Военно-морской флот России


Проект эскадренной ПЛ (1924 год)

Описание    

Начало советского подводного судостроения восходит к 1921 г., когда Морская подкомиссия по восстановлению военной промышленности предприняла первые шаги по определению элементов будущих подводных лодок. Тогда в свете еще недостаточно изученного отечественного и иностранного боевого опыта моряки признали необходимым иметь в составе флота крупные быстроходные подводные крейсера с сильным артиллерийским вооружением, подводные минные заградители (с большим запасом мин, чем "Краб" и "Ерш") и эскадренные подводные лодки с надводной скоростью не менее 20 уз и водоизмещением около 1000 т. Последние представляли собой дальнейшее развитие типа "Барс".

Проблемы обеспечения двигателями, а также торпедами в те годы стали определяющими в работе над проектом эскадренной лодки. Так, эскизный проект, разработанный в 1924 г. Б. М. Малининым и техническим директором Балтийского завода В. К. Скорчеллетти был рассчитан на установку лицензионных дизелей Виккерса (550 л. с.), принятых к освоению на этом же заводе еще в 1916 г., но не доведенных до серийного производства. Применение этих двигателей заранее исключало достижение высокой надводной скорости, и лодка из "эскадренной" превращалась в корабль, близкий по размерам и скоростным качествам к уже устаревшему типу "Барс". Последнему соответствовали и принятые для вооружения 450-мм торпеды вместо желательных 533-мм, не освоенных промышленностью.

Таким образом, этот проект не в полной мере отвечал требованиям моряков, высказанным в 1923 г. комиссией главного подводника Штаба РККФ Н. А. Зарубина (1000-1100 т, 20 уз). В то же время достоинствами проекта было устранение ряда известных недостатков, присущих типу "Барс", и реальные возможности его существования на Балтийском заводе. В пределах надводного водоизмещения 755 т (запас плавучести 30%) авторы проекта рассчитывали получить 14-узловую надводную и 12-узловую подводную скорости, сократить время погружения до 45 с (против 2—3 мин на лодках типа "Барс"), а глубину погружения довести до 61 м (200 фут). Вооружение лодки включало три носовых и шесть траверзных торпедных аппаратов (всего 18 торпед), одно — 100-мм и одно — 76-мм "противоаэропланных" орудия. В отличие от "Барса", новая лодка проектировалась двухкорпусной, а ее прочный корпус подразделялся водонепроницаемыми переборками на семь отсеков.

Однако до реализации этого проекта дело не дошло не только по оперативно-тактическим или финансовым соображениям, но и по причинам иного характера: волна всеобщего сокращения в 1924г. "накрыла" и сам отдел подводного плавания Балтийского завода, который был упразднен.