Военно-морской флот России


Подводная лодка "Кайман"

Описание Фотографии  

Как показали испытания и последующая эксплуатация подводных лодок, поступивших на вооружение российского флота в период 1904-1905 гг., в том числе и типа "Осетр", они имели весьма ограниченный район действия и обладали недостаточными мореходными качествами. Будучи вполне пригодными, для выполнения прибрежных операций, они были совершенно неприменимыми для действий в открытом море или у отдаленных берегов противника. Опыт русско-японской войны показал необходимость таких лодок. Поэтому Морской технический комитет 4 января 1905 г. рекомендовал Морскому министерству создание или приобретение "лодок-крейсеров" увеличенного размера, с большей дальностью плавания и скоростью хода, достаточной для того, чтобы взаимодействовать с надводными кораблями. Еще в начале сентября 1904 г. Лэк предложил Российскому правительству построить в России десять подводных лодок водоизмещением 400т с надводной скоростью хода 16 узлов, дальностью плавания в 4000 миль, вооруженных 4 трубчатыми торпедными аппаратами и двумя 47-мм пушками, со скоростью погружения в подводное положение около 5 минут. Приемно-сдаточные испытания предполагалось совместить с переходом до Порт-Саида по пути во Владивосток. 1 апреля 1905 г. был заключен контракт на постройку четырех таких подводных лодок со сроком сдачи головной лодки к 1 июня 1906 г. и остальных - в течение следующих трех месяцев, т.е. к 1 сентября 1906 г. Строительство корпусов было решено проводить в России, а механизмы и оборудование доставлять из США и других стран. Для разработки рабочих чертежей Лэк открыл после заключения контракта конструкторское бюро в Берлине. 3 июня 1905 г. С. Лэк заключил контракт с фирмой "В. Крейтон и Ко" на строительство корпусов подводных лодок, которые фирма производила на стапеле Охтинской верфи в Петербурге. Монтаж оборудования и достройка осуществлялись силами фирмы С. Лэка. В мае 1907 г. строившимся лодкам были присвоены наименования - "Кайман" (головная), "Аллигатор", "Дракон" и "Крокодил". Условия контракта С. Лэк не выдержал. Рабочая документация непрерывно переделывалась, в результате чего поставка рабочих чертежей растянулась почти на два года. В ходе строительства по предложениям как самого С. Лэка, так и командиров лодок, вносились существенные изменения в первоначальный проект.

Из-за не сложившихся отношений администрации завода с представителями фирмы С.Лэка большая часть американских специалистов уже к декабрю 1906 г. вернулась в США, строительству мешали частые забастовки рабочих завода. На воду лодки были спущены только в 1908 г., но компания С. Лэка не гарантировала готовность лодок даже к концу 1909 г. Предварительные испытания первой лодки были начаты только в середине 1909 г. В процессе этих испытаний выявилась необходимость облегчения кормовой оконечности, что предопределило снятие якоря и колес. 1 августа 1909 г. на подводной лодке "Дракон" из-за небрежности команды при приемке бензина произошел взрыв паров бензина, повредивший часть механизмов. Низкое качество рабочих чертежей и отсутствие достаточного количества специалистов привели к тому, что работы велись крайне медленно. Поэтому 9 октября 1909 г. компанию С. Лэка отстранили от достройки и испытаний лодок и возложили эти обязанности на командиров лодок и личный состав. В этот же период был рассмотрен вопрос о перебазировании лодок на Дальний Восток. Был подобран пароход и составлен эскизный проект его переоборудования для транспортировки лодок. Однако, из-за дороговизны такой операции было решено лодки оставить на Балтике.

Приемо-сдаточные испытания проводились в середине 1910 г. Во время испытаний выявилась большая перегрузка лодок - подлодки "Кайман" на 10,2 т, подлодки "Крокодил" на 12,8 т, подлодки "Аллигатор" на 13,3 т. 29 октября 1910 г. три лодки перешли из Кронштадта в Ревель, где в зимний период 1910- 1911 гг. была осуществлена переделка лодок. Для облегчения лодок пришлось срубить наружный киль, уменьшить вес сбрасываемого балласта, демонтировать колеса с приводами, переделывать 8-цилиндровые моторы в 4-цилиндровые путем снятия передних четырех цилиндров. Вместо пушек в корме установили два торпедных аппарата Джевецкого.

Была изменена и кормовая надстройка - за рубкой установили стальную надстройку, в которой разместили спасательный буй, моторную шлюпку, устройство для погрузки торпед, глушитель и другое оборудование. Топливные цистерны из деревянной надстройки перенесли в стальную, что привело к снижению запаса бензина. Для увеличения плавучести в корме были установлены три пустотелых цилиндра.

В результате этих переделок лодки смогли погружаться с полным запасом торпед и топлива, но при этом снизились скорость хода и дальность плавания. Лодки могли находиться под водой в течение суток. Испытания показали хорошую управляемость как по курсу, так и по глубине. Переход из позиционного положения в подводное занимал всего 4 минуты. Контроль за переделкой лодок осуществлялся техническими службами Отдела подводного плавания, а перерасчеты плавучести и остойчивости осуществлялись Балтийским заводом, которому была передана подводная лодка "Дракон". В строй лодки вступили лишь во второй половине 1911 г. В этом же году заводу "Людвиг Нобель" были заказаны дизели для замены бензомоторов. Детали к дизелям изготавливались в Германии. В связи с начавшейся первой мировой войной получить детали дизелей так и не удалось. В начале войны на всех подводных лодках были установлены артиллерийские орудия и пулеметы.

В конструктивном отношении подводные лодки типа "Кайман" являлись дальнейшим развитием лодок типа "Осетр". В проект "лодок-крейсеров" были заложены в основном все особенности предыдущих лодок С. Лэка - однокорпусная конструкция, плоская деревянная надстройка, большая боевая рубка, система внутренних и наружных балластных цистерн, "гидропланы", специальные устройства для выхода водолазов, колеса для передвижения по грунту, подводные якоря.

Для ускорения погружения лодок в подводное положение балластные цистерны, расположенные в надстройке, заполнялись помпами, а для заполнения балластных цистерн, расположенных в прочном корпусе, был применен кингстон большого размера. Была введена уравнительная цистерна для обеспечения нейтральной плавучести в подводном положении.

Часть недостатков, присущих лодкам С. Лэка, осталась. Так, деревянная палуба надстройки то высыхала при спокойной солнечной погоде, то набухала при свежей погоде и в обоих случаях вода попадала в палубные балластные цистерны. Большим недостатком следует считать и применение бензомоторов, опасных при эксплуатации. Однако, несмотря ни на что, лодки типа "Кайман" успешно участвовали в боевых операциях в 1915-1916 г.г. на Балтийском море.

ТТХ подводных лодок "Кайман", "Крокодил" и "Аллигатор"

Длина - 40,77 м
Ширина - 4,27 м
Осадка - 5,03 м
Водоизмещение - надводное - 409 тонн, подводное - 489 тонн
Силовая установка - 2 бензиновых двигателя (4 Ц; 4 Т) - по 400 л.с., 2 бензиновых двигателя (4 Ц ; 4 Т) ; 2 электродвигателя - по 180 л.с
Скорость - наибольшая надводная - от 7,8 до 9,5 узлов, подводная - 7,5 узлов ; экономичная надводная - 5 узлов, подводная - 5,75 узлов.
Запас топлива - 15,2 т (бензин) / аккумуляторные батареи 3 группы по 20 элементов - 6900 А. ч.
Дальность плавания - в надводном положении - от 600 до 750 миль при 9,5 узлах, - 1100 миль при 8,5 узлах ; в подводном положении - 20 миль при 7,5 узлах, - 45 миль при 5,75 узлах
Вооружение - 4 торпедных аппарата 457мм (2 носовых ; 2 кормовых) ; 2 торпедных аппарата Джевецкого ; 1-47 мм ; 1-7,62 мм пулемет ; клептоскоп и перископ Герца ; прожектор - 30 см.
Радиотелеграф - 1 станция мощностью 0,5 кВт ("Marcoi").
Экипаж - 3 офицера / 1 кондуктор / 30 нижних чинов
Время всплытия - от 3 до 5 минут
Время погружения - 5 минут
Запас плавучести - 17 %
Глубина погружения - рабочая - 45 метров

"Кайман"

Зачислена 14 июня 1907. Заложена 16 сентября 1905 на заводе "В. Крейтон и Ко", Санкт-Петербург. Спущена 28 ноября 1907. Вступила в строй 20 ноября 1909.

В 1911 г была снята часть цилиндров бензинового двигателя, за рубкой установили металлическую надстройку для шлюпки, глушителей и мин. В период 1-ой мировой войны несла позиционную и дозорную службы на подходах к портам и базам в Финском заливе. Действовала на коммуникациях противника в Ботническом заливе. 16 октября 1915 г захватила в качестве трофея германский п/х "Fraskatto" и по призовому праву привела его в Або. Совершила 12 боевых походов. Ввиду малой боевой ценности 2 ноября 1916 г выведена из боевого состава флота, поднята на стенку и сдана к порту императора Петра Великого в Ревеле на хранение, где 25 февраля 1918 г была захвачена германскими войсками и вывезена в Германию для разборки на металл.

"Крокодил"

Зачислена 14 июня 1907. Заложена в октябре 1905 на заводе "В. Крейтон и Ко", Санкт-Петербург. Спущена 10 июля 1908. Вступила в строй 20 ноября 1909.

В 1911 г была снята часть цилиндров бензинового двигателя, за рубкой установили металлическую надстройку для шлюпки, глушителей и мин. В период 1-ой мировой войны несла позиционную и дозорную службы на подходах к портам и базам в Финском заливе. Действовала на коммуникациях противника в Ботническом заливе. Прикрывала минно-заградительные операции флота. 6 августа 1916 г в качестве трофея захвачена германским п/х "Destem" и по призовому праву привела его в Або. Совершила 4 боевых похода. 2 ноября 1916 г ввиду малой боевой ценности, выведена из боевого состава, поднята на стенку и сдана к порту императора Петра Великого в Ревеле на хранение, где 25 февраля 1918 г была захвачена германскими войсками и вывезена в Германию для разборки на металл.

"Аллигатор"

Зачислена 14 июня 1907. Заложена в октябре 1905 на заводе "В. Крейтон и Ко", Санкт-Петербург. Спущена 3 мая 1908. Вступила в строй 20 ноября 1909.

В 1911 г была снята часть цилиндров бензинового двигателя, за рубкой установили металлическую надстройку для шлюпки, глушителей и мин. В период 1-ой мировой войны несла позиционную и дозорную службы на подходах к портам и базам в Финском заливе. Действовала на коммуникациях противника в Ботническом заливе. 11 октября 1915 г в качестве трофея захвачена германским п/х "Gerda Vitt" и по призовому праву привела его в финские шхеры. Совершила 12 боевых походов. Во время одного из походов была разрушена носовая надстройка и, ввиду малой боевой ценности, в ноябре 1916 г была выведена из боевого состава флота, разоружена и переоборудована в портовое судно. 25 октября 1917 г вошла в состав советского Балтийского флота и с 1918 г находилась в Петроградском военном порту на долговременном хранении, а 23 сентября 1924 г сдана Комгосфондов для разборки и исключена из списков судов РККФ.

"Дракон"

Длина - 40,77 м
Ширина - 4,27 м
Осадка - 5,03 м
Водоизмещение - надводное - 409 тонн, подводное - 489 тонн
Силовая установка - 2 бензиновых двигателя (4 Ц; 4 Т) - по 400 л.с., 2 бензиновых двигателя (4 Ц ; 4 Т) ; 2 электродвигателя - по 180 л.с
Скорость - наибольшая надводная - от 7,8 до 9,5 узлов, подводная - 7,5 узлов ; экономичная надводная - 5 узлов, подводная - 5,75 узлов.
Запас топлива - 15,2 т (бензин) / аккумуляторные батареи 3 группы по 20 элементов - 6900 А. ч.
Дальность плавания - в надводном положении - от 600 до 750 миль при 9,5 узлах, - 1100 миль при 8,5 узлах ; в подводном положении - 20 миль при 7,5 узлах, - 45 миль при 5,75 узлах
Вооружение - 4 торпедных аппарата 457мм (2 носовых ; 2 кормовых) ; 2 торпедных аппарата Джевецкого ; 1-47 мм ; 1-37 мм ; 1-7,62 мм пулемет ; клептоскоп и перископ Герца ; прожектор - 30 см.
Радиотелеграф - 1 станция мощностью 0,5 кВт ("Marcoi").
Экипаж - 3 офицера / 1 кондуктор / 30 нижних чинов
Время всплытия - от 3 до 5 минут
Время погружения - 5 минут
Запас плавучести - 17 %
Глубина погружения - рабочая - 45 метров

Зачислена 14 июня 1907. Заложена октябре 1905 на заводе "В. Крейтон и Ко", Санкт-Петербург. Спущена 14 июня 1908. Вступила в строй 17 ноября 1911.

Вступление в строй задержалось из-за взрыва паров бензина во время погрузки топлива 1 августа 1909 г. В 1911 г была снята часть цилиндров бензинового двигателя, за рубкой установили металлическую надстройку для шлюпки, глушителей и мин. В период 1-ой мировой войны несла позиционную и дозорную службы на подходах к портам и базам в Финском заливе. Действовала на коммуникациях противника в Ботническом заливе. Совершила 18 боевых походов. Ввиду малой боевой ценности, 2 ноября 1916 г выведена из боевого состава флота, поднята на стенку и сдана к порту императора Петра Великого в Ревеле на хранение, где 25 февраля 1918 г была захвачена германскими войсками и вывезена в Германию для разборки на металл.

 
https://pojar.ru услуги по огнезащитной обработке деревянных конструкций.