Военно-морской флот России


Проект малой прибрежной подводной лодки для Балтийского моря (проект Балтийского завода).

Описание    

Проект разработан в соответствии с заданием "Элементы малой ПЛ для Балтийского моря", подготовленным Морским Генеральным Штабом и утвержденным 1 декабря 1908 г.

Заводом были представлены два варианта ПЛ, отличающиеся размерениями, вооружением и ЭУ.

Для ПЛ по варианту 1 заявлены срок и цена постройки  14 месяцев и 3920 руб. за 1 тонну надводного водоизмещения и 2710 руб. за 1 тонну подводного водоизмещения.

На конкурсе 7 марта 1909 г. проект Балтийского завода (вариант 2) наряду с проектом Ижорского завода был признан лучшим.

Подводная лодка по варианту 2 должна была иметь следующие характеристики: водоизмещение 98/125 т, запас плавучести 27,5%, главные размерения: 27,4 х 2,7 х 2,44 м.

ЭУ  "единый двигатель"  дизель, работающий по так называемой "системе инженера Дель Пропосто", сходной с системой С.К. Джевецкого, внедренной в это время на ПЛ "Почтовый" . Наибольшая скорость хода: подводная  9 узлов, надводная  10 узлов. Дальность плавания под водой  40 миль при скорости 8 узлов и 30 миль  при 9 узлах. Вооружение  3 ТА системы Джевецкого. Время погружения 3 мин. Заявленная продолжительность постройки  20 месяцев. Цена за 1 т надводного водоизмещения  3680 руб, подводного (включая плату по патенту на систему Дель Пропосто)  2890 руб.

По системе Дель Пропосто работа двигателя под водой должна была обеспечиваться запасом сжатого воздуха, хранимого в специальных "воздухохранителях". За счет тепла отработавших газов и специальной горелки воздух перед подачей в специально выделенные цилиндры дизеля сначала подогревался и увлажнялся, затем использовался в "воздушном" двигателе и выпускался внутрь лодки, повышая в ней давление до уровня безопасного для личного состава. Причем, для постоянной вентиляции выпуск воздуха проводился из одной оконечности, а всасывание в "теплый" двигатель из другой оконечности. Для этого предполагалось использовать часть цилиндров главных двигателей (на ПЛ "Почтовый" по системе С.К. Джевецкого для этого использовался специальный "воздушный двигатель"). Отработанные в "теплом" двигателе газы выпускались в специальный резервуар, а затем через невозвратный клапан в воду, когда давление в резервуаре становилось равным забортному. При этом давление выпускаемых газов и давление всасываемого воздуха должно было быть равным. Проектант И.Г. Бубнов.

ТТХ ПЛ 1го варианта

Водоизмещение, т  - надводное 125 ;  подводное 170

Длина, м.  - 32,89

Ширина наибольшая, м. - 2,79

Осадка, м. - 2,44

Запас плавучести, %  - 36

Архитектурноконструктивный тип  - однокорпусной, с ЦГБ в оконечностях

Глубина погружения  - предельная - 91,5 м

Автономность, сут.  - 4

Время непрерывного пребывания под водой  - 16 часов

Силовая установка - тип дизельэлектрическая ;  число гребных валов  1

Скорость хода, уз. - наибольшая подводная 8 ;  наибольшая надводная 10 ;  экономическая надводная 7

Дальность плавания, мили - подводная 35 (8) ;  надводная 500 (7)

Вооружение - торпедное:  калибр, мм. 450 ;  число носовых трубчатых ТА 2 ;  число кормовых трубчатых ТА 1

Средства наблюдения - 2 перископа