Военно-морской флот России


Малые подводные лодки типа "М" VI серии

Описание Фотографии  

При воссоздании отечественного флота в 20-е г., планировалось пополнить его не только крупными и средними субмаринами, но и малыми, предназначенными для прикрытия своих баз, блокирования близлежащих портов противника. Им следовало быть недорогими, приспособленными для массового производства и, главное, помещаться на железнодорожных транспортерах, чтобы при необходимости их можно было перебрасывать с одного театра на другой незаметно для противника.

В начале 1932 г. по инициативе конструктора А. Н. Асафова в Научно-техническом комитете управления Военно-Морских Сил был разработан эскизный проект малой подводной лодки (VI серии), а к середине марта был уже готов осуществленный под руководством А. Н. Асафова, как это было принято тогда называть, общий проект, 20 марта 1932 г. после внесения ряда изменений проект был утвержден Реввоенсоветом СССР. Создание малой подводной лодки, вопреки мнениям некоторых специалистов о незначительной тактической ценности корабля этого проекта, было вполне целесообразным. Малые подводные лодки могли успешно вести боевые действия в узкостях, шхерах, у баз противника и на его прибрежных коммуникациях. Построенные большими сериями, они могли внести заметный вклад в общий боевой потенциал Военно-Морского Флота.

Корабли этой серии - недорогостоящие, построить их можно было сравнительно быстро. Размеры подводных лодок позволяли транспортировать их на железнодорожных транспортерах в собранном виде, что открывало возможность маневрирования по внутренним путям между разобщенными морскими театрами. Наконец, впервые в мировой практике строительства подводных лодок предполагалось сделать корпус подводной лодки цельносварным. Совокупность этих соображений и предопределила принятие и практическую реализацию разработанного проекта подводной лодки VI серии - первой малой подводной лодки советской постройки, которой суждено было стать родоначальницей нескольких серий подобных кораблей.

Запасных торпед на борту не имелось. Поэтому после первой атаки с выпуском двух торпед залпом лодка должна была возвращаться в базу для пополнения запасов оружия.

Корпус лодки за исключением прочной рубки и ее ограждения цельносварной, выполнен из стали повышенной прочности марки Ст. 5. Прочная рубка сделана из маломагнитной стали, а ограждение рубки и мостик - из дюралюминия. Три легкие переборки, рассчитанные на давление 1 кгс/см2, образуют четыре отсека ПЛ.

Архитектура подводной лодки однокорпусная. Главный балласт размещен в двух концевых цистернах вне прочного корпуса и одной бортовой цистерны внутри прочного корпуса. На корабле были палубные цистерны и цистерна плавучести в носовой оконечности для снижения степени зарываемости при движении подводной лодки в надводном положении. Для спуска воды из цистерн главного балласта или из отсеков использовали коробчатый киль лодки, из которого воду затем откачивали за борт.

Подводная лодка имела одновальную энергетическую установку, охлаждение дизеля обеспечивалось автономным циркуляционным насосом. Аккумуляторная батарея размещалась в центральном посту. Вентиляция аккумуляторной батареи - автономная, на подводной лодке использовали приборы для дожигания водорода.

Торпеды грузили «мокрым» способом: их втягивали в торпедные аппараты посредством трюмной помпы при открытой передней и закрытой задней крышках. Вертикальными и горизонтальными рулями управляли из центрального поста электроприводом или вручную. Время погружения подводной лодки из крейсерского положения при заранее открытых кингстонах цистерн главного балласта без хода составляло 2 мин, а осушения цистерн главного балласта - около 11 мин.

Подводные лодки VI серии строил завод в Николаеве. При разработке рабочих чертежей ПЛ VI серии завод впервые в практике отечественного кораблестроения широко применил натурное макетирование отсеков, с помощью которого проверяли рациональность размещения корабельного оборудования и удобство его обслуживания.

Особо следует остановиться на главной технической проблеме при строительстве подводных лодок VI серии, имевшей большое значение для развития технологии судостроения. Впервые в отечественной и мировой практике были изготовлены цельносварные корпуса подводных лодок. Сварные конструкции создавали заводские конструкторы и специалисты-сварщики на основе серии экспериментальных работ на специально изготовленном для этой цели цельносварном натурном отсеке корпуса подводной лодки. Разработанные сварные конструкции и узлы испытывали в док-камере внутренним и наружным давлением, а также на циклические нагрузки с количеством испытаний 250 при изменении наружного давления от 0 до 3 кгс/см2, а затем до предела прочности металла корпуса лодки.

Этими исследованиями было положено начало широкому применению сварки в отечественном кораблестроении. Ее внедрение оказало революционизирующее влияние на развитие судостроительной промышленности. Сварка намного упрощала технологию корпусных работ, сокращала операции по обработке металла и соединению конструкций между собой, надежно обеспечивала герметизацию и прочностные характеристики корпуса, открывала широкие возможности для автоматизации сварных работ и резко поднимала производительность труда. Широкое внедрение сварки в отечественном военном кораблестроении началось именно с подводных лодок VI серии. И надо отдать должное коллективу Николаевского завода, автору проекта Н. А. Асафову, проявившего исключительную настойчивость в постройке цельносварной подводной лодки. Нельзя не отметить и большую ценность научно-практических рекомендаций профессоров П. Ф. Папковича, Ю. А. Шиманского, работавших в НИИВК, В. П. Вологдина - видного ученого и крупного специалиста в области электросварки.

Всего построили 30 лодок VI серии (две на Черном море, 28 на Тихом океане). Дальнейшим развитием стала серия VI-бис.

Водоизмещение - нормальное надводное - 157 тонн, нормальное подводное - 197 тонн
Длина наибольшая - 36,9 м
Ширина наибольшая - 3,13 м
Осадка средняя - 2,58 м
Силовая установка - 1 дизель мощностью 685 л.с. и 1 электродвигатель мощностью 240 л.с.
Запас топлива - нормальный - 5 тонн, полный - 12,5 тонн ; 1 группа аккумуляторных батарей по 56 батарей типа "МЛ" в группе.
Скорость - наибольшая надводная - 11,1 узлов, подводная - 6,4 узла
Дальность плавания - в надводном положении - 400 миль при 11,1 узле, - 690 при 8,6 узлах ; в подводном положении 5,2 мили при 6,4 узлах, - 48 миль при 2 узлах.
Глубина погружения - рабочая - 50 метров, предельная - 60 метров
Время погружения - 70 секунд
Вооружение - 2 533-мм торпедных трубы, 2 533-мм торпеды, 1 45/46 артиллерийская установка "21-К" 195 выстрелов.
Время пребывания под водой - 48 часов
Автономность - нормальная - 7 суток, максимальная - 10 суток
Запас плавучести - 25 %
Экипаж - 4 офицера, 9 старшин, 6 рядовых

"М-1"

Заложена3 октября 1932 г. в Николаеве на заводе № 198 (Николаевский госзавод), заводской № 237.9 апреля 1933 г. спущена на воду.1 декабря 1933 г. отправлена по железной дороге во Владивосток, где 26 апреля 1934 г. вошла в состав Морских сил Дальнего Востока.

9 августа 1945 г. встретила в составе 10 дивизиона 3 бригады подводных лодок в Советской Гавани под командованием старшего лейтенанта Носенкова Павла Павловича. 1 сентября доставила из Советской Гавани в порт Отомари на Южном Сахалине топливо и масло для наших кораблей.

 "М-2"

Заложена 29 августа 1932 г. в Николаеве на заводе № 200 (имени 61 коммунара), заводской № 342.8 апреля 1933 г. спущена на воду.1 декабря 1933 г. отправлена по железной дороге во Владивосток, где 28 апреля 1934 г. вошла в состав Морских сил Дальнего Востока.

9 августа 1945 г. встретила в составе 6 дивизиона 2 бригады подводных лодок во Владивостоке под командованием капитан-лейтенанта Банита Николая Никитича. В боевых действиях не участвовала.

"М-3"

Заложена2 октября 1932 г. в Николаеве на заводе № 198 (Николаевский госзавод), заводской № 236.16 марта 1933 г. спущена на воду.1 декабря 1933 г. отправлена по железной дороге во Владивосток, где 22 мая 1934 г. вошла в состав Морских сил Дальнего Востока.

9 августа 1945 г. встретила в составе 6 дивизиона 2 бригады подводных лодок во Владивостоке под командованием старшего лейтенанта Дербушева Николая Васильевича. В боевых действиях не участвовала.

"М-4"

Заложена1 апреля 1933 г. в Николаеве на заводе № 200 (имени 61 коммунара), заводской № 241. 16 июня 1933 г. спущена на воду. 25 января 1934 г. отправлена по железной дороге во Владивосток, где2 июня 1934 г. вошла в состав Морских сил Дальнего Востока.

9 августа 1945г. встретила в составе 6 дивизиона 2 бригады подводных лодок во Владивостоке под командованием капитан-лейтенанта Подпоринова Виталия Кирилловича. В боевых действиях не участвовала.

 "М-5"

Заложена в 1933 г. в Николаеве на заводе № 200 (имени 61 коммунара), заводской №245. 29 октября 1933 г. спущена на воду. 25 января 1934 г. отправлена по железной дороге во Владивосток, где6 июня 1934 г. вошла в состав Морских сил Дальнего Востока.

9 августа 1945 г. встретила в составе 10 дивизиона 3 бригады подводных лодок в Советской Гавани под командованием капитан-лейтенанта Пивоварова Петра Павловича. 1 сентября доставила из Советской Гавани в порт Отомари на Южном Сахалине топливо и масло для наших кораблей.

"М-6"

Заложена в 1932 г. в Николаеве на заводе № 200 (имени 61 коммунара) , заводской № 244. 24 апреля 1933 г. спущена на воду. 25 января 1934 г. отправлена по железной дороге во Владивосток, где 13 июня 1934 г. вошла в состав Морских сил Дальнего Востока.

9 августа 1945 г. встретила в составе 6 дивизиона 2 бригады подводных лодок во Владивостоке под командованием старшего лейтенанта Федотова Евгения Георгиевича. В боевых действиях подводных лодок во Владивостоке под командованием старшего лейтенанта Федотова Евгения Георгиевича . В боевых действиях не участвовала.

"М-7"

Заложена 19 апреля 1933 г. в Николаеве на заводе № 200 (имени 61 коммунара), заводской № 242.5 августа 1933 г. спущена на воду.5 февраля 1934 г. отправлена по железной дороге во Владивосток, где6 июля 1934 г. вошла в состав Морских сил Дальнего Востока.

9 августа 1945 г. встретила в составе 2 отдельного дивизиона подводных лодок в порту Владимир под командованием капитан-лейтенанта Зинина Петра Григорьевича. В боевых действиях не участвовала.

"М-8"

Заложена 31 октября 1932 г. в Николаеве на заводе № 198 (Николаевский госзавод), заводской № 238. 12 августа 1933 г. спущена на воду.5 февраля 1934 г. отправлена по железной дороге во Владивосток, где5 июля 1934 г. вошла в состав Морских сил Дальнего Востока.

9 августа 1945 г. встретила в составе 10 дивизиона 3 бригады подводных лодок в Советской Гавани под командованием капитан-лейтенанта Чубанова Спиридона Антоновича. В боевых действиях не участвовала.

"М-9"

Заложена 10 января 1933 г. в Николаеве на заводе № 198 (Николаевский госзавод), заводской № 240. 27 сентября 1933 г. спущена на воду. 5 февраля 1934 г. отправлена по железной дороге во Владивосток, где5 июля 1934 г. вошла в состав Морских сил Дальнего Востока.

9 августа 1945 г. встретила в составе 2 отдельного дивизиона подводных лодок в порту Владимир под командованием капитан-лейтенанта Андашева Виктора Петровича. В боевых действиях не участвовала .

"М-10"

Заложена в 1933 г. в Николаеве на заводе № 200 (имени 61 коммунара), заводской № 246. 24 августа 1933 г. спущена на воду. 18 февраля 1934 г. отправлена по железной дороге во Владивосток, где 5 июля 1934 г. вошла в состав Морских сил Дальнего Востока.

9 августа 1945 г. встретила в составе 2 отдельного дивизиона подводных лодок в порту Владимир под командованием старшего лейтенанта Петрунина Олега Георгиевича. В боевых действиях не участвовала.

 "М-11"

Заложена 16 мая 1933 г. в Николаеве на заводе № 198 (Николаевский госзавод), заводской № 252. 29 ноября 1933 г. спущена на воду. 18 февраля 1934 г. отправлена по железной дороге во Владивосток, где5 июля 1934 г. вошла в состав Морских сил Дальнего Востока.

9 августа 1945 г. встретила в составе 10 дивизиона 3 бригады подводных лодок в Советской Гавани под командованием капитан-лейтенанта Похвальского Петра Константиновича. В боевых действиях не участвовала.

"М-12"

Заложена 26 мая 1933 г. в Николаеве на заводе № 198 (Николаевский госзавод), заводской № 253 .2 декабря 1933 г. спущена на воду. 18 февраля 1934 г. отправлена по железной дороге во Владивосток, где 27 июля 1934 г. вошла в состав Морских сил Дальнего Востока.

9 августа 1945 г. встретила в составе 2 отдельного дивизиона подводных лодок в порту Владимир под командованием капитан-лейтенанта Резцова Александра Ивановича. В боевых действиях не участвовала.

 "М-13"

Заложена7 июня 1933 г. в Николаеве на заводе № 198 (Николаевский госзавод), заводской № 254. 21 декабря 1933 г. спущена на воду. 12 марта 1934 г. отправлена по железной дороге во Владивосток, где 14 июля 1934 г. вошла в состав Морских сил Дальнего Востока.

9 августа 1945 г. встретила в составе 6 дивизиона 2 бригады подводных лодок во Владивостоке под командованием старшего лейтенанта Гайнутдинова Усмана Гайнутдиновича. В боевых действиях не участвовала.

"М-14"

Заложена в 1933г. в Николаеве на заводе № 200 (имени 61 коммунара), заводской № 248. 26 декабря 1933 г. спущена на воду. 12 марта 1934 г. отправлена по железной дороге во Владивосток, где 10 июля 1934 г. вошла в состав Морских сил Дальнего Востока.

9 августа 1945 г. встретила в составе 6 дивизиона 2 бригады подводных лодок во Владивостоке под командованием капитан-лейтенанта Матецкого Семена Степановича. В боевых действиях не участвовала.

"М-15"

Заложена в 1933г. в Николаеве на заводе № 200 (имени 61 коммунара), заводской № 247 26 декабря 1933 г. спущена на воду. 27 марта 1934 г. отправлена по железной дороге во Владивосток, где 14 июля 1934 г. вошла в состав Морских сил Дальнего Востока.

9 августа 1945г. встретила в составе 6 дивизиона 2 бригады подводных лодок во Владивостоке под командованием капитана 3 ранга Блинникова Алексея Прокопьевича. В боевых действиях не участвовала.

 "М-16"

Заложена5 августа 1933 г. в Николаеве на заводе № 198 (Николаевский госзавод), заводской № 26 0. 28 декабря 1933 г. спущена на воду. 27 марта 1934 г. отправлена по железной дороге во Владивосток, где 22 июля 1934 г. вошла в состав Морских сил Дальнего Востока.

9 августа 1945г. встретила в составе 7 дивизиона 2 бригады подводных лодок во Владивостоке под командованием капитан-лейтенанта Смирнова Ивана Федоровича. В боевых действиях не участвовала.

 "М-17"

Заложена 16 июля 1933 г. в Николаеве на заводе № 198 (Николаевский госзавод), заводской № 257. 27 декабря 1933 г. спущена на воду. 27 марта 1934 г. отправлена по железной дороге во Владивосток, где 21 июля 1934 г. вошла в состав Морских сил Дальнего Востока.

9 августа 1945 г. встретила в составе 7 дивизиона 2 бригады подводных лодок во Владивостоке под командованием капитан-лейтенанта Коньшина Виктора Илларионовича. В боевых действиях не участвовала.

"М-18"

Заложена 18 июля 1933 г. в Николаеве на заводе № 198 (Николаевский госзавод), заводской № 259. 24 декабря 1933 г. спущена на воду. 12 марта 1934 г. отправлена по железной дороге во Владивосток, где 22 июля 1934 г. вошла в состав Морских сил Дальнего Востока.

9 августа 1945г. встретила в составе 7 дивизиона 2 бригады подводных лодок во Владивостоке под командованием старшего лейтенанта Копытова Александра Михайловича. В боевых действиях не участвовала.

"М-19"

Заложена 20 июля 1933 г. в Николаеве на заводе № 198 (Николаевский госзавод), заводской № 258. 14 мая 1934 г. спущена на воду. 16 июня 1934 г. оправлена по железной дороге во Владивосток, где 29 августа 1934 г. вошла в состав Морских сил Дальнего Востока.

9 августа 1945г. встретила в составе 7 дивизиона 2 бригады подводных лодок во Владивостоке под командованием капитан-лейтенанта Старикова Николая Александровича. В боевых действиях не участвовала.

"М-20"

Заложена 25 августа 1933 г. в Николаеве на заводе № 198 (Николаевский госзавод), заводской № 262. 17 марта 1934 г. спущена на воду. 16 июня 1934 г. отправлена по железной дороге во Владивосток, где 23 сентября 1934 г. вошла в состав Морских сил Дальнего Востока.

9 августа 1945г. встретила в составе 7 дивизиона 2 бригады подводных лодок во Владивостоке под командованием капитан-лейтенанта Борового Владимира Алексеевича. В боевых действиях не участвовала.

"М-21"

Заложена 17 сентября 1933 г. в Николаеве на заводе № 198 (Николаевский госзавод), заводской №263. 20 марта 1933 г. спущена на воду. 16 июня 1934 г. отправлена по железной дороге во Владивосток, где 23 сентября 1934 г. вошла в состав Морских сил Дальнего Востока.

9 августа 1945г. встретила в составе 7 дивизиона 2 бригады подводных лодок во Владивостоке под командованием капитан-лейтенанта Блажина Михаила Ивановича. В боевых действиях не участвовала.

"М-22"

Заложена6 октября 1933 г. в Николаеве на заводе № 198 (Николаевский госзавод), заводской № 264. 15 мая 1934 г. спущена на воду.8 июля 1934 г. отправлена по железной дороге во Владивосток, где 10 октября 1934 г. вошла в состав Морских сил Дальнего Востока.

9 августа 1945г. встретила в составе 7 дивизиона 2 бригады подводных лодок во Владивостоке под командованием капитан-лейтенанта Сизинцева Анатолия Георгиевича. В боевых действиях не участвовала.

"М-23"

Заложена 21 октября 1933 г. в Николаеве на заводе № 200 (имени 61 коммунара), заводской № 250. 16 мая 1934 г. спущена на воду.8 июля 1934 г. отправлена по железной дороге во Владивосток, где 10 октября 1934 г. вошла в состав Морских сил Дальнего Востока.

6 октября 1944г. отправлена по железной дороге в Поти, куда была доставлена 11 декабря. Вместе с подводной лодкой прибыл тихоокеанский экипаж во главе с капитан-лейтенантом Шионским Моисеем Львовичем. В боевых действиях не участвовала.

"М-24"

Заложена 21 октября 1933 г. в Николаеве на заводе № 198 (Николаевский госзавод), заводской № 265.1 июня 1934 г. спущена на воду.8 июля 1934 г. отправлена по железной дороге во Владивосток, где5 декабря 1934 г. вошла в состав Морских сил Дальнего Востока.

6 октября 1944г. отправлена по железной дороге в Поти, куда была доставлена 11 декабря. Вместе с подводной лодкой прибыл тихоокеанский экипаж во главе со старшим лейтенантом Резановым Иваном Дмитриевичем. В боевых действиях не участвовала.

"М-25"

Заложена в 1933г. в Николаеве на заводе № 198 (Николаевский госзавод), заводской № 251. 16 июня 1934 г. спущена на воду. 15 августа 1934 г. отправлена по железной дороге во Владивосток, где5 декабря 1934 г. вошла в состав Морских сил Дальнего Востока.

 30 августа 1944г. отправлена по железной дороге в Поти, куда была доставлена 29 октября. Вместе с подводной лодкой прибыл тихоокеанский экипаж во главе с капитан-лейтенантом Каменским Владимиром Сергеевичем. В боевых действиях не участвовала.

"М-26"

Заложена в 1933г. в Николаеве на заводе № 200 (имена 61 коммунара), заводской № 249. 14 апреля 1934 г. спущена на воду. 15 августа 1934 г. отправлена по железной дороге во Владивосток, где5 декабря 1934 г. вошла в состав Морских сил Дальнего Востока.

30 августа 1944г. отправлена по железной дороге в Поти, куда была доставлена 29 октября. Вместе с подводной лодкой прибыл тихоокеанский экипаж во главе с капитан-лейтенантом Мацепуро Савелием Савельевичем. В боевых действиях не участвовала.

"М-27"

Заложена 14 июня 1933 г. в Николаеве на заводе № 198 (Николаевский госзавод), заводской № 255. Сгорела в результате диверсии, вторично заложена1 февраля 1934 г. Спущена на воду 23 сентября 1934 г. отправлена по железной дороге во Владивосток, где 31 декабря 1934 г. вошла в состав Морских сил Дальнего Востока.

30 августа 1944г. отправлена по железной дороге в Поти, куда была доставлена 29 октября. Вместе с подводной лодкой прибыл тихоокеанский экипаж во главе с капитан-лейтенантом Величенко Александром Ивановичем. В боевых действиях не участвовала.

"М-28"

Заложена 12 июля 1933 г. в Николаеве на заводе № 198 (Николаевский госзавод), заводской № 256. 21 июня 1933 г. спущена на воду. 30 ноября 1934 г. отправлена по железной дороге во Владивосток, где 16 июля 1935 г. вошла в состав Морских сил Дальнего Востока.

30 августа 1944г. отправлена по железной дороге в Поти, куда была доставлена 29 октября. Вместе с подводной лодкой прибыл тихоокеанский экипаж во главе с капитан-лейтенантом Симоновым Николаем Николаевичем. В боевых действиях не участвовала.

"М-51"

Заложена 17 ноября 1932 г. в Николаеве на заводе № 198 (Николаевский госзавод), заводской № 239. 22 мая 1933 г. спущена на воду.9 сентября 1934 г. вошла в состав Морских сил Черного моря.

22 июня 1941г. встретила под командованием старшего лейтенанта (впоследствии капитан-лейтенант) Прокофьева Владимира Матвеевича в составе отдельного учебного дивизиона подводных лодок в ремонте в Севастополе. 1 июля закончив ремонт вышла к месту постоянного базирования в Новороссийск. 27 октября перешла в Керчь для ведения разведки в северо-западной части Азовского моря, однако сделав туда всего один выход, 9 ноября вернулась в Новороссийск. 28 декабря встала на якорь в 3,5 милях к востоку от м. Илья под Феодосией и в течение ночи на 29 и 30 декабря выполняла роль светящегося навигационного знака для обеспечения точного выхода сил высадки войск морского десанта в район порта Феодосия.29 декабря 1942г. командиром корабля назначен капитан-лейтенант Голубев Михаил Михайлович. 16 августа 1943г. при попытке атаковать конвой была контратакована семью глубинными бомбами и получила незначительные повреждения. 22 сентября на мерной миле в районе Очамчире при переходе из крейсерского положения в позиционное на ходу под дизелями стала принимать балласт и затонула с открытым рубочным люком на глубине 13 метров; погибло 8 человек, в том числе командир корабля. 25 сентября поднята и отведена в Очамчире, командиром корабля назначен капитан-лейтенант Александров Василий Митрофанович. После восстановительного ремонта введена в строй, но в боевых действиях больше не участвовала.

Срок боевой службы - 38,8 месяцев (22 июня 1941 г. - 16 сентября 1944 г.). 10 боевых походов (64 суток).

"М-52"

Заложена 15 августа 1933 г. в Николаеве на заводе № 198 (Николаевский госзавод), заводской № 261. 31 декабря 1933 г. спущена на воду.9 сентября 1934 г. вошла в состав морских сил Черного моря.

22 июня 1941г. встретила под командованием капитан-лейтенанта (впоследствии капитан 3 ранга) Цебровского Григория Николаевича в составе отдельного учебного дивизиона подводных лодок в Новороссийске. 14 июля находившуюся в подводном положении "М-52" пытался таранить транспорт "Красная Кубань". В феврале 1942г. встала в ремонт в Поти. 14 июля командиром корабля назначен капитан-лейтенант Оболенцев Ефим Павлович. В октябре подлодку выделили для переброски на Северный флот. 19-22 ноября погружена на железнодорожный транспортер и 10 декабря отправлена в Баку, куда благополучно прибыла через шесть суток. С 19 по 24 декабря М-52 спустили на воду в Баку на территории судоремонтного завода имени Закфедерации. В дальнейшем от плана переброски подлодки на Север отказались. в октябре 1943 г. по железной дороге доставлена из Баку в Поти.

Срок боевой службы - 27 месяцев (22 июня 1941 г - 10 ноября 1942 г. ;1 ноября 1943 г. - 16 сентября 1944 г.). 6 боевых походов (45 суток).