Военно-морской флот России


Большие подводные лодки типа "Д"

Описание Фотографии

Доп. материал

     
К разработке проекта первой советской подводной лодки приступили в январе 1926 г. и уже 19 сентября представили на рассмотрение начальника Морских Сил Республики два варианта водоизмещением 890 и 1440т. Выбор был остановлен на первом варианте – 890т., как наиболее предпочтительном для Балтики, где лодкам предстояло участвовать в оборонительных действиях в Финском заливе и пользоваться извилистыми фарватерами.

Сразу же, не дожидаясь официального утверждения Реввоенсоветом (это произошло лишь 17 февраля 1927 г.), документы передали на Балтийский завод для постройки. 5 марта 1927 г. там произвели официальную закладку первых трех подводных лодок 1 серии, впоследствии отнесенных к типу "Д" по первой букве названия головного корабля - "Декабрист".

Первенцы советского подводного судостроения создавались двухкорпусными, клепаной конструкции. Для корпусных работ была выделена высококачественная сталь из дореволюционных запасов, предназначавшаяся для постройки линейных крейсеров типа "Измаил" и легких крейсеров типа "Светлана". Прочный корпус (максимальный диаметр 4,76 м), рассчитанный на предельную глубину погружения 90 м, имел сложную веретенообразную форму с плавными переходами от одного диаметра к другому. Поэтому листы его обшивки пришлось изготовлять способом горячей выколотки по пространственным шаблонам . Шпацию приняли равной 500 мм. Впервые в отечественном кораблестроении корпус подлодки разделялся на водонепроницаемые отсеки. Пять сферических и одна плоская водонепроницаемые переборки подразделяли прочный корпус на семь отсеков, наибольшим из которых оказался первый, где помещались большая часть торпедного вооружения и основные жилые и бытовые помещения рядового состава. В переборках были прорезаны круглые лазы диаметром 800 мм с дверями, закрывающимися с помощью кремальерного устройства. Прочность переборок со стороны вогнутости рассчитывалась на давление 9 кгс/см, что соответствовало предельной глубине погружения. Отсеком-убежищем стал четвертый — центральный пост (ЦП), где бьши сосредоточены средства управления лодкой и борьбой за живучесть. Здесь же в подводном положении располагался и главный командный пункт (ГКП), а цилиндрическая прочная рубка небольших размеров с верхним и нижним люками служила только для обеспечения выхода из подводной лодки.

Система погружения и всплытия включала две концевых, шесть пар междубортных и среднюю цистерны главного балласта (ЦГБ), прочную цистерну быстрого погружения, воздушные магистрали систем высокого и низкого давления. Работа последней обеспечивалась трубовоздуходувками фирмы "Броун-Бовери". Клапаны вентиляции ЦГБ снабжались пневматическими и ручными приводами, кингстоны ЦГБ — только ручными. Для удобства плавания в позиционном положении служили две палубные цистерны, Посты аварийного продувания ЦГБ воздухом высокого давления имелись, кроме ЦП, также в I и VII отсеках. Также впервые цистерны главного балласта заполнялись водой самотёком, а не с помощью насосов, что позволило сократить время срочного погружения с 3 минут у ПЛ типа "Барс" до 30 секунд. Некоторые балластные цистерны могли использоваться как топливные.

В качестве главных двигателей для надводного хода на первых двух кораблях установили дизели германской фирмы "MAN", закупленные якобы для первых советских тепловозов. Одновременно производство таких дизелей было организовано на Коломенском заводе им В. В. Куйбышева под маркой 42-Б-6. Их и получили четыре последующие лодки серии.

На первых двух лодках типа "Декабрист" были установлены дизельные двигатели фирмы МАН. Разобщение дизелей от гребных валов производилось с помощью фрикционных муфт фирмы "Бамаг". Из общего запаса дизельного топлива (128 т) только 39 т размещалось в цистернах внутри прочного корпуса, а остальное - в бортовых балластных цистернах (в перегрузку). Некоторые подводники считали это недостатком лодок, которые при повреждениях легкого корпуса демаскировались появлением на поверхности топливного следа. Однако только так и можно было обеспечить достигнутые высокие показатели по дальности плавания над водой и автономности.

Для достижения максимально возможной дальности подводного хода создали двухякорный электродвигатель ПГ-20 - один якорь, на 500 л.с., обеспечивал полный ход, другой, на 25 л.с., применялся для экономического хода. В подводном положении двухъякорные главные гребные электродвигатели типа питались от аккумуляторной батареи, четыре группы которой размещались в герметичных ямах. Аккумуляторные ямы имели систему батарейной вентиляции и печи дожигания водорода, а размещение групп обеспечивало удобство обслуживания элементов.

В то же время большая высота аккумуляторных ям уменьшала объем служебных и жилых помещений. Впрочем обитаемость лодок соответствовала уровню своего времени: командный состав помещался в каютах, половина краснофлотцев — в самом большом первом отсеке. Впервые установленная на отечественных лодках система регенерации воздуха позволяла лодкам находиться в подводном положении в течение 72 ч.

Вертикальный и горизонтальные рули получили электрические и ручные приводы управления. Связь между отсеками осуществлялась с помощью переговорных труб.

Главное вооружение включало 8 торпедных аппаратов с запасом из 14 торпед типа 53-27 (скорость 45 уз при дальности хода 3,7 км, масса ВВ — 265 кг). Подлодки получили на вооружение 533-мм торпедные аппараты, но самих торпед к моменту вступления их в строй еще не существовало, и корабли для боевой подготовки применяли 450-мм торпеды, вставляя в торпедные аппараты специальные решетки.

В ограждении рубки были установлены 102-мм орудие Б-2 (длина ствола 45 калибров, угoл возвышения 60°) и 37-мм зенитный автомат. Для 102-мм орудия имелось 118 снарядов, из них 91 хранился в кранцах на мостике. Артиллерийское вооружение первоначально должно было состоять из двух 102-мм орудий, расположенных за специальными щитами-обтекателями на верхней палубе перед и за ограждением рубки. Однако в ходе обсуждения проекта высказывались опасения снижения боеспособности подлодки из-за заливания орудий волной. После этого приняли решение носовое орудие поднять до уровня ходового мостика, прикрыв его фальшбортом, а кормовое орудие заменить на 37-мм зенитный автомат, также установив его в ограждении рубки. Впоследствии выяснилось, что такое размещение 102-мм орудия неудачно, так как оно значительно стеснило сам ходовой мостик и сильно мешало ходовой вахте, особенно при швартовках.

Поэтому в ходе капитального ремонта с модернизацией в 1936-1941 гг. носовое орудие, заменив его на 100-мм установку Б-24 (120 снарядов), вернули на верхнюю палубу, улучшив при этом планировку и конфигурацию ходового мостика. Также было заменено кормовое орудие на 45-мм установку 21К (500 снарядов). Все это, наряду с удобством несения верхней вахты, улучшило остойчивость подводной лодки и несколько уменьшило размах бортовой качки. Были установлены более современные образцы радиовооружения.

Наблюдение и связь в подводном положении обеспечивались двумя перископами - командирским и ночным зенитным, шумо-пеленгатором и приборами звукоподводной связи. Гарантированная дальность действия радиостанции составляла около 200 миль. В состав штурманского вооружения входили гирокомпас типа Сперри и лаг Форбса.

Испытаниями "Декабриста" руководил уполномоченный Постоянной комиссии Я. К. Зубарев, опытный командир подводного флота. Головная лодка в надводном положении достигла максимальной скорости 15,3 уз, время погружения составило 1,5 мин (вместо 30 с. по заданию), начальная метацентрическая высота в надводном положении 30 см, в подводном — 15 см.

Эти испытания, как и испытания несколько опередившего головную лодку "Революционера", осложнились не столько выявленными конструктивными дефектами, сколько драматическими обстоятельствами преследования главных руководителей проекта. Малинин, Крюгер и Базилевский были арестованы органами ОГПУ по обвинению во "вредительстве". Поэтому исправлять ошибки, неизбежные во всяком новом деле, пришлось с их ограниченным участием.

Наиболее существенными недостатками были возникновение большого крена при погружении и отжатие внутрь забортным давлением тарелки кингстона цистерны быстрого погружения. Первое явление объяснялось переливанием с борта на борт воды в бортовых цистернах главного балласта, имевших общие клапаны вентиляции. Для его устранения цистерны были разделены побортно с установкой отдельных бортовых клапанов вентиляции. У кингстона ЦБП заменили тарелку, которая стала прижиматься забортным давлением к седлу.

Выявленная перегрузка (около 10 т) была ликвидирована снятием оказавшегося неудачным свинцового подводного якоря и кормового шпиля, а на балтийских лодках еще и компенсирована размещением в ограждении рубки семи цилиндров плавучести.

С устранением недостатков лодки типа "Декабрист" оказались вполне удачными и отвечающими своему назначению. Об этом говорит хотя бы тот факт, что, составив основу зарождающегося Северного флота, они успешно освоили этот тяжелейший регион.

Всего построено 6 кораблей этого проекта. "Д-1" погибла в 1940 г., а остальные 5 подлодок участвовали в Великой Отечественной войне. Одна, "Д-З", воевала на Севере, другая, "Д-2", - на Балтике: остальные - на Черном море. "Д-6" взорвали при оставлении Севастополя, "ДЗ" и "Д-4" погибли, и к окончанию войны в ВМФ сохранилось лишь две подлодки этого проекта. В настоящее время "Д-2" установлена в качестве мемориала в Санкт-Петербурге.

 
Водоизмещение - надводное - 934 тонны, подводное - 1361 тонна
Длина наибольшая - 76,6 м
Ширина наибольшая - 6,4 м
Осадка средняя - 3,8 м
Силовая установка - 2 дизеля суммарной мощностью 2200 л.с. и 2 электродвигателя суммарной мощностью 1050 л.с. 2 группы аккумуляторных батарей по 60 батарей каждая марки "ДК", 2 винта.
Запас топлива - нормальный - 28,5 т, полный - 114
Скорость - максимальная надводная - 14,6 узлов, подводная 8,5 узлов
Дальность плавания - в надводном положении - 2570 миль при 14,6 узлах, - 8950 миль при 9 узлах ; в подводном положении - 17 при 8,5 узлах, - 158 миль при 2,9 узлах.
Глубина погружения - рабочая - 75 метров, предельная - 90 метров
Время погружения - 90 секунд
Вооружение - 6 533-мм носовых торпедных труб ; 2 533-мм кормовых торпедных трубы ; 14 533-мм торпед ; 1 - 101,6/45 артиллерийская установка "Б-2" ; 120 - 101,6 мм выстрелов ; 1 - 45/46 артиллерийская установка "21-К" ; 500 45-мм выстрелов
Время пребывания под водой - 72 часа
Автономность - нормальная - 28 суток, максимальная - 40 суток
Запас плавучести - 45 %
Экипаж - 10 офицеров, 10 старшин, 28 рядовых

"Д-1" ("Декабрист")
(заводской № 177)

Заложена  5 марта 1927 в Ленинграде на заводе № 189 (Балтийский судостроительный завод). Спущена 3 ноября 1928, вступила в строй 18 ноября 1930. Вошла в состав Морских сил Балтийского моря.

Осеню 1932 г. подверглась специальным научно-исследовательским испытаниям для точного выявления её тактико-технических элементов. С 18 мая по 5 августа 1933 г. перешла из Ленинграда в Мурманск по Беломоро-Балтийскому каналу. 5 августа 1933 г. вошла в состав Северной военной флотилии. 21 августа 1934 г. получила литерно-цифровое обозначение "Д-1". В 1935 г. в тяжелых метеорологических условиях совершила переход к Новой Земле (совместно с “Д-2”), а вернувшись из похода участвовала в тактических учениях. 14 августа - 2 сентября 1936 совершила Арктический поход по маршруту: "Архангельск - пр. Маточкин Шар - Карское море - Русская Гавань - Полярное". Пройдено 3094 мили. С 23 сентября 1936 по 8 ноября 1937 - капитальный ремонт и модернизация. 11 мая 1937 г. вошла в состав Северного Флота. С 21 сентября по 5 ноября 1938 совершила 44-суточный поход по маршруту: "мыс Цып-Наволок - о-в Вардё - мыс Нордкап - о-в Медвежий - о-в Надежды - о-в Междушарский - о-в Колгуев - мыс Канин Нос - мыс Святой Нос - о-в Кильдин". Пройдена 4841 миля в надводном положении, 1001 миля - в подводном. В общей сложности лодка 11 суток находилась под водой. 31 октября - 24-часовой переход в подводном положении без регенерации воздуха. В 1939-1940 гг. - участие в советско-финляндской войне (советско-финской). Патрулирование в районе Варангер-фиорда. Совершила три боевых похода. Успехов не добилась.

13 ноября 1940 г. погибла при невыясненных обстоятельствах при тренировочном погружении в Мотовском заливе на глубине 255 метров во время отработки задач боевой подготовки. Весь экипаж (55 человек) погиб.

31 декабря 1940 г. исключена из состава флота.

Командиры: Секунов Б.А. (1930), капитан 3 ранга Карпунин В.П. (1936), старший лейтенант Августинович М.П. (1938), Колышкин И.А., Ельтищев Ф.М. (29 октября 1939 - 13 ноября 1940.).

"Д-2" ("Народоволец")
(заводской № 178)

Заложена 5 марта 1927 в Ленинграде на заводе № 189 (Балтийский судостроительный завод). Спущена 19 мая 1929, вступила в строй 11 октября 1931. Вошла в состав Морских сил Балтийского моря.

С 18 мая по 5 августа 1933 г. совершила переход из Ленинграда в Мурманск по Беломоро-Балтийскому каналу. 5 августа 1933 г. вошла в состав Северной военной флотилии. 21 августа 1934 г. получила литерно-цифровое обозначение "Д-2". В 1934 г. совершила поход к Новой земле. В 1935 г. в тяжелых метеорологических условиях совершила переход к Новой Земле (совместно с “Д-1”), а вернувшись из похода участвовала в тактических учениях. В августе 1936 г. в паре с "Д-1", посетила Новую Землю, и пройдя проливом Маточкин Шар, вышла в Карское море. Вернувшись в Кольский залив, обе лодки участвовали в тактических учениях. 11 мая 1937 г. вошла в состав Северного Флота. В 1937 г. совместно с "Д-3" совершила высокоширотное плавание до острова Медвежий и Шпицбергенской банки, пройдя в общей сложности 3.673 мили. С апрель по май 1939 г. обеспечивала радиосвязью самолет В.К.Коккинаки во время его беспосадочного перелета в США. 22-29 сентября 1939 г. вернулась в Ленинград и встала на ремонт и модернизацию. Вошла в состав дивизиона строящихся и капитально ремонтирующихся лодок Учебной бригады подводных лодок Краснознамённого Балтийского флота;

17 августа 1941 г. по окончании ремонта и модернизации вновь включена в состав Краснознаменного Балтийского флота. В начале сентября 1941 г. покинула акваторию завода, после чего базировалась на р. Нева. 15 сентября 1942 г. перешла из Ленинграда в Кронштадт. 23 сентября - 4 ноября 1942 г. - первый боевой поход в Великой Отечественно Войне.

21 час 10 минут 23 сентября - вышла на позицию в район зап. выходов из Ирбенского прол. и прол. Соэлавяйн (позиция №4; затем должна была действовать на позиции зап. о. Борнхольм). До точки погружения на Вост. гогландском плесе (прибыла в 5 часов 29 минут 24 сентября) двигалась в обеспечении БТЩ-210,-211,-215,-217,-218 и ЗСКА. В 16 часов 52 минуты 24 сентября в 45 каб. сев.-зап. о. Гогланд попала в противолодочную сеть и сильно ударилась о грунт. Вышел из строя вертикальный руль, были сорваны минные отводы носовых горизонтальных рулей. В 21.14 лодке удалось освободиться от сети, после чего руль был осмотрен 13 водолазами. Осмотр был повторен в ночь на 26 сентября, после чего управляемость лодки улучшилась. В 00.20 29 сентября закончила форсирование Финского залива и в 5 часов 20 минут 29 сентября прибыла в район позиции у м. Ристна. Утром 30 сентября у Ирбенского прол. обнаружила СКР противника. В 23.03 30 сентября лодка получила приказ перейти на позицию зап. о. Борнхольм (позиция №1). В 09.57 3 октября произвела торпедную атаку на КОН (2 ТР, 2 ММ) в районе м-ка Хегбю (сев. оконечность о. Эланд) (ТР 12000 т, атака=подв/ви/2, д=6 каб., через 1 мин взрыв - заруб, данных нет). При выходе в повторную атаку на «оставшийся» ТР командир посчитал себя обнаруженным ММ и от атаки отказался. Преследованию ПЛ не подвергалась. Утром 6 октября прибыла на позицию. В 11.04 7 октября произвела торпедную атаку ОТР юго-зап. Истада (ТР ? т, атака=подв/пр/1, д=7 каб., при выстреле вынырнула на поверхность, ТР от торпеды уклонился - заруб, данных нет). В 22.22 8 октября произвела торпедную атаку ОТР в 36 милях сев. м-ка Рюгенвальде (ТР ? т, атака=надв/пр/1, д=1,5-2 каб., промах - безуспешно атакован шв. ТР «Гуннар»). Днем 9 октября отказалась от атаки ОТР из-за большого КУ. В 00.47 11 октября произвела торпедную атаку ОТР в 18 милях юго-вост. м-ка Смюгехук (ТР ? т, атака=надв/пр/1 д=3 каб., промах - заруб, данных нет). В 10.39 14 октября произвела торпедную атаку ОТР в том же районе (ТР ? т, атака=подв/пр/1, д=4 каб., в момент залпа из-за ошибки рулевого-горизонтальщика лодка ушла на глубину, промах - заруб, данных нет). В 16.33 произвела торпедную атаку ОТР (ТР 8000 т, атака=подв/пр/1, д=4 каб., через 1 мин сильный взрыв - в точке 55°10’ с.ш. /13°39' в.д. потоплен герм. ТР «Якобус Фрицен», 4090 брт, груз угля, +1, =3). 15-18 октября штормовала на позиции. Вечером 16 октября сломался шток кингстона цистерны быстрого погружения - затоплен артиллерийский погреб, цистерна вышла из строя. 18 октября попала в рыбацкую сеть. В 17.55 19 октября произвела торпедную атаку КОН (2 ПРЖД, 1 ВСКР, 5 СКР) в точке 55°11'9 с.ш./19°15'1 в.д. (ПРЖД, атака=подв/ви/2, д=6 каб., через 1 мин услышаны 2 взрыва - поврежден герм. ПРЖД «Дойчланд», 2972 брт, перевозивший отпускников норвежского легиона, +24, =29, ПРЖД отремонтирован к февралю 1943). Безрезультатно контратакована кор. ПЛО, сбросившими 16 глб. 22 октября перешла в район бух. Хане. Днем 23 октября не смогла атаковать ОТР из-за невыгодного КУ. 25 октября перешла к Карлскроне. Ночью 26 октбяря обнаружила ПЛ, от которой уклонилась поворотом. Утром по приказу командования начала возвращение в базу. Вечером 29 октября в 10 милях вост. о. Богшер обнаружена и безрезультатно атакована СКР противника, сбросившим 48 глб. В 21.36 30 октября начала форсирование Финского залива. В 20.57 3 ноября при форсировании заграждения «Зееигель» коснулась минрепа минного защитника. В 11.18 4 ноября ПЛ была встречена нашими СКА и днем прибыла в бух. Норре-Каппельлахт (о. Лавенсари). В 17.00 6 ноября - 00.55 7 ноября в обеспечении БТЩ-207, -210, -211, -217, -218 и 2 СКА перешла в Кронштадт.

Вечером 10 ноября 1942 перешла в Ленинград для ремонта и зимней стоянки. На переходе безрезультатно обстреляна артиллерией противника. 10 мая 1943 г. подготовлена к боевому походу. 12 августа 1943 г. перешла из Ленинграда в Кронштадт. На переходе подверглась без результатному обстрелу артиллерии противника. Летом 1944 г. получила на вооружение английскую гидроакустическую станцию «ASDIC-129» («Дракон») и систему беспузырной торпедной стрельбы (БТС). До октября 1944 г. осуществляла боевую подготовку в Кронштадте. 01-30 октября 1944 г. - второй боевой поход в ВОВ. 1-5 октября вышла финским шхерным фарватером в Балтийское море для действий в районе вост. побережье о. Эланд - юж. вход в прол. Кальмарзунд (позиция №9). Сразу после выхода начались поломки материальной части. 6 октября временно вышел из строя вертикальный руль. В 10.00 8 октября произвела торпедную атаку ОТР в 33 милях юж. м. Хоборг (ТР 1000 т, атака=подв/ви/2, д=5 каб., ТР уклонился от торпед - заруб, данных нет, очевидно атаковано шв. рыболовное судно). Вечером 9 октября командир БПЛ приказал лодке занять сектор, ограниченный пеленгами 245-220° юго-западнее Либавы (сектор №2). Вечером 10 октября прибыла на новую позицию. 11 октября на ПЛ вышел из строя ограничитель вертикального руля. 16 октября не смогла атаковать ОТР из-за невыгодного КУ. 19 октября водой залило шахту перископа. 20 октября вышла из строя муфта Федорицкого. 22 октября отказала цепь Галля. Утром 24 октября в районе м-ка Паппензее не смогла атаковать КОН из-за ошибки рулевого-горизонтальщика. Утром 26 октября по приказу командира БПЛ заняла позицию у м-ка Паппензее. В 12.54 26 октября произвела торпедную атаку КОН (1 ТР, 1 ММ, 1 СКР) в 8 милях зап. м-ка Паппензее (ТР 5000 т (по другим данным транспорт «Нина» («Nina», 1371 брт)), атака=подв/ви/2, д=8 каб., командир наблюдал гибель ТР в перископ - заруб, данных нет). После атаки ПЛ контратакована кор. ПЛО, сбросившими на лодку 5 глб. Силами взрывов ПЛ дважды ударило о грунт, после чего вертикальный руль стал перекладываться только на 4°, а затем перестал работать вообще. В 02.20 27 октября начала возвращение в базу, управляемая при помощи винтов. Днем 29 октября стала на якорь у о. Утё, 30 октября прибыла в Турку.

30 октября - 1 ноября 1945 г. перешла в Хельсинки, где 9-29 ноября прошла докование.

12 декабря 1944 - 20 января 1945 г. - третий боевой поход в ВОВ. В 08.48 12 декабря вышла из Хельсинки на позицию, ограниченную пеленгами 250-270° зап. Виндавы (сектор №1). 13 декабря лопнул амортизатор помпы. В 17.30 14 декабря прибыла на позицию. Действия ПЛ сильно затруднялись искрением дизелей и большим парообразованием при выхлопе дизелей в воду. На протяжении всего похода имела многочисленные контакты с силами ПЛО. Вечером 16 декабря при попытке атаковать КОН, обнаружена и атакована СКР, сбросившим неск. глб. В 04.52 23 декабря произвела торпедную атаку КОН (1 ТР, 1 СКР) в точке 57°21'8 с.ш./21°05'5 в.д. (ТР ? т, атака=надв/ви/2, д=5 каб., промах - заруб, данных нет). Днем 25 декабря обнаружила 4 БД Б, но в атаку не выходила. В ночь на 26 декабря не смогла атаковать КОН из-за противодействия СКР. В 20.10 29 декабря произвела торпедную атаку КОН (2 ТР, 3 СКР) в точке 57°17'8 с.ш./21°07'2 в.д. (ТР 9-10000 т, атака=надв/ви/2, д=3,5-4 каб., через 50 сек наблюдалось попадание 1 торпеды в ТР - заруб, данных нет). ПЛ преследованию не подвергалась. Утром 1 января 1945 обнаружена и безрезультатно обстреляна кор. ПЛО. В 06.19 3 января произвела торпедную атаку КОН (1 ТР, 1 СКР) (ТР ? т, атака=надв/ви/2, д=6 каб., промах - заруб, данных нет). В последующие дни имела контакты исключительно с кор. ПЛО. С 10 января получила приказ действовать в секторах юж. и юго-зап. Виндавы (позиция №5-новая). 16 января во время шторма получила повреждения горизонтальных рулей. Утром 18 января при покладке на грунт на глубине 62 м во время шторма сильно ударилась о камни - повреждены кингстоны балластных цистерн и вертикальный руль. В 20.13 начала возвращение в базу. В 14.00 20 января встречена БТЩ-217 и в 21.55 прибыла на Ханко.

27 января 1945 г. перешла в Турку, где прошла межпоходовый ремонт.

20 апреля - 18 мая 1945 г. - четвертый боевой поход в ВОВ. В 13.58 20 апреля вышла на позицию в 60 милях юж. м-ка Фальудден (зан. часть позиции №8). Днем 22 апреля у сев.-вост. побережья о. Готланд обнаружена шв. кор. ПЛО, которые в течение 4 ч безрезультатно сбросили на ПЛ 68 глб. В 21.20 23 апреля прибыла на позицию. 27 апреля по приказу командира БПЛ перешла к Либаве (позиция №1). В ночь на 28 апреля обнаружена и атакована СКР, сбросившим в течение 1 ч 7 глб. В стыке листов прочного корпуса в VI отсеке образовалась течь, были повреждены цистерны быстрого погружения. В ночь на 7 мая лодка получила приказ занять позицию на подходах к Либаве в точке 56°18' с.ш./19°30' в.д. (занята к 10.00). В ночь на 9 мая обнаружила СКР, но в атаку не выходила из-за невыгодного КУ. 11 мая получила приказ занять позицию между меридианом м-ка Хоборг и о. Утклиппан и параллелями 55°45' и 57°00' с.ш. В связи с окончанием военных действий 18 мая прибыла в Турку.

15 февраля 1946 - 24 декабря 1955 входила в состав 4-го ВМФ, выполняла учебно-боевые задачи. 12 января 1949 г. отнесена к подклассу больших подводных лодок. 9 июня 1949 г. переименована в «Б-2» 20 июня 1956 г. выведена из боевого состава, разоружена и переформирована в учебно-тренировочную станцию по борьбе за живучесть. 17 августа 1956 г. переименована в «УТС-6». В 1969 г. на лодке была установлена мемориальная доска. 5 марта 1987 г. исключена из списков плавсредств ВМФ. 8 июля 1989 г. после восстановительного ремонта установлена в Ленинграде (у Шкиперского протока недалеко от Морского вокзала) в качестве памятника российского флота и кораблестроения. Отсеки подводной лодки воссозданы такими, какими они были в дни войны. 2 сентября 1994 г. открыта для осмотра как филиал Центрального военно-морского музея.

Срок боевой службы - 46,3 месяца (1 июля 1941 г. - 9 мая 1945 г.). 4 боевых похода (69 суток). 12  торпедных атак, в результате которых потоплены 2 судна (5461 брт) и повреждено 1 судно, возможно, потоплено еще 1 судно. 

Командирами были: Назаров М.К. (1931), к. 2 р. Рейснер Л.М. (1936), ст. л. Жуков А.А. (1939), к. л-т., к. 3 р., к. 2 р. Линденберг Р.В. (1941-1945)

“Д-3”
(заводской № 179)

Заложена 5 марта в Ленинграде на заводе № 189 (Балтийский судостроительный завод). Спущена 12 июля 1929, вступила в строй 14 ноября 1931. Вошла в состав Морских сил Балтийского моря.

С 26 июля - 21 сентября 1933 г. - переход из Ленинграда в Мурманск по Беломоро-Балтийскому каналу. 21 сентября 1933 г. вошла в состав Северной военной флотилии. 21 августа 1934 г. получила литерно-цифровое обозначение "Д-3". 11 мая 1937 г. вошла в состав Северного Флота. В 1937 г. совместно с "Д-2" совершила высокоширотное плавание до острова Медвежий и Шпицбергенской банки, пройдя в общей сложности 3.673 мили.

5 февраля 1938 г. направилась в Кольский залив для определения магнитной девиации, а утром следующего дня легла на курс выхода из залива в Баренцево море. На борту лодки находилась группа лучших радистов флота. Они и должны были поддерживать радиомост: станция "СП-1" – Москва. В феврале 1938 г. участвовала в снятии с льдины полярной станции "СП-1" во главе с Д. И. Папаниным. 13 февраля 1938 г. впервые в истории прошла под арктическим льдом, форсировав 5-кабельтовую ледовую перемычку, отделявшую её от чистой воды (30-минутное погружение). Ч октябрь 1938 по апрель 1940 г. прошла в Ленинграде капитальный ремонт и модернизацию.

22 июня - 4 июля 1941 г. первый боевой поход в Великой Отечественной Войне. Начало войны встретила в губе Мотка по плану боевой подготовки. В 19.43 22 июня 1941 года вышла на позицию в район мыса Нордкин. 25 июня обнаружила перископ вражеской субмарины, но атаковать её не смогла, и уклонилась от неё срочным погружением и маневрированием. Больше встреч с противником не было. Лодка благополучно вернулась на базу.

17-28 июля 1941 г. второй боевой поход в ВОВ. Безрезультатный.

16 августа - 7 сентября 1941 г. третий боевой поход в ВОВ. 19 августа выходила в атаку по транспорту, шедшему в составе конвоя, но торпеда прошла мимо, так как пришлось стрелять вслепую, из-за погружения перископа. 25 августа снова обнаружила транспорт противника, но выйти в атаку не смогла. Лодка благополучно вернулась на базу.

22 сентября - 17 октября 1941 г. четвертый боевой поход в ВОВ. Отрабатывала новый метод торпедной стрельбы, когда по цели выпускали не одну, а две - три торпеды, что давало наибольшую возможность поражения противника. Вернувшись из похода, командир лодки заявил о четырех атаках (26, 27, 30 сентября и 11 октября), в ходе которых было потоплено 1 танкер и 3 транспорта противника (26 сентября потоплен транспорт в 2.000 брт, а 27 сентября - танкер в 1.500 брт, 30 сентября при выходе в атаку лодка села на мель, с которой снялась спустя час, а 11 октября командир не видел результата атаки, так как после выпуска торпед цель скрыл снежный заряд).

22 ноября - 15 декабря 1941 г. пятый боевой поход в ВОВ. 28 ноября у мыса Сверхольт-Клуббен в Порсангер-фьорде атакует транспорт водоизмещением в 6.000 брт. Хотя по возвращении лодки на базу её командиру засчитали его уничтожение, но по послевоенным данным в это время и в этом месте противник транспортов не терял.
5 декабря в районе мыса Нордкап - Порсангер фьорд лодка обнаружила два транспорта противника под конвоем эсминца. Через 50 минут "Д-3" выпустила четыре торпеды по концевому транспорту водоизмещением в 10.000 брт. Услышав взрывы, на лодке посчитали, что транспорт потоплен, но по данным противника безрезультатной атаке подвергся транспорт "Лейна" водоизмещением в 6.856 брт, шедший под конвоем тральщика. 6 декабря 1941 года лодка снова выходит в атаку. В 13.57 обнаружен конвой в составе трехмачтового транспорта, шедшего в сопровождении тральщика. Лодка атаковала транспорт тремя торпедами, а в 14.18 , всплыв под перископ, командир увидел, что судно погружается носом в воду, а тральщик снимает с него людей. По итогам этой атаки лодке засчитали потопление транспорта "Абрахам Линкольн" водоизмещением в 9.570 брт. По другим данным, объектом атаки стали транспорты "Мошилл" в 2.959 брт и "Рингар" в 5.013 брт, шедшие в охранении эсминца. Этот конвой потерь не понес и благополучно прибыл в пункт следования. По итогам последнего похода ей засчитали уничтожение трех транспортов противника, общим водоизмещением 25.000 брт. (по итогам 1941 года - 7 транспортов в 36.000 брт).

17 января 1942 г. указом Президиума Верховного Совета Союза ССР "за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленное при этом доблесть и мужество " подводная лодка "Д-3" награждена Орденом Красного Знамени.

22 февраля - 16 марта 1942 г. шестой боевой поход в ВОВ. Выход на позицию в районе Тана фьорда. 27 февраля лодка обнаружила конвой противника, но атака из-за ошибки командира сорвалась. Не удалось выйти в атаку по вражеским тральщикам и 3 марта. 8 марта 1942 года "Д-3" отзывают с позиции для прикрытия союзного конвоя "PQ-12", а 11 марта "Красногвардеец" следует на выручку "Щ-402", которая осталась без топлива у побережья противника. Быстрее всех на помощь "Щ-402" пришла "К-21", а "Д-3" 13 марта получила приказ следовать на прежнюю позицию. На следующий день лодка атакует соединение немецких кораблей в составе минных заградителей "Бруммер" и "Кобра", в охранении четырех тральщиков. Командир лодки заявил об уничтожении сторожевого корабля противника, но торпеда прошла в нескольких метрах от тральщика "М-1504". Враг сбросил на лодку 36 глубинных бомб, от взрывов которых начал пропускать кингстон уравнительной цистерны и через водомерное стекло в отсек стала поступать вода. Вечером 14 марта 1942 года командир лодки получил "добро" на возвращение на базу.

3 апреля 1942 г. приказом Наркома ВМФ "Д-3" получила почетное звание «Гвардейской».

2-18 мая 1942 г. Седьмой боевой поход в ВОВ. Уже 2 мая лодка атакует конвой. На лодке слышали взрывы и посчитали транспорт водоизмещением 6.000 брт потопленным. На самом деле атаке подверглись транспорты "Алгол" (976 брт) и "Юрис" (3.232 брт), шедшие в охранении трех кораблей. Проходящие мимо торпеды видели корабли эскорта, а конвой прибыл на место назначения без потерь. 16 мая лодка снова выходит в атаку. Несмотря на то, что её командир, по его словам, видел, как 5 кораблей эскорта снимают с гибнущего транспорта людей, успех этой атаки так же не подтверждается противником. На следующий день атаке подвергся транспорт "Халлингдал", шедший в охранении 5 кораблей. Командир лодки заявил о потоплении транспорта водоизмещением в 12.000 брт, но противник в это время и в этом месте кораблей и судов не терял. По возвращении из похода командир лодки доложил о потоплении трех транспортов противника, общим водоизмещением 26.000 брт. По итогам семи походов на счету лодки 8 потопленных транспортов противника общим водоизмещением 28.140 брт и повреждение 1 транспорта в 3.200 брт. Подтверждения об успешности атак пока нет.

10 июня 1942 выход в последний восьмой боевой поход в ВОВ. Больше лодка на связь не выходила и на базу не вернулась. Вместе с лодкой погибли и 53 члена её экипажа. Вероятно, лодка погибла на мине в районе мыса Хельнес, хотя не исключено, что подорвалась на заграждении "Бантос А" у входа в Кольский залив, которое поставили 20 марта 1942 года минные заградители "Бруммер" и "Кобра", так благополучно избежавшие торпед с "Д-3" за неделю до минной постановки.

8 августа 1942 исключена из состава ВМФ.

Срок боевой службы - 12,3 месяца (22 июня 1941 г. - 30 июня 1942 г.). 8 боевых походов (138 суток). 11 торпедных атак, в результате которых, возможно, потоплено 4 судна и повреждено 1. 

Командирами были: Грибоедов К.Н. (1931), ст. л-т Котельников Д.И. (1938), к. л-т Константинов Ф.В. (1941), к. л-т., к. 3 р. Бибиев М.А. (1941-1942).

"Д-4"
(заводской №27)

Заложена 25 марта 1927 в Николаеве на заводе №198. Спущена 6 апреля 1929, вступила в строй 5 января 1931. Вошла в состав Морских сил Черного моря.

18-21 октября 1933 г. нанесла визит в Стамбул. 15 сентября 1934 г. получила литерно-цифровое обозначение "Д-4". 11 января 1935 г. вошла в состав Черноморского Флота. С декабря 1938 по 27 сентября 1941 г. встала на Севморзаводе в Севастополе на капитальный ремонт и модернизацию. 27 сентября 1941 г. перебазирование в Поти.

29 сентября - 10 октября 1941 г. первый боевой поход в Великой Отечественно Войне. Безрезультатный.

28 октября - 7 ноября 1941 г. второй боевой поход в ВОВ. Безрезультатный.

23 ноября - 26 ноября 1941 г. третий боевой поход в ВОВ. Безрезультатный.

29 ноября - 29 декабря 1941 г. четвертый боевой поход в ВОВ. 1 декабря 1941 года, к востоку от мыса Калиакра, лодка атаковала тремя торпедами конвой из двух транспортов в сопровождении эсминцев, но торпеды прошли мимо.

14 января - 24 января 1942 г. пятый боевой поход в ВОВ. Безрезультатный.

9 марта - 22 марта 1942 г. шестой боевой поход в ВОВ. Безрезультатный.

??. мая - 9 мая 1942 г. седьмой боевой поход в ВОВ. Транспортные задачи по обеспечению Севастополя.

15 мая - 21 мая 1942 г. восьмой боевой поход в ВОВ. Транспортные задачи по обеспечению Севастополя.

23 мая - 28 мая 1942 г. девятый боевой поход в ВОВ. Транспортные задачи по обеспечению Севастополя. 27 мая 1942 года в районе мыса Ай-Тодор лодка была атакована катерами противника, а в районе мыса Утриш у Новороссийска - торпедоносцем. Удачно избежала повреждений и благополучно вернулась на базу.

29 мая - 4 июня 1942 г. десятый боевой поход в ВОВ. Транспортные задачи по обеспечению Севастополя.

5 июня - 12 июня 1942 г. одиннадцатый боевой поход в ВОВ. Транспортные задачи по обеспечению Севастополя. За пять рейсов по снабжению Севастополя, доставила в город 318,6 тонн груза, из них 123 т боеприпасов, 38 т бензина, 157,6 т продовольствия, эвакуировала на Кавказ 78 человек.

??.июня - 2 июля 1942 г. неудачный выход. Сильная ПЛО противника не позволила лодке доставить груз (44 т боеприпасов и 6,2 т продовольствия).

6 августа - 22 августа 1942 г. двенадцатый боевой поход в ВОВ. Безрезультатно.

14 февраля - 5 марат 1943 г. тринадцатый боевой поход в ВОВ. Безрезультатно.

23 марта - 12 апреля 1943 г. четырнадцатый боевой поход в ВОВ. Безрезультатно. По некоторым данным жертвой торпед лодки стал болгарский пароход "Родина" в 4.158 брт.

22 мая - 11 июня 1943г. пятнадцатый боевой поход в ВОВ. 1 июня 1943 года в районе мыса Тарханкут дважды атакует конвой противника. Торпеды проходят, не поразив цели.

3 августа - 28 августа 1943 г. шестнадцатый боевой поход в ВОВ. Уничтожение у мыса Тарханкут двух транспортов. 10 августа потоплен пароход "Boy Feddersen" в 6.689 брт (бывший советский "Харьков"), а 20 августа болгарский пароход "Варна" в 2.141 брт.

11 ноября 1943 г. выход в последний семнадцатый боевой поход в ВОВ. 23 ноября в районе Евпатории лодка отправила на дно транспорт "Santa Fe" в 4.627 брт.

4 декабря 1943 г. предположительно потоплена в Калимитском заливе юго-западнее м. Урет противолодочными кораблями "Uj - 103" и "Uj - 102" после неудачной атаки десантной баржи № 566. Весь экипаж погиб (предположительно 53 человека).

29 декабря 1943 г. исключена из боевого состава ВМФ.

Срок боевой службы - 26,1 месяца (1 октября 1941 г. - 4 декабря 1943 г.), 16 боевых походов (212 суток). 6 торпедных атак, в результате которых потоплены 3 транспорта (13757 брт). 

Командирами были: Сурин В.С. (1931), к. л-т, к. 3 р. Израйлевич И.С. (1941), к. л-т. Трофимов И.Я. (1943).

"Д-5" ("Спартаковец")
(заводской № 28)

Заложена 25 марта 1927 г. в Николаеве на заводе № 198 (Николаевский госзавод). Спущена 16 апреля 1929, вступила в строй 17 мая 1931. Вошла в состав Морских сил Черного моря.

18-21 октября 1933 г. нанесла визит в Стамбул. 15 сентября 1934 г. получила литерно-цифровое обозначение "Д-5". 11 января 1935 г. вошла в состав Черноморского Флота.

6 июля - 18 июля 1941 г. первый боевой поход в Великой Отечественно Войне. Безрезультатно.

18 августа - 28 августа 1941 г. второй боевой поход в ВОВ. Безрезультатно.

18 сентября - 28 сентября 1941 г. третий боевой поход в ВОВ. Безрезультатно.

21 октября - 30 октября 1941 г. четвертый боевой поход в ВОВ. Безрезультатно.

18 ноября - 21 ноября 1941 г. пятый боевой поход в ВОВ. 19 ноября 1941 года обстреляла позиции противника в районе Алушты.

28 декабря 1941 - 2 января 1942 г. шестой боевой поход в ВОВ. 30 декабря 1941 в рамках проведения Керченско-Феодосийской десантной операции высадила диверсионную группу в бухте Коктебель. Из 31 человека удалось высадить только 21, причем двое из них погибли при высадке, перевернувшись в шлюпке. Остальные десять человек были доставлены обратно в Новороссийск. До 2 января 1942 навигационное обеспечение Керченско-Феодосийской десантной операции.

23 марта 1942 г. при стоянке в Туапсе лодка получила тяжелые повреждения корпуса и механизмов от близких разрывов авиабомб, но осталась на плаву и была поставлена в ремонт.

15 июня - 19 июня 1942 г. седьмой боевой поход в ВОВ. Транспортное обеспечение Севастополя.

20 июня - 24 июня 1942 г. восьмой боевой поход в ВОВ. Транспортное обеспечение Севастополя.

26 июня - 1 июля 1942 г. девятый боевой поход в ВОВ. Транспортное обеспечение Севастополя. За три рейса доставила туда 120,2 т боеприпасов, 71 т бензина, эвакуировала на Кавказ 177 человек.

25 августа - 29 августа 1942 г. десятый боевой поход в ВОВ. Безрезультатно.

1 сентября - 5 сентября 1942 г. одиннадцатый боевой поход в ВОВ. Безрезультатно.

19 сентября - 23 сентября 1942 г. двенадцатый боевой поход в ВОВ. Безрезультатно.

28 октября - 11 ноября 1942 г. тринадцатый боевой поход в ВОВ. Безрезультатно.

4 декабря - 18 декабря 1942 г. четырнадцатый боевой поход в ВОВ. 8 декабря 1942 года, лодка артогнем отправляет на дно турецкую парусно-моторную шхуну "Kociboglu" ("Коджибоглу"- 100 т).

7 января - 21 января 1943 г. пятнадцатый боевой поход в ВОВ. Безрезультатно.

10 февраля - 27 февраля 1943 г. шестнадцатый боевой поход в ВОВ. Безрезультатно.

Весна 1943 г. - постановка в ремонт. В боевых действиях больше не участвовала.

С 15 октября 1946 г. находится в распоряжении Научно-исследовательского минно-торпедного института ВМФ. 2 октября 1948 г. лодку переформировывают в опытовую ПЛ. 12 января 1949 г. отнесена к подклассу больших подводных лодок. 16 июня 1949г. переименована в "Б-32". 29 декабря 1955 г. разоружена и исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации. 18 января 1956 г. расформирована и впоследствии на базе «Главвторчермета» в Севастополе разделана на металл.

Срок боевой службы - 20,3 месяца (22 июня 1941 г. - 1 марта 1943 г.), 16 боевых походов (145 суток). 1 торпедная атака. Артиллерийским огнем потоплено 1 судно (100 т). 

Командирами были: к. 3 р. Савицкий С.Т. (1941), ст. л-т., к. л-т. Стршельнитский Ю.А. (1941), ст. л-т., к. л-т. Тимофеев И.Я. (1942), к. л-т. Суходольский Н.В. (1944), к. 3 р. Панов Н.А. (1944).

"Д-6" ("Якобинец")
(заводской № 29)

Заложена 25 марта 1927 в Николаеве на заводе № 198 (Николаевский госзавод). Спущена 15 ноября 1930, вступила в строй 12 июня 1931. Вошла в состав Морских сил Чёрного моря.

18-21 октября 1933 г. нанесла визит в Стамбул. 15 сентября 1934 г. получила литерно-цифровое обозначение "Д-6". 11 января 1935 г. вошла в состав Черноморского Флота. В 1935 (?) встала на «Севморзавод» в Севастополе для капитального ремонта и модернизации. 18 августа 1941 г. вышла в море, но в 60 милях западнее Севастополя подверглась налету авиации противника, получила повреждения и вынуждена была вернуться и снова встать на ремонт. 12 ноября 1941 г. при бомбардировке Морского завода в Севастополе вторично повреждена.26 июня 1942 г. ввиду невозможности эвакуации с разобранными корпусом и механизмами, по приказу командования взорвана и уничтожена экипажем накануне оставления города советскими войсками. 11 июля 1942 г. исключена из состава ВМФ. Весной 1945 г. поднята аварийно-спасательной службой ЧФ. 7 июня 1945 г. ввиду нецелесообразности восстановления вторично исключена из состава ЧФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл.