Военно-морской флот России


Подводная лодка проект «Блоха»

Описание    
 
Водоизмещение - надводное - 35,3 т ; подводное - 74 т
Скорость - полная надводная 31 узел ; подводная - 11 узлов.
Дальность плавания - в течение часа лодка могла идти надводной скоростью - 35 узлов. ; надводным ходом полной скоростью - 110 миль ;  скоростью 19,5 узлов - 670 миль : подводным ходом полной скоростью - 11 миль ; скоростью 7,5 узлов - 25 миль.
Вооружение - 2 450 мм ТА (бортовые) ; 12,7 мм пулемет 1 шт.

В 1934-35 годах под руководством Бжезинского В.Л. в ЦКБС-1 был разработано два проекта сверхмалой подводной лодки-торпедного катера "Блоха" (водоизмещение 52 / 92 т; "Блоха" №2 имела надводное водоизмещение 30 т. Вооружение 2 - 450мм торпеды, пулемет. Скорость по расчетам конструктора должна составить 30-35 узлов над водой и 4 узла подводным ходом. Экипаж 3 человека).

Эти маленькие корабли предпологалось разместить на большом или тяжелом крейсере типа "Х", проект которого тогда разрабатывался тогда в ЦКБС-1. Предусматривалось два варианта размещения "Блохи" на корабле: в кормовой оконечности на автоматических шлюпбалках и в районе дымовой трубы. В последнем случае подъем подводной лодки на борт крейсера производился с помощью кранов.

Проработки по проекту «Х» не получили воплощения в металле, но позволила ЦКБС-1 (с 1937 года ЦКБ-17) спустя пять лет разработать более мощный тяжелый крейсер проекта 69 (типа "Кронштадт").

К идее малой подводной лодки - торпедного катера вскоре вернулись. Новый проект был разработан в ОСТЕХБЮРО НКВД все тем же В.Л. Бжезинским.

Корабль был заложен в 1939 году на заводе №196 в Ленинграде. Подводная лодка имела вид торпедного катера, который мог погружаться под воду. В подводном положении её двигатель работал с использованием чистого кислорода.

В 1942 году строительство корабля было прекращено при готовности 65%. Во время блокады Ленинграда при артобстрелах и бомбежках завода корпус "М-400" получил серьезные повреждения, а оборудование частично пришло в негодность.

24 марта 1947 года постановлением Совета Министров СССР подводную лодку отправили на разборку.

М-400
(Заводской номер 551)

Заложена в 1939 году на заводе "Судомех" (№196).