Военно-морской флот России


Подводная лодка "Л" XIII серии

Описание Фотографии  
     
Наиболее полно предшествующий опыт проектирования, строительства и эксплуатации подводных лодок – минных заградителей, в том числе опыт, приобретенный в процессе разработки проекта наиболее совершенных в техническом отношении подводных лодок XI серии, был реализован в проекте ПЛ XIII серии, по которому строили еще семь подводных лодок для Тихоокеанского флота. В этот проект были внесены конструктивные улучшения, касавшиеся почти всех судовых систем и устройств. В результате удалось добиться существенного улучшения некоторых тактико-технических элементов подводной лодки XIII серии. По сравнению с подводной лодкой XI серии запас торпед доведен до 18 (были установлены два кормовых торпедных аппарата), скорость надводного хода увеличена до 15 уз (против 14,2 уз на XI серии), дальность плавания возросла до 10000 миль (против 7500 миль), автономность до 30 сут. (против 28), предельная глубина погружения до 100 м (против 90 м).

Но и на этом совершенствование минных заградителей до войны не прекратилось. Для Северного, Балтийского и Черноморского флотов в 1938 г. было заложено шесть подводных минных заградителей, проект которых получил название XIII (1938) серии.

Водоизмещение - нормальное надводное - 1120 тонн,  нормальное подводное - 1425 тонн
Длина наибольшая - 85,3 м
Ширина наибольшая - 7 м
Осадка средняя - 4,05 м
Силовая установка - 2 дизеля общей мощностью 2200 л.с. и 2 электродвигателя общей мощностью 1300 л.с.
Запас топлива - нормальный - 40 тонн, полный - 143 тонны ; 2 группы аккумуляторных батарей по 112 батарей типа "КСМ-2" в группе.
Скорость - наибольшая надводная - 15 узлов,  подводная - 9 узлов
Дальность плавания - в надводном положении - 2750 миль при 15 узлах, -10 000 миль при 10 узлах ; в подводном положении - 13,5 миль при 9 узлах, - 150 миль при 2,5 узлах.
Глубина погружения - рабочая - 80 метров, предельная - 100 метров
Время погружения - 45 секунд
Вооружение - 6 533-мм носовых торпедных труб ; 2 533-мм торпедных трубы в кормовой надстройке ; 18 533-мм торпед ; 18 мин ; 1 100/51 артиллерийская установка "Б-24-ПЛ" 150 выстрелов ;  1 45/46 артиллерийская установка "21-К" 500 выстрелов.
Время пребывания под водой - 72 часа
Автономность - нормальная - 30 суток, максимальная - 45 суток
Запас плавучести - 27 %
Экипаж - 10 офицера, 16 старшин, 29 рядовых

 "Л-13"

Заложена 25 апреля 1935 г. в Ленинграде на заводе № 189 (Балтийский судостроительный завод), заводской № 273, а затем секциями перевезена во Владивосток на завод№ 202 (Дальзавод), где производилась ее сборка. 2 августа 1936 г. спущена на воду. 2 октября 1938 г. вошла в состав Тихоокеанского флота.

9 августа 1945г. встретила под командованием капитана 3 ранга Санина Сергея Ефимовича в составе 2 дивизиона 1 бригады подводных лодок в бухте Улис. В боевых действиях не участвовала.

 "Л-14"

Заложена 25 апреля 1935 г. в Ленинграде на заводе № 189 (Балтийский судостроительный завод), заводской № 274, а затем секциями перевезена во Владивосток на завод № 202 (Дальзавод), где производилась ее сборка. 20 декабря 1936 г. спущена на воду. 10 октября 1938 г. вошла в состав Тихоокеанского флота.

9 августа 1945 г. встретила под командованием капитана 3 ранга Головачева Владимира Ивановича в составе 2 дивизиона 1 бригады подводных лодок в бухте Улис. В единственном боевом походе встреч с противником не имела.

 "Л-15"

Заложена 5 ноября 1935 г. в Николаеве на заводе № 198 (Николаевский госзавод), заводской № 305, а затем секциями перевезена во Владивосток на завод № 202 (Дальзавод), где производилась ее сборка. 26 декабря 1936 г. спущена на воду. 6 ноября 1938 г. вошла в состав Тихоокеанского флота.

22 июня 1941 г. встретила в составе 3 отдельного дивизиона подводных лодок в Петропавловске-Камчатском. 24 сентября 1942 г. вышла под командованием капитана 3 ранга (впоследствии капитан 2 ранга) Комарова Василия Исаковича на Северный флот через Панамский канал. 10 января, на подходе к Исландии, несколько раз выходило из строя рулевое управление. 11 января с прибытием в Рейкьявик произвели водолазный осмотр и выяснили, что на подлодке отсутствуют кормовые горизонтальные рули. 17 января встала в плавучий док, однако изготовить новые рули в условиях Исландии было очень сложно, подлодке предложили перейти для ремонта в Британию. 4 февраля в сопровождении двух британских тральщиков вышла из Рейкьявика в Гринок, Шотландия, куда она благополучно прибыла 9 февраля. 11 февраля поставлена в сухой док. 14 февраля, после проведения всех необходимых подготовительных работ вышла из дока, фирма "Скоту" взялась за изготовление кормовых горизонтальных рулей со сроком окончания всех работ 20 апреля. Учитывая вынужденный простой "Л-15", на ней решили установить гидроакустическую станцию "Дракон-129" ("Асдик"), торпедный автомат стрельбы, радиопеленгатор, а также заменить аккумуляторные батареи. 22 февраля вновь встала в сухой док для проведения всех ремонтных и монтажных работ. 21 апреля вышла из дока. 26 апреля вышла в море для ходовых испытаний, при возвращении в Гринок во время швартовки в пургу на "Л-15" вышел из строя машинный телеграф и она навалилась на британскую подводную лодку "Р-245", повредив себе носовые горизонтальные рули. 3 мая вновь стала в сухой док для ремонта носовых горизонтальных рулей. 11 мая вышла из дока. 20 мая вышла в сопровождении французского эсминца в Лервик (Шетландские острова), куда благополучно прибыла 22 мая. В тот же день вышла на Родину. 29 мая 1943г. "Л-15" прибыла в Полярное.

Срок боевой службы - 23,3 месяца (29 мая 1943 г. - 9 мая 1945 г.). 7 боевых походов (62 суток). 4 торпедные атаки, в результате которых, возможно, потоплен 1 корабль. 4 минных постановки (72 мины). Предположительно на выставленных "Л-15" минах погиб 26 апреля 1944 г. сторожевой корабль "NH-24".

"Л-16"

Заложена 5 ноября 1935 г. в Николаеве на заводе № 198 (Николаевский госзавод), заводской № 306, а затем секциями перевезена во Владивосток на завод № 202 (Дальзавод), где производилась ее сборка. 9 июля 1937 г. спущена на воду. 9 декабря 1938 г. вошла в состав Тихоокеанского флота.

22 июня 1941 г. встретила в составе 3 отдельного дивизиона подводных лодок в Петропавловске-Камчатском. 24 сентября 1942 г. вышла под командованием капитан-лейтенанта Гусарова Дмитрия Федоровича на Северный флот через Панамский канал. 11 октября в районе Сан-Франциско потоплена японской подводной лодкой "I-25".

 "Л-17"

Заложена 25 января 1935 г. в Николаеве на заводе № 198 (Николаевский госзавод), заводской № 307, а затем секциями перевезена во Владивосток на завод № 202 (Дальзавод), где производилась ее сборка. 5 ноября 1937 г. спущена на воду. 5 июня 1939 г. вошла в состав Тихоокеанского флота.

9 августа 1945 г. встретила под командованием капитана 3 ранга Кислова Михаила Ивановича в составе 2 дивизиона 1 бригады подводных лодок в бухте Улис. В единственном боевом походе 9 августа пыталась выйти в торпедную атаку по тральщику, однако вскоре обнаружила самолет противника и от атаки отказалась.

 "Л-18"

Заложена 30 декабря 1935 г. в Ленинграде на заводе № 189 (Балтийский судостроительный завод), заводской № 275, а затем секциями перевезена во Владивосток на завод № 202 (Дальзавод), где производилась ее сборка. 12 мая 1938 г. спущена на воду. 10 октября 1939 г. вошла в состав Тихоокеанского флота.

9 августа 1945 г. встретила под командованием капитана 3 ранга Цветко Владимира Петровича в составе 2 дивизиона 1 бригады подводных лодок в бухте Улис. 22 августа вышла из базы, имея на борту 60 морских пехотинцев, и 25 августа благополучно доставила их в порт Маока.

 "Л-19"

Заложена 26 декабря 1935 г. в Ленинграде на заводе № 189 (Балтийский судостроительный завод), заводской № 276, а затем секциями перевезена во Владивосток на завод № 202 (Дальзавод), где производилась ее сборка. 25 мая 1938 г. спущена на воду. 4 ноября 1939 г. вошла в состав Тихоокеанского флота.

9 августа 1945 г. встретила под командованием капитана 3 ранга Кононенко Анатолия Степановича в составе 2 дивизиона 1 бригады подводных лодок в бухте Улис. 19 августа вышла в боевой поход в район порта Румой. С прибытием туда, 22 августа, получила приказание форсировать пролив Лаперуза и перейти в район порта Отомари. "Л-19" подтвердила получение приказания, донесла о потоплении одного и повреждении другого транспорта, но больше на связь не выходила и на базу не возвратилась, предположительно она подорвалась на мине и погибла в проливе Лаперуза.