Военно-морской флот России


Подводная лодка "Святой Георгий"

Описание Фотографии  
     
(с 7 мая 1920 года – "Коммунар")

Заказана Морским ведомством в 1915 году с целью экстренного пополнения флотилии Северного Ледовитого океана и выбора наиболее оптимального типа корабля для условий Северного театра военных действий. 6-отсечная подводная лодка с двойным корпусом. Проект был разработан специалистами фирмы "Фиат". По конструкции и размерам повторяла итальянские подводные лодки класса "F". По требованию Морского Генерального штаба двойной корпус продлили в корму до фундаментов электродвигателей, в целях повышения дальности плавания часть цистерн главного балласта приспособили для приема топлива и установили более мощные дизели. По конструктивным особенностям не могла быть использована при отрицательных температурах воздуха, так как обмерзали заглушки шпигатов надстройки и погружение становилось невозможным. Обладала хорошей скоростью надводного хода, но небольшой автономностью.

Длина - 41,15 м
Ширина - 4,3 м
Осадка - 3,1 м
Водоизмещение - надводное - 260 тонн, подводное - 305 тонн
Силовая установка - 2 дизельных двигателя  (2 Т. ; 6 Ц.) по 350 л.с. фирмы "Фиат", 4 электродвигателя  в 2 блоках - по 125 л.с.
Скорость - наибольшая надводная - 16,0 узлов, подводная - 9 узлов ; экономичная надводная -  8,5 узлов, подводная - 4 узла
Запас топлива - 11,5 т (солярка)
Дальность плавания - в надводном положении - 720 миль при 16 узлах, - 1200 миль при 8,5 узлах ; в подводном положении - 22,5 мили при 9 узлах, - 80 миль при 4 узлах
Вооружение - 2 носовых торпедных аппарата ; 1 - 75мм / 50 ; 2 - 7,62мм пулемета ; перископ ; 1 прожектор - 35 см
Радиотелеграф - 1 станция мощностью 0,5 кВт
Экипаж - 3 офицера / 2 кондуктора / 22 нижних чина.
Время погружения - 2,5 минуты
Глубина погружения - предельная - 60 метров

Зачислена 25 мая 1916 в состав флотилии СЛО. Заложена в октябре 1916 на судоверфи фирмы "Фиат-Сан-Джорджио" в Специи (Италия). Спущена 8 апреля 1917, вступила в строй 7 мая 1917.

25 октября 1916 г. оформлен заказ на приобретение новой лодки (планируемое название «Ф-1»). 7 мая 1917 г. на лодке поднят российский флаг, гюйс и вымпел. До июня 1917 г. проводились испытания лодки и обучение экипажа.

13 июня 1917 г. в сопровождении парохода перешла в Геную для окончательного приготовления к переходу в Архангельск. 18 июня - 9 сетября 1917 г. начало легендарного перехода подводной лодки в Архангельск. Первые дни похода едва не оказались трагическими. Подводную лодку по ошибке атаковал испанский крейсер, но лодка успела погрузиться под воду. За Гибралтаром лодка попала в сильный шторм. Волны захлестывали рубочный люк, помпы едва успевали откачивать поступающую воду. Пришлось сделать остановку в Лиссабоне. Переход до Плимута прошел сравнительно спокойно, и 22 июля лодка ошвартовалась в Плимуте. Стоянка продолжалась до 20 августа. В Северном море на траверзе мыса Уред лодка была атакована немецкой подводной лодкой, торпеда прошла по корме. 4 сентября лодка достигла мыса Нордкап, а 6 сентября в сопровождении английского тральщика "Iceland" прибыла в Иоканьгу. Переждав сильный шторм, 9 сентября ошвартовалась у Соборной пристани Архангельска. В октябре 1917 г. в конце октября лодку поставили в док, специальная комиссия Морского генерального штаба единодушно признала лодку недееспособной в местных условиях и предложила отправить ее на Балтику или Черное море для использования в летнее время.

17 февраля 1918 г. вошла в состав Красной флотилии СЛО. Весной 1918 г. лодку начали готовить для перевода по внутренним водным путям на Балтику. В августе 1918 г. был завершен ремонт лодки, отремонтированы все механизмы, кроме левого дизеля. Захват Архангельска интервентами изменил все планы. Чтобы лодка не досталась в качестве трофея и не была уведена в Англию, экипаж увел лодку вверх по Северной Двине, привел ее в негодное состояние и выбросил на мель. 2 августа 1918 г. была захвачена в Архангельске белогвардейцами и английскими интервентами и включена в состав их флотилии СЛО. Зимой 1918 - 1919 гг.  ПЛ вновь ввели в строй. В ноябре 1919 г. лодку перевели в Мурманск, где она оставалась до прихода частей Красной Армии. 21 февраля 1920 г. отбита у белогвардейцев частями РККА при освобождении Архангельска. 15 апреля 1920 г. зачислена в состав БВФ. 24 апреля 1920 г. вошла в состав МССМ.

7 мая 1920 г. переименовали, присвоив ей наименование "Коммунар", и включили в состав Морских сил Северного флота. Летом 1920 г. перешла в Архангельск, где прошла докование и была довооружена двумя пулеметами. С август по сентябрь 1920 г. вместе с плавбазой "Соколица" дважды выходила в южную часть Белого моря. На зиму лодка перешла в Мурманск. Летом 1921 г. вновь возник план перевода лодки на Балтику.

13 июля 1921 г. выведена из боевого состава, законсервирована и сдана к Архангельскому военному порту на долговременное хранение. В 1923 г. обследование показало, что находившаяся на плаву лодка получила ряд повреждений, часть механизмов пропала.

5 июня 1924 г. списана и передана в фондовую комиссию для разборки на металл. Однако лодку не разрезали, она попала в ЭПРОН и еще несколько лет использовалась в качестве судоподъемного понтона. Затем разделана на металл в Архангельском военном порту.

Командиры: ст.л-т И.И. Ризнич (1917), л-т П.И. Лазаревич (1919).