Военно-морской флот России


Проект большой подводной лодки Балтийского завода

Описание    

Проект разработан на конкурс ПЛ для Балтийского моря, проводившийся в июле 1909 г. "Элементы ПЛ" (задание) были разработаны Морским Генеральным Штабом и утверждены 10 апреля 1909 г. Технические условия, разработанные Отделом подводного плавания Морского Технического Комитета на основе указанных "элементов", были разосланы фирмам 3 июня 1909 г.

Время погружения ПЛ - 3 мин., заявленные продолжительность постройки и цена - 20-24 месяца и 1 млн. 59 тыс. руб. Проект ПЛ являлся развитием проекта ПЛ "Акула". Кроме указанного, Балтийским заводом на конкурс были представлены еще три варианта (дополнительный, 2-й и 3-й) одного архитектурно-конструкторского типа, но отличавшиеся размерами, вооружением, типом ЭУ и ценой. Для всех вариантов, по заявлению завода, район плавания экономическим ходом мог быть увеличен по желанию заказчика.

Дополнительный вариант - водоизмещение 450/562 т, запас плавучести 25%, осадка 3,66 м, ЭУ - дизель-электрическая, глубина погружения - 46/92 м, вооружение 2 носовых и 2 кормовых ТА, 8 ТА системы Джевецкого, общее количество торпед - 14 ед., время погружения 3 мин., скорость полного хода (надводная/подводная) - 16/10 узлов. Дальность плавания в надводном положении 1000(8) миль, в подводном положении -120(5) миль и 40( 10) миль. Заявленные срок постройки и цена: 20-24 месяца и 1 млн. 280 тыс. руб. Этот вариант, наряду с проектом Невского завода (Дж. Голланда), был признан лучшим по итогам конкурса. Он явился прототипом ПЛ типов "Морж" и "Барс".

Вариант №2 - водоизмещение 280/328 т, запас плавучести 17%, осадка 3,2 м, ЭУ - дизель-электрическая, глубина погружения 46/92 м, вооружение 2 носовых и 2 кормовых ТА и 4 ТА системы Джевецкого, общее количество торпед - 10 , время погружения 2,5 мин., скорость полного хода (надводная/подводная) - 12/10 узлов, дальность плавания (при скорости хода, уз.) надводная - 1000(8) миль, подводная - 120(5) миль и 40(10) миль. Заявленные продолжительность постройки и цена ПЛ: 20-24 месяца и 878 тыс. руб.

Вариант №3 - водоизмещение 360/450 т, запас плавучести 25%, осадка 3,36 м. ЭУ - единый двигатель - дизель, работающий по системе Дель Пропосто, с использованием сжатого воздуха, хранящегося в специальных баллонах "воздухо-хранителях". Скорость полного хода (надводная/подводная), уз. - 17/16; дальность плавания (при скорости хода в уз.): надводная - 3000(8) миль, подводная - 150(5) миль и 50(16) миль. Глубина погружения (рабочая/предельная) - 46/92 м. Время погружения - 3 мин. Вооружение 2 носовых и 2 кормовых ТА, 6 ТА системы Джевецкого. Общее число торпед - 12. Заявленные продолжительность постройки и цена ПЛ: 30 месяцев и 1 млн. 160 тыс. руб.

По результатам конкурса 11 августа 1909 г. Морской Технический Комитет сделал доклад товарищу Морского министра, где, в частности, указал, что замена электрической энергии сжатым воздухом дает возможность повышать как скорость, так и район действия, сохраняя размеры ПЛ в следующей пропорции:

Характеристики Аккумулятор электрический Аккумулятор возд. с тепл. двигателем
Водоизмещение, т 360 360
Надводная скорость, уз/ 12 17
Район плавания при 8 уз., мили 1000 3000
Подводная скорость наибольшая, уз. 10 16
Район плавания при 10 уз., мили 40 50
Район плавания при 5 уз., мили 120 150

остальное - одинаково.

В докладе было указано, что Балтийский завод готов принять на себя постройку ПЛ с двигателем по системе Дель Пропосто с ручательством за исполнение, но без гарантии результатов. По проекту контракта завод гарантировал полный подводный ход 12 узлов. Проектант - И.Г. Бубнов и отдел подводного плавания Балтийского завода. Время разработки проекта – 1909г. Завод-строитель (предположительно) – Балтийский Завод (С. Петербург).

ТТХ ПЛ 1-го варианта

Водоизмещение, т - надводное 360 ; - подводное 450
Длина, м. - ок. 56,5
Ширина корпуса , м. - ок. 3,8
Осадка средняя, м. - 3,36
Запас плавучести, % - 25
Архитектурно-конструктивный тип - однокорпусной, с ЦГБ в оконечностях
Глубина погружения - рабочая - 46 м ; предельная - 92 м
Материал (толщина, мм) - корпуса никелевая сталь (12) ; - рубки маломагнитная сталь
Время непрерывного пребывания под водой, час - 24
Автономность, сут. - 6
Силовая установка - тип дизель-электрическая ; - тип двигателей надводного хода - дизель ; - тип двигателей подводного хода - электромотор ; - число гребных валов - 2
Скорость хода, уз. - наибольшая подводная 10 ; - наибольшая надводная 12 ; - экономическая надводная 8
Дальность плавания, мили (при скорости хода, уз.) - подводная 120 (5) ; - надводная 1000 (8)
Вооружение - торпедное: - калибр ТА, мм. 450 ; - число трубчатых носовых ТА 2 ; - число трубчатых кормовых ТА 2 ; - число поворотных ТА 6 ; - общее число торпед 12
Средства наблюдения - 2 перископа