Военно-морской флот России


Подводная лодка «С» XVI серии. Проект 97.

Описание    

Важным этапом в предвоенном развитии средних лодок стало проектирование цельносварных лодок XVI серии (проект 97) или тип «СМ».

В соответствии с техническим проектом, разработанным к ноябрю 1940 г. в ЦКБ-18 под руководством Ф.А. Каверена, новая лодка по размерам и внутреннему расположению в целом соответствовала избранному прототипу – лодке IX бис серии. Детально проработанная технология ее постройки базировалась на опыте завода 196 в создании С-21. В проекте было допущено некоторое снижение подводной скорости (до 8,7 узлов). Общее количество торпед было увеличено до 14. Устанавливались новые дизеля типа 4 Д и впервые система беспузырной стрельбы (БТС). Удобство внутреннего расположения было достигнуто макетированием в натуральную величину.

К началу войны (1941-1945гг.) все 6 ПЛ находились в начальной стадии постройки.

После окончания войны постройка всех лодок XVI серии была отменена из-за ничтожного задела по их корпусам и наметившегося в ходе войны перехода к новым проектам.

С-47

Заложена 20 февраля 1940 на Судомеханическом заводе (№196), при готовности 4,6%
в 1941 г. законсервирована и разобрана на металл

С-48

Заложена 20 февраля 1940 на Судомеханическом заводе (№196), при готовности 4,6%
в 1941 г. законсервирована и разобрана на металл

С-49

Заложена формально, к постройке не приступали.

С-58

Заложена 22 апреля 1941 на заводе им. Марти (№198), при готовности 3,3% в 1941 г. захвачена Германией и разобрана на металл.

С-59

Заложена 22 апреля 1941 на заводе им. Марти (№198), при готовности 2,8% в 1941 г. захвачена Германией и разобрана на металл.

С-60

Заложена 22 апреля 1941 на заводе им. Марти (№198), при готовности 1,9% в 1941 г. захвачена Германией и разобрана на металл.