Военно-морской флот России


Подводная лодка "С" IX серии

Описание Фотографии  
     
История их создания относится к 1932 г., когда группа отечественных специалистов-подводников выехала в Гаагу для посещения голландского проектно-конструкторского бюро "Ingeneer Kontor vor Shiffbau" или сокращенно "IVS". Директором данного бюро был бывший командир-подводник кайзеровского флота Блюм, а техническим руководителем - известный конструктор подводных лодок этого флота доктор Ганс Техель. Принадлежало бюро германской фирме "Дешимаг Везер" и занималось проектированием и наблюдением за постройкой подводных лодок для различных государств. Укомплектовано "IVS" было почти полностью высококлассными специалистами-немцами с богатейшим опытом постройки подлодок в минувшей мировой войне и имело основной целью сохранить ценные кадры на тот период, пока Германии запрещалось создавать собственные подводные силы по условиям Версальского договора. Бюро уже заявило о себе проектированием нескольких подлодок, в частности для Финляндии, Японии и Испании. Последняя, имевшая обозначение "Е-1", привлекла внимание советской делегации. Заинтересованность была обоюдная - немцам нужна была реализация своей продукции для финансирования дальнейших разработок, а нам нужен был передовой опыт создания подводных лодок и передовые технологии. После изучения предоставленной "IVS" документации был подготовлен договор по которому фирма "Дешимаг" должна была проектировать по нашему тактико-техническому заданию проект средней подводной лодки, а также содействовать в размещении ряда заказов на германских фирмах, но сначала советская сторона хотела получить гарантии возможности реализации согласовываемых элементов будущего корабля. Для этого нашей комиссии предложили посетить Картахену, где проводились испытания "Е-1". Подлодка произвела хорошее впечатление, все элементы подтвердились, и договор вступил в силу. В течение 1933 г. проект "Е-2", такое обозначение получил новый корабль, разрабатывался в Бремене при участии нескольких наших специалистов. В январе 1934 г. его представили руководству Наркомата тяжелой промышленности и командованию Военно-морского флота. Технический проект подводной лодки, названной IX серией, одобрили, начали разработку рабочих чертежей, которые визировались представителями фирмы "Дешимаг" и были закончены в начале 1935 г. Не дожидаясь завершения работы над чертежами, в декабре 1934 г. закладываются две, а затем третья подлодка. Первоначально они получили буквенное обозначение "Н" ("немецкая") и только с 20 октября 1937 г. стали типа "С" ("средняя"). Постройка первых двух корпусов во многом благодаря дисциплине поставок как германских, так и отечественных контрагентов шла по графику. В конце 1935 г. их спустили на воду, вскоре приступили к швартовым испытаниям и только тогда сочли возможным отказаться от представителей фирмы "Дешимаг". Можно предположить, что германская фирма в накладе не осталась хотя бы потому, что проработки проекта "Е-2", финансировавшиеся нашей страной, во многом легли в основу проекта германской подводной лодки VII серии, самой массовой подлодки Второй мировой войны. С другой стороны, это говорит и об удачности принятых технических решений. Третий корпус, где должны были устанавливать приборы и механизмы отечественного производства, из-за задержек поставок, прежде всего дизелей, своевременно сдан не был.

Подлодка имела полуторакорпусную конструкцию, причем прочный корпус был клепаный, а легкий - сварной. Из семи отсеков три выполняли роль убежищ, рассчитанных на давление 10 атмосфер, и откуда можно было, при необходимости, продуть ЦГБ. Всего было построено 3 корабля этого проекта. "С-2" погибла в Советско-финляндской, а "С-1" и "С-3" - в первые дни Великой Отечественной войны.
Водоизмещение - надводное - 840 тонн, подводное - 1068,7 тонн
Длина наибольшая - 77,7 м
Ширина наибольшая - 6,4 м
Осадка средняя - 4 м
Силовая установка - 2 дизеля суммарной мощностью 4000 л.с. и 2 электродвигателя суммарной мощностью 1100 л.с. 2 группы аккумуляторных батарей по 124 батареи каждая марки "38-МАК-760", 2 винта.
Запас топлива - нормальный - 40,2 тонны, полный 126 тонн
Скорость - наибольшая надводная - 19,5 узлов, подводная - 9 узлов
Дальность плавания - в надводном положении - 2500 миль при 19,5 узлах, - 9860 при 10 узлах ; в подводном положении - 9 миль при 9 узлах, - 148 миль при 3 узлах
Глубина погружения - рабочая - 80 метров, предельная - 100 метров
Время погружения - 40 секунд
Вооружение - 4 533-мм носовых торпедных трубы ; 2 533-мм кормовых торпедных трубы ; 12 533-мм торпед ; 1 - 100/51 артиллерийская установка "Б-24-ПЛ" ; 200 100-мм выстрелов ; 1 - 46/45 артиллерийская установка "21-К" ; 500 45-мм выстрелов.
Время пребывания под водой - 72 часа
Автономность - нормальная - 30 суток, максимальная - 45 суток
Запас плавучести - 28 %
Экипаж - 6 офицеров, 16 старшин, 21 рядовых

"С-1"
 (заводской № 266)

Заложена  25 декабря 1934 в Ленинграде на заводе № 189 (Балтийский судостроительный завод), под литерным обозначением "Н-1". Спущена 8 августа 1935, вступила в строй 23 сентября 1936. Вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.

20 октября 1937 г. получила литерное обозначение "С-1". Советско-Финскую войну встретила в составе 13 Дивизиона ПЛ КБФ и базировалась в Таллине.

03-16 декабря 1939 г. - первый боевой поход. 30 ноября 1939 года лодка была в боевом дозоре в устье Финского залива. Получив сигнал "Факел" о начале боевых действий командир не понял его смысла, так как на лодке не было таблицы условных сигналов. Для него обстановка прояснилась лишь на второй день войны с получением оперативной сводки штаба КБФ. Вечером 2 декабря лодка была отозвана с позиции и утром следующего дня была в Таллине, однако тут же была отправлена к порту Раума в Ботническом заливе. Размер позиции был слишком мал (10x10 миль). Сигнальщики несколько раз обнаруживали цели, но они проходили слишком далеко от лодки. Только 10 декабря лодка заметила и атаковала одиночный транспорт, а когда торпеда прошла мимо, субмарина всплыла и начала расстреливать его артиллерией. На пятом залпе 100-мм орудие заклинило, а еще один двухторпедный залп ушел "в молоко". Наконец то после полуторачасового маневрирования транспорт был потоплен огнем из 45-мм орудия. Им оказался немецкий параход "Больхайм"(3324 брт), перевозивший целлюлозу. Несмотря на потерю транспорта и гибель при этом 3-х человек из его экипажа никакой реакции Германии не последовало. Больше никого на позиции лодка не встретила. 16 декабря она благополучно вернулась в Либаву.

22 декабря 1939 - 20 января 1940 - второй боевой поход. За 22 дня патрулирования лодка обнаружила лишь два транспорта, но не смогла их догнать. Возвращение подлодки проходило в сложных ледовых условиях. Часть пути лодка шла подо льдом. Другую часть - лавируя между льдинами; в этот момент ее атаковали два финских гидросамолета "Юнкерс К-43", один из которых артиллеристам удалось сбить. 20 января 1940 года лодка благополучно возвратилась в Либаву, имея всего 300 кг солярки.

7 февраля 1940 г. за мужество, проявленное экипажем, лодку наградили орденом Красного Знамени, а ее командир А.В.Трипольский удостоен звания Героя Советского Союза.

22 июня 1941 г. встретила в Либаве, на заводе Тосмаре в составе 1-го Дивизиона ПЛ КБФ. Активное участие лодки в Советско-Финской войне требовало ее ремонта.

Вечером 23 июля 1941 года , когда немцы были уже на подступах к городу, была выведена из дока, после чего взорвана экипажем. Экипаж перешел на ПЛ "С-3", на которой и ушел из Либавы. Восстанавливать субмарину немцы не стали. 27 июля 1941 г. исключена из состава ВМФ.

Командиры: кап.-л-т А.В. Трипольский (1939), кап. 3 р. И.Т.Морской (1941).

"С-2"
(заводской № 267)

Заложена  31 декабря 1934 в Ленинграде на заводе № 189 (Балтийский судостроительный завод), под литерным обозначением "Н-2". Спущена 21 декабря 1935, вступила в строй 23 сентября 1936. Вошла в состав Краснознамённого Балтийского флота.

20 октября 1937 г. получила литерное обозначение "С-2". Советско-Финскую войну встретила в составе 13 Дивизиона ПЛ КБФ и базировалась в Таллине.

28 ноября - 6 декабря 1939 г. - первый боевой поход. 28 ноября 1939 года вышла на позицию у северной оконечности острова Готланд. Ничего, кроме германских транспортов, обнаружить не удалось, и уже 6 Декабря лодка вернулась в Либаву.

1 января 1940 г. ушла в свой последний поход. На борту субмарины находились командир 13-го Дивизиона ПЛ КБФ капитан 3 ранга Тутышкин Г.Н. и флагманский штурман 1-ой Бригады ПЛ КБФ старший лейтенант Колесников В.К.. Вечером 2 января 1940 года лодка достигла Аландских островов и получила разрешение на форсирование Южного Кваркена. 3 января 1940 года в 04.20 была получена последняя квитанция с лодки. Больше лодка на связь не выходила, о ее судьбе и судьбе 50 членов ее экипажа достоверно ничего не известно. Предположительно лодка погибла на мине, выставленной в декабре 1939 года финским МЗ "Лоухи" в проливе Южный Кваркен у острова Маркет. По вторй версии - стала жертвой льдов или мины, когда уже возвращалась на базу. 14 января ПБ "Смольный", а 21января ЛД "Минск" якобы принимали сигналы с лодки, но связь наладить так и не смогли. "С-2" стала единственным кораблем РККФ, погибшим в "Зимней войне". 28 марта 1940 г. исключена из состава ВМФ.

Командиры: кап. 3 р. И.А.Мороз (1939), кап. л-т И.А. Соколов (1940).

"С-3"
(заводской № 268)

Заложена 25 апреля 1935 в Ленинграде на заводе № 189 (Балтийский судостроительный завод),  под литерным обозначением "Н-3". Спущена  30 апреля 1936, вступила в строй 13 июля 1938. 20 октября 1937 г. получила литерное обозначение "С-3".  Вошла в состав Краснознамённого Балтийского флота.

Советско-Финскую войну встретила в составе 13 Дивизиона ПЛ КБФ и базировалась в Таллине. 30 ноября-8 декабря 1939 г. - первый боевой поход. 30 ноября 1939 года согласно сигналу о начале боевых действий "Факел" заняла позицию у южного входа в залив Кальмарзунд. 8 декабря 1939 года не добившись результатов лодка вернулась на базу.

Декабрь 1939 г. - второй выход на позицию юго-западнее Аландских островов делает в середине декабря 1939 года. 17 декабря артиллерией лодки обстреляны германские пароходы "Гильхаузен" и "Пиннас". Оба парохода сумели уйти. Не добившись результатов, 22 декабря 1939 года лодка вернулась на базу.

22 июня 1941 года лодка встретила в капремонте на заводе Тосмаре в Либаве. 23 июня немцы были уже на подступах к городу, но так как лодка могла идти самостоятельно (но только в надводном положении, погружаться она не могла), командир, отказавшись взорвать лодку и, взяв на борт часть экипажа ПЛ "С-1" (в том числе и ее командира), а так же рабочих с завода Тосмаре (всего на борту лодки было около 100 человек ), покинул Либаву. По данным К. Стрельбицкого на лодке находилась еще и часть экипажа лодок М-71 и М-80. Лодка шла в Усть-Двинск, скорость ее не превышала 5 узлов. В 2.32 24 июня в районе маяка Ужава ее атаковали торпедами германские торпедные катера "S-60" и "S-35" из состава 3-ей катерной флотилии. Торпеды прошли мимо, и в завязавшейся артиллерийской дуэли все решило не мощность 100-мм и 45-мм орудий субмарины, а скорострельность двух немецких 20-мм пушек. Ответным огнем с лодки катера получили незначительные повреждения, 4 человека были ранены. Лодка упорно уходила на север, и тогда катера атаковали ее ручными гранатами, а затем в 3.39 "S-60" сбросил прямо по курсу лодки глубинную бомбу в непосредственной близости от нее (по некоторым данным по лодке были выпущены две торпеды, разломившие ее на три части). Лодка затонула. Из воды немцы подобрали 20 человек (в некоторых источниках говорится о 3-х спасенных, в некоторых- что людей в воде немцы расстреляли из автоматов). Тело командира "С-3" прибило к острову Саарема, где он был похоронен. По неподтвержденным данным немцы в июне-июле вели на лодке спасательные работы в поисках документов.

27 июля 1941 г. исключена из состава ВМФ.

Командиры: кап. л-т Малофеев К.И.(1939), кап л-т Костромичев Н.А. (1941)