Военно-морской флот России


Проект 2800-тонного подводного крейсера Балтийского Завода (1915-1916гг).

Описание    
 
Водоизмещение надводное, т. - 2800
Длина наибольшая, м. - 113
Ширина наибольшая, м. - 10,6
Осадка средняя, м. - 5,5
Архитектурно - конструктивный тип - двухкорпусная, шестиотсечная
Материал корпуса - сталь
Энергетическая установка: - тип дизель-электрическая, - тип двигателей надводного хода дизели, число х мощность двигателей надводного хода, л.с. 4 х 2000, тип двигателей подводного хода электромоторы, число гребных валов - 2, Число групп АБ - 2
Скорость полного надводного хода , уз. - ок. 20
Вспомогательная э/энергетическая установка: - число х мощность дизель-генераторов, л.с. 2 х 2000
Вооружение: - Торпедное: - калибр ТА, мм. 533, 4 носовых трубчатых ТА, 2 кормовых трубчатых ТА, 8 траверзных ТА: Артиллерийское: - 1 х 2 х 120, 2 х 1 х 75, 1 х 7,62
Средства связи и наблюдения: - 3 перископа системы Герца; радиостанция, приборы звукоподводной связи системы Фессендена, прожектор.


В "Программе судостроения подводных лодок 1915г.", наряду с ПЛ типов "Б-1", "В-1" и "Г-1", предусматривалась постройка двух опытных ПЛ по особым заданиям.

Согласно первоначальному ТЗ, это должны были быть быстроходные эскадренные ПЛ, способные действовать совместно с соединениями НК. Торпедное вооружение должно было включать 18 ТА (4 носовых и 2 кормовых трубчатых калибра 533-мм, 6 траверзных трубчатых калибра 533-мм и 6 бортовых решетчатых). Артиллерийское вооружение: 2 х 100-мм орудия, 1 х 75-мм зенитное орудие, 2 пулемета.

Балтийский завод разработал проект ПЛ водоизмещением 1998 т. Следующим проектом, после этого, был проект подводного крейсера водоизмещением около 3000 т с выдвижными башенными артиллерийскими установками. Проекты таких ПЛ разрабатывались на Балтийском и Адмиралтейском заводах. Проект Балтийского завода - двухкорпусная ПЛ водоизмещением 2800 т.

Этот проект, кроме минного вооружения, предусматривал мощное торпедное вооружение, состоявшее из 4 трубчатых аппаратов в носу и 2 — в корме и 4 пар траверзных торпедных аппаратов, расположенных во втором отсеке, могущих выпускать 4 торпеды с правого борта и 4 — с левого.

Для обеспечения непотопляемости, в случае пробоины в прочном корпусе, последний был разделен прочными водонепроницаемыми переборками на шесть (пять?) отсеков. Центральный пост размещался в третьем отсеке под прочной рубкой, через которую выходили три перископа; управление лодкой в подводном положении предусматривалось из центрального поста.

В четвертом и пятом отсеках планировалась установка четырех дизелей — по два в каждом отсеке. Дизели 8-цилиндровые, двухтактные, каждый мощностью по 2000 л. с. Каждый дизель должен был работать на спаренную с ним динамомашину, ток от которой использовался для работы двух гребных электродвигателей.

Для обеспечения подводного хода ток для гребных электродвигателей поступал от батарей электрических аккумуляторов, расположенных в виде групп — одна в первом и другая во втором отсеках.

В носовой части располагалась выдвижная башня с двумя 120-мм орудиями. На протяжении длины ПК было предусмотрено противоосколочное бронирование. Для повышения живучести мины заграждения должны были храниться в нижних балластных цистернах, а удлиненная носовая оконечность наряду с сокращением длины ПК должна была уменьшить объем повреждений при подрыве на минах. Оконечности - водонепроницаемые для улучшения мореходности и устранения образования в них льда. Форма оконечностей оптимизирована из соображений ходкости и мореходности. Для повышения эффективности КГР они располагались за гребными винтами.

Работы были остановлены на стадии эскизного проекта.

Однако в в этом проекте были заложены новые принципы конструкции подводной лодки, а именно:

а) сокращение длины внутреннего (прочного) корпуса, с целью предохранения от повреждений при взрыве удлиненной оконечности лодки;

б) бронирование с целью обеспечения от осколков на протяжении всего прочного корпуса;

в) улучшение мореходности и устранение образования льда в оконечностях путем обеспечения иx полной водонепроницаемости;

г) защита мин заграждения от обстрела путем хранения их и постановки из нижних балластных цистерн.