Военно-морской флот России


Подводная лодка "Дельфин" 

Описание Фотографии

Доп. материал

     
Рассмотрев публикации в американских журналах и полагаясь на опытность русских инженеров-кораблестроителей, морское ведомство 19 декабря 1900 г. создало комиссию для проектирования подводных судов в составе:

- старший помощник судостроителя Иван Григорьевич Бубнов
- старший инженер-механик Иван Семенович Горюнов
- лейтенант Михаил Николаевич Беклемишев

Комиссия, получившая отдельную секретную комнату в помещении Опытового судостроительного бассейна, приступила к работе и 3 мая 1901 года представила проект "миноносца № 113" (класса подводных лодок в Военно-морском флоте России еще не существовало). 5 июля проект был утвержден, а несколько дней спустя Санкт-Петербургскому Балтийскому заводу уже был выдан заказ на постройку. Строителем "миноносца № 113" назначили И.Г. Бубнова.

В основу создания подводной лодки были положены следующие соображения:

1. Принцип наименьших затрат, исходя из которого водоизмещение подводной лодки должно было быть минимальным.
2. Надводная скорость лодки должна быть достаточной для нападения на суда, проходящие мимо нее, либо стоящие на якоре, либо двигающиеся у входа в гавань малым ходом.

Составление рабочих чертежей было поручено (под руководством комиссии) конструкторскому бюро Балтийского завода, которое несколько позже было преобразовано в отдел подводного плавания ("Подпла"). Сменив последовательно ряд названий и претерпев многочисленные преобразования, это старейшее подводное бюро существует и в настоящее время - это Центральное конструкторское бюро морской техники "Рубин".

Комиссия была привлечена в "Подпла" к разработке деталей и руководству при постройке лодки. Инженер-механик И.С. Горюнов не смог более принимать участие в работах и его сменил инженер-механик Долголенко.

Общество Путиловского завода поставило листовую и профильную сталь, Обуховский сталелитейный завод - воздушные баллоны, основное корабельное оборудование изготавливал сам Балтийский завод. Бензиновый мотор, конструкции русского по происхождению инженера Луцкого, заказали фирме Даймлер, где он работал главным инженером (с его же помощью М.Н. Беклемишев побывал в США на одной из подводных лодок фирмы Holland). Аккумуляторы и электромоторы заказали во Франции.

Клепаный корпус имел в сечении круглую форму по всей длине, его подкрепляли 32 наружных шпангоута и 8 внутренних стрингеров по пазам обшивки. Наружные шпангоуты составлялись из двух половин, соединявшихся посредством кузнечной сварки, усиливавшейся клепаной накладкой. Поперечных водонепроницаемых переборок и отсеков предусмотрено не было.

Снаружи прочный корпус был обшит досками из лиственницы, в районе миделя была приклепана прочная цилиндрическая рубка, имевшая входной люк с крышкой, в носовой части корпуса располагался прямоугольный люк для погрузки аккумуляторов и другого оборудования.

Цистерны главного балласта располагались в оконечностях подводной лодки. Рулевое устройство состояло из вертикального и трех пар горизонтальных рулей, причем средние горизонтальные рули использовались для гашения остаточной положительной плавучести и обычно перекладывались на постоянный угол. Вооружение состояло из двух наружных (решетчатых) аппаратов Джевецкого и двух торпед образца 1898 года.

Предполагалось, что после испытаний подводной лодки будет рассмотрена возможность увеличения количества торпедных аппаратов Джевецкого до четырех.

Назначенный командиром лодки М.Н. Беклемишев докладывал после ходовых испытаний:

- возможность подводного плавания при скорости 5 узлов обеспечивается с точностью до 1 фута;
- скорость по поверхности 8,5 узлов можно увеличить установкой винта с поворотными лопастями;
- практическая дальность плавания под электромотором определилась в 60 миль при скорости 5,2 узла, причем в течение 4-х дней производилась варка свежей пищи, вентиляция и освещение;
- возможность заряжания аккумуляторов от мотора практически проверена много раз;
- не только командование, но даже несколько человек мастеровых, работающих на лодке, переносят подводное плавание спокойно...

Длина - 19,25 м
Ширина - 3,56 м
Осадка - 3,2 м
Водоизмещение - надводное - 113 тонн, подводное -  135,5 тонн.
Силовая установка - бензиновый двигатель Луцкого в 300 л.с. и электродвигатель в 130 л.с.
Скорость - наибольшая в надводном положении - 9,0 узлов, в подводном  - 4,5 узла, экономичная в надводном положении - 5,0 узлов, в подводном - 1,2 узла.
Запас топлива - 1,9 т (бензин), аккумуляторные батареи 50 элементов - 3600 А.ч.
Дальность плавания - в надводном положении - от  245 до 280 мильпри 9,0 узлах , - 320 мильпри 5 узлах ; в подводном положении - до 17 мильпри 4 узлах,  - 35 миль при 1,2 узле.
Вооружение - 2 торпедных аппарата Джевецкого, перископ Герца.
Экипаж - 2 офицера + 18 нижних чинов
Время погружения - 4 минуты
Время всплытия - 14 минут
Глубина погружения - предельная - 50 метров

В марте 1902 г. зачислена в списки флота как "миноносец № 150» (временное название "миноносец № 113"), а 14 сентября 1902 в списки кораблей БФ, заложена в сентябре 1901, спущена летом 1902, вступила в строй в июне 1904.

Первая подводная лодка русского флота послужившая прототипом для последующего развития отечественных кораблей данного класса вплоть до 1917. Проект был разработан специально комиссией в составе И.Г. Бубнова, М.И. Беклемишева и И.С. Горюнова. Главные балластные цистерны размещались в легких оконечностях и вентилировались внутрь ПК. Постройка подводной лодки носила явно экспериментальный характер и он большой боевой ценности не имел.

14 октября 1902 г. лодка закончила ходовые испытания. 31 мая 1904 г. высочайшим повелением переименована в «Дельфин». До 11 июня 1906 г. относилась к классу миноносцев.

16 июня 1904 г. на "Дельфине" производились очередные занятия с подводниками у западной стенки Балтийского завода. Временно исполняющий обязанности командира лейтенант Черкасов, 2 офицера и 33 человека команды должны были пробыть 3 часа в подводном положении на глубине около 7 м (22 фут). В конструкции "Дельфина" имелись недоработки. При погружении воздух, вытесняемый из лодки, стравливался через рубочный люк. Командир лодки держал крышку наготове и определял на глаз момент, когда пора ее захлопывать. После команды "наполнить цистерны" Черкасов опоздал с задраиванием люка. Из-за его ошибки лодка ушла под воду с незакрытым люком и затонула. Один из испугавшихся членов команды бросился вверх через полузакрытый люк, застрял в нем, чем увеличил поступление воды. Попытка продуть цистерны не привела к всплытию, т.к. лодка уже почти полностью заполнилась водой. 2 офицера и 10 человек команды сумели открыть люк и выплыть из лодки. Лейтенант Черкасов и 23 нижних чина погибли. Все спасенные матросы изъявили желание продолжить службу в подплаве.

18 июня 1904 г. к затонувшей подводной лодке был подведен подъемный кран, и лодка была поднята. После этого поставлена в ремонт. 15 ноября 1904 г. лодка была отправлена во Владивосток для участия в русско-японской войне, но только 28 февраля 1905 г. смогла сделал свой первый выход в море из-за опоздания с присылкой торпед. "Дельфин" совершил несколько выходов в море, но так и не встретился с японскими кораблями.

5 мая 1905 г. на лодке произошла серьезная авария. Для устранения возникшей накануне неисправности вертикального руля потребовалось вскрытие горловин кормовых бензиновых цистерн. Людей удалили из лодки и начали вентилировать ее переносными вентиляторами. На следующий день лодку продолжали вентилировать под наблюдением двух вахтенных. На борту остались рулевой Соткин и машинный машинист Хамченко. Они еще раз получили строгий приказ проявлять повышенную осторожность. В 10:20 к подводникам пришел машинный квартирмейстер с одного из крейсеров. Он хотел перейти на службу к подводникам и ему интересно было узнать все подробнее. По случайному совпадению он оказался земляком Хамченко, и это решило все. Они спустились в лодку, а через 20 секунд грянул взрыв. Наверх смог выскочить только полуобгоревший Хамченко. Из люка повалил густой черный дым и, хотя в порт прибыло все начальство, никто ничего сделать не мог. Последовал второй взрыв, после которого лодка затонула (впоследствии было обнаружено, что в районе кормовых бензиновых цистерн было выбито 29 заклепок прочного корпуса). Лодка медленно погрузилась кормой вперед в воду на глубину 14 м. Вероятной причиной взрыва могла послужить искра от включения рубильника для освещения лодки. При подъеме лодки произошел взрыв гремучих газов; лодку притопили, при следующих подъемах взрывы повторились 5 раз. Поставлена в капитальный ремонт.

В декабре 1905 г. на "Дельфине" окончили капитального ремонта после взрыва паров бензина. В 1908-1909 гг. проходила капитальный ремонт во Владивостоке. 9 декабря 1914 г. произошел еще один взрыв при зарядке аккумуляторов с транспорта "Ксения". Причиной взрыва посчитали искру между электролампочкой и патроном, возникшую при задевании электрика шапкой за лампочку.

До мая 1916 г. была в составе отряда подводных лодок Сибирской флотилии (так назывались в то время морские силы России на Дальнем Востоке). 23 мая 1916г. отправлена из Владивостока в Вологду по железной дороге. В Вологде перегружена на баржу, в которой доставлена до Архангельска. В Архангельск "Дельфин" был доставлен 9 июня 1916 г., откуда на буксире отправлена в Александровск (ныне Мурманск). В 1916 году для защиты Кольского залива было решено организовать в Александровске дивизион подводных лодок особого назначения. В этот отряд должны были войти подводные лодки №1 и №2, а также "Дельфин" и "Св. Георгий". 8 октября 1916 г. перечислена в состав флотилии СЛО.

26 апреля 1917 г. в ночь на 26 апреля 1917 года "Дельфин", стоявший рядом с подводной лодкой №1, был сильно поврежден штормом - швартовы ослабли, служба неслась небрежно, ударами о подводную лодку №1 расшатало сальники рулей, и в "Дельфин" поступило большое количество воды, а подводная лодка №1 затонула. 8 августа 1917 г. учитывая техническое состояние обеих поврежденных лодок, Морской штаб принял решение лодки не восстанавливать и сдать их в порт, что и было выполнено 10 августа того же года. 23 августа 1917 г. исключена из состава флотилии СЛО.

После 1922 г. передана Госсудоподъему, затем - Беломорской партии ЭПРОН и перестроена в судоподъемный понтон. 16 марта 1932 г. решением Совета труда и обороны при Совнаркоме СССР исключена из списков плавсредств Нарком-вода в связи с передачей «Рудметаллторгу» для разделки на металл.

Командир: М.Н. Беклемишев (1903)