Военно-морской флот России


Большие подводные лодки типа "К"

Описание Фотографии

Доп. материал

     

Концепция крейсерской лодки сформировалась еще в 1930—1932 гг. и предусматривала сильное артиллерийское вооружение (две 102-мм пушки), восемь торпедных аппаратов, дальность плавания 12 000 миль и автономность 45 сут. при максимальной надводной скорости всего 12 уз. В 1934 г. начальник отдела подводного кораблестроения НИВК М. А. Рудницкий, опираясь на опыт создания лодок типа "Правда" и учитывая перспективы разработки проектов новых легких и мощных дизельных двигателей завода "Русский дизель" (руководитель работ В. А. Вайншейдт), предложил свой оригинальный вариант такой подводной лодки, который 15 апреля 1935 г. был одобрен СТО и вскоре включен в программу 1936 г. 25 января 1936 г. был утвержден эскизный проект "крейсерской эскадренной подводной лодки" КЭ XIV серии (пр. 41). Главным конструктором и строителем первых подводных лодок этого типа был назначен М. А. Рудницкий. Общий (технический) проект разрабатывался под его руководством в ЦКБС-2 (ЦКБ-18).

Вначале предполагалось построить 62 крейсерско-эскадренные лодки, но фактически было заложено 12 единиц.

Строителями "катюш", как неофициально были прозваны эти лодки, были Н. В. Усков, И. А. Каменецкий, Л. Я. Турчин, О. С. Покровский, Б. К. Иванов, М. С. Островский, работавшие под руководством М. А. Рудницкого.

Крейсерско-эскадренная подводная лодка XIV серии - самая большая подводная лодка, спроектированная и построенная накануне Великой Отечественной войны.

Подводные лодки этой серии были двухкорпусными, прочный корпус формировался из цилиндров (диаметром 5300 и 4850 мм) и усеченных конусов с обшивкой толщиной 18 и 22 мм. Из 14 цистерн главного балласта 5 (ЦГБ № 3, 4, 7, 8, 9) были приспособлены для хранения топлива (общий максимальный запас 243 т), что позволило обеспечить 16500-мильную дальность плавания надводным экономическим ходом. Одна из ЦГБ (№ 14) была минно-балластной, в ней помещалось устройство для постановки 20 мин заграждения типа ЭП-36 (масса заряда 300 кг, длина минрепа 400 м), заполнялась эта цистерна через люки для сбрасывания мин. Она была размещена под центральным постом, придавая большую остойчивость подводной лодке в подводном положении. ЦГБ № 2, 12, 13 были оборудованы шпигатами вместо кингстонов. На этой подводной лодке впервые в отечественном кораблестроении была обеспечена надводная непотопляемость при наличии топлива в балластных цистернах. Непотопляемость обеспечивалась при приеме топлива в ЦГБ № 3, 4, 8 и 9.

Прочный корпус подразделялся на семь отсеков, все три сферических и одна плоская (между III и IV отсеками) переборки рассчитывались на давление 10 кгс/см. Остальные две переборки (между IV и V, VI и VII отсеками) были легкими и обеспечивали водонепроницаемость только в надводном положении (были рассчитаны на давление 2 кгс/см. кв). Прочный корпус подводной лодки XIV серии был клепаный. Но легкий корпус, надстройка, все фундаменты выполнены сварными.

Для получения большой надводной скорости требовались новые, значительно более мощные дизели, чем применявшиеся до тех пор на отечественных подводных лодках. Такие дизели были созданы заводом «Русский дизель» в Ленинграде. Главные двигатели надводного хода — двухтактные бескомпрессорные реверсивные дизели типа 9ДКР мощностью каждый по 4200 л.с. при 400 об/мин — соединялись с линиями валов гидравлическими муфтами. В шестом отсеке вместе с главными гребными электродвигателями типа ПГ-11 (МГ-11?) (мощность 1200 л.с. при 235 об/мин.) размещался дизель-генератор с коломенским двигателем типа 38К8 мощностью 800 л. с. Он служил для обеспечения экономического надводного хода, зарядки аккумуляторных батарей на режимы II и III ступени и для подачи тока на главные станции для электродвижения при совместной работе на гребные валы главных электродвигателей и главных дизелей для получения максимально возможного надводного хода. Использование дизель-генератора для зарядки аккумуляторной батареи и экономического надводного хода позволяло сохранить ресурс главных дизелей и расширяло маневренность энергетической установки.

Аккумуляторная батарея состояла из двух групп (по 120 элементов типа С в каждой) и обеспечивалась общеямовой и индивидуальной для каждого элемента вентиляцией и приборами для дожигания водорода. Одна группа размещалась в аккумуляторной яме второго, а вторая - четвертого отсеков. Аккумуляторные ямы были устроены по типу лодок I серии - со сплошным металлическим настилом и проходом для обслуживания элементов. Такое устройство привело к уменьшению высоты расположенных над ямами жилых и служебных помещений, которая оказалась меньше, чем на лодках II и IX серий, значительно уступающих "катюшам" по общему объему прочного корпуса.

В то же время на подводных крейсерах XIV серии были обеспечены лучшие условия обитаемости: для комсостава (офицеров) оборудованы каюты, для каждого старшины и краснофлотца — отдельная койка, старшины получили свою кают-компанию. Впервые на отечественных лодках появились душевые для личного состава и рефрижераторная фреоновая установка в провизионной цистерне, а также два электроопреснителя воды (производительностью по 40 л/ч каждый) и электрокамбуз.

Крейсерско-эскадренные лодки XIV серии имели мощное торпедное, артиллерийское и минное вооружение. Два из четырех кормовых торпедных аппаратов располагались в надстройке. Заряжались все кормовые аппараты через передние крышки, а все запасные торпеды (из них четыре — в перегрузку) хранились в первом отсеке. Для каждого 100-мм орудия предусматривалось по 200 патронов (по некоторым данным эти орудия являлись модернизированными и имели боезапас в 400 выстрелов), для 45-мм — по 600. Часть патронов хранилась в специальных герметичных кранцах в ограждении рубки. Устройство минно-балластной цистерны допускало проникновение в нее через люк изнутри прочного корпуса. Само минное устройство, установленное и испытанное предварительно в корпусе списанной подводной лодки «Форель», обеспечивало хранение и постановку мин с перемещением их по рельсам электролебедкой и сбрасыванием под корпус через два люка, прорезанные в легкой обшивке цистерны.

Носовые горизонтальные рули были складывающимися. Сложенные, горизонтальные рули находились вдоль борта надстройки.

Следует упомянуть и о некоторых других элементах оборудования субмарины. Так, на лодке было два перископа большой светосилы, приспособленных, в частности, и для фотосъемок. Коротковолновые радиостанции подводного крейсера обеспечивали устойчивую двустороннюю радиосвязь даже на самых дальних дистанциях. Достаточно сказать, что во время испытаний была установлена уверенная радиосвязь между лодками, одна из которых находилась в Финском заливе, а другая — на Дальнем Востоке. При монтаже субмарины применялись самые передовые для того времени технологические приемы. При сборке наружного корпуса крейсера широко применялась электросварка. Это позволило существенно снизить вес, резко повысить живучесть лодки.

В то же время в процессе проектирования, постройки и испытаний подводных лодок XIV серии выявился ряд конструктивных недостатков. Общий (технический) пр. 41 составлялся в ЦКБ-18, где заместителем начальника и главным инженером был Б. М. Малинин, поручивший в июне 1937 г. инженеру корпусного отдела А. В. Базилевичу проверить расчеты по XIV серии. Результаты проверки выявили, что из-за неучета заявленного заводом "Русский дизель" центра тяжести главных двигателей и перевесов по корпусу, центр тяжести лодки поднялся на 7 см. Это вызвало уменьшение начальной метацентрической высоты в надводном положении до 0,33 м (0,4 м по спецификации) и в подводном — до 0,26 м (0,3 м).

По настоянию Малинина, который отстаивал свой вариант проекта (с минными трубами), М. А. Рудницкий 27 июня 1937г. был даже временно отстранен от руководства проектированием XIV серии, виновниками просчетов в нагрузке называли также руководителей механического отдела Э. Э. Крюгера, к этому времени уже арестованного органами НКВД, и Н. В. Анучина. Для повышения остойчивости ширину корпуса лодки пришлось увеличить с 7,0 до 7,4 м. Но это не спасло положение, так как центр тяжести дизелей фактически оказался на 1 м выше проектного. Для увеличения остойчивости пришлось отказаться от обтекаемых щитов 100-мм орудий, прочных шахт для погрузки мин и даже уменьшить толщину листов обшивки легкого корпуса. По результатам испытаний головной лодки К-1 начальная метацентрическая высота в надводном положении составила 0,34 м, в подводном - 0,28 м.

Указанные просчеты нарушили планы постройки лодок типа "КЭ" и сказались на проектировании лодок ХIV бис серии (пр. 41а).

На испытаниях в 1939 г. К-1 несколько превысила задания по скоростям хода и дальностям плавания, время срочного погружения составило 61 с, время всплытия - не превышало 10 мин. Правда, конструкция системы погружения и всплытия с ее тремя бескингстонными ЦГБ и минно-балластной цистерной не предусматривала излюбленного подводниками позиционного положения. В приемном акте были отмечены зарывание лодки носом на большой волне (5 баллов и более), несовершенство системы погрузки торпед, особенно в кормовые аппараты (время погрузки 6- 8 ч) , а также недостаточная эффективность гидроакустических средств.

При оценке качеств лодок XIV серии по результатам боевых действий следует иметь в виду, что им пришлось воевать в специфических условиях, а именно вблизи изрезанных берегов северной Норвегии или на мелководьях южной Балтики. Здесь в полной мере проявились недостатки в маневренности, вообще свойственные всем таким относительно длинным и узким кораблям, длина которых была к тому же сопоставима с предельной глубиной погружения. При повреждениях топливно-балластных цистерн на поверхности воды появлялся след соляра, демаскировавший подводную лодку. Не исключено, что отмеченные факторы в той или иной степени сказались в обстоятельствах, приведших к гибели подводных крейсеров К-2 и К-22 на минах, а К-3 и К-23 — в боях с противолодочными силами противника.

Недостаточно надежным оказалось минное устройство, поломки которого иногда приводили к срыву выполнения задачи и вызывали опасность гибели для самой лодки (К-1 и К-3). На балтийских лодках минно-балластные цистерны были даже переделаны в топливные. Тем не менее, именно применение минного оружия принесло наибольший успех "катюшам" Северного флота.

Мощное торпедное вооружение и на Севере, и на Балтике по целому ряду причин не дало ожидаемого эффекта. Зато сильная артиллерия явилась немаловажным фактором в тактическом отношении. Помимо уничтожения отдельных мелких судов, 100-мм пушки позволяли вступать в бой с немецкими противолодочными кораблями.

Из заложенных 12 подводных лодок XIV серии, достроено было 11. Их строили на Ленинградских заводах. На строительство каждой лодки сданной флоту накануне войны (сдано шесть), уходило 3-4 года. Пять подводных лодок XIV серии достраивали и сдавали флоту во время войны. Все лодки приняли участие в войне и подтвердили высокие боевые качества, заложенные при их проектировании и постройке. На их счету много смелых и успешных операций. Подводная лодка К-21 под командованием Героя Советского Союза Н. А. Лунина в июле 1942 г. атаковала немецкий линкор «Тирпиц», выпустив по нему четыре торпеды. Подводные лодки К-21 и К-52 стали Краснознаменными, а К-22 - гвардейской.

Водоизмещение - надводное - 1500 тонн, подводное - 2117 тонн
Длина наибольшая - 97,7 м
Ширина наибольшая - 7,4 м
Осадка средняя - 4,04 м
Диаметр прочного корпуса - 4,85 м
Силовая установка - 2 дизеля суммарной мощностью 8400 л.с. и 2 электродвигателя суммарной мощностью 1200 л.с. 4 группы аккумуляторных батарей по 120 батарей каждая марки "С", 2 винта.
Запас топлива - нормальный - 46 тонн, полный - 240 тонн
Скорость - наибольшая надводная - 22 узла, подводная - 10,3 узла
Дальность плавания - в надводном положении - 2400 миль при 22 узлах, - 16 500 при 9 узлах ; в подводном положении - 10,4 мили при 10,3 узлах, - 175 миль при 2,9 узлах
Глубина погружения - рабочая - 80 метров, предельная - 100 метров
Время погружения - 50 секунд
Вооружение - 6 533-мм носовых торпедных труб ; 2 533-мм кормовых торпедных трубы ; 24 533-мм торпед ; 20 мин "ЭП-36" ; 2 - 100/51 артиллерийских установки "Б-24-ПЛ" ; 400 100-мм выстрелов ; 2 - 45/46 артиллерийских установки "21-К" ; 1100 45-мм выстрелов
Время пребывания под водой - 72 часа
Автономность - нормальная - 30 суток, максимальная - 50 суток
Запас плавучести - 41,4 %
Экипаж - 62-65 человек

"К-1"

Заложена 27 декабря 1936 г. в Ленинграде на заводе № 194, заводской № 451. 29 апреля 1938 г. спущена на воду. 26 мая 1940 г. вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота. 6 августа 1940 г. вошла в состав Северного флота.

22 июня 1941 г. встретила под командованием капитана 3 ранга Чекина Константина Алексеевича в составе 1 дивизиона в Полярном. 30 июня во временное исполнение обязанностей командира корабля вступил капитан 3 ранга Смирнов Иван Александрович. 15 июля командиром корабля назначен капитан 3 ранга (впоследствии капитан 2 ранга) Августинович Михаил Петрович. 9 августа, находясь на позиции, из-за низкой организации службы во время срочного погружения подлодка не удержалась на заданной глубине и на самом полном ходу врезалась в грунт на глубине 60 метров с дифферентом 32° на нос; в результате удара оказались повреждены волнорезы носовых торпедных аппаратов, пролит электролит и разбились четыре элемента; ремонт в базе занял 8 суток. 11 августа 1942 г. при форсировании минного заграждения противника на глубине 60 м пять раз касалась корпусом минерпов, одно из касаний привело к взрыву мины над кораблем, не причинившему ему никакого вреда. 21 марта 1943 г. командиром корабля назначен капитан 3 ранга (впоследствии капитан 2 ранга) Стариков Валентин Георгиевич. С 26 июля за командира корабля остается старший помощник капитан-лейтенант Бабочкин Виктор Вассильевич, который 1 сентября гибнет. Поэтому в свой последний боевой поход 5 сентября подводная лодка выходит под командованием командира 1 дивизиона капитана 1 ранга Хомякова М.Ф., старшим в экипаже помощник командира старший лейтенант Журков Аркадий Николаевич. Подводной лодке была поставлена боевая задача занять район к серверу от м. Желания (Новая Земля) с целью не допустить проникновения в Карское море кораблей противника. После 9 сентября, в базу не возвратилась. Считается, что наиболее вероятно, она была потоплена торпедами подводной лодки противника, однако в описаниях боевых действий германского флота отсутствует упоминание об успешной атаке наших подлодок в этом районе в данное время, поэтому не исключено, что "К-1" погибла в результате аварии.

Срок боевой службы - 27,2 месяца (22 июня 1941 г. - 28 сентября 1943 г.). 16 боевых походов (193 суток). 1 торпедная атака, в ходе которой, возможно, потоплено 1 судно. 8 минных постановок (146 мин). Предположительно на выставленных "К-1" минах погибли: 8 ноября 1941 г. тн "Флоттбек" (1930 брт), 26 декабря 1941 г. транспорт "Осло" (1994 брт) и транспорт "Ингар Нильсен" (1862 брт), 8 апреля 1942г. транспорт "Курцзее" (754 брт), 23 мая 1942 г. транспорт "Асуньон" (4626 брт), 19 сентября 1942г. транспорт "Роберт Борнхофен" (6643 брт), 6 декабря 1942г. сторожевой корабль "V-6116" и "V-6117" - всего 6 судов (17809 брт) и 2 боевых корабля.

 "К-2"

Заложена 27 декабря 1936 г. в Ленинграде на заводе № 194, заводской № 452. 29 апреля 1938 г. спущена на воду. 26 мая 1940 г. вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота. 18 июля 1940 г. вошла в состав Северного флота.

22 июня 1941г. встретила под командованием капитана 3 ранга Уткина Василия Прокофьевича в составе 1 дивизиона в Мурманске в гарантийном ремонте.

7 августа 1941 вышла в первый боевой поход. Вечером 9 августа лодка обнаружила танкер противника, шедший без охранения. Командир решил атаковать судно торпедами, но танкер повернул и ушел за волнолом в бухту Берлевог. "К-2" отошла от берега и вскоре вновь обнаружила судно, открыв по нему артогонь из носового орудия. Выпустив восемь 100-мм снарядов, лодка попаданий в транспорт не добилась, и он, увеличив ход, скрылся за островами. Вечером 10 августа "К-2" обнаружила конвой противника и атаковала транспорт из его состава. Торпеды прошли мимо, а сама лодка подверглась контратаке сторожевого корабля, от которой "К-2" успешно уклонилась. (По одним данным атаке "К-2" подвергся ТР "Штания" (1845брт); по другим - вспомогательные суда "Ганс" и "Любек"). 13 августа "К-2" выходила в атаку дважды. И оба раза неудачно. Сперва торпеды лодки прошли мимо транспорта, а затем от торпеды сумел уклониться тральщик. Всплыв, лодка попыталась уничтожить его артогнем, но 15 100-мм снарядов, выпущенных "К-2", в цель не попали, а тральщик, бросив трал, полным ходом ушел под берег. 17 августа подводники обнаружили конвой противника, но догнать его не смогли - не хватило плотности электролита, аккумуляторная батарея разрядилась. 20 августа "К-2" попыталась выйти в атаку на эсминец, но была контратакована и вынуждена отказаться от атаки. Так и не добившись успеха, субмарина 31 августа благополучно вернулась на базу.

7 сентября 1941 вышла во второй боевой поход. одке предстояло выставить минные заграждения на подступах к Вардё, что она успешно сделала 10 сентября, став первой ПЛ Северного флота, осуществившей постановку мин. Всего было выставлено 13 мин (три банки по 4 мины и 1 мина отдельно). 12 сентября 1941 г. в районе Персфьорда пыталась атаковать торпедами одиночный транспорт "Лофотен" (1571 брт), однако не смогла занять позицию; всплыла для уничтожения его артиллерийским огнем, но успела только повредить его, так как обнаружила самолет противника и погрузилась. 19 сентября "К-2" благополучно вернулась в Полярное. У входа в Екатерининскую гавань лодка дала один холостой залп по числу потопленных судов противника (экипаж лодки считал, что транспорт уничтожен), что стало традицией для подводников, возвращавшихся из похода. При входе в базу субмарина давала столько холостых залпов из орудия, сколько судов противника потопила в походе.

11 октября 1941 вновь вышла в море. 19 октября лодка обнаружила два сторожевых корабля противника, но не атаковала и уклонилась от встречи. 24 октября при возвращении "К-2" на базу накатившейся 7-балльной волной через шахту подачи воздуха к дизелям и открытый рубочный люк были залиты главные двигатели, моторы для сбрасывания мин и мотор командирского перископа, но это не помешало лодке в этот же день благополучно вернуться на базу.

13-30 ноября 1941 г. совершила еще один боевой поход, который результатов так же не принес.

9 апреля 1942 г. подводная лодка "Щ-421", находясь на позиции, подорвалась на мине, лишилась хода и ее начало сносить к побережью противника. В ночь на 9 апреля к терпящей бедствие субмарине была направлена "К-2", но уже в 17.00 лодке было приказано вернуться на базу, так как к тому времени "Щ-421" погибла.

11 апреля - 3 мая 1942 г. через день по возвращении "К-2" вновь вышла в море на позицию в район Вардё. 15 апреля "К-2" выставила 20 мин в районе мыс Нордкап-Тана-фьорд. 18 апреля по приказанию командования Северного флота лодка заняла позицию в районе Бос-фьорда. 2 мая "К-2" обнаружила конвой противника и атаковала четырьмя торпедами транспорт из его состава. В момент залпа лодка не удержала глубину, подвсплыла и, обнаруженная кораблями эскорта, подверглась непродолжительному, но ожесточенному преследованию. Противник сбросил на "К-2" 42 глубинные бомбы, от разрывов которых лодка получила повреждения. Результатом атаки посчитали потопленным транспорт, но по данным противника в данном месте в данное время он потерь не имел. 3 мая "К-2" вернулась в Полярное;

26 июня - 17 июля 1942г. Снова выходит в море. Целью похода было прикрытие союзных конвоев "QP-13" и "PQ-17". 29 июня "К-2" обнаружила мотобот противника, но в целях сохранения скрытности атаковать его не стала. 1 июля лодка была атакована самолетом противника и получила незначительные повреждения, но осталась на позиции, с которой была отозвана на базу только 15 июля.

26 августа 1942 г. вышла в очередной боевой поход для действий в Танафьорде, а с 7 сентября в районе м. Нордкин. С выходом в море на связь не выходила и в установленный срок, 9 октября, в базу не вернулась. Предположительно погибла со всем экипажем (68 человек) в районе боевого предназначения на минном заграждении, о котором к тому времени еще ничего не было известно.

Срок боевой службы - 14, месяца (22 июня 1941 г. - 7 сентября 1942 г.). 7 боевых походов (115 суток). 4 торпедные атаки, в результате которых возможно потоплено 1 судно. Артиллерийским огнем повреждено 1 судно. 2 минных постановки (33 мины).

Командиры: к. 3р. Уткин В. П. (1941).

 "К-3"

Заложена 27 декабря 1936 г. в Ленинграде на заводе № 194, заводской № 453. 31 июля 1938 г. спущена на воду. 19 декабря 1940 г. вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.

22 июня 1941г. встретила под командованием капитана-лейтенанта (впоследствии капитана 3 ранга ) Малафеева Кузьмы Ивановича в составе Учебной бригады подводных лодок Балтийского флота, где отрабатывала боевые задачи после вступления в строй. Учитывая высокий уровень боевой подготовки, ее передали в оперативное подчинение командира 1 бригады подводных лодок. 26 июля Вышла в боевой поход в район зап. о. Борнхольм для постановки мин. В результате произведенной доразведки установили движение транспортов на линии Засниц - Треллеборг. 1.8 заняла позицию и осуществила минную постановку, после чего направилась в базу. В 14.10 8 августа встречена в 22 милях сев-зап. м. Ристна (БТЩ-203, -205, -210, -211, -218, 2 СКА) и вечером прибыла в Таллин. При вскрытии минных цистерн оказалось, что ни одна мина из труб не вышла, хотя все соответствующие приборы внутри корпуса показывали обратное. Как выяснилось, минно-сбрасывающие люки открылись только на половину из-за неисправности приводов открывания.

С возвращением в базу корабль экстренно готовится для перевода по Беломорскому каналу на Северный флот и 8 сентября прибывает в Молотовск (Белое море). 17 сентября официально включена в состав Северного флота. После завершения курса боевой подготовки переходит 9 ноября в Полярное и включается в состав 1 дивизиона бригады подводных лодок.

3 декабря, после атаки торпедами конвоя противника, лодка не удержалась на глубине, подвсплыла и ее атаковали глубинными бомбами. При уклонении от преследования лодка ударилась о подводную скалу и легла на глубине 83 м. Учитывая точность бомбометания, командир предположил повреждение одной из цистерн и утечку из нее соляра, что должно было демаскировать местоположение "К-3", а потому принял решение всплыть и в надводном положении уйти от преследования. После всплытия вступила в артиллерийский бой с кораблями противника, потопила корабль противолодочной обороны "Uj-1706" и повредила корабли противолодочной обороны "Uj-1416" и "Uj-1403", израсходовав 39 100-мм и 47 45-мм снарядов. Получив незначительные повреждения в надстройке и ограждении рубки, подлодка благополучно вернулась в базу. 18 марта 1942г. подорвалась на мине в Порсангер-фьорде, но вернулась в базу и была поставлена в ремонт. В начале 1943г. установлена гидроакустическая станция "Дракон-129". 3 февраля вышла в боевой поход совместно с "К-22" под флагом командира бригады контр-адмирала Н.И. Виноградова, предполагалось выполнять совместные торпедные атаки пользуясь звукоподводной связью. 5 февраля атаковала транспорт, после чего вынуждена была погрузиться для уклонения от контратаки эсминца; "К-22" в атаке не участвовала. 7 февраля звукоподводная связь была потеряна и вскоре подлодки потеряли друг друга, в дальнейшем "К-3" действовала самостоятельно (как выяснилось уже 8 февраля , на "К-3" вышла из строя ГАС). 12 февраля после атаки подверглась преследованию, в ходе которого на нее безрезультатно было сброшено 32 глубинные бомбы. 14 марта вышла в боевой поход в район между мысами Нордкин и Нордкап, на связь не выходила и в назначенное время в базу не вернулась. Предположительно 21 марта потоплена в районе м. Нордкап глубинными бомбами кораблей противолодочной обороны "Uj-1102", "Uj-1106", "Uj-1111".

Срок боевой службы - 18,1 месяца (17 сентября 1941 г. - 21 марта 1943 г.). 10 боевых походов (123 суток). 3 торпедные атаки, в результате которых потоплен 1 корабль и повреждено 1 судно. Артиллерийским огнем потоплен 1 корабль и повреждено 2 корабля. 1 минная постановка (20мин). Предположительно на выставленных "К-3" минах погиб 30 января 1942 г. транспорт "Ингёй" (327 брт).

 "К-21"

Заложена 10 декабря 1937 г. в Ленинграде на заводе № 196 ("Новое Адмиралтейство"), заводской № 108. 16 августа 1939 г. спущена на воду. 3 февраля 1941 г. вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.

22 июня 1941г. встретила под командованием капитан-лейтенанта Жукова Аркадия Алексеевича на переходе с Балтики на Север по Беломорканалу. 28 августа прибыла в Молотовск. 17 сентября официально зачислена в состав Северного флота. После завершения курса боевой подготовки и перехода 24 октября в Полярное, включается в состав 1 дивизиона бригады подводных лодок. 12 ноября, после атаки конвоя, подверглась преследованию в ходе которого на нее сбросили 17 глубинных бомб, получила повреждения топливной цистерны и, не сумев остановить утечку топлива, вернулась в базу. 4 марта 1942г. в командование кораблем вступил капитан 3 ранга (впоследствии капитан 2 ранга) Лунин Николай Александрович. 5 июля на линии о.Серё - о. Рольвсё четырехторпедным залпом (с дистанции около 18 кабельтовых лодка выпустила 4 торпеды с интервалом 4 сек.) безрезультатно атаковала германский линейный корабль "Тирпиц" шедший с охранением для атаки конвоя PQ-17. После безуспешной торпедной атаки (18:01) К-21 всплыла и сообщила его координаты. Перехватив радиограмму, немецкое командование приняло решение о возвращении линкора на базу.

23 октября награждена орденом "Красного Знамени". 12 февраля 1943 г., на переходе в район боевых действий, в пятом отсеке возник сильный пожар, который смогли ликвидировать только через 4 часа, лодка потеряла возможность погружаться и ее подготовили к взрыву; повреждения устранялись до 17 февраля в открытом море. 19 февраля со второй попытки в назначенном районе высадила разведывательную группу. 2 апреля вышла в очередной боевой поход, но из-за неисправности рулей вернулась в базу и встала в док. 3 апреля получила легкие повреждения корпуса от близких разрывов авиабомб при стоянке в доке в Росте. 12 апреля в течение 2 часов артиллерийским огнем обстреливала мотоботы; один из них - "Тро-4" потопила и взяла в плен его экипаж (7 человек), возможно были потоплены еще несколько мотоботов. Во время артиллерийской стрельбы смыло за борт подносчика патронов, которого при прокладке на обратный курс не нашли и продолжили артиллерийский огонь. 23 декабря в командование кораблем вступил капитан-лейтенант (впоследствии капитан 3 ранга) Арванов Зармаир Мамиконович.

9 июня 1949 г. переименована в «Б-9». 11 сентября 1954 г. выведена из боевого состава флота и обращена в ПЗС. 20 июня 1956 г. переименована в «ПЗС-51». 17 июня  1956 г. обращена и переименована в «УТС-5». В 1982 - 1983 гг. установлена в Североморске в качестве мемориала. Экспозиция корабля-музея посвящена истории К-21 и послевоенной истории подплава Северного флота.

Срок боевой службы - 43,7 месяца (17 сентября 1941 г. - 9 мая 1945 г.). 12 боевых походов (163 суток). 10 торпедных атак, в результате которых потоплен 1 мотобот и возможно еще несколько мотоботов. Артиллерийским огнем уничтожен 1 мотобот. 6 минных постановок (120 мин). Предположительно на выставленных "К-21" минах погибли: 21 декабря 1941 г. транспорт "Бессхайм" (1774 брт), 9 июля 1942 г. корабль противолодочной обороны "Uj-1110", 23 апреля 1943 г. транспорт "Дюна" (1926 бот) и получил повреждение 10 ноября 1941 г. транспорт "Ригель" (3828 брт) - всего погибли 2 судна (3700 брт) и 1 корабль.

Командиры: к-н. л-т Жуков А. А. (1941), к. 3р. (к. 2р.) Лунин Н. А. (1942-1943), к-н. л-т (к. 3р.) Арванов З. М. (1943).

 "К-22"

Заложена 5 января 1938 г. в Ленинграде на заводе № 196 ("Новое Адмиралтейство"), заводской № 109. 3 ноября 1938 г. спущена на воду.7 августа 1940 г. вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.

22 июня 1941г. встретила под командованием капитана 3 ранга (впоследствии капитана 2 ранга) Котельникова Виктора Николаевича в составе Учебной бригады подводных лодок Балтийского флота, где отрабатывала боевые задачи после вступления в строй. Свернув боевую подготовку, корабль экстренно готовится для перевода по Беломорскому каналу на Северный флот и 4 сентября прибывает в Молотовск (Белое море). 17 сентября официально вошла в состав Северного флота. После завершения курса боевой подготовки 26 октября переходит в Полярное и включается в состав 1 дивизиона бригады подводных лодок. 9 октября у о. Лоппа из надводного положения безрезультатно атаковала торпедой одиночный транспорт "Вейдинген" (210 брт), после чего все же утопила его огнем 45-мм орудий. 11 декабря потопила артиллерией два лихтера.

13 января 1942 года снова вышла в боевой поход на позицию в район Тана-фьорда. Только после долгого крейсерства в указанном районе 19 января 1942 года "К-22" обнаружила в бухте Стуретейнбукт стоявший без движения транспорт. Лодка трижды атаковала его, но все выпущенные торпеды (6 шт.) прошли мимо. Тогда лодка всплыла и открыла по транспорту артиллерийский огонь. Вскоре он был перенесен на рыболовный траулер, который был обнаружен у входа в бухту. Через два залпа с лодки траулер загорелся, и "К-22" перенесла огонь на транспорт, который затонул. За погибшим судном лодка обнаружила еще один транспорт, а так как на траулере потушили пожар, ей пришлось одновременно разными орудиями вести огонь по транспорту и траулеру. Вскоре траулер затонул, а подводная лодка, посчитав потопленным так же и транспорт, из за неисправности газоотвода дизеля погрузилась и начала отход, при котором она была обстреляна с берега, а затем атакована субмариной противника.31 января (по другим данным 1 февраля) 1942 года лодка благополучно вернулась на базу. По возвращении из похода командир лодки заявил о потоплении двух транспортов и одного сторожевого корабля противника общим водоизмещением в 8.800 брт. На самом деле жертвой атаки "К-22" стал транспорт "Мимона" (1.147 брт), выброшенный на берег штормом 11 января, который в результате попадания 100мм снарядов с лодки полностью выгорел. Второй жертвой "К-22" стал траулер "Вааланд" (106 брт).

В следующий боевой поход лодка вышла в конце марта 1942 года. 27 марта лодка заняла указанную позицию у мыса Нордкин. На следующий день, когда "К-22" шла на перископной глубине, она подверглась атаке и пятичасовому преследованию сил ПЛО противника, которые сбросили на лодку 72 глубинные бомбы. На следующий день история повторилась. В течение почти пяти часов на лодку было сброшено 193 глубинные бомбы. 3 апреля к северу от мыса Слетнес лодка вышла в атаку на конвой противника. Лодка выпустила три торпеды: одну - по транспорту водоизмещением в 8-10 тысяч брт, две других - по сопровождавшему его сторожевику. После выпуска торпед лодка не удержалась на глубине, показав над водой рубку. Корабли противника подвергли "К-22" артиллерйско-пулеметному обстрелу, а когда лодка погрузилась, начали сбрасывать глубинные бомбы. Услышав взрывы, на лодке посчитали, что торпеды нашли свою цель, но тральная группа противника, атакованная "К-22", в составе тральщиков "М-1505", "М-1506" и "М-1508" потерь не понесла. 8 апреля 1942 года подводная лодка "Щ-421", находясь на позиции подорвалась на мине и лишилась хода. Экипаж лодки самоотверженно боролся за корабль, но лодку начало сносить к берегу, занятому противником. "К-22" была отозвана с позиции и направлена на помощь аварийной лодке. Утром 9 апреля "Щ-421" была обнаружена. Попытки буксировать аварийную лодку успеха на принесли и после снятия экипажа "Щ-421" была потоплена торпедой с "К-22". 10 апреля лодка благополучно вернулась на базу.

3 апреля 1942 г. экипаж "К-22" Приказом Народного Комиссара ВМФ удостоен звания Гвардейского. 28 апреля - 1 мая 1942 - очередной выход на позицию с целью прикрытия союзных конвоев PQ-11 и PQ-15 результатов не принес, так как встреч с противником не было.

Следующий боевой поход состоялся 26 июня 1942 года. На этот раз лодка вышла для прикрытия печально известного каравана PQ-17, когда с 4 по 10 июля 1942 года немецкая авиация и подводные лодки уничтожили 24 транспорта из состава конвоя общим водоизмещением в 142.518 брт и 99.316 тонн груза, находившегося на их борту. 12 июля "К-22" обнаружила шлюпку с экипажем одного из английских судов из состава конвоя. По координатам, переданных с лодки высланное на помощь терпящим бедствие судно спасло 28 человек.

31 декабря 1942 - 7 января 1943 лодка вновь вышла в море с целью перехвата немецких кораблей после известного "новогоднего боя", когда тяжелый крейсер "Admiral Hipper" и карманный линкор "Lutzow" в сопровождении шести эсминцев пытались разгромить союзный конвой JW-51В, но были отогнаны с потерями двумя английскими легкими крейсерами и четырьмя эсминцами, что вызвало неописуемый гнев Гитлера и стоило должности Гросс-Адмиралу Редеру. Немцы успели вернуться на базу, и "К-22" 7 января 1943 года благополучно вернулась в Полярное.

В конце января 1943 года "К-22" совместно с ПЛ "К-3" на Кильдинском плесе провели совместные учения с целью отработки совместных действий с помощью гидроакустической аппаратуры "Дракон-129".

3 февраля 1943 года лодки вышли в боевой поход, из которого "К-22" не вернулась. На борту лодки кроме штатного экипажа находились начальник политотдела Бригады подводных лодок капитан 2 ранга Радун Рудольф Венеаминович, командир Дивизиона подводных лодок капитан 1 ранга Котельников Виктор Николаевич и дивизионный связист капитан-лейтенант Гусев В.А. 5 февраля лодки обнаружили конвой противника, но из-за плохой организации управления "К-22" не принимала участие в атаке. 7 февраля в 19.00 лодки обменивались сообщениями по звукопроводной связи. Акустик "К-3" услышал четыре громких щелчка, после чего на связь "К-22" больше не выходила. Предположительно, в этот момент лодка погибла в результате аварии, так как взрыва на "К-3" никто не слышал, хотя не исключено, что "К-22" погибла на мине.

Срок боевой службы - 17 месяцев (17 сентября 1941 г. - 19 февраля 1943 г.). 8 боевых походов (111 суток). 5 торпедных атак. Артиллерийским огнем уничтожено 2 транспорта (316 брт) и 3 мотобота. 1 минная постановка (20 мин). Предположительно на выставленных "К-22" минах погибли: 9 декабря 1941 г. транспорт "Штейнбек" (2184 брт), 15 марта 1942 г. транспорт "Николо Сьяффино" (4974 брт) - всего 2 судна (7158 брт).

Командиры: к. 3р.(к. 2р.) Котельников В. Н. (1941-1942), к. 3р. Кульбакин В. Ф. (1942).

 "К-23"

Заложена 5 февраля 1938 г. в Ленинграде на заводе № 196 ("Новое адмиралтейство"), заводской № 110. 28 апреля 1939 г. спущена на воду. 25 октября 1940 г. вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.

22 июня 1941 г. встретила под командованием капитана 3 ранга Потапова Леонида Степановича на переходе с Балтики на Север по Беломорканалу. 12 июля прибыла в Молотовск. 17 сентября официально вошла в состав Северного флота. После завершения курса боевой подготовки 30 сентября перешла в полярное и включена в состав 1 дивизиона бригады подводных лодок. 8 января 1942г. из-за ошибочных действий старшины команды торпедистов произвела несанкционированный выстрел одной торпедой из носового торпедного аппарата. 19 января в Порсангер-фьорде безрезультатно атаковала торпедами одиночный транспорт "Серей" (505 брт), но потопила его артиллерийским огнем. В последнем боевом походе, имея страшим на борту командира дивизиона капитана 2 ранга М.И. Гаджиева, 12 мая в Оксфьорде после атаки конвоя была потоплена. По одной версии ее потопили глубинными бомбами корабли противолодочной обороны "Uj-1101", "Uj-1109", "Uj-1110". По другой версии она всплыла и в артиллерийском бою получила значительные повреждения корпуса, что лишило ее способности погружаться и на другой день потоплена авиацией в 45 милях севернее м. Нордкин.

Срок боевой службы - 7,8 месяца (17 сентября 1941 г. - 12 мая 1942 г.). 5 боевых походов (72 суток). 2 торпедные атаки. Артиллерийским огнем уничтожен 1 транспорт (505 брт). 3 минных постановки (60 мин).

 "К-51"

Заложена 26 февраля 1938 г. в Ленинграде на заводе № 194, заводской № 454. 30 июля 1939 г. спущена на воду. 17 сентября 1941 г. передана Краснознаменному Балтийскому флоту без официальных сдаточных испытаний, командир корабля капитан-лейтенант Лепешкин Алексей Васильевич.

В декабре 1941г. назначена для ведения боевых действий на Балтике на время ледостава в Финском заливе. Запас топлива был доведен до 330 т за счет переделки части цистерн главного балласта и минной цистерны, а из уравнительной цистерны № 2 сделали цистерну пресной воды. Должна была действовать в море 120 суток с 15 января по 15 мая 1942г. На поход командиром корабля назначили командира 4 дивизиона подводных лодок капитана 3 ранга Егорова Владимира Алексеевича. 18 декабря перешла из Ленинграда в Кронштадт, а 21 декабря в обеспечении ледокола "Ермак" в тяжелых ледовых условиях начала движение к о. Лавенсари, куда прибыла 22 декабря, но имея тяжелые повреждения от сжатия льдами. Устранить все повреждения силами личного состава не представлялось возможным и 28 декабря возвратилась в Кронштадт, а через два дня - в Ленинград. В январе 1942 г. командиром корабля назначен капитан 2 ранга Андронов Алексей Герасимович. 24 марта при стоянке в Торговом порту два снаряда взорвались у борта, от осколочных пробоин начала поступать вода в центральный пост. В июле командиром корабля назначен капитан-лейтенант Шмонов Николай Ефимович. 22 апреля 1943г. командиром корабля назначен капитан 3 ранга ( впоследствии капитан 2 ранга ) Дроздов Владимир Александрович. 20 декабря официально принята флотом и вошла в состав 2 дивизиона. 10 ноября 1944г. вышла в свой первый боевой поход для действий в районе Кольберга. Предположительно потопила два транспорта артиллерийским огнем (в первом случае из 144 100-мм снарядов в цель попало 48, а во втором из 31 попало 25).

Срок боевой службы - 16,6 месяца (20 декабря 1943 - 9 мая 1945). 2 боевых похода (50 суток). 10 торпедных атак в результате которых потоплено 1 судно (2028 брт). Артиллерийским огнем, предположительно, уничтожено 2 судна.

 "К-52"

Заложена 26 февраля 1938 г. в Ленинграде на заводе № 194, заводской № 455. 5 июля 1939 г. спущена на воду. 11 октября 1942 г. вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота, командир корабля капитан 3 ранга (впоследствии капитан 2 ранга) Шулаков Евгений Георгиевич.

Однако еще в декабре 1941г. ее назначили для действий на Балтике в период ледостава Финского залива, но при переходе из Ленинграда она под мостами погнула обе тумбы перископов и от похода была отставлена. Планировалась для боевых действий в 1942г. в составе третьего эшелона, но при переходе из Ленинграда в Кронштадт в ночь на 21 октября столкнулась с рейдовым катером и от похода была отставлена. 14 марта 1944г. командиром корабля назначен капитан 3 ранга Травкин Иван Васильевич. 12 ноября безуспешно атаковала торпедами транспорт после чего подверглась атакам дозорных катеров сбросивших 12 глубинных бомб, лодка получила повреждения и возвратилась в базу. 7 марта 1945г. атаковала из надводного положения миноносец, но из-за ошибки личного состава вместо залпа из кормовых торпедных аппаратов выпустили три торпеды из носовых. Через 4 минуты ошибку исправили залпом двух торпед из кормовых аппаратов и слышали взрывы торпед, однако германские ВМС в то время в том районе миноносец не теряли. 20 апреля награждена орденом "Красного Знамени".

Срок боевой службы - 30,9 месяца (11 октября 1942 г. - 9 мая 1945 г.). 3 боевых похода (57 суток). 13 торпедных атак в результате которых, возможно, потоплено 6 судов.

 "К-53"

Заложена 30 мая 1938 г. в Ленинграде на заводе № 194, заводской № 456. 2 сентября 1939 г. спущена на воду. 31 августа 1943 г. вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота, командир корабля капитан 3 ранга Кабо Исаак Соломонович (до 8 июля 1943 г. кораблем командовал капитан 2 ранга Федотов Михаил Васильевич).

3 марта 1944г. командиром корабля назначен капитан 3 ранга Ярошевич Дмитрий Климентьевич. 5 декабря, после атаки транспорта из надводного положения, уклоняясь срочным погружением от артиллерийского огня корабля охранения, ударилась кормой о грунт и повредила вертикальный руль (перекладывался только на 10 градусов), но осталась в назначенном районе. 22 марта 1945г. лодку обнаружил гидросамолет и навел на нее миноносец; лишь 25 марта, уйдя в шведские воды, она смогла избавиться от преследования. Однако, как только "К-53" вернулась в район боевого предназначения, ее сразу обнаружили корабли противолодочной обороны и начали преследование. Командир принял решение вернуться в базу. В третьем боевом походе проявляла пассивность. 7 мая получила приказ на смещение в новый район, где находилась до 13 мая.

Срок боевой службы - 20,3 месяца (31 августа 1943 г. - 9 мая 1945г.). 3 боевых похода (65 суток). 4 торпедные атаки в результате которых потоплено 1 судно (1912 брт) и , возможно, потоплено еще 1 судно.

 "К-54"

Заложена 30 апреля 1937 г. в Ленинграде на заводе № 189 (Балтийский судостроительный завод), заводской № 288. 8 марта 1941 г. спущена на воду. Достроена не была и в 1949 г. разобрана на металл.

 "К-55"

Заложена 29 апреля 1937 г. в Ленинграде на заводе № 189 (Балтийский судостроительный завод), заводской № 289. 7 февраля 1941 г. спущена на воду. Принята от промышленности 25 декабря 1944 г. Вошла в состав флота уже после завершения Второй мировой войны.

В годы войны кораблем командовали: 25 февраля 1943 г. - 31 мая 43 гг. - капитан 3 ранга Кабо Исаак Соломонович; 20 августа 1943 - 10 февраля 1944 гг. - капитан 3 ранга Юнаков Евгений Гаврилович; 10 февраля 1944 - 20 апреля 1944 гг - капитан 3 ранга Ломтев Георгий Александрович (помощник командира); с 20 апреля 1944 г. - капитан 2 ранга Момот Николай Онуфриевич.

 "К-56"

Заложена 17 октября 1937 г. в Ленинграде на заводе№ 189 (Балтийский судостроительный завод), заводской № 290. 29 декабря 1940 г. спущена на воду. 25 ноября 1942 г. вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота, командир корабля капитан 3 ранга (впоследствии капитан 2 ранга) Попов Иван Петрович (до мая 1942 г. кораблем командовал капитан 3 ранга Гольберг Григорий Алексеевич).

В октябре 1944 г. вышла в первый боевой поход, но 24 октября при прокладке на грунт ударилась о него, повредила кингстоны цистерн главного балласта и вернулась в базу. 25 декабря безрезультатно атаковала транспорт из состава конвоя, но 26 декабря нагнала тот же конвой и потопила транспорт "Вальдона". Попытка потопить еще и танкер не увенчалась успехом. 4 марта 1945г. атаковала крейсер в охранении, слышали три взрыва, однако Германия крейсеров в том районе не теряла. 11 марта безрезультатно атаковала двумя торпедами тральщик, после чего всплыла и потопила его артиллерийским огнем, но это оказалась шведская шхуна "Рамона" (804 брт). В дальнейшем подвергалась непрерывному преследованию противолодочных сил и поэтому вернулась в базу.

Срок боевой службы - 29,5 месяца (25 ноября 1942 г. - 9 мая 1945 г.). 3 боевых похода (57 суток). 8 торпедных атак, в результате которых потоплено 2 транспорта (4142 брт) и, возможно, потоплено еще 1 судно. Артиллерийским огнем уничтожена 1 шхуна (804 брт).

 
Граф штеффи.