Военно-морской флот России

М.А. Петров. Обзор главнейших кампаний и сражений парового флота. Ленинград. 1927. 

Часть II. Русско-Японская война на море (1904 - 1905 гг.).

Глава IX. Состояние военно-морской техники перед Русско–Японской войной.

Последнее десятилетие XIX и первые годы ХХ-го века отмечены крупными достижениями в области военно-морской техники. С одной стороны - наличие уже накопившегося боевого опыта нескольких войн. в которых нашли применение броненосные суда и где были испытаны свойства новых боевых средств флота, а с другой - ряд изобретений и усовершенствований во всех видах техники, связанных с развитием металлической машиностроительной и электротехнической промышленности, -  видоизменении облик новых типов судов и вооружения, весьма повысив их боевую мощь.

Развитие артиллерии.

а) Орудия. Крупнейшим шагом в развитии артиллерии в XIX в. было введение нарезных орудий, появившихся еще в конце Крымской кампании (орудия Ланкастера) и постепенно вытеснивших гладкоствольные пушки, еще долгое время существовавшие в вооружении судов. Сначала, эти орудия заряжались с дула. Но уже в 1858-м году появились системы (Витворта, а затем Армстронга) заряжания с казенной части при помощи затворов, образцы которых были выработаны для орудий до 7" калибра включительно. Однако, вскоре опять возвратились к орудиям заряжающимся с дула, т. к. находили, что устройство таких орудий проще и надежнее. В то же время был предложен способ переделки чугунных пушек в нарезные, при помощи рассверливания канала чугунного орудия и вставления в него железного ствола с нарезами. Эта система продержалась тоже не долго. На смену ей появились новые орудия (Фрезера) в которых железная труба была заменена стальной, но тоже не дала в общем удовлетворительных результатов. Когда таким образом все попытки достигнуть улучшения свойств орудий, заряжающихся с дула, оказались тщетными, было решено вновь перейти к заряжанию с казны, и на этот раз окончательно. Это было в конце 70-х годов.

Затем были введены нарезы прогрессивной крутизны, что также явилось крупнейшим этапом в деле развития артиллерии. Пушки 60-х годов (у нас образец 1867-го года) были в среднем, длиной около 17 калибров. Пушки 70-х годов, с нарезами прогрессивной крутизны - были длиной уже 28-ми калибров (наши образцы 1877-го года), затем в начале 80-х годов при введении медленно горящих бурых порохов и эта длина явилась недостаточной, пришлось удлинить орудия до 35 калибров (русские 12"). Уже с конца 60-х годов материалом для орудий вместо чугуна стало железо, а затем, сталь.

Стремление сообщить наибольшую скорость снарядам повышало требования к качеству стали. Чтобы получить ее высшей упругости, и для облегчения процесса обработки, взамен прежних толстых сплошных стволов, ввели стволы из двух слоев: внутренней трубы и собственного ствола, которые вырабатывали отдельно. Стволы скрепляли рядом колец. Такие пушки давали значительную скорость (6" ор. системы Бринка при снаряде 101 ф. нач. скор. 2100 ф,). Кроме кольцевого, одно время вводились орудия с проволочным скреплением.

Введение бездымного пороха, улучшение качества металла, потребовали снова изменений и чертежах орудий, и сначала 90-х годов вырабатываются длинные пушки в 40 калибров, а мелкая артиллерия - в 50 калибров. Эти длинные орудия получили мощные свойства, и большие начальные скорости.

Вот примерная таблица постепенного развития германской 6" (15 см.) пушки (стр. 139).

Что касается калибра нарезных орудий, то в России, напр., не превосходили 12 дм. (лишь один экземпляр опытной пушки был сделан в 16", но она не привилась). В иностранных флотах устанавливали и большие калибры, при чем всех превзошли итальянцы поставившие на 2-х броненосцах 100 тонные орудия в 17, 3/4 дм. Однако, постепенно все перешли на 12" калибров, как предельный для крупных орудий.

12"-ая артиллерия, как общее правило, орудия среднего калибра - в меньшинстве, стала устанавливаться в башнях, являвшихся дальнейшим усовершенствованием известных башен Колъза. Башни приводились в движение сначала гидравликой, затем постепенно уступавшей место электрическому двигателю. Средняя артиллерия, устанавливаемая на открытых местах, получала броневые щиты для прикрытия прислуги.

Вместе с тем возник вопрос о скорострельности, для достижения которой понадобился ряд специальных устройств самого орудия, установки его, так н наконец, применения для средних и малых калибров унитарных патронов н гильз. Хорошей пушкой среднего калибра, у которой были достигнуты простота обращения и большая скорострельность, было орудие Кане (1892 г.).

Хар-ки пушки Год Вес снаряда Нач. скорость в метр.

Живая сила у дула в метро-тоннах

Гладкостенная 24 фн. чугун и бронза 1861 11 530 157
Чугунная 1861 27,35 359 180
Стальная и бронзовая 1864 - - -
Скрепленная кольцами 1872 35,5 495 443
- в 30 калибров 1878 51 505 663
- в 35 калибров 1882 51 550 786
- в 35 калибров 1889 45,5 650 780
- в 40 калибров (бездым. порох) 1890 45,5 680 1072
- в 40 калибров (бездым. порох) 1897 51 729 1382
- в 40 калибров (бездым. порох) 1897 51 835 1813
- в 40 калибров (бездым. порох) 1899 51 790 1620
- в 50 калибров (бездым. порох) 1899 51 900 2110

В тоже время возникают образцы полуавтоматических пушек для мелких калибров, н наконец, в середине 90–х годов - пулемет:

б) Порох. Развитие артиллерии тесно связано с эволюцией в пороховом деле. Дымный порох - уступил свое место другим порохам, отличающимся гораздо большей взрывной силой.

Для улучшения баллистических качеств орудий требовались пороха замедленного горения. Это во первых, облегчало технику выделки орудий, во-вторых давало возможность достижения больших начальных скоростей. Меняя ряд порохов (пироксилиные пороха, так наз. белые, зеленые пороха и др.) к началу 90-х годов был выработан тип пироколлодийного пороха, которой давал отличные качества, и среди них - бездымность, что являлось важнейшим достижением. Пироколлодийный порох был принят в России. (В других государствах применялись другие виды порохов, но также бездымных).

в) Снаряды н броня. Эволюция баллистических свойств орудий, снарядов и бронирования идут параллельно, как бы конкурируя друг с другом; первые в отношении бронепробиваемости. последняя - в отношении сопротивления разрушительному действию снарядов.

К концу 90-х годов окончательно устанавливаются виды снарядов по назначению: бронебойные, фугасные, т. наз. сегментные, зажигательные, освещающие н пр.

В начале бронебойные снаряды делались из закаленного чугуна, затем из мягкой стали.

Железная броня уступила свое место сталежелезной и стальной. Это повело к изготовлению снарядов из закаленной стали самого лучшего качества,

Поединок между броней и артиллерией длился втечение нескольких лет. В начале 90-х годов был момент, когда закаленный стальной снаряд казалось победил сталежелезную броню, пробивая ее на небольших дистанциях боя (а в то время дистанции не мыслились иными), толщиной в 1,5 калибра снаряда, остававшегося целым и сохранявшим запас энергии.

Но с 1890-го года все государства переходят к изготовлению сплошной стальной брони. Через 2 года вводится броня с закаленной и цементированной лицевой частью (названная гарвеированной, по имени Гарвея, предложившего этот способ выделки брони). Это было торжеством броневого дела (напр. 10" стальная броня свободно пронизывалась с малых дистанциях закаленным стальным снарядом. Те же снаряды совершенно разбивались о гарвеированную броню). Затем, известный заводчик Крупп предложил еще более совершенный способ выделки брони лучшего качества (т. н. круппрованная броня).

Снаряд ответил на это - улучшением качеств закалки и введением наконечников из мягкой стали. Это изобретение принадлежит адмиралу Макарову.

Что касается снаряжения снарядов взрывчатым веществом, для этого начали употреблять пороха сильного разрывного действия. В России - пироксилин, заграницей - меленит, лидит и пр.

Основными типами снарядов для морского боя - служили снаряды двух категорий -бронебойные и фугасные.

Для 12" орудий кораблей постройки 1902-го года были приблизительно сл. данные.

  фуг. бронеб.
   относительный вес начинки.
12" - французская 6% 1-5%
12" - английская. 9% 2%
12" - американская. 6,5% 2,5%
12" - русская 3,5% 1,5%

Примечание: Характерной особенностью развития русской морской артиллерии было - введение относительно легких снарядов, для небольших дистанций, каковые считались наиболее вероятными в бою. Другой особенностью - относительно малый процент взрывчатого вещества, чтобы сохранить возможно большую прочность снаряда.

Как то, так и другое не только не оправдалось опытом войны, но обусловило значительное преимущество японцев, располагавших более тяжелыми снарядами сильнейшего фугасного действия.

Развитие минного оружия.

Мина Уайтхеда (торпеда) совершенствовалась быстрым темпом, увеличиваясь в своих размерах, скорости и разрушительном действии.

Изобретение в 80-х годах прибора Обри сообщил торпеде правильную траекторию, сделало ее метким и действительным оружием, тогда как до того, попадание торпедой носило случайный характер и требовало атаки «в упор». К этому времени шестовые и буксирные мины уже исчезают из вооружения,

Вот данные развития торпеды:

Обр. мины Длина, м Диаметр, см Вес мины, кг. Вес заряда, кг Давление резервуара, атм Скорость в узлах.
1878 5,7 37.5 400 40 70 20,5 на 540 м.
1889 5,6 37.5 400 80 70 22,5 на 540 м
1898 5,1 37.5 450 66 100 28,5 на 540 м
1904 5,2 45.0 655 70 150 32 на 1000 м
            26 на 2000 м

При этом были выработаны новые конструкции торпедных аппаратов, как надводные, так и подводные,

Минные заграждения так же были значительно усовершенствованы.

Главным недостатком мин образца 60-х годов - была ненадежность их действия, ввиду несовершенства ударных приспособлений. В 1870 г. была выработана первая гальваноударная с колпаками затем - сфероконическая мина Герца, принятая в России. Она была снабжена зарядом 2,5 пуда пироксилина, уже имела автоматический якорь. В дальнейшем эта мина была несколько изменена и к концу 90-х годов она имела заряд 3,5 пуда.

Приспособления для постановки минного заграждения долго оставались примитивными; они ставились с шлюпок и плотов (т. наз. минные плотики), но затем, начали строится специальные суда - заградители, несущие на себе большой запас этих мин, способные быстро сбрасывать их на ходу.

Кроме того употреблялись донные мины с большим зарядом и плавающие - на проводах, взрывающиеся с берега по желанию.

К изложенному следует прибавить крупные усовершенствования и ряд новых изобретений в области машино– и судостроительной техники. Водотрубные котлы, давшие возможность значительно повысить давление пара, введение машин многократного расширения, широкое применение электрической силы для обслуживания вспомогательных механизмов, усовершенствование трюмно-пожарной системы и пр. - все это значительно изменяло облик корабля сравнительно с первыми типами паровых военных судов середины XIX века.

Развитие судостроения.

В главах 5-6 нами был рассмотрен процесс развития военного корабля до 1880-х годов. Теперь нам предстоит охватить дальнейший период, до начала русско-японской войны, что мы сделаем преимущественно на обзоре русских и японских судов, участвовавших в этой кампании.

К этому времени вполне установилась классификация судов вследствие чего рассмотрим их по основным классам.

а) Эскадренные броненосцы.

Идея создания мореходных броненосцев, обладающих сильной артиллерией и в то же время способных вести бой в открытом море, обладая большим районом действий, отчетливо определилась. История судов этого класса до 80-х годов в общих чертах изложена в предыдущих обзорах.

К этому классу (серия 1880 х годов) принадлежали:

Калибр главной артиллерии - (12"); броня железная и смешанная. Определенной системы в бронировании еще нет. Сильная артиллерия «Николая I» на нос и слабая на корку - свидетельствует о влиянии идеи таранного удара на тактику того времени. К 1904-5 г.г. эти корабли явно устарели и фактически не имели значения в эскадренном бою с судами более современных типов.

Серия броненосцев первой половины 90-х годов.

Япония еще не строит новых броненосцев.

Как видно, происходит существенное изменение типа и вооружения броненосца: 1) переходят к гарвеированной броне, 2) удлиняются орудия - 12" до 40 кал., 6" - до 45, 3) вводится скорострельная артиллерия (6" система Канэ), 4) увеличивается ход, 5) для русской артиллерии намечается типичный калибр средней артиллерии, - 6", 6) громадное количество мелких скорострельных пушек.

Русские

 

Броня

 
  Год. Водоизм пояс палуб рубки Ход. Артиллерия.
«Александр II »

 "Николай I"

1889 9.200 14-6 2.5 10см.1) 16 2- 12"/30
4 - 9"/35
8 - 6"/35
40 н. ск.

Японские

"Чин Иен"

(б. Китайский)

1882 7.300 6-14 3" 12 ж 15 4-12"/З5
2 - 6"
10 скор.

Россия

 

Броня

 
  Год. Водоизм Ход. пояс палуб рубки Артиллерия.
"Наварин" 1891 10.200 16 6-12 2-3 10 (см) 4 -12"/35,
6 - 6"/35
40 скор.
«Сисой Вел.» 1894 10.440 16 16-12 2-3 6 (г) 4 - 12"/40,
6 - 6"/45
28 м. ск.
"Петропавловск" «Севастополь"
«Полтава"
1894-5 11.000 17 16-12 2-3 9 (г) 4 - 12"/40
12/6"/45
40 м. ск

1) Условные обозначения: см.- смешанная; ж, - железная; г, - гарвеированная; ст. - стальная.

Русские корабли типа «Победа» являются несомненно слабейшими, даже сравнительно с броненосцами предыдущей серии. Это произошло из за того, что по замыслу они должны были быть особо сильными крейсерами,. но не броненосцами, вследствие чего калибр их главной артиллерии был уменьшен до 10", и они слабо забронированы. Но им не дали хорошего хода. В результате и получились тихоходные броненосные крейсера, или слабые броненосцы. Это был очень неудачный тип.

В то же время Япония систематически строила броненосцы, в которых, как видно из таблицы, громадное внимание было обращено именно на броневую защиту. Это были суда судостроительной программы, предназначавшиеся специально для войны с Россией, программы, осуществленной на китайскую контрибуцию.

Серия броненосцев второй половины 90-х годов:

РОССИЯ.

 

Броня

 
  Год. Водоизм Ход. пояс палуб рубки Артиллерия.
"Победа"
"Пересвет"
"Ослябя"
1898
1900
1900
12,600 18 9-7 2-3 6 4 - 10"/45
11 - 6"/45
20 - 75 мм
28 мелк.
Япония
"Фуджи"
"Яшима"
1896 12,600 17-18 14-18
 
2 14 4 - 12",
10 - 6"
22 скор
"Шихишима" 1897 14,800 18 9 3-5 14 4 - 12",
14 - 6"
20 - 3",
22 ск
"Асахи"
"Хатсузе"
"Миказа"
1899 14,500 18 9 4 14 4 - 12",
14 - 6",
20 - 3",
8 м. ск

Обращает на себя внимание - появление нового калибра средней артиллерии - 3" (75 мм.), специально противоминного. Развитие миноносцев шло быстрым темпом и наличные 47 и 37 мм. скорострельные пушки являлись для них уже слабыми.

Однако, последних еще остается большое количество в вооружении.

Устанавливается определенный, затем несколько лет остающийся нормальным (до появления, уже после русско-японской войны лин. кораблей типа «Дредноут») ход для броненосцев - 18 узлов.

Бронирование - еще не имеет установившейся системы. Но на японских судах - ясно видна тенденция - покрыть броней возможно большую часть борта.

Последняя перед русско-японской войной серия броненосцев:

РОССИЯ.

 

Броня

 
  Год. Водоизм Ход. пояс палуб рубки Артиллерия.
"Ретвизан" 1900 12,900 18 9-6 2 10 4-12"/40,
12 -  6",
20 - 75мм,.
32 м. ск
"Цесаревич" 1901 12,900 18 9-6 3 10  
"Слава"
"Бородино"
"Орел"
"Суворов"
"Александр III"
1902
1903
1903
1903
1903
13,560 18 9-6 3 10 4 - 12",
12-6",
20-75 мм.,
20 - 75 мм,
32 м. ок,

Япония закончила свою программу броненосного судостроения для войны, и с 1903 года готова к ней.

Последние русские суда отличаются размещением не только главной но и средней артиллерии - в башнях. По замыслу эти корабли представляются сильнейшими японских, но они имели несколько более слабое бронирование, сильную перегрузку, и конструктивный дефект - дурная остойчивость броненосцев типа «Бородино».

Только "Ретвизан" и «Цесаревич» были готовы к началу :войны, остальные заканчивались во время нее.

б) Броненосные крейсера.

Класс броненосного крейсера начал определяться еще в 70-х годах (см. главу 6). В дальнейшем основные черты их выступают все резче.

Мы рассмотрим его эволюцию по двум этапам: 80-е и 90-е - .начало 900-х гг.

а) Броненосные крейсера 80-х годов

РОССИЯ.

 

Броня

 
  Год. Водоизм Ход. пояс палуб рубки Артиллерия.
"Вл. Мономах" 82 5,700 17 6-4 2 6 5 - 6",
6 - 120мм,
20 м. ск.
"Дм. Донской" 83 6,200 17 6-4 1 6 6 - 6",
10 - 120мм.,
16 м. ск.
"Нахимов" 85 8,500 17 9-2 0 6 см 8 - 8"/35,
10-6",
16 м. ск.
"Память Азова" 88 6,600 17 6-4 2 - 2-8"/35,
13 - 6",
16 м. ск.

Япония не строила судов этого типа.

Ход броненосных крейсеров превышает на 2 узда таковой современных им линейных кораблей. Броня - слабая, сравнительно большой район действий. Выделяется «Нахимов» с 8" артиллерией, расположенной в башнях. Все эти корабли были выстроены полным парусным рангоутом (для длительного крейсерства в океане).

б) Броненосные крейсера 90-х годов.

РОССИЯ

 

Броня

 
  Год. Водоизм Ход. пояс палуб рубки Артиллерия.
"Рюрик" 1892 11,600 18 10-8 2-3 6 4 -  8"/35,
16-6",
6 - 120 мм,
22 м. ск.
"Россия" 1896 13,600 19 8-5 2 12 4 - 8"/45,
16 - 6",
12 - 75мм,
36 м. ск.
"Громобой" 1899 13,800 20 6 2 12 4 - 8"/45,
16 - 6",
24 - 75 мм.,
40 м. ск.
"Баян" 1900 7,700 21 8-4 2 6 2 - 8",
8 - 6",
20 - 76 мм.,
8 - 47 мм.

ЯПОНИЯ

 

Броня

 
  Год. Водоизм Ход. пояс палуб рубки Артиллерия.
"Якумо" 1899 9,800 20 5-7 2 14 4 - 8",
12 - 6",
12 - 75 мм
17 м. ск..
"Адзума" 1899 9,400 21 5-7 2 14 4 - 8",
12 - 6",
12 - 75 мм.
7 м. ск.
"Азама"
"Токива"
1898 9,700 21 5-7 2 14 4 - 8",
14 - 6",
12 - 75 мм.
7 м. ск.
"Изумо" 1899 9,800 21 5-7 2 14 4 - 8",
14 - 6",
20 - 75мм.
"Ивате" 1900 9,800 21 5-7 2 14 4 - 8",
14 - 6",
20 - 75мм.
"Ниссин"
"Касуга"
1903 7,500 20 6-3 3 4,3/4 1 - 10",
2 - 8",
14 - 6",
20 - 75мм.,
8 м. ск.

Как видно, по количеству броненосных крейсеров, построенных обоими государствами, значение судов этого класса было вполне осознано. Типичные данные - артиллерия среднего калибра в большом числе, довольно легкое бронирование, ход около 20 узлов.

Следует отметить особые задания крейсеров «Россия» и «Громобой», и «Рюрик». Эти крейсеры обладали огромным районом действий («Россия» могла перейти экономическим ходом из Кронштадта во Владивосток, не заходя для погрузки угля).

Поворот к крейсерам типа «Баян» - определился снятием этого жесткого задания, необходимостью усилить бронирование а кроме того, экономическими соображениями (для данного водоизмещения довольно сильное вооружение).

Основной чертой японских крейсеров - являлось их относительно сильное бронирование. Большее число этих крейсеров - давало преимущество японцам в боях, как это увидим ниже, компенсируя недостаточное количество их броненосцев.

Характерными являются крейсера итальянской постройки, купленные Японией накануне войны - «Ниссин» и «Касуга»: отлично бронированные, с сильной артиллерией. Они могли, и фактически вели, бой в линии броненосцев.

в)Легкие крейсера.

Серия легких крейсеров конца 80-х годов:

РОССИЯ.
  Год. Водоизм Ход. Артиллерия.
1-го ранга "Корнилов" 87 5,800 17,5 14 -  6"/35, 18 м. ск.
2-го ранга "Рында" 85 3,500 14 10 -  6"/28 кал.

ЯПОНИЯ

Тип "Хашидате" (3) 89 5,400 16 1 -  12,6"(барб),
12 - 120 мм., 16 м. ск.
Тип "Такачихо" (2) 85 5,800 18 8 - 6", 6 ск.
Тип "Идзуми" 83 2,900 21 2 - 6", 6 - 120 мм.,
6 м. ск.

Тип легкого крейсерства в 80-х годах еще окончательно не установился, ход, вооружение - самые разнообразные (сверстники: «Корнилов» и «Хашидате»), но уже замечается вполне определенное стремление достичь наибольшей скорости, каковая на японских крейсерах - достигает 21 узла (в это же время уже существуют и 23-х узловые крейсеры).

Этот тип окончательно определился в последующие годы. где мы видим четкое разграничение на крейсеры: 1-го, 2-го и 3-го классов.

Крейсеры позднейшей эпохи, перед войной:

РУССКИЕ.

Крейсера 1-го класса Год. Водоизм Ход. Артиллерия.
"Светлана" 1896 3,700 20 6 - 6" , 20 ск
"Диана", "Аврора", "Паллада" 1899 6,700 20 8 - 6" ,
24 - 75мм., 8м.ск
"Аскольд", "Варяг" 1900 6,000 23 12 - 6" ,12 - 75мм, 8ск
"Олег", "Богатырь" 1901 6,600 23 12 - 6", 12 - 75мм, 6ск.
"Боярин" 1901 3,200 22 6 - 120 мм , 8 ск.
"Новик" 1900 3,000 25 6 - 120 мм , 6 ск.
"Жемчуг", "Изумруд" 1903 3,100 24 8 - 120 мм, 6 ск.

ЯПОНСКИЕ

"Касаги",
"Читозе",
"Такасаго"
1898
1899
1899
5,000 22-23 2 -  8",
10 - 120мм.,
12 - 75 мм
"Иошино" 1892 4,200 23 4 - 6",
8 - 120мм, 22ск.

2-го класса

       
"Чийода" 1900 2,400 21 10 - 120мм, 14 м. ск.
"Акицусу" 1892 2,700 19 4 - 6",
6 - 120мм, 12 м. ск.
"Сума", "Акаши" 1902 2,800 20 2 - 6", 6 - 120мм, 4 ск
"Цусима", "Нийтака" 1902 3,400 20 6 - 6", 10 - 75мм,
4 м. ск.
"Отава" 1903 3,000 21 2 - 6", 6 - 120 мм,
4 - 75 мм

Дальнейшее увеличение хода - наиболее характерная черта эволюции класса легких крейсеров. Русское судостроение в последние перед войной годы дало тип прекрасного крейсера 1 класса («Богатырь») и малого 2-го класса («Новик»).

г) Миноносцы.

В период перед русско-японской войной было четыре класса миноносцев;

1) Старые миноносцы, фактически уже утратившие свое значение.

2) Малые миноносцы, неспособные к океанскому плаванию, назначение коих –действовать у своих берегов.

3) Истребители, или эскадренные миноносцы, способные к большим переходам, обладающие особенно большим ходом, несущие на себе сильное минное вооружение.

4) Минные крейсеры - собственно большие миноносцы: среднее между миноносцем и крейсером.

Миноноски постройки 77 - 80 гг. имели около 20 - 30 тонн водоизмещения, ход - до 17 узлов. были снабжены одним минным аппаратом.

Типичные данные малых миноносцев.

  Водоизм. Ход Минное вооружение
Русские      
Минон. 80-х годов (тип. Крейтона) 76 17,2 2 аппарата
Мин. нач. 90-х годов. (Тип. "Пернов") 120 19 3 аппарата
Мин. нач. 900-х годов ("Уссури") 180 24 3 аппарата
Японские      
Последние 80-110 22-26 3 аппарата

Истребители.

  Год Водоизм Ход Минное вооружение
Тип. "Сокол" (14) 1895 1900 240 27 2 апп. 1 - 75 мм. 3 - 47 мм.
Тип. "Невского" зав. (5). 1901 350 26 3 апп. 1 - 75 мм 5 - 47 мм
Тип. «Французскнй» (5). 1901 312 26 2 апп. 1 - 75 мм 5 - 47 мм
Тип. улучшен. «Невский (9). 1902 350 26 2 апп. 1 - 75 мм 5 - 47 мм
Японский (25) - ок. 300 29-30 2 апп. 1 - 75 мм 5 - 57 мм

Миноносцы организованы в отряды, имеют более или менее выработанную тактику.

По воззрениям того времени - главное назначение миноносцев - ночные атаки. Их быстрый ход являлся защитой. Ввиду незначительности дальности торпеды, они для атаки должны были подходить на небольшое расстояние.

Броненосцы, бронированные и легкие крейсеры, миноносцы - являются с этих пор основными классами судов флотов. Но, помимо них, существовали классы специального и вспомогательного назначения, число которых довольно велико.

1) Прежде всего приходится отметить, так называемые броненосцы береговой обороны - корабли небольшого водоизмещения, тихоходные, обладающие предельной для их размеров артиллерией.

Типичными являлись русские броненосцы береговой обороны «Ушаков», «Сенявин», "Апраксин".

Их данные: Постр. 1893 - 96 г. водоизм. 5.000 тонн. артиллерия 3 - 4 -  10", 4 - 120 мм. 12 скор. Броня: борта 10 - 8", палуба 1,5", рубки 8" ход - 15 узлов.

2) Минные заградители. Лучшими представителями этого класса судов являлись русские «Амур» и «Енисей». Имея водоизмещение около 3,000 тонн, ход 18 узлов, легкую артиллерию, они имели до 350 мин заграждения и могли ставить их на полном ходу, прямо с кормы.

3) Канонерские лодки - малые суда обладающие средней артиллерией, небольшим ходом, малой осадкой.

Типичный - русский «Отважный»: водоизм. 2.000 тонн, ход 14 узл., артиллерия 1 - 9", 1 - 6", 4 - 75 мм, и 5" броневой пояс по ватерлинии.

Кроме того, - суда посыльные, транспорты, и доживающие свой век корабли предыдущей эпохи.

К этому же времени, началу XX столетия, относятся первые реальные достижения в области подводного плавания. Но пока они еще носят опытный характер, в частности в предстоящей войне России с Японией - они не участвовали.

Так же следует отметить многочисленные опыты по использованию привязных воздушных шаров для судовой разведочной службы.

По мере совершенствования типов и классов судов устанавливались основы их боевой организации. Выкристаллизовывались понятия об эскадре, предназначенной для ведения сражения в море, в составе броненосных, крейсерских и минных соединений. Эта часть флота становится главной. Прочие классы судов и в частности обширная ранее у русских группа судов береговой обороны, имеет уже второстепенное значение, и то лишь в кругу тех задач, для коих они были построены.

Все флоты, в том числе русский и японский, ищут решения проблем войны в открытом море, чему содействуют свойства кораблей основных боевых классов. (Постройка броненосцев береговой обороны типа «адмиралов», в России - является уродливым отклонением).

Новая тактика 90-х годов (см. сражение при Ялу) установила принцип действия отрядами. Большое значение при этом имела однотипность (или соответствие главных тактических данных - хода, вооружения, бронирования) судов того же отряда.

Это - с одной стороны выявляло требование постройки судов сериями (целыми отрядами или группами кораблей); с другой - обязывало к установлению строгой боевой организации еще в мирное время, для совместной подготовки отрядов и эскадр.

Сама подготовка флота осложнилась не только новыми заданиями к тренировке личного состава в боевых упражнениях, но и необходимостью содержания на уровне современности материальной части и оборудования судов флота.

Вместе с этим увеличились требования к обслуживающему морские силы аппарату портов и оборудованию театра вообще

Сила флота, ввиду возраставшей сложности устройства судов, многочисленности механизмов, и, главное, высоких требований к искусству личного состава, больше чем когда либо ранее, зависела от его всесторонней подготовки к войне.