3-ая эскадра - 5 крейсеров
4-ая эскадра - 5 крейсера.  
Кроме того:

При главных силах  - 4 крейсера

1-ая эскадра брон. крейсер 4 крейсера

2-ая эскадра брон. крейсер - 4  крейсера

 
Итого - 30 крейсеров. Итого - 11 крейсеров.

 

Миноносцы. Миноносцы.
IV флотилия.

Всего 72 миноносца.

II-ая флотилия.

Всего 72 миноносца.

XII флотилия VI флотилия
I флотилия IX флотилия
IX флотилия  I флотилия
X флотилия III флотилия
XIII флотилия V флотилия
    VII флотилия

В общем итоге - английские силы вдвое превышали силы германского флота.

Описание сражения.

31 мая погода была ясная, ветер тихий, море спокойное.

В 7 час. 30 мин. одна из подводных лодок, находившихся на позиции у Фирт-оф-Форта, донесла о нескольких кораблях и миноносцах, идущих курсом SO, милях в 70 от этого пункта. В 8 час. 30 мин. было получено радио, что, судя по английскому радиотелеграфированию, два больших корабля или соединения вышли из Скапа Флоу. В 8 час. 48 мин. пришло еще 3 донесения от подводных лодок, что в милях 60 на 03i от мыса Киннерд-хэд она усмотрела 8 линейных кораблей, малые крейсера и миноносцы, идущие курсом N0.

Оценивая эти донесения, Шеер пишет: «они не давали никакой картины намерений противника. Различный по силе состав названных соединений, их расходящиеся курсы, не указывали на выполнение ими совместного оперативного задания и на возможность выступления против Германской (Гельголандской) бухты, и не могли быть в связи с нашей операцией; эти донесения, однако, давали возможность надеяться, что план наш, встретиться с отдельными частями неприятеля - удастся»... Между тем эти донесения являлись грозным предостережением германскому флоту, ибо это в действительности была - эскадра Витти, вышедшая из Фирт-оф-Форта и главные силы, вышедшие из Скапа Флоу, и их часть, находившаяся в заливе Кромарти, идущая на соединение с Джелико.

Если бы Шеер располагал воздушной разведкой, то картина ему была бы ясна.

Примечание. Позже 5 цеппелинов вылетели на разведку из Гельголанда, но их курсы были выбраны столь неудачно, что они не видели никого в море, хотя в это время уже шел бой.

В 4 час. 48 мин. один из миноносцев, состоявший в отряде Хиппера, посланный для осмотра встреченного парохода, увидел в западной части горизонта дым.

Высланные разведчики обнаружили крейсерскую эскадру адмирала Битти.

Что касается последнего, то он с утра 31-го шел назначенными ему курсами. Не обнаружив неприятеля до 4-х часов, он повернул на соединение с главными силами. Но не прошло и 5-ти минут после поворота, как один из легких крейсеров, бывших в завесе («Galatea»), увидел на OSO два неприятельских крейсера. Битти тотчас повернул несколько южнее направления, в котором был обнаружен неприятель, чтобы попытаться-отрезать ему путь отступления. Легкие крейсера перестроили линию дозора в направлении на последнего. С авиаматки «Engadine» был выпущен гидроаэроплан, который также обнаружил неприятельские крейсера, но вследствие неисправности должен был вернуться, не отлетев далее 4-х миль.

Пройдя несколько вперед, линейные крейсера Битти повернули назад и скоро увидели неприятеля, в котором был опознан отряд линейных крейсеров адмирала Хиппера (1-ая разведочная группа).

Авангардный бой линейных крейсеров.

Битти изменил курс прямо на неприятеля. Хиппер, не уклоняясь от боя, повернул на юг, на соединение с главными силами своего флота, шедшими в значительном отдалении. Севернее и сзади Битти шла 5-ая английская эскадра линейных кораблей под командой адмирала Томаса, Противники сближались. В 5-ть часов 49 мин. с расстояния около 70-ти каб. начался бой (см. схему № 59).

Мы должны несколько остановиться на этом моменте для выяснения обстановки и намерений начальников обоих авангардных отрядов Хиппера и Битти.

С точки зрения Хиппера открывался вполне благоприятный случай, на который рассчитывалось при замысле операции. Часть английских сил перед ним. Ему остается навлечь ее на германский сосредоточенный линейный флот, шедший, под командой адмирала Шеера несколько южнее и теперь спешащий на соединение с линейными крейсерами. Задача Хиппера - довести Витти до Шеера и помочь последнему его разбить.

Намерения Битти, имевшего основание предполагать, что за германскими линейными крейсерами идут их главные силы: произвести разведку последних, ориентировать главнокомандующего английским флотом, который был значительно севернее места встречи, а затем, подобно Хипперу, навести германский флот на свои главные силы или задержать боем до их подхода. Битти не надо было бояться встречи с германским линейным флотом: обладая большим ходом и поддержанный мощной 25-ти узловой 5-ой эскадрой, он всегда мог рассчитывать избежать решительного боя до соединения с Джеллико. Он смело вступает в бой с Хиппером, ибо 6-ть ею крейсеров против 5-ти противника составляют уже преимущество, а идущая непосредственно за ними 5-ая эскадра делает таковое - подавляющим.

Условия стрельбы сложились несколько более благоприятно для немцев, так как солнце было у них за спиной. Англичанам мешали дымы от миноносцев, которые держались около адмирала, с целью охранения отряда от атак предполагаемых подводных лодок.

Противники шли параллельными курсами. Очень скоро с обеих сторон начались попадания.

В этой обстановке искусство стрельбы, разрушительное действие снарядов, степень живучести кораблей - должны были дать перевес той стороне, которая, обладала ими в большей мере: маневр пока не имел значения для непосредственного боя.

Эти преимущества были на стороне немцев, хотя и уступавших в числе кораблей англичанам (5 - против 6, меньший калибр артиллерии - см. таблицу, стр. 423).

В 6 час., через несколько минут после начала боя - взорвался и моментально погиб под огнем «Фон-дер-Танна» концевой крейсер неприятельской колонны «Indefatigable».

В 6 час. 20 мин. расстояние между сражавшимися уменьшилось, огонь достиг предельной силы. Битти бросает свои миноносцы в атаку, Хиппер отходит, причем кр. «Регенсбург» выводит флотилию в контр-атаку (схватились две флотилии IX английская и IX - немецкая). Между линиями крейсеров произошел бой миноносцев на минимальной дистанции. Крейсера вели бой, стреляя поверх них. Два немецких миноносца погибли, два английских - остались на месте, поврежденными, без движения. Крейсера с боем прошли дальше.

В 6 час. 26 мин. под огнем «Дерфлингера» взорвался и погиб крейсер «Queen Mary».

Примечание. Старший артиллерист "Дерфлингера" лейтенант Гаазе, который управлял огнем, так описывает этот момент: «В 6 часов 24 минуты каждый наш залп по «Queen Mary» был попаданием, и последний залп достиг своей цели в 6 часов 26 минут 10 секунд, когда уже начался ужасный взрыв внутри крейсера. Сначала из носовой части корабля поднялось яркое красное пламя; затем последовал взрыв носовой части, сопровождавшийся гораздо более сильным взрывом в середине корабля. На воздух взлетели темные составные части корпуса, после корабль весь был охвачен сильнейшим взрывом. Мачты рухнули к середине, облако дыма скрыто «Qeen Mary» и поднималось все выше и выше. Наконец, на том месте, где только, что находился корабль, застыло густое облако черного дыма, узкое внизу и расширявшееся кверху. Высота этого столба достигала 3000 - 4000 фут».

Таким образом, немцы потопили, сражаясь с сильнейшим противником, два его корабля. Факт этот наглядно подтверждает значение материальной части и искусства управления огнем.

Немцы также имели много попаданий. Их головной корабль был сильно избит, многие повреждения имелись и на других судах. Но английские снаряды не производили того эффекта, как немецкие. Немецкий порох при пожаре не взрывался, но горел, тогда как у англичан пожар влек за собой сильнейшие взрывы: два крейсера были уничтожены, разлетевшись на мелкие части. Эта же судьба едва не постигла флагманский крейсер Битти «Lion», где катастрофа была во время предупреждена командиром башни, успевшим сделать распоряжение о закрытии погреба в момент начавшегося пожара. Достигнутые успехи немцев приходиться приписать, главным образом, превосходству их техники и искусству стрельбы и маневрирования.

Битти уже около 40 минут вел бой. Где же была 5-я эскадра, участие которой в эти моменты боя может быть решило его результат, ибо в ее состав входит и самые сильные корабли английского флота, не имевшие себе равных среди других сражавшихся?

Адмирал Томас (ком. 5-й эскадрой) наблюдал весь ход боя. Он производил эволюции, сущность которых сводилась к тому, чтобы безо всякой надобности воспроизводить маневры Битти. Только после 6 часов 20 минут он наконец выходит на предельную дистанцию, позволяющую ему открыть огонь (99 кабельтов). Момент его открытия огня почти совпал с моментом гибели «Queen Mary».

Тот факт, что Томас не бросится сразу же в бой поддержать Битти, является дурным показателем для командующего состава английского флота, ибо это быт начальник сильнейшей эскадры среди всех сражавшихся. Поведение 5-й эскадры и некоторые другие маневры ее, о которых в своем месте мы скажем, с достаточной очевидностью подтверждают старое - старое положение, что как бы ни были совершенны технические средства - в неумелых руках они не принесут пользы До сих пор Томас не помог Битти.

Гибель двух крейсеров имела скорее моральное значение. Она почти не изменила соотношения сит и ни в какой мере не повлияла на маневрирование Битти, который с прежней настойчивостью шел за неприятелем с целью обнаружить главные его силы продолжался. Чтобы избежать теперь подавляющего (с вступлением 5-й эскадры) огня, Хиппер несколько увеличил расстояние. Бой шел на южных курсах. Сражающиеся продвигались навстречу немецким главным силам, уходя от английских, расположенных севернее.

Должно было пройти значительное время, и от Битти требовалось большое искусство, чтобы дотянуть бой до того момента, когда Джеллико успеет подойти к полю сражения.

Подход главных сил германского флота.

Шеер тотчас получил донесение о начавшемся бое. Идя с флотом в составе 3-х эскадр, построенных в кильватерные колонны, одна за другой, он повернул подивизийно «все вдруг» в сторону места сражения и пошел полным ходом на присоединение к Хшгаеру. В 6 часов 45 минут он пришел на вид сражавшихся и открыл огонь головными судами.

Битти, оповещенный легкими крейсерами о приближении неприятельских главных сил, лег на северный курс, повернув последовательно. Томас, выждав когда пришел на точку поворота Витти, повернул за ним. Хипяер отошел, оставаясь впереди и справа своих главных сил. (См. схему № 62).

Примечание. В своем месте мы упомянули, что два английских миноносца остались без движения после схватки с миноносцами IX-ой немецкой флотилии. Они теперь оказались на курсе германского флота, Будучи сильно повреждены, обладая самым небольшим ходом, они пошли в атаку и успели выпустить мины (правда безрезультатно) прежде чем были уничтожены.

Английские легкие крейсера так же попали под огонь главных немецких сил. Но они, несмотря на то, что приблизились до 40 каб., ушли благополучно: быстрое маневрирование их спасло от губительных для них попаданий крупных снарядов.

Теперь Битти достиг своей цели. Он обнаружил немецкие главные силы и его задача далее сводилась к тому, чтобы держаться за них, и вести бой по направлению на встречу к Джеллико, присутствие которого, как сказано, не подозревалось германским командованием.

Наоборот, Шеер видел до сих пор вполне успешное развитие задуманного плана операции и начал преследование английских сил, чтобы уничтожить их. Это чрезвычайно любопытный пример тому, как можно, находясь под гипнозом собственного плана, попасть в положение, которое готовилось для противника. Немцы шли к такому положению.

Битти склонялся все более и более к осту. Преимущество в ходе дало ему возможность увеличить дистанцию и занять положение в голове немецкой колонны, «охватывая» ее. Это положение спасало его от бортового огня колонны германских линейных сил, давало ему возможность использовать свои миноносцы и, наконец, своим бортом атаковать противника. Но Битти не ставил себе задачей атаку, перед ним была другая цель - довести противника до Джеллико. Следовавшая за ним 5-я эскадра вела тяжелый для себя бой с головой германской колонны.

Шеер идет в длинной кильватерной колонне. Неудобства такого строя были трагически продемонстрированы эскадрой Рожественского, печальный опыт которой предостерегает против длинных колонн: середина и хвост обречены на бездействие, колонна трудно управляема, противнику предоставляются широкие возможности для сосредоточения огня, тогда как в ряде положений эта возможность собственному флоту закрыта; длинная колонна может быть разбита по частям.

Правда, у Шеера - эта колонна вынужденная, он не хотел тратить времени на перестроение, опасаясь упустить неприятеля. Он шел так, потому что этим строем скорее мог подойти на помощь Хипперу. Но в своем порыве, вполне понятном, Шеер должен был бы проявить известную выдержку и, прежде чем выйти па видимость противника, позаботиться соответственным развертыванием флота, дающим возможность не только головным судам, но нескольким эскадрам одновременно вступить в бой; тем более, что, насколько нам известно, такие перестроения были предусмотрены германскими маневренными правилами.

Примечание. Шееру надо было заранее построить свой флот в так называемый «подготовительный строй», имевшийся в германских маневренных правилах. Строй этот сводился к ряду отдельных кильватерных колонн, общим фронтом развернутых по направлению к противнику.

Таким образом, флоты шли с боем в 0-ю четверть. Надежды Шеера, что удастся подбить один из неприятельских кораблей, который затем станет добычей преследующего - не оправдались. Но заметим: Шеер не боится преследовать и не опасается минных атак, что так заботило и пугало Джеллико.

Оставим пока сражающихся, посмотрим, что делают главные силы английского флота, которые, как мы знаем, находились в море под командой адмирала Джеллико.

Приближение главных сил Английского флота.

Джеллико получил донесение крейсера «Galatea» об обнаружении неприятеля, не дойдя 20 миль до назначенного пункта сосредоточения. Картина обстановки не сразу выяснилась для него. До 5 часов 35 минут донесения говорит только о легких силах противника; в 5 часов 40 минут он получил сведения о встрече с Битти с линейными крейсерами, наконец, около 7 часов ряд донесений о неприятельских линейных кораблях, затем, в течение 40 минут донесения прекратились.

Очень скоро обнаружилась сильная невязка между счислением Витти и Гранд-Флита, что внесло большую путаницу в ориентировке. Некоторые донесения были искажены. Английское официальное описание сражения подтверждает, что Джеллико до самого момента входа на поле сражения не мог составить себе вполне точного представления об обстановке. Связь между ним и Битти заставляла желать очень многого. Последний увлекся боем и не слишком заботился о том, чтобы держать главнокомандующего в курсе событий. Это ему должно быть поставлено в вину. Но не только ему, а и всей организации разведочной службы и связи на английском флоте вообще.

Когда Джелико узнал, что Бптти вступил в бой, он немедленно приказал состоящей при нем (находящейся в 25 милях) III эскадре линейных крейсеров итти на поддержку переднему.

Вслед за тем английский линейный флот повернул также к месту боя, увеличив ход до 20 узлов.

Курс, взятый Джеллико, вел его не прямо к цели. Невязка в счислении, о которой мы упоминали, обусловила неверный курс флота. (Джеллико в действительности находился на 4 мили впереди своего счислимого места, Битти же на 6,25 миль от своего показанного, т. е. общая невязка была около 10 миль). Джеллико должен был выйти несколько восточнее. Равным образом должна была ошибиться в курсе и III эскадра линейных крейсеров. Для обоих - это имело большие последствия, как то ниже мы увидим.

Вторая фаза боя.

Вернемся к полю сражения.

Адмирал Шеер продолжает погоню за Битти, Хиппер идет впереди, поддерживая совместно с головными судами германской колонны огонь по 5-й английской эскадре. Расстояния большие, видимость все ухудшается.

В это же время произошла стычка между легкими крейсерами, в которой был сильно поврежден германский лег. кр. «Висбаден», кругом которого завязались тяжелые бои. Подходили крейсеры адмирала Худа (III эск.), а затем и передовые части главных сил английского флота (шедшие впереди их броненосные крейсера).

Немецкие миноносцы определили, что в направлении от NO подходят какие то суда, но типов их они не могли разобрать из за дыма, стелившегося над водой. Они пошли в атаку, но она результата не имела. Так же осталась безуспешной атака английских миноносцев, произведенная в эти моменты боя на линейные крейсера адмирала Хиппера.

Адмирал Шеер пишет об этом моменте: «Во время этого столкновения с авангардом английских сил, мы стали на флагманском корабле подумывать о том, сколько времени еще следует продолжать преследование. Вопрос о крейсерской войне в Скагерраке отпадал, ибо желаемое столкновение с английскими силами уже имело место. Приходилось, однако же, считаться с тем, что английский флот, если он в море, а последнее казалось вероятным ввиду встреченных кораблей, нам на следующее утро предложит бой. Кроме того, следовало отделаться от английских легких сил еще до наступления темноты, чтобы избежать потерь в главных силах во время вероятных ночных минных атак. Но тут пришло донесение от нач. 2-й разведочной группы, что он попал под огонь вновь подошедших больших кораблей. В 8 час. 2 мин. было принято радио «Висбадена», что он не может двигаться. На основании этого я повернул на 2 румба влево, чтобы подойти ближе к Висбадену и оказать ему поддержку»...

Своим поворотом Шеер сблизился с 5-ой эскадрой и между нею и головными судами германской эскадры завязался жестокий бой, при чем суда первой оказались под сосредоточенным огнем превосходящего их числа кораблей. В этом бою вновь приняли участие линейные крейсера адмирала Хиипера.

В этот момент правая группа дозорных крейсеров английских главных сил (отряд адмирала Арбетнота) подходила к месту боя. Она подвергалась атаке неприятельских миноносцев и легких крейсеров; преследуя их, корабли этого отряда вдруг попали под обстрел тяжелых орудий: это были линейные крейсера Хиппера, увидевшие их и открывшие огонь. Через несколько минут головной крейсер «Defence» был взорван залпами с линейных крейсеров. Следующий за ним кр. «Warrior» потерпел тяжелые повреждения и спасся от гибели благодаря случайному обстоятельству: подходила с боем 5-я эскадра, один из кораблей которой, «Warspite», имея повреждение рулевого привода, вышел из строя, описал вынужденную циркуляцию и прикрыл собой пострадавший «Warrior» (позже «Warrior» был взят на буксир, но не дошел до базы и затонул).

Примечание. В записках Гаазе - так описывается этот момент: «Между линиями обоих флотов все еще продолжались бои легких крейсеров и миноносцев. Вдруг, в поле зрения моего перископа появился горящий германский легкий крейсер. Я узнал «Висбаден». Он почти весь окутан дымом, только корма еще свободна и ютовое орудие продолжает отстреливаться от английского легкого крейсера. «Висбаден» успешно обстреливается английским легким крейсером, снаряды которого решетили несчастный корабль. Меня охватила ярость. Я бросил прежнюю цель, повернул орудия на мучителя бедного «Висбадена». Измерили расстояние и после второго залпа я накрыл английский крейсер. Высокий огненный столб поднялся к небу; по-видимому на нем произошел взрыв погреба. Он повернул и стал убегать полным ходом: я послал ему вдогонку еще два или три залпа. В это время второй артиллерийский офицер спросил меня, указывая на четырехтрубный крейсер: «это немец или англичанин»? Я направил свой перископ. Во мгле почти нельзя было отличить темный английский цвет от светлого германского; когда мы установили, что это английский крейсер, второй артиллерийский офицер просил разрешение его обстрелять. Средняя артиллерия направила свои орудия на крейсер, но в тот момент, когда второй артиллерийский офицер скомандовал «залп», произошло что то необычайное. Легкий крейсер, который оказался старым броненосным крейсером, вдруг переломился пополам с сильным взрывом, черный дым и отдельные судовые части высоко поднялись в воздух, пламя прошло по всему кораблю н он исчез, у нас на глазах, в морской пучине. Только громадное облако дыма еще указывало на то место, где сражался гордый корабль. По моему мнению он был потоплен нашим передним мателотом, крейсером «Лютцов». Эта драма разыгралась в более короткий промежуток времени, нежели длится мой рассказ о ней. Погибший корабль оказался броненосным крейсером «Defence». Мы наблюдали это событие с близкого расстояния в трубы с пятнадцатикратным увеличением, видели все подробности, и потому оно произвело на меня особенно сильное впечатление»...

В это же время от SO подходила III эскадра лин. крейсеров адмирала Худа. Невязка в счислении послужила причиной тому, что отряд этот вышел не прямо к месту боя, а прошел его: потом, услышав звуки выстрелов, повернул на них и вышел с другой стороны, чем предполагал. Полным ходом, под огнем противника, он пошел на соединение с Битти, и, получив приказание стать у него в голове - лихо выполнил этот маневр под градом снарядов.

Завязался напряженнейший бой, в котором приняли участие с английской стороны Битти, 5-ая эскадра, легкие крейсера и Худ, с немецкой - Хиппер и головные суда колонны линейных кораблей (середина и хвост шли в кильватер головным и в бою участия почти не принимали).

Шеер продолжал получать донесения отдельных судов. «Теперь стало ясным» - пишет он - «что перед нами большая часть английского флота; через несколько минут ее присутствие обнаружилось тем, что в части горизонта впереди нас заблистали огни залпов тяжелого калибра. Вся дуга горизонта, от N до О-ста внезапно превратилась в огненное море. На окутавших горизонт дыму и тумане ясно выделялся огонь из дула орудий; самих же кораблей пока не было видно.

Так началась главная фаза сражения»...

Развертывание и вступление в бой Гранд-Флита.

Вернемся несколько назад, к тому моменту, когда мы оставили Джеллико в море приближавшимся к полю сражения и проследим его движения до введения в бой его сил.

Он шел широким строем фронта подивизинно, в составе 24 линейных кораблей. Идея этого строя - быстро перестроиться в кильватерную колонну по правой или левой дивизии: последовательным поворотом дивизий - флот развертывается в одну колонну.

Но это при одном условии: если противник открылся прямо по носу. Если же он открылся справа или слева, то флоту надо для перестроения в одну кильватерную колонну предпринять уже длительное маневрирование, выстраиваясь по правой или левой колонне, сопряженное с потерей драгоценного времени и риском упустить противника.

Перестроение Джеллико показательно для флотов крупных соединений... Как трудны, сложны и длительны их эволюции? Как мало гибки они в эти моменты, как трудно с ними управиться! При наличии живого, подвижного и гибкого противника - задача управления особенно осложняется и может быть широко использована последним.

Как сам Джеллико, так и другие - приписывают затруднения, испытанные при перестроении - ошибке в счислении и тому, что флот не вышел фронтом на противника. Это - следствие организации и управления, а не только той ошибки, на которую ссылается Джеллико. Мы видели, что японцы в Цусимском бою - так же вышли не совсем хорошо. Им пришлось под действительным огнем противника ворочать последовательно, что было явно невыгодно. Но через несколько минут, они, имея определенную цель, наверстали с успехом заминку начала боя. Здесь та же ошибка привела к совсем другим последствиям.

В соединении столь крупного числа судов в один отряд, при непосредственном руководстве им командующим флагманом, при тенденции соблюдения в первую очередь строя, а затем уже достижения боевой задачи - мы видим возрождение принципов пресловутого строя баталии, вновь обнаружившего себя, спустя почти полтораста лет.

Изменились средства, изменилась обстановка. Но осталась сущность боя, как такового, и с точки зрения этой сущности, с точки зрения традиций Нельсона, все осуждение должно быть направлено на командующего, ставящего себе узкие задачи в бою, закрывающего глаза или отодвигающего на второй план те большие проблемы, которые перед ним раскрываются.

Таким образом, Джеллико решился перестроить по левой колонне. Этот момент показан на схеме № 64.

Джеллико не вышел прямо фронтом на противника. Его дозорные крейсера, как мы знаем, попали в бой при обстоятельствах для них неожиданных, внезапно войдя в сферу огня, при чем из за дыма и мглы они не имели возможности ни сами хорошо ориентироваться, ни ориентировать Джеллико.

Первыми увидели противника его правофланговые суда, колонна 6-й дивизии во главе с «Marlborough».

Перед Джеллико стал вопрос: как ему перестроиться? Простым поворотом дивизий сразу в бой ввести флота невозможно, значит надо строиться по одной из фланговых колонн. Правая колонна уже видит противника и может сразу начать бой, левая - далека от него. Джеллико, опасаясь поочередного введения в бон дивизий, решается перестроиться по левой колонне, выбрав самый длинный маневр из всех представлявшихся.

А между тем, близился вечер. Затягивая эволюции, Джеллико терял драгоценное время, тогда как ему надо было спешить разбить противника до наступления ночи: скрывшись в темноте, последний может избежать новой встречи и проскочить в свои базы.

Здесь чувствуется влияние общего уклона современной тактики, которую можно охарактеризовать как преобладание формы над сущностью. Командующий английским флотом весьма озабочен стройным выполнением маневра, он решает трудную геометрическую задачу перестроения в столь сложных условиях; учитывает минуты, соображает каждое движение, чтобы оно было согласно с требованиями строя. Цель - ввести возможно скорее и в решительных условиях свои силы - для него отходит как бы на второй план, затемненная формальными соображениями о перестроении.

Витти со своим отрядом проходил между главными силами, своими и немецкими, прикрывая развертывание первых, имея дальше намерение стать в голове линейного флота.

Немцы лежали на старом курсе.

Около этого времени головной корабль Худа, крейсер «Invincible», под огнем линейных крейсеров Хиппера погиб при сильном взрыве внутри корпуса, с тем же эффектом, как «Defence» и «Queen Mary». На нем погиб и сам Худ...

Наконец, английский флот развернулся и открыл огонь.

Положение флотов - показано на схеме № 64.

Но схема № 64, однако не дает полного представления о положении в данный момент. Как мы уже упоминали, в это время была дурная видимость, мгла. Дальность горизонта была недостаточна, чтобы все корабли английской колонны могли видеть противника. Есть в материалах указания, что не более 8 английских кораблей одновременно могли наблюдать неприятельскую колонну. Таким образом, несмотря на выполненный, наконец, по всем правилам геометрической тактики маневр -  Джеллико все же не удавалось сосредоточить своих сил. Бои велся только несколькими кораблями, близкими к середине и к хвосту колонны, прочие - сделали едва несколько выстрелов...

Адмирал Томас вступил в кильватер концевому отряду линейного флота.

Головные суда колонны германских линейных кораблей несколько уклонялись вправо, вследствие чего линия германского строя - явилась несколько изогнутой. Это поставило германские крейсера между линиями обоих сражавшихся главных сил.

«Это было причиной того» - пишет Шеер, - «что я решился сделать поворот «все вдруг» и лечь на противоположный курс, иначе в месте последовательного поворота, мимо которого постепенно проходила неприятельская линия, могло создаться тяжелое положение, ибо неприятельские перелеты попадали бы в наши задние корабли. В отношении управления огнем, неприятель находился в более выгодном положении, ибо наши суда выделились на светлом западном горизонте, а неприятельские были скрыты дымом и туманом. Вой на параллельных южных курсах - нам не мог быть выгодным».

Вследствие этих соображений, германский флот ворочает - «все вдруг» на обратный курс. (См. схему № 65).

Надо указать, что поворот «все вдруг» столь большой эскадры, находящейся в ломаном строе, в маневренном отношении является чрезвычайно трудным. Тот факт, что он был вполне стройно выполнен, свидетельствует о большой маневренной выучке германского флота.

Таким образом, германский флот начал отходить. Для Джеллико стал вопрос -преследовать его или остаться в том же строю, продолжая движение в том же направлении?

Он немного уклонился в сторону противника, но совсем не настолько, чтобы это можно было назвать преследованием.

Шеер пишет, «неприятельский флот не последовал за нами, когда мы повернули. Оставаясь в том же положении но отношению к нашим головным частям, англичане могли продолжать охват, если бы немедленно повернули на западный курс и не теряли связи с нашей линией. Возможно, что английский командующий не мог учесть обстановки или не рискнул подойти ближе, опасаясь миноносцев. Ни один из подчиненных ему адмиралов не проявил инициативы и не вцепился в на с, что крайне затруднило бы нашу свободу действий и не дало бы возможности нам вновь атаковать неприятельскую линию».

Упрек Шеера, сделанный своему противнику, является вполне заслуженным последним. Это как раз то, чего не доставало англичанам, то, от чего не был свободен и сам Шеер: необходимость предоставления маневренной инициативы начальникам эскадр (Цусима).

Поворот Шеера был прикрыт дымовой завесой, выпущенной миноносцами, скрывшими от глаз противника линейные крейсера Хиппера и головные (в данный момент концевые) суда германской колонны линейных кораблей.

Теперь перед Шеером так раскрывалась обстановка «Начать ночной поход - было еще слишком рано. Если бы неприятель за нами последовал, то сохранение взятого после поворота курса приняло бы характер отступления. При повреждении концевых судов нам пришлось бы их бросить или решиться на образ действий, навязанный нам волею противника и потому негодный. В равной мере не следовало стремиться уже теперь отрываться от неприятеля и предоставлять ему инициативу на следующее утро в том месте, в каком ему будет выгодно. Было лишь одно средство этого не допустить - повернуть на неприятеля и нанести ему второй удар, обеспечив главными силами возможность атаки миноносцев. Успех поворота нашей линии укрепил меня в этом намерении и я решил использовать еще раз нашу маневренную подвижность. Маневр должен был быть неожиданным, разрушить план англичан на вечер и - если удар оказался бы мощным - помочь нам на ночь оторваться от врага»...

В этой оценке обстановки, делаемой Шеером, мы видим совершенно правильную идею: - перейти в атаку, чтобы нанести внезапный удар неприятелю и тем оторваться от него.

Действительно, Шеер ворочает второй раз на противника. Он подтянул свои миноносцы к голове; там же у него были линейные крейсера, которым представлялось вести флот в атаку. Надо было только вывести миноносцы достаточно близко, чтобы их минные залпы наверняка достигли бы своей цели.

Флагманский крейсер «Люцов», имевший сильные повреждения, вышел из строя. Хиппер пересел на миноносец, чтобы затем поднять флаг на одном из других крейсеров. Однако сильный огонь противника не допускал возможности застопорить машины, чтобы принять адмирала. Отряд, а за ним и флот, повел доблестный «Дерфлингер», о действиях которого мы несколько раз упоминали.

Примечание. Для того, чтобы получить впечатление о последовавшем затем периоде боя - предоставим рассказать очевидцу, Гаазе, старшему артиллеристу «Дерфлингера», которого мы уже цитировали: «В 9 часов

12 минут командующий флотом отдал приказание флоту повернуть «все вдруг» на обратный курс, и почти одновременно линейным крейсерам и миноносцам передал по радио исторический сигнал «атаковать неприятеля». В 9 часов 13 минут сигнальщик прочел телеграмму и прибавил объяснение этого сигнала из сигнальной книги: «Таранить неприятеля. Указанным кораблям выполнить это во что бы то ни стало». Наш командир приказал: «полный ход вперед. Курс SO». Мы шли, в сопровождении «Зейдлица», «Мольтке» и «Фон-дер-Танн», прямо на головные суда неприятельской линии. Весь наш отряд, а в особенности мы, попали теперь под сильнейший неприятельский огонь. Несколько неприятельских судов стреляли по нашему крейсеру одновременно. Я избрал себе цель и так же стрелял возможно быстрее. Дистанция сначала доходила до 63 кабельтовов, но затем уменьшилась - до 43. А мы все еще мчались в кипящий котел, в котором представляли прекрасную цель неприятелю в то время, какой был очень плохо виден. Залп за залпом обрушивались в нашей непосредственной близости и снаряд за снарядом попадали в наш крейсер. С наблюдателем на марсе я уже не имел связи, телефонная проводка и переговорные трубы были перебиты, и я был при стрельбе предоставлен только моим собственным наблюдениям. Я стрелял из всех башень, но в 9 часов 13 минут произошло большое несчастье: 15" снаряд попал в броню третьей башни и взорвался внутри ее. Башенному командиру оторвало обе ноги и вместе с ним была перебита почти вся прислуга. Осколки зажгли в башне один главный и один добавочный картуз. Пламя горящих картузов ударило в перегрузочный пост, где загорелось два главных и два добавочных картуза. Картузы горели в виде больших факелов, которые вздымались над башней на высоту многоэтажных домов. Но наши картузы только горели, а не взрывались. В этом было спасение наших судов... Через несколько мгновений после этой катастрофы произошла вторая -  снаряд пробил крышу 4-й башни и взорвался внутри нее, Опять погибла вся прислуга до прислуги погребов включительно, за исключением одного человека, выброшенного силой взрыва через входной лаз... Теперь из обоих кормовых башень поднимались к небу высокие столбы пламени, окруженные желтыми облаками дыма, как два погребальные факела»...

Однако, несмотря на размеры пожара, «Дерфлингер» не прекращал боя и через два часа ликвидировал пожар.

Несмотря на энергию, с которой Шеер предпринял свой маневр, его атака не дала крупного материального результата.

Он не довел миноносцы на достаточно близкое расстояние которое обеспечило бы массовые попадания, повернул обратно,

с большой сравнительно дистанции. Было достигнуто только одно попадание торпедной в линейный корабль английской линии «Marlborough».

Что же касается способа атаки линейных сил, то таковой был Шеером выбран неудачно: вместо того, чтобы ударить сосредоточенною силою, он, если можно так выразиться, «тыкался головой» в стену английских линейных кораблей, вследствие чего блестящий по духу и замыслу маневр не дал материальных результатов. Негибкость боевого порядка немцев, сведенного о одну колонну, была причиной и этому.

Положение флотов после второго поворота - видно на схеме № 67).

Джеллико оставался пассивным. Он шел прежним курсом, понемногу меняя его к S. Между тем, после второго поворота Шеера, было ясно, что немцы хотят уйти.

Но Биттн не оставлял своего намерения остаться в соприкосновении с неприятелем. В 9 час. 45 минут он послал радио командующему флотом: «предлагаю приказам, чтобы головные линейные корабли следовали за мной. Мы сможем тогда отрезать весь неприятельский флот». Сам же пошел на сближение с противником. Это радио дошло до Джеллико после 10 часов.

Джеллико повернул. Но было поздно. Прошло уже 3/4 часа после последнею поворота Шеера на обратный курс, и он был от англичан в расстоянии 15,5миль.

Битти уже в наступавшей темноте имел стычку с немецкими линейными судами, потом и он потерял их: немцы скрылись за покровом ночи.

Так закончился дневной бой. Он не был решен - потери англичан не изменили соотношения сил, преимущество на их стороне оставалось громадным. Но Джемико, благодаря нерешительным действиям, упустил случай разбить противника.

В результате дневного боя англичане потеряли 3 линейных крейсера «Queen Mary», «Indefatigable» и «Invincible» На линейных крейсерах «Lion» и «Tiger» была выведена часть артиллерии, в прочих отношениях эти корабли были готовы к бою вновь. Линейный корабль «Warspite» (5 эск.), поврежденный, ушел в базу; линейный корабль «Marlborough» (6 дивизия) после торпедного попадания оставался в строю, ход его несколько уменьшился.

Броненосный крейсер «Defence» и 3 миноносца были утоплены, а броненосный крейсер «Warrior» выведен из строя (позднее он затонул). Так же были выведены из строя 3 миноносца.

С германской стороны был утоплен лишь легкий крейсер - «Висбаден», сильные повреждения имели «Лютцов» и «Дерфлингер» и лин. кор. "Кеннг". (Первый позже был утоплен самими немцами). Кроме того утоплено 4 миноносца.

Т. е. потери англичан, несмотря на значительное их преимущество в силах, весьма превосходили таковые у немцев.

Ночь после боя. Атаки миноносцев.

После дневного боя, командующий германским флотом так оценивает обстановку: «с достоверностью можно было ожидать, что неприятель будет пытаться оттеснить нас на запад (иначе говоря отрезать от пути к базам. М. П.) - в сумерки крупными силами, а ночью минными атаками, дабы с рассветом дать решительный бой. Возможности были в его руках. Если бы удалось отделаться от неприятельского окружения и добраться

до Хорнс Рифа ранее англичан, свобода решений на следующее утро была бы нам обеспечена. Дабы этого добиться, нужно было выслать в ночную атаку все флотилии миноносцев, даже рискуя очутиться без них во время ожидаемых на рассвете боев. Главным силам надлежало сомкнуться и идти кратчайшим путем к Хорнс Рифу, оставаясь на этом курсе, несмотря ни на какие атаки противника. Распоряжения на ночь были сделаны в соответствии с этими соображениями...».

Положение германского флота после боя не могло не внушать опасений. День прошел благополучно; но на следующее утро можно было вновь встретиться с англичанами, которые, сети им удастся занять позицию между германским флотом нею базами, вынудят вновь вступить в бой, в столь не неравном соотношении сил. Смелое решение Шеера - проложить куре прямо на Хорнс Риф, т. е. по кратчайшему направлению к базам, несомненно рискованно, так как ищущий противник имеет более всего вероятия открыть его именно на этом направлении. Тот факт, что Шеер так и не встретится с англичанами на этом курсе - не делает чести его противнику - Джеллико.

Повернув на Хорнс Риф, Шеер послал свои миноносцы вперед завесой, предполагая неприятеля с этой стороны. Послал их в значительной степени наобум, не выяснив точно, где противник, рискуя нанести удар по воздуху. Он пренебрег уроком русско-японской войны, которым было определенно установлено, чтобы использовать ночью миноносцы - надо им дать точные сведения о противнике. Так и случилось. Удар миноносцев, того оружия, которого не без основания опасался Джеллико - пропал впустую: германские миноносцы неприятеля не нашли.

«Командующий английским флотом совершенно правильно решил не вступать в ночной бой; поэтому перед ним теперь стояла задача преградить путь неприятелю на рассвете, прежде, чем последний вступит под защиту своей береговой обороны» (официальное английское описание). В 11 часов английский флот лег на S.

Примечание: Джеллико, выбирая курсы для выхода на путь отступления немцев, приходилось считаться с многочисленными минными заграждениями, поставленными в Ю. В. части Немецкого моря. Он не был свободен идти прямо туда. Тем более, следовательно, причин за то, чтобы не терять связи с неприятелем.

Если командующий германским флотом поступил опрометчиво, выслав свои миноносцы по направлению, обоснованному лишь предположением о нахождении там противника, не проверенному разведкой, - то как отнестись к Джеллико, который вовсе не подумал об организованной минной атаке германских линейных сил, оставил свои миноносцы при флоте, в его походном порядке.

Между тем, английские миноносцы могли довершить дело дневного боя, нанести существенные повреждения неприятельским судам, задержать их в море, чтобы сделать их добычей главных сил на рассвете.

Те атаки английских миноносцев, которые имели место - это не организованное массовое их использование. Это отдельные стычки и случайные встречи. Потери, которые они все-таки нанесли немцам, свидетельствуют об опущенных Джеллико больших возможностях.

События ночи прошли в таком порядке:

Джеллико лег на курс S. Шеер - как сказано, на Хорнс Риф. Их курсы очень близко пересекались. В 11 час. 20 мин. ночи расстояние между крайними кораблями было всего около 40 каб. В полной темноте флоты разошлись. Случайный огонь, случайное обстоятельство могло бы их обнаружить и... все-таки ничего не произошло бы: Джеллико решил не принимать ночного боя. Морская тактика того времени - не занималась изучением ночного боя линейных кораблей и крупных соединений; это было тогда, и осталось долго потом - пустым местом в морской тактике.

Примечание. Около 11 час. 5 мин. головной английский линейный корабль увидел неприятельские линейные крейсера, но принял их за свои и отменил атаку уже готовых атаковать 2 легких крейсеров и 11-й флотилии миноносцев.

Ночью начались минные атаки английских миноносцев. Ввиду близости германского флота, идя в завесе около своих главных сил, они прямо натыкались на линию немецких линейных кораблей.

Надо отдать полную справедливость английским миноносцам: с беспримерной лихостью они шли в атаку, поражаемые артиллерийским огнем атакованных.

Ими был утоплен линейный корабль «Поммерн», крейсера «Росток» и «Фрауэнлоб».

Ночью попал случайно под огонь немецких линейных кораблей бр. кр. «Black Prince» и в несколько минут, с ничтожной дистанции - был расстрелян ими.

Примечание. Шеер в своих воспоминаниях так описывает гибель «Black Prince»: «Совершенно не отдавая себе отчет в обстановке, в 2 часа ночи один четырехтрубный крейсера типа «Cressy» приблизился к судам 1 эскадры «Тюринген» и «Остфрисланд» на расстояние 1500 м. (8 каб.). Через несколько секунд он был зажжен нашими снарядами, а через 4 мин. с момента открытия огня потонул при сильных взрывах. Уничтожен корабль с столь близких расстояний, что можно было видеть, как команда в отчаянии бегала на горящем судне и как при свете прожекторов летали крупные снаряды, попадавшие и взрывавшиеся залпами, быстро следовавшими друг за другом - жуткая, но величественная картина.

Джеллико считал, что перед ним не главные силы противника, а лишь дозорные крейсера, предполагая, что первые уже далеко. Атакующие английские миноносцы долго после боя не знали, что они атаковали линейные корабли, а не крейсера.

Германский флот после прекращения атак продолжал свое движение беспрепятственно. Кроме упомянутых потерь от минных атак, погиб германский легкий крейсер «Эльбинг», столкнувшийся с линейным кораблем «Позен». Утром пришлось утопить линейный крейсер «Люцов», имевший столь большие повреждения, что он не мог следовать с флотом. Наконец, линейный корабль «Остфрисланд» подорвался на мине заграждения, но полученное повреждение не мешало ему благополучно дойти до гавани.

Встреченный летчиками, принявшими на себя охрану флота от подводных лодок, Флот Открытого моря вернулся в отечественные порта.

Джеллико всю ночь крейсеровал в море, рассчитывая на утро снова вступить в бой. Но противник выскользнул из его рук Английскому флоту пришлось вернуться.

Итоги Ютландского сражения.

Долгое время после Ютландского боя спорили, кто же в конце концов победил немцы или англичане? Это сражение ничего не изменило в положении дел на театре: немцы вернулись и более до конца войны не выходили в море со столь активными намерениями, как этот раз. Их план - ослабить противника постепенными нападениями с целью бить его по частям - потерпел неудачу. С этой точки зрения - победа осталась за англичанами.

Но как оценивать действия стороны, располагавшей силами, вдвое превосходящими противника, упустившей удобный случай разбить его, понесшей потери, большие чем он, и действовавшей менее искусно, чем последний? Хотя стратегический результат и был успешным (условно, конечно) для англичан, но есть ли у них право считать себя победителями в этом сражении? Конечно - нет.

Если сравнить сумму водоизмещении дотопленных судов, то выйдет, что англичане потеряли в два раза больший тоннаж, располагая вдвое большими силами.

Ютландское сражение осталось нерешенным. Ни англичане, ни немцы не достигли своей цели. Английский флот вернулся к блокаде, и ему оставалось только сожалеть об упущенных возможностях. Германский - должен был доволен тем, что благополучно избежал поражения.

Для изучения современной тактики Ютландское сражение представляет особый интерес. Его уроки являются исходными основаниями для послевоенной подготовки флотов и для дальнейшего совершенствования в. м. оружия.

Главнейшие выводы из Ютландского сражения охватывают все стороны подготовки флотов, характеризуя результаты пути, по которому эволюционировало в. м. искусство после Р. Японской войны,

В какой мере здесь нашли себе отражение уроки прошлых морских сражений, в частности и в особенности Цусимского боя, который, естественно тщательным образом изучался всеми военными флотами и опыт которого не мог не оказать влияния на тактику Ютландского сражения?

Однако, даже самое общее знакомство с этим боем, коротко приведенное выше, показывает, что с точки зрения основных идей тактики Ютландское сражение дало образец не вполне соответствующий тем выводам, которые надо было сделать из Цусимского боя, и оно в некоторых отношениях явило собой. не только не прогресс этих идей, а наоборот: как английскую, так и германскую тактику в этом сражении приходится расценивать значительно ниже тех образцов, которые были продемонстрированы японцами в Цусиме, а еще раньше рядом сражений парусного флота (Трафальгара, прежде всего).

Здесь, мы не видим у англичан энергичного стремления к наступлению, которое было свойственно Того в Цусиме и той законченной идеи атаки противника, которая сообщила такую цельность тактике японского флота в этом сражении. Наоборот, Джеллико - нерешителен, его маневры слишком осторожны, он стремится невидимому выиграть бой без потерь, а его тактика такова, что вдвое превосходящие силы английского флота не только не сумели развить всю мощь своего огня, но даже оказались не сосредоточенными. Бой велся то той, то другой частью без должного напряжения, на дистанции и в условиях маневрирования, при которых отсутствие крупных результатов и нерешительный исход боя вообще были вполне логическим следствием. Сравните мощную атаку японского флота в Цусиме с осторожной стрельбой главных сил англичан, и вы сразу почувствуете, в чем громадная разница между обоими сражениями,

Между тем, немцы составляли вполне благоприятную цель для поражения ее англичанами. Шеер воспроизвел маневр Рожественского и дрался только головой своей колонны. Он, слабый, который прежде всего должен был быть озабочен сосредоточением сил, оказывается не в состоянии выполнить это и дает свои и без того малые силы бить по частям.

Не идея атаки руководит сторонами. Для Шеера - это понятно, раз бой оказался неожиданным для него и противник вдвое сильнее, но для Джеллико - это нельзя считать правильным, т. к. силы его, повторяю, давали ему шанс верной победы.

С этой точки зрения Ютландский бой не является положительным примером и не может быть, по искусству вождения, сопричислен к циклу замечательных образцов в. м. искусства.

Мы видим и результат: сильный оказался неспособным разбить слабого, а слабый был неспособен использовать ряд благоприятных положений, которые создавались для него в течение боя, и рядом ошибок едва не поставил себя в критическое положение.

Проводя аналогии между Ютландским сражением и Цусимским боем можно с достаточной наглядностью видеть, что путь, пройденный тактикой в течение периода, разделявшего эти оба сражения, не был прогрессом для основных идей боя.

Причины этому можно найти, помимо специфических условий обстановки того и другого сражения, и в том особенном уклоне, который имела боевая подготовка ф юта в указанный промежуток времени вообще. В основу всего было поставлено артиллерийское искусство, т. е. искусство стрельбы, причем широкие проблемы боя (прежде всего идея атаки и ее обеспечения) оказались на втором плане. Флоты готовились в предположении провести бой как стрельбу, не обращая должное внимание на живую природу боя и на ту сложную обстановку, в какой эта природа может найти свое выражение. Важнейшие задачи, связанные с искусством управления силами флота в бою - оказались не по плечу маневренной выучке флотов, а сведение больших количеств судов в соединенно маневрирующие группы сообщило исключительную негибкость боевым порядкам сражавшихся.

Ютландский бой прежде всего свидетельствует об этих уклонах в области тактики и вновь ставит проблему искусства руководительства на виднейшее место среди других факторов, определяющих результат боя. Мало того - изучая течение боя, мы можем видеть, что при хорошей подготовке и искуссном руководительстве боем можно в значительной степени сгладить то численное соотношение сил сражающихся, которое, до этого боя являлось главным критерием для суждения о путях к победе.

Значение искусства вождения, значение предприимчивости, инициативы и степени подготовки начальников не может быть затемнено техникой, как бы совершенна она ни была. Так же как и при изучении боев прошлой эпохи и сражений отдаленнейших времен - этот вывод до сих пор остается основным и не должен быть преуменьшен.

Как следствие отсюда можно только сказать, что условия современного боя лишь повышают требования к искусству командного состава, в особенности высшего. Воплощение намерения (цели) в маневр конструктивно сложнее теперь, чем то было раньше, а это лишь повышает требования к подготовке.

Обращаясь к частным выводам из Ютландского боя, рассмотрим их по отдельным вопросам.

1. Организация флотов в бою. Все классы судов нашли в этом сражении себе прямое и ответственное применение. Основной силой явились линейные корабли и именно их действия определили главное русло, по которому протекли решающие события боя.

Авангардный бой линейных крейсеров, мощная их поддержка разведке, упрочили задачи судов этого класса Легкие крейсеры как до боя, так и в течение его - вели разведку, поддерживая при этом свои миноносцы, охраняя главные силы от торпедных атак противника. Миноносцы, многократно бросаемые в атаку, подтвердили их значение, хотя потери, ими нанесенные в дневном, по крайней мере, бою - и были незначительны.

Однако, сама боевая организация флотов оказалась, как мы это отметили, слишком мало гибкой для тех условий, которые имели место в этом бою. При быстроте передвижений сражавшихся, громоздкости принятых строев, разделение флотов на авангардные отряды (Битти и Хиппер), оставляя главные силы в одном (фактически) соединении - эта боевая организация несомненно не ответила действительности. Как опыт Ютландского сражения приходится признать необходимость предоставления более широкой маневренной самостоятельности начальникам отдельных отрядов, что найдет себе отражение в последующей организации флотов.

В особенности это относится к организации легких сил (миноносцев и крейсеров), которые, будучи приданы отрядам линейных судов, были разрознены и миноносцы, благодаря этому, не могли быть, как средство атаки, использованы полностью. Знаменитые атаки Шеера выполнялись теми случайными миноносцами, которые в данный момент оказывались в голове, вследствие чего и сами атаки носили в значительной степени случайный характер, таков и результат их. Это в особенности относится к ночному бою, когда немецкие миноносцы, как сказано, не нашли себе объекта совершенно, а часть английских - лишь случайно наткнулись на противника.

2. Артиллерия. Артиллерия - являлась главным оружием флота.

Однако, использование артиллерии не встретило для себя обстановки, на которую рассчитывали флоты при боевой подготовке. Лишь в отдельные периоды (крейсерский бой Хиппера и Битти) сражающиеся были поставлены в условия, при которых они, казалось, могли полностью развернуть свой огонь. В последующем тому встречался ряд препятствий, именно:

а) Ухудшенная видимость. Артиллерия готовилась только для ясной видимости, в соответствии с чем были предположены и вероятные дистанции боя. Между тем, наступившая мгла, большие количества дама и условия погоды дали дурную видимость, что резко и сразу отразилось на успешности боя.

б) Маневрирование. В основе довоенной подготовки - лежал принцип - подчинения маневрирования в бою требованиям артиллерии. Между тем, в обстановке боя сложились другие условия, определявшие задания к маневрированию, каковые происходили, в общем, не в борьбе за выгодные для стрельбы дистанции, а определялись другими задачами, имевшими важнейшее значение в данный момент (напр. стремление англичан отрезать немцев от баз, а последних, наоборот, занять положение благоприятствующее их отходу). Артиллерии приходилось действовать в тех условиях, какие создавались всей обстановкой боя, и не всегда она была достаточно подготовлена к этому.

3. Сосредоточение огня. Проблема сосредоточения огня с нескольких судов по одному претерпела в этом бою (как и в ряду других сражения Мировой войны на море) новые и серьезные затруднения при ее разрешении. Стрельба большого количества судов по тем же целям была затруднена и результаты ее оказывались ничтожными (см. Хиппер во время второй атаки под огнем большей части английского флота, крейсеры 4-й английской эскадры под огнем всего германского флота, «Висбаден», мимо которого дефилировал английский флот и пр.). Вопросы выбора цели, переноса огня, а еще более, - сам метод сосредоточения опытом Ютландского сражения поставлены в иную плоскость, нежели ранее, выявив, в общем, неудовлетворительность существовавших методов и приемов.

4. Управление огнем. Ютландский бой - вполне подтвердил, признававшееся и до того, исключительное значение артиллерийской подготовки личного состава и в частности искусства управления огнем. Мы здесь имеем разительный факт несоответствия числа достигнутых попаданий с относительным количеством сил (во время крейсерского боя число попавших снарядов в англичан вдвое и даже втрое превосходило число попавших в немцев, хотя количество сил было у англичан больше). Хорошее управление огнем, искуссная стрельба вообще - дают громадной значимости коэффициент для оценки силы флотов или отдельных их отрядов. Секрет успеха отряда Хиппера в бою с отрядом Битти - был прежде всею в этом.

5. Материальная часть артиллерии. Качество орудий и снарядов имели существенное значение в бою. Снарядов - в особенности, ибо орудия, в качественном отношении, у противников не слишком разнились. Значительно лучшей выделки германские снаряды и пользование бронебойными снарядами, тогда как противник стрелял фугасными, дало немцам преимущество.

6. Торпеда. Торпеда - в течение Ютландского боя оставалась вспомогательным оружием, что прежде всего отразилось на ее использовании. В течение сражения мы почти не видим обстановки, в которой торпеда находила благоприятные для себя условия. Флоты не предпринимали маневрирования для занятия необходимых позиций, сами атаки носили характер единичных атак отдельных судов, массовое использование торпед в залпе - не нашло себе применения. Это в значительной степени преуменьшало те результаты, которые могла бы дать торпеда при иной тактике использования. Опыт сражения подтвердил выработанные ранее взгляды (в частности на русском флоте) о недопустимости пользования торпедой только как орудием случая и о необходимости методического их применения (принцип стрельбы по площадям), что определило собой последующий сдвиг в торпедном деле.

С другой стороны Ютландский бой дал обширный, и первый в таком масштабе, пример использования миноносцев в дневном бою. С этого момента миноносцы, бывшие доселе средством ночного боя, становятся наряду с судами вооруженными артиллерией, в число средств дневного боя.

7. Живучесть. Если сравнить данные кораблей английских и германских, участвовавших в сражении, то характерным, для судов того асе водоизмещения, является их отличие: немцы имели меньший калибр артиллерии, часто меньшую скорость, но зато более сильное бронирование. Это было одним из существенных их преимуществ и подтвердило правильность их заботы о живучести судов. Наоборот, английские суда, вооруженные более тяжелой артиллерией, но имевшие, как общее правило, более легкую броню, терпели в этом бою значительно более, нежели их противник.

Однако, вопросы живучести, поставленные опытом этого боя, не ограничиваются только бронированием. Само оборудование кораблей во всех отношениях было немцами проведено с большей последовательностью, нежели англичанами. Это можно видеть уже из того, что английские крейсеры взрывались и гибли, тогда как немецкие имели возможность продолжать бой имея пожары в бомбовых погребах («Дерфлингер»). Английский порох взрывался и влек за собой гибель корабля, германский - горел.

Все эти обстоятельства и особенности сказались в той или иной степени во время Ютландского сражения и определили, как сказано, путь для использования опыта этого сражения в современной нам подготовке как в материальном, так и в тактическом отношениях.