Военно-морской флот России


Подводные лодки О.Б. Герна.

Описание    

Первый вариант подводной лодки О.Б. Герна

Водоизмещение - 6 т
Размерения - 5х1х2 м.
Двигатель - ручной
Глубина погружения - 2 м.
Вооружение - 1 минный заряд
Экипаж - 4 человека

К.А. Шильдер рассматривал подводную лодку как средство доставки подводных мин к неприятельским кораблям. Двадцатью годами позже, осуществляя мероприятия по обороноспособности Ревеля, ввиду ожидавшегося нападения англо-французской эскадры, эту же идею активной подводной мины-лодки начал разрабатывать военный инженер-фортификатор капитан Лейб-гвардии саперного батальона Оттомар (Константин) Борисович Герн. На средства Военно-инженерного ведомства, ведавшего тогда береговой обороной прибрежных крепостей, в 1854 г. мастерскими Ревельского порта по проекту Герна был построен деревянный "подводный брандер" с зарядом взрывчатого вещества в носовой части. Зарядное отделение должно было прикрепляться к днищу вражеского судна, после чего "брандер" отходил на безопасное расстояние и взрывал мину с помощью электрозапала.

Движитель — двухвитковый архимедов винт, гребной вал приводился в действие с помощью маховика, вращавшегося двумя матросами. "Брандер" погружался с помощью приема водяного балласта, над поверхностью моря оставался смотровой колпак и вентиляционные трубы с поплавками, удерживающими как сами трубы, так и весь "брандер" на заданной глубине.

"Брандер" оказался плохо управляемым и негерметичным и не нашел практического применения.

Второй вариант подводной лодки О.Б. Герна.

Длина — 5 м
Ширина — 1,1 м
Водоизмещение - 8 т
Двигатель - ручной
Глубина погружения - 7,5 м
Вооружение - 1 минный заряд
Экипаж - 4 человека

В 1855 году Герн разработал проект второй подводной лодки уже с железным корпусом. По своему устройству она была близка к первой подводной лодке. Прямоугольного сечения в середине, сужающаяся к оконечностям, изготовленная из железных листов толщиной 3 мм без внутреннего набора, подводная лодка должна была вмещать 4-х человек. Зарядное отделение повторяло конструкцию первой подводной лодки. В качестве движителя применялся двухлопастной гребной винт, приводимый в действие маховиком, который вращали двое матросов. Лодка была изготовлена Механическим и литейным заводом братьев Фрикке в Санкт-Петербурге. Первые же погружения показали, что лодка негерметична, на глубине 2 м сквозь заклепочные швы лодка заполнялась водой. Лодку, которой командовал мичман П.П.Крузенштерн, пришлось отправить на Адмиралтейский Ижорский завод, где в котельных мастерских изготовили практически новый корпус. В 1861 году состоялись повторные испытания, закончившиеся неудачно — прикрепить пороховой заряд к днищу судна-мишени оказалось невозможным.

Третий вариант подводной лодки О.Б. Герна.

В 1863 году Герном была спроектирована третья подводная лодка, похожая по форме на первые две, но с газовым (аммиачным) механическим двигателем, предложенным химиком Петрашевским. Эта лодка была больше по размерам и в 1864 году была построена Ижорским заводом. Во время стендовых испытаний двигателя выяснилось, что он непригоден для практического применения, и пришлось вернуться к применению мускульной силы. Подводная лодка № 3 также имела малую скорость хода и также не обеспечила возможности прикрепления мины к предназначенному для подрыва судну.

До 1872 года подводные лодки Герна хранились в Санкт-Петербургском порту, после чего были сданы на слом.

Четвертый вариант подводной лодки О.Б. Герна.

И.А.Быховский сообщает, что была построена и 4-я подводная лодка Герна, однако авторам удалось найти только расчет паровой машины мощностью 4,73 л.с. для этой подводной лодки. В этом расчете приводятся размеры подводной лодки: длина 9,15 м (30 фут), ширина 1,52 м. (5 фут), высота 1,83 м (6 фут).

Автор расчета подпоручик Чернявский рекомендовал установить на подводной лодке две паровых машины по 7,5 л.с. каждая.

Документальных данных о постройке и испытаниях 4-й подводной лодки Герна обнаружить не удалось.