Военно-морской флот России


Подводная лодка тип "С" IX-бис серия

Описание Фотографии

Доп. материал

     
Подводных лодок IX серии, оснащенных импортными механизмами и оборудованием, было построено всего три, В ходе строительства и испытаний первых двух выявились недостатки: недобор 0,5 уз наибольшей скорости надводного хода по сравнению со спецификационной, частый задир поршней дизелей, вибрация перископов на полном ходу и др. Стало очевидным также, что строить большую серию лодок по этому проекту нельзя, так как невозможно рассчитывать на гарантированную и своевременную поставку заграничного комплектующего оборудования. На подводную лодку IX серии С-3 дизели фирмы МАН и другое оборудование было получено с запозданием почти на два года.

Было решено силами наших специалистов проект подводной лодки IX серии переработать, устранить вскрывшиеся недостатки и, главным образом, заменить иностранное оборудование на отечественное.

Так появился новый проект подводной лодки IX-бис серии. Наибольшим изменениям в новом проекте подверглась дизельная энергетическая установка. Для нового проекта Коломенский завод под руководством Н. М. Урванцева разработал четырехтактный восьмицилиндровый нереверсивный дизель марки Д-2 с газотурбинным наддувом. Мощность дизеля составляла 2000 л. с. при 470 об/мин. Установка нового дизеля повлекла за собой необходимость увеличения диаметра выхлопных труб с 360 до 420 мм и переделки топливной, масляной, водяной и воздушной систем дизеля. В связи с установкой на лодке оборудования отечественного производства был переделан и ряд других судовых систем и устройств. Важно подчеркнуть, что изменения, внесенные в проект новой подводной лодки серии IX бис, были настолько удачными, что все основные тактико-технические элементы корабля практически остались прежними.

Подводных лодок IX-бис серии было построено всего 38 (предполагалось строить 53, но 6 заказов были аннулированы, 3 ПЛ взорваны на стапеле, 6 ПЛ недостроены и разделаны на метал), из них 14 - накануне Великой Отечественной войны, l6-во время войны и 8 - в послевоенный период. Строили подводные лодки на пяти заводах. Головная подводная лодка IX бис серии С-4 была заложена на Балтийском заводе 3 января 1936 г. и сдана флоту 30 октября 1939 г. Часть подводных лодок IX бис серии строили для Тихоокеанского флота, куда их доставляли в разобранном виде отдельными секциями на транспортерах, собирали и достраивали на Дальзаводе. Часть кораблей во время войны была достроена по упрощенному проекту IX бис 2 серии.

Во время войны подводные лодки IX бис серии показали высокие боевые качества. Так, например, во время войны подводная лодка С-56 Тихоокеанского флота пересекла Тихий океан, прошла Панамским каналом и, преодолев Атлантику, прибыла на Северный флот, где приняла участие в боевых действиях. Она потопила три транспортных судна и три боевых корабля. После войны Северным морским путем ПЛ С-56 вернулась на Тихий океан. Шесть подводных лодок IX серии были награждены орденами Красного Знамени, двум присвоено звание гвардейской, а командирам подводных лодок типа «С» - Б. А. Алексееву, И. Ф. Кучеренко, С. П. Лисину, Г. И. Щедрину присвоены звания Героев Советского Союза.

Водоизмещение - надводное - 837 тонн, подводное - 1090 тонн
Длина наибольшая - 77,7 м
Ширина наибольшая - 6,4 м
Осадка средняя - 4 м
Главные механизмы - 2 дизеля суммарной мощностью 4000 л.с. и 2 электродвигателя суммарной мощностью 1100 л.с. 2 группы аккумуляторных батарей по 124 батареи каждая марки "С", 2 винта.
Запас топлива - нормальный - 40,2 тонны, полный - 126 тонн
Скорость - наибольшая надводная - 19,5 узлов, подводная - 8,7 узлов
Дальность плавания - в надводном положении - 2700 миль при 19,5 узлах, - 8200 миль при 10 узлах ; в подводном положении - 10,1 мили при 8,7 узлах, - 139 миль при 2,9 узлах
Глубина погружения  - рабочая - 80 метров, предельная - 100 метров
Время погружения - 40 секунд
Вооружение - 4 533-мм носовых торпедных трубы ; 2 533-мм кормовых торпедных трубы ; 12 533-мм торпед ; 1 - 100/51 артиллерийская установка "Б-24-ПЛ" ; 200 100-мм выстрелов ; 1 - 46/45 артиллерийская установка "21-К" ; 500 45-мм выстрелов
Время пребывания под водой - 72 часа
Автономность - нормальная - 30 суток, максимальная - 45 суток
Запас плавучести - 28 %
Экипаж - 6 офицеров, 16 старшин, 21 рядовых

С-4
(до 20 октября 1937 г. - Н-4)
(заводской № 277).

Заложена3 января 1936 г. на Балтийском заводе № 189 имени С. Орджоникидзе в Ленинграде, спущена на воду 17 сентября 1936 г., вступила в строй 30 октября 1939 г. и 27 ноября 1939 г., подняв Военно-морской флаг, вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.

Участвовала в Великой Отечественной войне: действия на коммуникациях противника в Балтийском море, перебазирование флота из Таллина в Кронштадт 28-29 августа 1941 г.; совершила 6 боевых походов и произвела 9 атак с выпуском 22 торпед, потопив 12 октября 1944 г. дрифтер "Taunus" (218 брт) и 13 октября 1944 г. транспорт "Terra" (33 брт). 15 августа 1942 г. на переходе из Кронштадта в Ленинград от близкого взрыва донной мины противника в огражденной части Морского канала получила серьезные повреждения корпуса, устройств и механизмов, выйдя из строя на срок более 2 месяцев.6 января 1945 г. таранена и потоплена на позиции у мыса Брюстерорт германским миноносцем "Т-33" и 31.03.1945 г. исключена из состава КБФ.

С-5
(до 20.10.1937 г. - Н-5)
(заводской № 278).

Заложена 28.12.1935 г. на Балтийском заводе № 189 имени С.Орджоникидзе в Ленинграде, спущена на воду 16.05.1937 г., вступила в строй 30.10.1939 г. и 27.11.1939 г., подняв Военно-морской флаг, вошла в состав КБФ. Участвовала в советско-финляндской войне (несение позиционной службы у берегов Финляндии) и в Великой Отечественной войне: поисковые действия на коммуникациях противника в Балтийском море; совершила 2 боевых похода. 28.08.1941 г. погибла в районе мыса Юминда в Финском заливе от подрыва на минном заграждении противника при перебазировании флота из Таллина в Кронштадт и 10.09.1941 г. исключена из состава ВМФ.

С-6
(до 20.10.1937 г. - Н-6)
(заводской № 279).

Заложена 28.12.1935 г. на Балтийском заводе № 189 имени С.Орджоникидзе в Ленинграде, спущена на воду 31.03.1938 г., вступила в строй 30.10.1939 г. и 27.11.1939 г., подняв Военно-морской флаг, вошла в состав КБФ. Участвовала в Великой Отечественной войне: поисковые действия на коммуникациях противника в Балтийском море; совершила 2 боевых похода. 21.08.1941 г. погибла на позиции в районе маяка Карлскрона по неизвестной причине и 06.10.1941 г. исключена из состава ВМФ.

С-7
(до 20.10.1937 г. - Н-7)
(заводской № 236).

Заложена 14.12.1936 г. на заводе № 112 "Красное Сормово" в Горьком (Нижний Новгород), спущена на воду 05.04.1937 г., вступила в строй 30.06.1940 г. и 23.07.1940 г. включена в состав КБФ. Участвовала в Великой Отечественной войне: поисковые действия на коммуникациях противника в Балтийском море, артиллерийские обстрелы железнодорожных станций Иеве и Вайвара, завода Асери, городов Нарва и Нарва-Йыэсу, селения Тойва в октябре 1941 г.; совершила 5 боевых походов и произвела 9 атак с выпуском 12 торпед, потопив 09.07.1942 г. шведский пароход "Margareta" (1272 брт), 11.07.1942 г. шведский пароход "Lulea" (5611 брт), 30.07.1942 г. пароход "Kathe" (1509 брт) и 05.08.1942 г. финский транспорт "Pohjanlahti" (682 брт), повредив 05.10.1941 г. финский транспорт "Hertta" (343 брт) и 30.07.1942 г. пароход "Ellen Larsen" (1938 брт). 21.10.1942 г. торпедирована и потоплена на позиции в Аландском море финской подводной лодкой "Vesihiisi" и 25.12.1942 г. исключена из состава ВМФ.

С-8
(до 20.10.1937 г. - Н-8)
(заводской № 237)

Заложена 14.12.1936 г. на заводе № 112 "Красное Сормово" в Горьком (Нижний Новгород), спущена на воду 05.04.1937 г., вступила в строй 30.06.1940 г. и 23.07.1940 г. включена в состаа КБФ. Участвовала в Великой Отечественной войне: поисковые действия на коммуникациях противника в Балтийском море: совершила 2 боевых похода. 12-14.10.1941 г. погибла от подрыва на минном заграждении противника при форсировании западной части Финского залива и 15.12.1941 г. исключена из состава ВМФ.

С-9
(до 20.10.1937 г. - Н-9)
(заводской № 241).

Заложена 20.06.1937 г. на заводе № 112 "Красное Сормово" в Горьком (Нижний Новгород), спущена на воду 20.04.1938 г., вступила в строй 31.10.1940 г. и 19.12.1940 г. включена в состав КБФ. Участвовала в Великой Отечественной войне: действия на коммуникациях противника в Балтийском море; совершила 4 боевых похода и произвела 3 атаки с выпуском 3 торпед, дважды повредив 27.09 и 28.09.1942 г. танкер "Mittelmeer" (6370 брт). 13.08.1943 г. погибла в Финском заливе от подрыва на минном заграждении противника при форсировании противолодочного рубежа и 29.09.1943 г. исключена из состава ВМФ.

С-10
(до 20.10.1937 г. - Н-10)
(заводской № 242)

Заложена 10.06.1937 г. на заводе № 112 "Красное Сормово" в Горьком (Нижний Новгород), спущена на воду 20.04.1938 г.. вступила в строй 25.12.1940 г. и 31.12.1940 г., подняв Военно-морской флаг, вошла в состав КБФ. Участвовала в Великой Отечественной войне: действия на коммуникациях противника в Балтийском море; совершила 1 боевой поход. 28.06.1941 г. торпедирована и потоплена группой вражеских торпедных катеров на позиции в Данцигской бухте (Гданьский залив) и 27.07.1941 г. исключена из состава ВМФ.

С-11
(заводской № 245)

Заложена 20.10.1937 г. на заводе № 112 "Красное Сормово" в Горьком (Нижний Новгород), спущена на воду 24.04.1938 г., вступила в строй 27.06.1941 г. (Военно-морской флаг поднят 13.05.1941 г.) и 18.07.1941 г. включена в состав КБФ. Участвовала в Великой Отечественной войне: действия на коммуникациях противника в Балтийском море; совершила 1 боевой поход и произвела 1 атаку с выпуском 2 торпед. 02.08.1941 г. погибла в 2 милях от маяка Тоффри в проливе Соэла-Вяйн от подрыва на минном заграждении противника при возвращении с позиции в базу и 31.08.1941 г. исключена из состава ВМФ. В 1955 г. поднята аварийно-спасательной службой ВМФ, отбуксирована в Ригу и в 1957-1958 гг. на базе "Главвторчермета" разделана на металл.

С-12
(заводской № 246)

Заложена 20.10.1937 г. на заводе № 112 "Красное Сормово" в Горьком (Нижний Новгород), спущена на воду 20.04.1938 г., вступила в строй 24.07.1941 г. и 30.07.1941 г., подняв Военно-морской флаг, вошла в состав КБФ. Участвовала в Великой Отечественной войне: действия на коммуникациях противника в Балтийском море; совершила 2 боевых похода и произвела 9 атак с выпуском 10 торпед, повредив 21.10.1942 г. транспорт "Sabine Howaldt" (5956 брт) и 27.10.1942 г. транспорт "Malgasche" (6300 брт). 01.08.1943 г. погибла в Финском заливе при форсировании противолодочного рубежа от подрыва на минном заграждении противника и 29.09.1943 г. исключена из состава ВМФ.

С-13
(с 06.10.1954 г. - КБП-38)
(заводской № 263)

Заложена 19.10.1938 г. на заводе № 112 "Красное Сормово" в Горьком (Нижний Новгород), спущена на воду 25.04.1939 г., вступила в строй 31.07.1941 г. и 14.08.1941 г., подняв Военно-морской флаг, вошла в состав КБФ. Участвовала в Великой Отечественной войне: действия на коммуникациях противника в Балтийском море; совершила 4 боевых похода и произвела 12 атак с выпуском 19 торпед, потопив 11.09.1942 г. финский транспорт "Неrа" (1379 брт), 12.09.1942 г. финский пароход "Jussi Н." (2325 брт); 30.01.1945 г. транспорт "Wilhelm Gustloff" (25484 брт) и 10.02.1945 г. транспорт "General Steuben" (14660 брт), повредив 18.09.1942 г. голландский пароход "Anna W." (290 брт) и 09.10.1944 г. транспорт "Siegfried" (563 брт). 20.04.1945 г. награждена орденом Красного Знамени. С 15.02.1946 г. входила в состав 8-го ВМФ. 12.01.1949 г. отнесена к подклассу средних подводных лодок, 07.09.1954 г. выведена из боевого состава, разоружена, переформирована в плавучий кабинет боевой подготовки и передана 2-му высшему военно-морскому училищу подводного плавания для использования в учебных целях, 23.03.1956 г. переведена в группу плавсредств Научно- исследовательского института № 11 ВМФ, а 17.12.1956 г. исключена из списков плавсредств ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 31.05.1957 г. расформирована и впоследствии на базе "Главвторчермета" на Туруханных островах в Ленинграде разделана на металл.

С-14
(с 18.06.1943 г. - "Героический Севастополь", с 20.06.1956 г. - ПЗС-26, с 17.08.1956 г. - УТС-4)
(заводской № 264)

 Заложена 29.09.1938 г. на заводе № 112 "Красное Сормово" в Горьком (Нижний Новгород) на средства, собранные трудящимися, спущена на воду 25.04.1939 г. и осенью 1941 г. отбуксирована на Каспийское море для прохождения сдаточных испытаний, вступила в строй 21.04.1942 г. и 03.06.1942 г., подняв Военно-морской флаг, вошла в состав КВФ. 14.04.1943 г. убыла по внутренним водным системам из Баку и 25.05.1943 г. по прибытии в Архангельск вошла в состав СФ, а 25.08.1943 г. перешла из Молотовска (Северодвинск) в Полярный. Участвовала в Великой Отечественной войне: действия на коммуникациях противника у берегов Северной Норвегии; совершила 7 боевых походов и произвела 3 атаки с выпуском 12 торпед. 12.01.1949 г. отнесена к подклассу средних подводных лодок, 29.12.1955 г. выведена из боевого состава, разоружена и переформирована в плавучую зарядовую станцию, 17.08.1956 г. превращена в учебно-тренировочную станцию по борьбе за живучесть, а 09.02.1978 г. исключена из списков плавсредств ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл и 31.03.1979 г. расформирована.

С-15
(с 18.01.1956 г. - ПЗС-27)
(заводской № 271).

Заложена 10.08.1939 г. на заводе № 112 "Красное Сормово" в Горьком (Нижний Новгород), спущена на воду 24.04.1940 г. и летом 1942 г. отбуксирована на Каспийское море для достройки и прохождения сдаточных испытаний, вступила в строй 20.12.1942 г. и 21.01.1943 г., подняв Военноморской флаг, вошла в состав КВФ. 14.04.1943 г. убыла по внутренним водным системам из Баку и 25.05.1943 г. по прибытии в Архангельск вошла в состав СФ, а 15.10.1943 г. перешла из Молотовска( Северодвинск) в Полярный. Участвовала в Великой Отечественной войне: действия на коммуникациях противника у берегов Северной Норвегии, несение дозорной службы в районе Новой Земли: совершила 7 боевых походов и произвела 3 атаки с выпуском 12 торпед, повредив 24.08.1944 г. транспорт "Dessau" (5983 брт). В некоторых источниках значится под наименованием "Колхозница". 12.01.1949 г. отнесена к подклассу средних подводных лодок, 29.12.1955 г. выведена из боевого состава, разоружена и переформирована в плавучую зарядовую станцию, а 20.06.1956 г. исключена из списков плавсредств ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл и 17.08.1956 г. расформирована.

С-16
(с 24.04.1944 г. - "Герой Советского Союза Нурсеитов", с 18.01.1956 г. - ПЗС-28, с 27.12.1956 г. - ЗАС-3)
(заводской № 272).

Заложена 10.08.1939 г. на заводе № 112 "Красное Сормово" в Горьком (Нижний Новгород) на средства, собранные трудящимися, спущена на воду 24.04.1940 г. и летом 1942 г. отбуксирована на Каспийское море для достройки и прохождения сдаточных испытаний, вступила в строй 10.02.1943 г. и 22.04.1943 г., подняв Военно-морской флаг, вошла в состав КВФ. 15.03.1944 г. убыла по внутренним водным системам из Баку и 20.05.1944 г. по прибытии в Архангельск вошла в состав СФ, а 16.09.1944 г. перешла из Молотовска (Северодвинск) в Полярный. Участвовала в Великой Отечественной войне: действия на коммуникациях противника у берегов Северной Норвегии; совершила 1 боевой поход. 12.01.1949 г. отнесена к подклассу средних подводных лодок, 29.12.1955 г. выведена из боевого состава, разоружена и переформирована в плавучую зарядовую станцию, а 12.03.1958 г. исключена из списков плавсредств ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 18.03.1958 г. расформирована и в 1958 г. на базе "Главвторчермета" в Мурманске разделана на металл.

С-17
(с 22.11.1944 г. - "Советская Сванетия", с 18.01.1956 г. - ПЗС-29, с 27.12.1956 г. - ЗАС-4)
(заводской № 273).

Заложена 10.08.1939 г. на заводе № 112 "Красное Сормово" в Горьком (Нижний Новгород) на средства, собранные трудящимися, спущена на воду 24.04.1940 г. и летом 1941 г. отбуксирована по внутренним водным системам на завод № 402 (Северное машиностроительное предприятие) в Молотовске (Северодвинск) для достройки и прохождения сдаточных испытаний, вступила в строй 20.04.1945 г. и 20.05.1945 г., подняв Военно-морской флаг, вошла в состав СФ. 12.01.1949 г. отнесена к подклассу средних подводных лодок, 29.12.1955 г. выведена из боевого состава, разоружена и переформирована в плавучую зарядовую станцию, а 12.03.1958 г. исключена из списков плавсредств ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 18.03.1958 г. расформирована.

С-18
(с 03.11.1956 г. - УТС-12)
(заводской № 274). 

Заложена 01.08.1939 г. на заводе № 112 "Красное Сормово" в Горьком (Нижний Новгород), спущена :на воду 25.04.1940 г. и летом 1942 г. отбуксирована на Каспийское море для достройки и прохождения сдаточных испытаний, вступила в строй 20.06.1945 г. и 10.07.1945 г., подняв Военно-морской флаг, вошла в состав ККФ. 10.07.1945 г. убыла по внутренним водным системам из Баку и 31.08.1945 г. по прибытии в Ленинград вошла в состав КБФ. С 15.02.1946 г. по 24.12.1955 г. входила в состав 4-го ВМФ. 12.01.1949 г. отнесена к подклассу средних подводных лодок, 17.02.1956 г. выведена из боевого состава, разоружена, переформирована в учебно-тренировочную станцию по борьбе за живучесть и переведена в состав ЛенВМБ, 04.10.1957 г. исключена из списков плавсредств ВМФ, в связи с передачей комитету ДОСААФ Ленинграда для использования в учебных целях и 18.09.1958 г. расформирована, а в 1960-х гг. на базе "Главвторчермета" в Ленинграде разделана на металл

С-19
(заводской № 132).

Заложена 30.09.1939 г. на заводе № 194 имени А.Марти ("Судомех") в Ленинграде, спущена на воду 14.03.1941 г. и летом 1941 г. отбуксирована по внутренним водным системам на завод № 638 имени И.В.Сталина (Астраханский судостроительный) для достройки, вступила в строй 21.02.1944 г. и 23.02.1944 г., подняв Военно-морской флаг, вошла в состав КВФ. 15.03.1944 г. убыла по внутренним водным системам из Баку и 18.05.1944 г. по прибытии в Архангельск вошла в состав СФ, а 10.10. 1944 г. перешла из Молотовска (Северодвинск) в Полярный. Участвовала в Великой Отечественной войне: действия на коммуникациях противника у берегов Северной Норвегии; совершила 1 боевой поход. 12.01.1949 г. отнесена к подклассу средних подводных лодок, 30.12.1955 г. выведена из боевого состава, переклассифицирована в опытовую подводную лодку для обеспечения испытаний ядерного оружия в районе островов Новая Земля и передана в распоряжение Центральных управлений ВМФ. 10.10.1957 г. тяжело повреждена при подводном ядерном взрыве в губе Черная и оставлена там на грунте, а 28.01.1958 г. расформирована и 01.03.1958 г. исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл.

С-20
(заводской № 133).

Заложена 30.09.1939 г. на заводе № 194 имени А.Марти ("Судомех") в Ленинграде, спущена на воду 14.03.1941 г. и летом 1941 г. отбуксирована по внутренним водным системам на завод № 638 имени И.В. Сталина (Астраханский судостроительный) для достройки, вступила в строй 19.02.1945 г. и 25.02.1945 г., подняв Военно-морской флаг, вошла в состав ККФ. 05.04.1945 г. перечислена в состав КБФ и 15.02.1946 г. - в состав 4-го ВМФ, 12.01.1949 г. отнесена к подклассу средних подводных лодок, 17.02.1956 г. выведена из боевого состава, переклассифицирована в опытовую подводную лодку, 14.06.1956 г. передана в распоряжение Центральных управлений ВМФ и летом 1956 г. переведена по Беломорско-Балтийскому каналу из Ленинграда в Северодвинск. 10.10.1957 г. потоплена в губе Черная у островов Новая Земля в Баренцевом море при обеспечении испытание ядерного оружия, 31.10.1957 г. расформирована и 01.03.1958 г. исключена из списков судов ВМФ.

С-21
(с 17.04.1957 г. - ЗАС-13)
(заводской № 134)

 Заложена 31.12.1939 г. (по другим данным: 01.12.1939 г.) на заводе № 194 имени А.Марти ("Судомех") в Ленинграде, спущена на воду 25.04.1941 г. и летом 1941 г. отбуксирована по внутренним водным системам на завод № 638 имени И.В.Сталина (Астраханский судостроительный) для достройки, вступила в строй 28.03.1946 г. и 03.04.1946 г., подняв Военно-морской флаг, вошла в состав ККФ. Летом 1946 г. переведена по внутренним водным системам из Баку в Полярный и 18.07.1946 г. перечислена в состав СФ. 12.01.1949 г. отнесена к подклассу средних подводных лодок. В 1949-1950 гг. перешла по Севморпути с зимовкой в Арктике из Кольского залива на Дальний Восток и 21.09.1950 г. перечислена в состав 5-го ВМФ. С 23.04.1953 г. входила в состав ТОФ. 29.03.1957 г. выведена из боевого состава, разоружена и переформирована в плавучую зарядовую станцию, а 27.11.1959 г. исключена из списков плавсредств ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации, поставлена на прикол и 27.01.1960 г. расформирована. 26.10.1961 г. затонула в бухте Сельдевая из-за водотечности корпуса, но вскоре была поднята аварийно-спасательной службой ТОФ и сдана "Главвторчермету" для разделки на металл.

С-22
(с 19.06.1955 г. - ПЗС-54, с 12.01.1957 г. - ЗАС-7, с 15.10.1966 г. - ПЗС-14)
(заводской № 295)

Заложена 25.06.1940 г. на заводе № 112 "Красное Сормово" в Горьком (Нижний Новгород), спущена на воду 02.05.1941 г., вступила в строй 25.05.1946 г. и 28.05.1946 г., подняв Военно-морской флаг, вошла в состав ККФ. 13.10.1946 г. прибыла по внутренним водным системам из Баку в Полярный и 02.11.1946 г. включена в состав СФ. 12.01.1949 г. отнесена к подклассу средних подводных лодок. В 1949-1950 гг. перешла по Севморпути с зимовкой в Арктике из Кольского залива на Дальний Восток и 21.09.1950 г. перечислена в состав 5-го ВМФ. С 23.04.1953 г. входила в состав ТОФ. 14.03.1955 г. выведена из боевого состава, разоружена и переформирована в плавучую зарядовую станцию, а 30.01.1967 г. исключена из списков плавсредств ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл и 15.10.1967 г. расформирована.

С-23
(с 18.04.1957 г. - 3AC-15)
(заводской № 296)

Заложена 25.06.1940 г. на заводе № 112 "Красное Сормово" в Горьком (Нижний Новгород), спущена на воду 02.05.1941 г. и весной 1947 г. переведена по внутренним водным системам в Полярный для прохождения сдаточных испытаний, вступила в строй 27.06.1947 г. и 10.081947 г., подняв Военно-морской флаг, вошла в состав СФ. 12.01.1949 г. отнесена к подклассу средних подводных лодок. В 1949-1950 гг. перешла по Севморпути с зимовкой в Арктике из Кольского залива на Дальний Восток и 21.09.1950 г. перечислена в состав 5-го ВМФ. С 23.04.1953 г. входила в состав ТОФ. 18.04.1958 г. выведена из боевого состава, разоружена и переформирована в плавучую зарядовую станцию, а 15.09.1960 г. исключена из списков плавсредств ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл и 05.10.1960 г. расформирована.

С-24
(заводской № 297)

Заложена 25.06.1940 г. на заводе номер 112 "Красное Сормово" в Горьком (Нижний Новгород), спущена на воду 02.05.1941 г. и 10.10.1947 г. прибуксирована по внутренним водным системам в Полярный для прохождения сдаточных испытаний, вступила в строй 18.12.1947 г. и 19.12.1947 г., подняв Военно-морской флаг, вошла в состав СФ. 12.01.1949 г. отнесена к подклассу средних подводных лодок. В 1949-1950 гг. перешла по Севморпути с зимовкой в Арктике из Кольского залива на Дальний Восток и 21.09.1950 г. перечислена в состав 5-го ВМФ. С 23.04.1953 г. входила в состав ТОФ. 06.06.1955 г. исключена из состава ВМФ СССР в связи с передачей ВМС Народно-освободительной армии Китайской Народной Республики и 06.07.1955 г. расформирована.

С-25
(заводской № 298)

Заложена 25.06.1940 г. на заводе № 112 "Красное Сормово" в Горьком (Нижний Новгород), спущена на воду 02.05.1941 г. и 13.11.1947 г. прибуксирована по внутренним водным системам в Полярный для прохождения сдаточных испытаний, вступила в строй 29.03.1948 г. и 09.05.1948 г., подняв Военно-морской флаг, вошла в состав СФ. 12.01.1949 г. отнесена к подклассу средних подводных лодок. В 1949-1950 гг. перешла по Севморпути с зимовкой в Арктике из Кольского залива на Дальний Восток и 21.09.1950 г. перечислена в состав 5-го ВМФ. С 23.04.1953 г. входила в состав ТОФ. 06.06.1955 г. исключена из состава ВМФ СССР в связи с передачей ВМС Народно-освободительной армии Китайской Народной Республики и 06.07.1955 г. расформирована.

С-26
(с 18.04.1958 г. - ЗАС-16, с 22.07.1961 г. - УТС-1)
(заводской № 299)

Заложена 25.06.1940 г. на заводе № 112 "Красное Сормово" в Горьком (Нижний Новгород), спущена на воду 02.05.1941 г. и осенью 1947 г. отбуксирована по внутренним водным системам в Полярный для прохождения сдаточных испытаний, вступила в строй 29.03.1948 г. и 28.11.1948 г., подняв Военно-морской флаг, вошла в состав СФ. 12.01.1949 г. отнесена к подклассу средних подводных лодок. В 1949-1950 гг. перешла по Севморпути с зимовкой в Арктике из Кольского залива на Дальний Восток и 21.09.1950 г. перечислена в состав 5-го ВМФ. С 23.04.1953 г. входила в состав ТОФ. 18.04.1958 г. выведена из боевого состава, разоружена и переформирована в плавучую зарядовую станцию, 26.06.1961 г. была исключена из судового состава, поставлена на прикол и 05.10.1960 г. расформирована, но 22.07.1961 г. превращена в учебно-тренировочную станцию по борьбе за живучесть, а 05.02.1973 г. вторично исключена из списков плавсредств ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл и 24.02.1973 г. повторно расформирована.

С-27
(заводской № 300)

Заложена 31 декабря 1940 г. на заводе № 112 "Красное Сормово" в Горьком (Нижний Новгород), но 10 октября 1941 г. приостановлена строительством, законсервирована и впоследствии разделана на стапеле на металл.

С-28
(заводской № 312)

Заложена в начале 1941 г. на заводе № 112 "Красное Сормово" в Горьком (Нижний Новгород), но 10 октября 1941 г. приостановлена строительством, законсервирована и впоследствии разделана на стапеле на металл.

С-29
(заводской № 313)

Заложена в начале1941 г. на заводе № 112 "Красное Сормово" в Горьком (Нижний Новгород), но с началом Великой Отечественной войны приостановлена строительством, законсервирована и впоследствии разделана на стапеле на металл.

С-30
(заводской № 314).

Заложена в начале1941 г. на заводе № 112 "Красное Сормово" в Горьком (Нижний Новгород), но с началом Великой Отечественной войны приостановлена строительством, законсервирована и впоследствии разделана на стапеле на металл.

С-31
(с 06.04.1955 г. - ПЗС-23)
(заводской № 347).

Заложена 05.10.1937 г. на заводе № 198 имени А.Марти (Черноморский судостроительный) в Николаеве, спущена на воду 22.02.1939 г., вступила в строй 19.06.1940 г. и 25.06.1940 г., подняв Военно-морской флаг, вошла в состав ЧФ. Участвовала в Великой Отечественной войне: действия на коммуникациях противника в Черном море у берегов Румынии, Болгарии и Крыма, оборона Севастополя в мае-июне 1942 г.; совершила 20 боевых походов и произвела 8 атак с выпуском 22 торпед, потопив 09.11.1943 г. быстроходную десантную баржу "F 580" и повредив 17.10.1943 г. быстроходную десантную баржу "F 418" (по 240 т). 05.11.1944 г. награждена орденом Красного Знамени. 12.01.1949 г. отнесена к подклассу средних подводных лодок, 14.03.1955 г. выведена из боевого состава, разоружена и переформирована в плавучую зарядовую станцию, а 14.03.1975 г. исключена из списков плавсредств ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации и впоследствии на базе "Главвторчермета" в Севастополе разделана на металл.

С-32
(заводской № 348).

Заложена 15.10.1937 г. на заводе № 198 имени А.Марти (Черноморский судостроительный) в Николаеве, спущена на воду 27.04.1939 г., вступила в строй 19.06.1940 г. и 25.06.1940 г., подняв Военно-морской флаг, вошла в состав ЧФ. Участвовала в Великой Отечественной войне: действия на коммуникациях противника в Черном море у берегов Болгарии и Румынии, артиллерийский обстрел позиций противника в районе Ялты 19.11.1941 г., оборона Севастополя в мае-июне 1942 г.; совершила 13 боевых походов. 26.06.1942 г. потоплена в районе мыса Айтодор самолетами немецкой 100-й бомбардировочной авиационной эскадры на переходе из Новороссийска в Севастополь и 11.07.1942 г. исключена из состава ВМФ.

С-33
(с 06.04.1955 г. - ПЗС-22, с 12.10.1977 г. - РЗС-422)
(заводской № 349).

Заложена 16.11.1937 г. на заводе № 198 имени А.Марти (Черноморский судостроительный) в Николаеве, спущена на воду 30.05.1939 г., вступила в строй 18.11.1940 г. и 22.12.1940 г., подняв Военно-морской флаг, вошла в состав ЧФ. Участвовала в Великой Отечественной войне: действия на коммуникациях противника в Черном морс у берегов Румынии, Болгарии и Крыма: совершила 15 боевых походов и произвела 9 атак с выпуском 22 торпед, потопив 20.04.1943 г. румынский транспорт "Suceava" (6876 брт) и уничтожив 12.05.1944 г. поврежденную авиацией ЧФ быстроходную десантную баржу "F 130А" (240 т). 23.03.1942 г. при стоянке в Туапсе от близких взрывов авиабомб получила серьезные повреждения корпуса и механизмов, выйдя из строя на длительный срок. 22.07.1944 г. удостоена гвардейского звания. 12.01.1949 г. отнесена к подклассу средних подводных лодок,14.03.1955 г. выведена из боевого состава, разоружена и переформирована в плавучую зарядовую станцию, 12.03.1974 г. была исключена из судового состава и поставлена на прикол, но 14.03.1975 г. вновь зачислена в состав плавсредств ЧФ, а 03.01.1978 г. вторично исключена из списков плавсредств ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации и впоследствии на базе "Главвторчермета" в Севастополе разделана на металл.

С-34
(заводской № 350).

Заложена 29.11.1937 г. на заводе № 198 имени А.Марти (Черноморский судостроительный) в Николаеве, спущена на воду 02.09.1939 г., вступила в строй 29.03.1941 г. и 01.05.1941 г., подняв Военно-морской флаг, вошла в состав ЧФ. Участвовала в Великой Отечественной войне: действия на коммуникациях противника в Черном море у берегов Болгарии и Румынии; совершила 4 боевых похода и произвела 1 атаку с выпуском 1 торпеды. В ноябре 1941 г. погибла на позиции в районе мыса Эмине у побережья Болгарии от подрыва на оборонительном минном заграждении противника и 11.02.1942 г. исключена из состава ВМФ.

С-35
(с 26.03.1956 г. - ПЗС-36, с 27.12.1956 г. - ЗАС-6)
(заводской № 360).

Заложена 23.02.1940 г. на заводе № 198 имени А.Марти (Черноморский судостроительный) в Николаеве, спущена на воду 17.07.1941 г., но летом 1941 г. приостановлена строительством, 14.08.1941 г. отбуксирована в Поти и законсервирована, а 23.07.1946 г. возвращена в Николаев для достройки, вступила в строй 06.02.1948 г. и 13.02.1948 г., подняв Военно-морской флаг, вошла в состав ЧФ. 12.01.1949 г. отнесена к подклассу средних подводных лодок, 08.04.1954 г. перечислена в состав ККФ и по Волго-Донскому каналу передислоцирована из Черного моря в Баку, 17.02.1956 г. выведена из боевого состава, разоружена и переформирована в плавучую зарядовую станцию, а 15.03.1962 г. исключена из списков плавсредств ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл.

С-36
(заводской № 361).

Заложена 23.02.1940 г. на заводе № 198 имени А.Марти (Черноморский судостроительный) в Николаеве, но 20.07.1941 г. приостановлена строительством и законсервирована, а 15.08.1941 г. по приказу командования взорвана на стапеле при вынужденном отходе из Николаева советских войск, захвачена противником и впоследствии разделана на стапеле на металл для отправки в Германию на переплавку.

С-37
(заводской № 362).

Заложена 28.11.1940 г. на заводе № 198 имени А.Марти (Черноморский судостроительный) в Николаеве, но 20.07.1941 г. приостановлена строительством и законсервирована, а 15.08.1941 г. по приказу командования взорвана на стапеле при вынужденном отходе из Николаева советских войск, захвачена противником и впоследствии разделана на стапеле на металл для отправки в Германию на переплавку.

С-38
(заводской № 363).

Заложена 22.02.1941 г. на заводе № 198 имени А.Марти (Черноморский судостроительный) в Николаеве, но 20.07.1941 г. приостановлена строительством и законсервирована, а 15.08.1941 г. по приказу командования взорвана на стапеле при вынужденном отходе из Николаева советских войск, захвачена противником и впоследствии разделана на стапеле на металл для отправки в Германию на переплавку.

С-39
(заводской № 315).

Заложена в начале 1941 г. на заводе № 112 "Красное Сормово" в Горьком (Нижний Новгород), но с началом Великой Отечественной войны приостановлена строительством, законсервирована и впоследствии разделана на стапеле на металл.

С-40
(заводской № 316).

Заложена в начале 1941 г. на заводе № 112 "Красное Сормово" в Горьком (Нижний Новгород), но с началом Великой Отечественной войны приостановлена строительством, законсервирована и впоследствии разделана на стапеле на металл.

С-51
(с 06.10.1954 г. - КБП-39, с 27.12.1956 г. - УТС-19)
(заводской № 284).

Заложена 29.04.1937 г. (по другим данным: 24.03.1937 г.) на Балтийском заводе № 189 имени С.Орджоникидзе в Ленинграде и в разобранном виде доставлена по железной дороге на "Дальзавод" № 202 во Владивостоке для достройки, спущена на воду 30.08.1940 г., вступила в строй 30.11.1941 г. и 16.12.1941 г., подняв Военно-морской флаг, вошла в состав ТОФ. 05.10.1942 г. убыла из Владивостока и 24.01.1943 г. по прибытии через Панамский канал в Полярный вошла в состав СФ. Участвовала в Великой Отечественной войне: действия на коммуникациях противника у берегов Северной Норвегии; совершила 7 боевых походов и произвела 7 атак с выпуском 26 торпед, потопив 03.09.1943 г. противолодочный корабль "UJ 1202" ("F.Dankworth", 464 брт). 15.07.1944 г. награждена орденом Красного Знамени. 12.01.1949 г. отнесена к подклассу средних подводных лодок, 07.09.1954 г. выведена из боевого состава, разоружена, переформирована сначала в плавучий кабинет боевой подготовки и 27.12.1956 г. - в учебно-тренировочную станцию по борьбе за живучесть, а 11.02.1972 г. исключена из списков плавсредств ВМФ, впоследствии поднята на берег и установлена в поселке Гремиха (город Островной) в качестве мемориальной подводной лодки.

С-52
(заводской № 285).

Заложена 29.04.1937 г. на Балтийском заводе № 189 имени С.Орджоникидзе в Ленинграде и в разобранном виде доставлена по железной дороге на "Дальзавод" № 202 во Владивостоке для достройки, спущена на воду 30.08.1940 г., вступила в строй 09.06.1943 г. и 27.06.1943 г., подняв Военно-морской флаг, вошла в состав ТОФ. Участвовала в Великой Отечественной войне: несение позиционной и разведывательной службы у берегов острова Хоккайдо; совершила 1 боевой поход. С 17.01.1947 г. по 23.04.1953 г. входила в состав 5-го ВМФ. 12.01.1949 г. отнесена к подклассу средних подводных лодок, а 24.08.1954 г. исключена из состава ВМФ СССР в связи с передачей ВМС Народно-освободительной армии Китайской Народной Республики.

С-53
(заводской № 286).

Заложена 28.09.1938 г. на Балтийском заводе № 189 имени С. Орджоникидзе в Ленинграде и в разобранном виде доставлена по железной дороге на "Дальзавод" № 202 во Владивостоке для достройки, спущена на воду 30.10.1941 г., вступила в строй 30.01.1943 г. (по другим данным: 31.12.1942 г.) и 07.02.1943 г., подняв Военно-морской флаг, вошла в состав ТОФ. С 17.01.1947 г. по 23.04.1953 г. входила в состав 5-го ВМФ. 12.01.1949 г. отнесена к подклассу средних подводных лодок, а 24.08.1954 г. исключена из состава ВМФ СССР в связи с передачей ВМС Народно-освободительной армии Китайской Народной Республики.

С-54
(заводской № 403).

Заложена 24.11.1936 г. на заводе № 194 имени А.Марти ("Судомех") в Ленинграде и в разобранном виде доставлена по железной дороге на "Дальзавод" № 202 во Владивостоке для достройки, спущена на воду 05.11.1938 г., вступила в строй 31.12.1940 г. и 15.01.1941 г., подняв Военно-морской флаг, вошла в состав ТОФ. 06.10.1942 г. убыла из Владивостока и 07.06.1943 г. по прибытии через Панамский канал в Полярный вошла в состав СФ. Участвовала в Великой Отечественной войне: действия на коммуникациях противника у берегов Северной Норвегии, несение дозорной службы в Карском море в районе Новой Земли: совершила 4 боевых похода и произвела 1 атаку с выпуском 4 торпед. В марте 1944 г. погибла в Баренцевом море на позиции у северного побережья Норвегии от подрыва на оборонительном минном заграждении противника и 21.04.1944 г. исключена из состава ВМФ.

С-55
(заводской № 404).

Заложена 24.11.1936 г. на заводе № 194 имени А.Марти ("Судомех") в Ленинграде и в разобранном виде доставлена по железной дороге на "Дальзавод" № 202 во Владивостоке для достройки, спущена на воду 27.11.1939 г., вступила в строй 25.07.1941 г. и 01.08.1941 г., подняв Военно-морской флаг, вошла в состав ТОФ. 06.10.1942 г. убыла из Владивостока и 08.03.1943 г. по прибытии через Панамский канал в Полярный вошла в состав СФ. Участвовала в Великой Отечественной войне: действия на коммуникациях противника у берегов Северной Норвегии: совершила 4 боевых похода и произвела 3 атаки с выпуском 12 торпед, потопив 29.03.1943 г. транспорт "Ajax" (2297 брт), 29.04.1943 г. транспорт "Sturzsee" (708 брт) и 12.10.1943 г. транспорт "Ammerland" (5381 брт). В декабре 1943 г. погибла по неизвестной причине на позиции у северного побережья Норвегии в Баренцевом море и 18.01.1944 г. исключена из состава ВМФ.

С-56
(с 13.06.1955 г. - ПЗС-55, с 12.01.1957 г. - ЗАС-8, с 15.09.1964 г. - УТС-14)
(заводской № 405).

Заложена 24.11.1936 г. на заводе № 194 имени А.Марти ("Судомех") в Ленинграде и в разобранном виде доставлена по железной дороге на "Дальзвод" № 202 во Владивостоке для достройки, спущена на воду 25.12.1939 г., вступила в строй 20.10.1941 г. и 31.10.1941 г., подняв Военно-морской флаг, вошла в состав ТОФ. 05.10.1942 г. убыла из Владивостока и 08.03.1943 г. по прибытии через Панамский канал в Полярный вошла в состав СФ. Участвовала в Великой Отечественной войне: действия на коммуникациях противника у берегов Северной Норвегии: совершила 7 боевых походов и произвела 13 атак с выпуском 30 торпед, потопив 17.05.1943 г. танкер "Eurostadt" (1118 брт), 07.07.1943 г. тральщик "М 346" (551 брт), 19.07.1943 г. сторожевой корабль "№ Ki 09" ("Аlan", 466 брт) и 28.01.1944 г. транспорт "Heindrich Schulte" (5056 брт) и повредив 17.05.1943 г. транспорт "Wartheland" (5096 брт). 31.03.1944 г. награждена орденом Красного Знамени и 23.02.1945 г. удостоена гвардейского звания. 12.01.1949 г. отнесена к подклассу средних подводных лодок. Летом 1953 г. совершила переход по Севморпути из Кольского залива на Дальний Восток и 06.11.1953 г. возвращена в состав ТОФ. 14.03.1955 г. выведена из боевого состава, разоружена и переформирована в плавучую зарядовую станцию, 20.04.1964 г. превращена в учебно-тренировочную станцию по борьбе за живучесть, а 09.05.1975 г. после восстановительного ремонта установлена в качестве мемориальной подводной лодки и филиала музея ТОФ на Корабельной набережной во Владивостоке и 11.09.1975 г. исключена из списков плавсредств ВМФ.

С-101
(заводской № 243)

Заложена 20.06.1937 г. на заводе № 112 "Красное Сормово" в Горьком (Нижний Новгород), спущена на воду 20.04.1938 г., вступила в строй 15.12.1940 г. и 29.12.1940 г., подняв Военно-морской флаг, вошла в состав КБФ. 15.07.1941 г. при возвращении с позиции в Таллин у острова Вилсанди подверглась атаке самолета противника, сбросившего 2 авиабомбы, одна из которых пробила легкий корпус и цистерну быстрого погружения, но не взорвалась. В августе 1941 г. убыла по Беломорско-Балтийскому каналу из Ленинграда и 08.09.1941 г. по прибытии в Беломорск вошла в состав СФ, а 13.12.1941 г. перешла из Молотовска (Северодвинск) в Полярный. Участвовала в Великой Отечественной войне: действия на коммуникациях противника на Балтике и у берегов Северной Норвегии, несение дозорной службы в Карском море в районе Новой Земли; совершила 12 боевых походов и произвела 16 атак с выпуском 43 торпед, потопив 06.02.1942 г. норвежский пароход "Mimona" (1147 брт) и 28.08.1943 г. подводную лодку "U 639" (769 т). 24.05.1945 г. награждена орденом Красного Знамени. 12.01.1949 г. отнесена к подклассу средних подводных лодок, а 17.02.1956 г. разоружена, исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 26.03.1956 г. передана Отдельному дивизиону аварийно-спасательной службы БВФ СФ для использования в качестве учебной болванки для обеспечения тренировок водолазов и в 1957 г. на базе "Главвторчермета" в Мурманске разделана на металл.

С-102
(с 13.06.1955 г. - ПЗС-56, с 12.01.1957 г. - ЗАС-9, с 08.06.1966 г. - ПЗС-19)
(заводской № 244).

Заложена 20.06.1937 г. на заводе № 112 "Красное Сормово" в Горьком (Нижний Новгород), спущена на воду 20.04.1938 г., вступила в строй 16.12.1940 г. и 29.12.1940 г., подняв Военно-морской флаг, вошла в состав КБФ. В августе 1941 г. убыла по Беломорско-Балтийскому каналу из Ленинграда и 08.09.1941 г. по прибытии в Беломорск вошла в состав СФ, а 16.11.1941 г. перешла из Молотовска (Северодвинск)в Полярный. Участвовала в Великой Отечественной войне: действия на коммуникациях противника у берегов Северной Норвегии: совершила 13 боевых походов и произвела 4 атаки с выпуском 12 торпед, потопив 14.01.1942 г. транспорт "Turkheim" (бывший шведский "Fagervik", 1904 брт) и 24.10.1944 г. сторожевой корабль "NKi 05" ("Sperber", 178 брт). 12.01.1949 г. отнесена к подклассу средних подводных лодок. 06.04.1954 г. перечислена в состав ТОФ и летом 1954 г. совершила по Севморпути переход из Кольского залива на Дальний Восток. 14.03.1955 г. выведена из боевого состава, разоружена и переформирована в плавучую зарядовую станцию, а 30.01.1967 г. исключена из списков плавсредств ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл и 15.12.1967 r. расформирована.

С-103
(заводской № 265).

Заложена 13.09.1938 г. на заводе № 112 "Красное Сормово" в Горьком (Нижний Новгород), спущена на воду 25.04.1939 г. и летом 1941 г. отбуксирована на Каспийское море для прохождения сдаточных испытаний, вступила в строй 30.06.1942 г. (Военно-морской флаг поднят 14.06.1942 г.) и 09.07.1942 г. включена в состав КВФ. 15.04.1943 г. убыла из Баку и 28.05.1943 г. по прибытии по внутренним водным системам в Архангельск вошла в состав СФ, а 20.09.1943 г. перешла из Молотовска (Северодвинск)в Полярный. Участвовала в Великой Отечественной войне: действия на коммуникациях противника у берегов Северной Норвегии; совершила 5 боевых походов и произвела 3 атаки с выпуском 11 торпед. 12.01.1949 г. отнесена к подклассу средних подводных лодок, а 29.12.1955 г. разоружена, исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 18.01.1956 г. расформирована и в. 1957 г. на базе "Главвторчермета" в Архангельске разделана на металл.

С-104
(с 13.06.1955 г. - ПЗС-57, с 12.01.1957 г. - ЗАС-10)
(заводской № 266).

Заложена 04.09.1938 г. на заводе № 112 "Красное Сормово" в Горьком (Нижний Новгород), спущена на воду 25.04.1939 г. и летом 1942 г. отбуксирована на Каспийское море для прохождения сдаточных испытаний, вступила в строй 22.09.1942 г. и 27.09.1942 г., подняв Военно-морской флаг, вошла в состав КВФ. 15.04.1943 г. убыла из Баку и 28.05.1943 г. по прибытии по внутренним водным системам в Архангельск вошла в состав СФ, а 20.09.1943 r. перешла из Молотовска (Северодвинск) в Полярный. Участвовала в Великой Отечественной войне: действия на коммуникациях противника у берегов Северной Норвегии, несение дозорной службы в Карском море у берегов Новой Земли: совершила 4 боевых похода и произвела 3 атаки с выпуском 11 торпед, потопив 20.06.1944 r. противолодочный корабль "UJ 1209" ("КUJ 21", 542 брт) и 12.10.1944 г. транспорт "Lummе" (1730 брт). 24.05.1945 r. награждена орденом Красного Знамени. 12.01.1949 г. отнесена к подклассу средних подводных лодок. 06.04.1954 r перечислена в состав ТОФ и летом 1954 г. совершила переход по Севморпути из Кольского залива на Дальний Восток. 14.03.1955 г. выведена из боевого состава, разоружена и переформирована в плавучую зарядовую станцию. 10.12.1957 г. при следовании на буксире у ледокола "Добрыня Никитич" из Владивостока в Петропавловск-Камчатский в заливе Васильева у острова Парамушир сильным штормом выброшена на берег, но впоследствии снята с камней аварийно-спасательной службой ТОФ, 06.10.1958 г. расформирована и 19.01.1959 r. исключена из списков плавсредств ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл.

Примечание: кроме указанных, намечались к постройке подводные лодки С-41 (заводской № 317), С-42 (заводской № 318), С-43 (заводской № 319), С-44 (заводской № 321), С-45 (заводской № 145) и С-46 (заводской № 146), заказы на которые с началом Великой Отечественной войны были аннулированы.

 
Продажа кассовых аппаратов http://www.sampokkm.ru.