Военно-морской флот России


Малые подводные лодки типа "М" XII серии

Описание Фотографии  
     

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские проработки, выполненные с учетом проектирования, постройки и особенно эксплуатации подводных лодок VI и VI бис серий, привели к заключению, что за счет небольшого увеличения основных размерений и водоизмещения ПЛ VI серии можно создать малую подводную лодку с более высокими тактико-техническими характеристиками. Несколько вариантов эскизного проекта такого корабля было предложено Научно-исследовательским институтом военного кораблестроения (конструктор - офицер П. Н. Сердюк). Один из вариантов послужил основой для разработки общего проекта и рабочих чертежей подводной лодки XII серии, явившейся дальнейшим развитием подводных лодок VI серии. Подводная лодка была одновальной, однокорпусной (корпус - цельносварной), имела шесть отсеков и водоизмещение, на 45-50 т больше, чем у своих предшественниц. Мощность главного двигателя 38КВ на ПЛ XII серии была доведена до 800 л. с., мощность главного электродвигателя ПГ12 и емкость аккумуляторных батарей увеличены вдвое по сравнению с ПЛ VI и VI бис сериями. Вынесенный в рубку перископ допускал наблюдение за поверхностью моря, как из рубки, так и из центрального поста. Увеличивалась глубина погружения под перископом. Число спальных мест на корабле было доведено до 14, усилены средства вентиляции. За счет этих и других конструктивных мер на подводной лодке XII серии удалось добиться более высоких боевых качеств по сравнению с прежними «М» сериями. В числе главных изменений следует выделить:

  • сокращение времени погружения в подводное положение при заранее открытых кингстонах и заполненной цистерне быстрого погружения с 80 до 47 с;
  • сокращение времени продувания цистерн главного балласта в перископном положении до 3 минут, увеличение скорости надводного и подводного хода, а также дальности плавания с 1065 до 3380 миль, возросшее заглубление лодки в перископном положении и надежность эксплуатации судовых систем, улучшение обитаемости;

Подводная лодка XII серии делилась пятью водонепроницаемыми переборками на шесть отсеков: I - торпедный, II - носовой аккумуляторный, III - центральный пост с боевой рубкой, IV - кормовой аккумуляторный, V - дизельный, VI -электромоторный. Причем центральный пост являлся отсеком-убежищем, его межотсечные переборки имели сферическую форму и рассчитывались на давление до 5 кг/кв. см (это соответствует глубине погружения 50 м). Остальные водонепроницаемые переборки - плоские, рассчитанные на давление 1 кг/кв.см (глубина всего 10 метров, толщина металла плоских переборок 5 мм). В плоских переборках для прохода личного состава из отсека в отсек имелись двери с тремя системами запоров. В повседневной обстановке двери просто захлопывались на защелку. По боевой тревоге они задраивались на клиновые запоры, которые обеспечивали герметичность, но при необходимости позволяли быстро их отдраить. В случае затопления смежного отсека дверь дополнительно могла быть обтянута с помощью винтовых запоров-барашков. В сферических переборках существовали круглые лазы, закрываемые крышками - получался как бы люк, повернутый на 90 гр. Кроме защелки, крышка закрывалась на кремальерный замок. Он позволял быстро задраить лаз поворотом одной рукоятки.

Подводных лодок XII серии было построено 46, из них 14 на заводе в Ленинграде (сданы флоту в период с декабря 1937 г. по декабрь 1940 г.) и 32 на заводе «Красное Сормово» (15 подводных лодок было сдано до начала войны, а остальные 17 строили и сдавали флоту во время войны). Взамен сложных и недостаточно надежных испытаний наружным давлением в док-камере, которым подвергали корпуса подводных лодок VI, VI бис и первых ПЛ XII серии, были проведены натурные испытания подводной лодки М-91 погружением ее на глубину 70 м. Эта глубина превышала на 10 м предельную. Погружение производили на гинях спасательного судна «Коммуна». Поскольку прочный корпус подводной лодки в ходе этого погружения успешно выдержал нагрузку, превышающую нагрузку предельной глубины погружения, от испытаний корпусов подводных лодок XII серии наружным давлением в дальнейшем отказались. Испытания прочности корпусных конструкций производили лишь внутренним давлением.

Одна из лодок была модернизирована и использовалась как минный заградитель - проект 604 (МЗ – XII). Необходимо было выставлять минные банки а глубине фиордов, через которые шло снабжение фашистских войск. Минные заградители типа «Л» и крейсерские лодки типа «К», приспособленные для постановки мин, оказались малопригодными для минирования узких и тщательно охраняемых фиордов. Для этой цели была приспособлена М-171. На нее установили бортовые балластные цистерны с шахтами, в которых размещалось 18 мин. Их можно было выставлять в подводном положении лодки. М-171 — самый маленький в истории советского флота подводный минный заградитель.

Боевые качества, вложенные в корабли этого проекта при их создании, подтвердились в ходе Великой Отечественной войны. Четыре подводные лодки XII серии за успешные боевые действия получили звание гвардейских, две награждены орденами Красного Знамени, а М-172 удостоена звания гвардейской Краснознаменной. Командирам подводных лодок XII серии М. В. Грешилову. Я. К. Иосселиани, А. Н. Кесаеву, В. Г. Старикову, И. И. Фисановичу и М. И. Хомякову были присвоены звания Героев Советского Союза.

Водоизмещение - нормальное надводное - 206 тонн, нормальное подводное - 258 тонн
Длина наибольшая - 44,5 м
Ширина наибольшая - 3,3 м
Осадка средняя - 2,85 м
Силовая установка - 1 дизель мощностью 800 л.с. и 1 электродвигатель мощностью 400 л.с.
Запас топлива - нормальный - 7,9 тонны, полный - 16 тонн ; 1 группа аккумуляторных батарей по 56 батарей типа "МЛ" в группе.
Скорость - наибольшая надводная - 14,4 узла,  подводная - 7,8 узлов
Дальность плавания - в надводном положении - 650 миль при 14,4 узлах, - 3380 миль при 8,6 узлах ; в подводном положении - 9,8 миль при 7,8 узлах, - 108 миль при 2,9 узлах.
Глубина погружения - рабочая - 50 метров, предельная 60 метров
Время погружения - 35 секунд
Вооружение - 2 533-мм торпедных трубы, 2 533-мм торпеды, 1 45/46 артиллерийская установка "21-К" 195 выстрелов.
Время пребывания под водой - 48 часов
Автономность - нормальная - 7 суток, максимальная - 15 суток
Запас плавучести - 25 %
Экипаж - 4 офицера, 10 старшин, 6 рядовых

 "М-30"

Заложена 20 января 1938 г. в Горьком на заводе "Красное Сормово", заводской № 255. 5 октября 1939 г. спущена на воду. 31 августа 1940 г. вошла в состав Тихоокеанского флота.

22 июня 1941 г. встретила в составе 7 дивизиона 2 бригады подводных лодок в б.Улис. В 1944 г. по решению Государственного комитета Обороны подлежала переброске на Черноморский флот. 5 июня 1944 г. отправлена по железной дороге в Поти, куда благополучно прибыла 8 июля. Вместе с подводной лодкой прибыл тихоокеанский экипаж в главе со старшим лейтенантом Ивановым Виктором Николаевичем. В боевых действиях не участвовала.

 "М-31"

Заложена 31 августа 1938 г. в Горьком на заводе "Красное Сормово", заводской № 258. 25 февраля 1940 г. спущена на воду. 7 ноября 1940 г. вошла в состав Черноморского флота.

22 июня 1941 г. встретила под командованием старшего лейтенанта (впоследствии капитан-лейтенант) Расточиль Евгения Генриховича в составе 7 дивизиона 2 бригады подводных лодок в Севастополе. 2 февраля 1942 г., когда "М-31" находилась в боевом походе, у нее вышел из строя перископ и она досрочно вернулась в Севастополь. С 16 июня по 1 июля совершила три транспортных рейса в осажденный Севастополь, доставили 15,9 т боеприпасов, 5,7 т. продовольствия, 5,5 т бензина и вывезя в Новороссийск 12 человек а также ценностей государственного банка и сберегательных касс на сумму 14 456 430 рублей. По румынским данным 17 декабря в 21.52 потоплена глубинными бомбами германским противолодочным кораблем "Uj-80" в бухте Жебрияны.

Срок боевой службы - 17,8 месяца (22 июня 1941 г. - 17 декабря 1942 г.). 15 боевых походов (110 суток). 3 торпедные атаки, в результате которых потоплено 2 судна (400 т).

"М-32"

Заложена 31 августа 1938 г. в Горьком на заводе "Красное Сормово", заводской № 259. 26 февраля 1940 г. спущена на воду. 7 ноября 1940 г. вошла в состав Черноморского флота.

22 июня 1941 г. встретила под командованием капитан-лейтенанта (впоследствии капитан 3 ранга) Колтыпина Николая Александровича в составе 7 дивизиона 2 бригады подводных лодок флота в Севастополе. С 17 по 25 июня 1942 г. совершила два транспортных рейса в осажденный Севастополь, доставив туда 14 т боеприпасов, 1,5 т. продовольствия, 5,8 т. бензина и вывезя в Новороссийск 8 человек. 23 июня, во время дифферентовки в Стрелецкой бухте на глубине 6 м в 2.12 произошел взрыв паров бензина в третьем отсеке при задраенных переборках; горение продолжалось 3-5 сек. Лодка получила серьезные повреждения, а 6 человек в третьем отсеке - ожоги первой и второй степени. 14 октября после безуспешной атаки румынского эскадренного миноносца "Король Фердинанд" подверглась преследованию, в результате которого на нее сбросили 18 глубинных бомб, причинивших ей тяжелые повреждения корпуса и главных механизмов; после ухода кораблей противника всплыла и начала движение в базу ориентируясь по звездам. В октябре подлодку выделили для переброски на Северных флот. 15-17 ноября погружена на железнодорожных транспортер и 10 декабря отправлена в Баку, куда благополучно прибыла через шесть суток. С 19 по 24 декабря "М-32" спустили на воду в Баку на территории судоремонтного завода имени Закфедерации. В дальнейшем от плана переброски подлодки на Север отказались, но поскольку она нуждалась в капитальном ремонте после повреждений 14 октября, восстановительный ремонт решили провести в Горьком на заводе "Красное Сормово". Для этого в начале февраля 1943г., когда в Красноводске соорудили специальный доковый пирс, "М-32" отбуксировали туда из Баку и погрузили на железнодорожный транспортер. 15 февраля она убыла в Горький и в начале марта благополучно туда прибыла. 15 ноября, с окончанием ремонта, ее опять по железной дороге через Сталинград, Армавир и Баку привезли 30 ноября в Поти, где она снова вошла в состав Черноморского флота. 8 мая 1944г. командиром корабля назначен капитан-лейтенант Марголин Борис Максимович.

Срок боевой службы - 25,6 месяца (22 июня 1941 г. - 10 ноября 1942 г. ; 15 декабря 1943 г. - 16 сентября 1944 г.). 13 боевых походов (81 сутки). 1 торпедная атака.

"М-33"

Заложена 31 августа 1938 г. в Горьком на заводе "Красное Сормово", заводской № 260. 23 июня 1940 г. спущена на воду. 19 января 1941 г. вошла в состав Черноморского флота.

22 июня 1941 г. встретила под командованием старшего лейтенанта (впоследствии капитан-лейтенант) Сурова Дмитрия Ивановича в составе 7 дивизиона 2 бригады подводных лодок в Севастополе. С 14 по 20 июня 1942 г. совершила два транспортных рейса в осажденный Севастополь, доставив туда 7 т боеприпасов, 5,9 т. продовольствия и 4 человека. 22 июня, через несколько часов после выхода в Севастополь, имея на борту 5,9 т боеприпасов, 1 т продовольствия и 6т бензина, получила приказание возвратиться в Новороссийск из-за угрозы взрыва паров бензина. 23 июня после сдачи бензина на танкер, перед погружением для дифферентовки, во время остановки судовой вентиляции произошел взрыв паров бензина. В аккумуляторных отсеках просел настил, произошло возгорание элементов. Шесть человек получили ожоги первой и второй степени, наиболее сильно пострадали командир БЧ-5 Сапегин Г.П. и командир отделения трюмных Костылев М.Т., последний, впоследствии, скончался. 21 августа, следуя на позицию, по ошибке безрезультатно была атакована нашим самолетом. 22-25 августа, находясь на позиции в районе Одессы, подорвалась на двух минах минного заграждения "S-33" и погибла. Поднята в 1951г.

Срок боевой службы - 14,1 месяца (22 июня 1941 г. - 25 августа 1942 г.). 14 боевых походов (44 суток). 1 торпедная атака.

"М-34"

Заложена 22 февраля 1939 г. в Горьком на заводе "Красное Сормово", заводской № 268. 23 июня 1940 г. спущена на воду. 11 января 1941 г. вошла в состав Черноморского флота.

22 июня 1941 г. встретила под командованием старшего лейтенанта (впоследствии капитан-лейтенант) Голованова Николая Ивановича в составе 7 дивизиона 2 бригады подводных лодок в Севастополе. 21 сентября после атаки конвоя подводную лодку выбросило на поверхность и она была обнаружена кораблями охранения, которые преследовали ее около 10 часов и сбросили 37 глубинных бомб. Две бомбы разорвались в непосредственной близости и нанесли ряд повреждений корпусу и механизмам, "М-34" досрочно вернулась в базу. 3 ноября, по румынским данным, выходившая из Констанцы румынская подводная лодка "Дельфинул" в 2.00 обнаружила подводную лодку в надводном положении, но в атаку по ней не вышла. Можно предположить, что это была возвращавшаяся в базу "М-34". Предположительно она погибла через несколько часов от подрыва на плавающей мине или в результате аварии.

Срок боевой службы - 4,4 месяца (22 июня 1941 г. - 3 ноября 1941 г.). 7 боевых походов (44 суток). 1 торпедная атака.

"М-35"

Заложена 22 февраля 1939 г. в Горьком на заводе "Красное Сормово", заводской № 269. 20 августа 1940 г. спущена на воду. 24 февраля 1941 г. вошла в состав Черноморского флота.

22 июня 1941 г. встретила под командованием старшего лейтенанта (впоследствии капитан-лейтенант) Грешилова Михаила Васильевича в составе 8 дивизиона 2 бригады подводных лодок в Севастополе.26 октября севернее Констанцы артиллерийским огнем потопила самоходный паром "Зибель SF-25". 18 ноября 1942 г. командиром корабля назначен капитан-лейтенант Прокофьев Владимир Матвеевич. 31 мая 1943 г. присвоено звание "Гвардейская". 18 апреля 1944 г. находясь на позиции, в 21.05 обнаружила у себя по корме след двух торпед, подлодку противника не наблюдала. 7 мая находясь на позиции, получила повреждения корпуса и механизмов от близких разрывов фугасных авиабомб во время погружения.

Срок боевой службы - 38,8 месяца (22 июня 1941 г. - 16 сентября 1944 г.). 32 боевых похода (291 сутки). 14 торпедных атак, в результате которых потоплено 3 судна (3304 брт) и повреждено 1 судно. Артиллерийским огнем потоплено 1 судно.

 "М-36"

Заложена 22 февраля 1939 г. в Горьком на заводе "Красное Сормово", заводской № 270. 20 августа 1940 г. спущена на воду. 29 апреля 1941 г. вошла в состав Черноморского флота.

22 июня 1941 г. встретила под командованием старшего лейтенанта (впоследствии капитан-лейтенант) Комарова Валентина Николаевича в составе 8 дивизиона 2 бригады подводных лодок в Севастополе. 23 августа 1942 г. после атаки конвоя, когда, из-за глубины места всего 8 м подлодке пришлось буквально ползти по грунту, была выброшена на поверхность. Подверглась преследованию кораблей охранения и в результате близких разрывов глубинных бомб получила тяжелые повреждения прочного корпуса: сорвана задрайка люка VI отсека и его затопило водой; вышли из строя главные электродвигатели, трюмная помпа, компрессор и кормовые горизонтальные рули; погнуты перо вертикального руля, три лопасти гребного винта и оторван лист киля; после окончания преследования ушла в базу. В октябре 1942 г. подлодку выделили для переброски на Северный флот. 12-14 ноября погружена на железнодорожный транспортер и 24 ноября отправлена в Баку, куда благополучно прибыла через пять суток. С 6 по 10 декабря "М-32" спустили на воду в Баку на территории судоремонтного завод имени Закфедерации. В дальнейшем от плана переброски подлодки на Север отказались. 16 октября 1943 г. по железной дороге доставлена из Баку в Поти. 4 января 1944г. предположительно, погибла около 6 часов в районе Кобулети во время ходовых испытаний при производстве вынужденного срочного погружения.

Срок боевой службы - 18,7 месяцев (22 июня 1941 г. - 10 ноября 1942 г.; 1 ноября 1943 г. - 4 января 1944 г.). 12 боевых походов (89 суток). 2 торпедные атаки, в результате которых потоплено 1 судно(100т).

"М-49"

Заложена 26 июля 1937 г. в Горьком на заводе "Красное Сормово" под литерным обозначением "М-57", заводской № 248. 25 января 1939 г. спущена на воду. 3 августа 1939 г. вошла в состав Черноморского флота. Осенью 1939 г. перевезена на Дальний Восток, вошла в состав Тихоокеанского флота под литерным обозначением "М-49".

22 июня 1941 г. встретила под командованием старшего лейтенанта Сибариновского Израиля Владимировича в составе 7 дивизиона 2 бригады подводных лодок в б. Улис. В августе погибла, находясь в дозоре на подходах к Владивостоку, предположительно, подорвавшись на минах своего оборонительного минного заграждения.

"М-58"

Заложена 25 октября 1937 г. в Горьком на заводе "Красное Сормово", заводской № 251. 28 апреля 1939 г. спущена на воду. 10 октября 1939 г. вошла в состав Черноморского флота.

22 июня 1941 г. встретила под командованием капитан-лейтенанта Елисеева Николая Васильевича в составе 7 дивизиона 2 бригады подводных лодок в Севастополе. Предположительно погибла от подрыва на мине в районе Констанцы.

Срок боевой службы - 3,9 месяца (22 июня 1941 г. - 20 октября 1941 г.). 6 боевых походов (41 сутки).

"М-59"

Заложена 25 октября 1937 г. в Горьком на заводе "Красное Сормово", заводской № 250. 13 июня 1939 г. спущена на воду. 19 июня 1940 г. вошла в состав Черноморского флота.

22 июня 1941 г. встретила под командованием капитан-лейтенанта Матвеева Георгия Андреевича в составе 7 дивизиона 2 бригады подводных лодок в ремонте в Севастополе. Предположительно погибла от подрыва на мине в районе Сулины.

Срок боевой службы - 4,3 месяца (22 июня 1941 г. - 31 октября 1941 г.). 3 боевых похода (18 суток).

 "М-60"

Заложена 25 октября 1937 г. в Горьком на заводе "Красное Сормово", заводской № 252. 28 августа 1939 г. спущена на воду. 19 июня 1940 г. вошла в состав Черноморского флота.

22 июня 1941 г. встретила под командованием старшего лейтенанта (впоследствии капитан-лейтенант) Кудрявцева Бориса Васильевича в составе 7 дивизиона 2 бригады подводных лодок в ремонте в Севастополе. 22 июня 1942 г. в Новороссийске при приеме топлива в цистерну № 4 с танкера "Передовик", для доставки его в Севастополь, произошел взрыв паров бензина в результате чего 6 человек получили ожоги различной степени, обгорел ряд приборов и механизмов, во II и IV продавило настил палубы. 23-26 сентября подорвалась на мине минного заграждения "S-33" в районе Одессы и погибла. Поднята в 1951 г.

Срок боевой службы - 15,3 месяца (22 июня 1941 г. - 26 сентября 1942 г.). 8 боевых походов (69 суток).

"М-62"

Заложена 20 января 1938 г. в Горьком на заводе "Красное Сормово", заводской № 253. 5 октября 1939 г. спущена на воду. 31 августа 1940 г. вошла в состав Черноморского флота.

22 июня 1941 г. встретила под командованием старшего лейтенанта Воробьева Алексея Александровича в составе 7 дивизиона 2 бригады подводных лодок в Севастополе. 6 декабря при возвращении с боевой позиции в базу, в результате шторма и ошибки в счислении пути, села на мель в районе устья реки Гагида. 12 декабря командиром корабля назначен старший лейтенант (впоследствии капитан-лейтенант) Малышев Николай Иванович. 17 декабря подлодка благополучно снята с мели, но у нее оказались сломаны вертикальный и кормовые горизонтальные рули. В июне 1942г. вышла из ремонта. В ночь со 2 на 3 августа обеспечивала выход в огневую позицию для обстрела Феодосии крейсера "Молотов" и лд "Харьков", для чего в назначенной точке включила огонь. 22 июля 1944 г. присвоено звание "Гвардейская". 27 ноября командиром корабля назначен капитан-лейтенант Хаханов Серкей Николаевич.

Срок боевой службы - 38,8 месяца (22 июня 1941 г. - 16 сентября 1944 г.). 26 боевых походов (226 суток). 6 торпедных атак, в результате которых, возможно, потоплено 1 судно и повреждено 1 судно

"М-63"

Заложена 20 января 1938 г. в Горьком на заводе "Красное Сормово", заводской № 254. 5 октября 1939 г. спущена на воду. 31 июля 1940 г. вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота, но уже 21 сентября 1941 г. зачислена в состав Черноморского флота, а затем перевезена на Дальний Восток и 21 декабря 1940 г. вошла в состав Тихоокеанского флота.

22 июня 1941 г. встретила под командованием старшего лейтенанта Капицина Бориса Спиридоновича в составе 7 дивизиона 2 бригады подводных лодок в б. Улис. В августе погибла находясь в дозоре на походах к Владивостоку, предположительно. подорвавшись на минах своего оборонительного минного заграждения.

"М-90"

Заложена 27 июня 1936 г. в Ленинграде на заводе № 196 (Новое адмиралтейство), заводской № 91. 28 ноября 1937 г. спущена на воду. 25 июня 1938 г. вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.

22 июня 1941 г. встретила под командованием старшего лейтенанта Татаринова Ивана Михайловича в составе 8 дивизиона 2 бригады подводных лодок в Ханко. 23 июня вышла в район Хельсинки, но уже в первую ночь при зарядке аккумуляторов в пределах видимости своей береговой батареи на о. Нарген, была ею обстреляна и погрузилась под перископ, однако ее нашел и атаковал глубинными бомбами вызванный в район советский самолет "МБР-2". подлодка легла на грунт, но ее нашел и атаковал глубинными бомбами советский катер типа "МО", а при попытке всплыть она опять попала под обстрел береговой батареи. Наконец, 25 июня командир смог донести о ситуации и был отозван в базу. Лодка повреждений не имела, но командира с должности сняли и назначили помощником. В первых числах июля командиром корабля назначается капитан-лейтенант Сазонов Дмитрий Михайлович, а уже 31 июля новый командир - капитан-лейтенант Эпштейн Семен Михайлович. 30 апреля 1942 г. при стоянке в Ленинграде в заводе им. Жданова в 13.30 вблизи борта разорвалось 5 авиабомб, в результате осколками пробило легкий и прочный корпус. 14 апреля 1943 г., в связи с уходом Эпштейна С.М., временно исполнять обязанности командиром корабля назначен старший лейтенант (впоследствии капитан-лейтенант) Руссин Юрий Сергеевич. 4 октября высадила на шлюпке разведчиков на один из островов шхер в районе Хамншер. 18 июня 1944 г. перешла по Неве в Ладожское озеро, где совершила один боевой выход с целью разведки и 13 июля возвратилась в Ленинград. 15 декабря командиром корабля назначен старший лейтенант (впоследствии капитан-лейтенант)Егоров Георгий Михайлович. 28 декабря находясь на позиции в устье Финского залива, во время шторма при погружении ударилась о грунт и повредила рули, пробила киль.

Срок боевой службы - 46,5 месяца (22 июня 1941 г. - 9 мая 1945 г.). 6 боевых походов (52 суток). 1 торпедная атака.

"М-92"

Заложена 5 сентября 1936 г. в Ленинграде на заводе № 196 (Новое Адмиралтейство), заводской № 92. 4 августа 1938 г. спущена на воду. На подводной лодке установили опытовую энергетическую установку "Редо" (Регенеративный единый двигатель особого назначения) и 25 ноября 1938 г. начали ее ходовые испытания. В строй не вводилась, в 1942 г. законсервирована, а с 1944 г. использовалась в качестве плавучего стенда для отработки различных типов единых двигателей.

 "М-94"

Заложена 25 декабря 1938 г. в Ленинграде на заводе № 196 (Новое Адмиралтейство), заводской № 118. 11 сентября 1939 г. спущена на воду. 12 декабря 1939 г. вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.

22 июня 1941 г. встретила под командованием старшего лейтенанта Дьякова Николая Васильевича в составе 8 дивизиона 2 бригады подводных лодок в Ханко. 21 июля в районе пролива Соэла-Вейн села на мель и сильно разрядила аккумуляторные батареи, сняла ее с мели подошедшая к ней "М-98". 22 июля намериваясь зарядить аккумуляторные батареи, пошла большими глубинами, и в 7.00 в районе маяка Ристна была атакована германской подводной лодкой "U-140", в результате попадания торпеды через 1.40 затонула.

Срок боевой службы - 1 месяц (22 июня 1941 г. - 22 июля 1941 г.). 2 боевых похода (9 суток).

"М-95"

Заложена 25 декабря 1938 г. в Ленинграде на заводе № 196 (Новое адмиралтейство), заводской № 119. 11 сентября 1939 г. вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.

22 июня 1941 г. встретила под командованием капитан-лейтенанта Федорова Леонида Петровича в составе 8 дивизиона 2 бригады подводных лодок в Ханко. 15 декабря при стоянке в Ленинграде у стенки завод "Судомех" получила пробоину в прочном корпусе от близкого разрыва авиабомбы. 13 июня 1942 г. у бухты Суркюла разрядилась по выброшенному на камни еще в 1941 г. транспорту "Шауляй", вернулась в базу не пробыв на позиции и суток. Следующий поход оказался последним: с поста СНиС о. Лавенсари 15 июня наблюдали большой силы взрыв на маршруте движения "М-95", по-видимому подводная лодка погибла от подрыва на мине. Существует другая версия. По ней подлодка от подрыва на мине получила только тяжелые повреждения, но осталась на плаву без возможности погружаться и через некоторое время была потоплена финским самолетом.

Срок боевой службы - 11,8 месяца (22 июня 1941 г. - 15 июня 1942 г.). 4 боевых похода (18 суток). 1 торпедная атака.

"М-96"

Заложена 26 июля 1937 г. в Горьком на заводе № 112 ("Красное Сормово"), заводской № 247. 20 июля 1938 г. спущена на воду. 12 декабря 1939 г. вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.

14-21 июня несла дозор в устье Финского залива, в ходе которою наблюдала интенсивное движение герм. ТР из Финляндии. Вернулась на Ханко в 19.20 21 июня.

22 июня 1941 г. встретила под командованием капитан-лейтенанта (впоследствии капитана 3 ранга) Маринеско Александра Ивановича в составе 8 дивизиона 2 бригады подводных лодок в Ханко.

22 июня 1941 г. днем прибыла в Палдиски, затем перешла в Таллин. 4 июля 1941 г. перешла в Лужскую губу. 18 июля 1941 г. перешла в Таллинн. 19 июля 1941 г. перешла в Триги, где поступила в распоряжение штаба БОБР. 21 июля 1941 г. вместе с ПЛ «М-95» совершила неудачную попытку выхода в Рижский залив и вернулась в Триги.

27-31 июля 1941 г. первый боевой поход. 27 июля вышла на позицию на подходах к Усть-Двинску. 31 июля, по-видимому, из-за поломки дизеля преждевременно вернулась в Триги. Материалы похода сданы в штаб БОБРа и уничтожены при оставлении Моонзундских о-вов.

В начале августа перешла в Таллинн, 5 августа - в Кронштадт, затем в Ленинград, где поднята на стенку завода №190 и подготовлена для перевода в состав КВФ.  В октябре возвращена в боеготовое состояние. 21 ноября 1941 г. вошла в состав 5-го ДПЛ БПЛ (21 ноября 1941 - сентябрь 1944).

В 13.12 14 февраля 1942 при стоянке в районе моста Строителей в Ленинграде получила попадание снаряда, пробившего борт ниже ватерлинии в районе 52-56 шпангоутов. После затопления IV и V отсеков ПЛ села на грунт. Ремонт, длившийся ок. 4 мес., был выполнен на СС «Коммуна».

В ночь на 24 июля 1942 перешла из Ленинграда в Кронштадт, на переходе безрезультатно обстреляна артиллерией противника.

9-24 августа 1942 г. второй боевой поход. В 22.44 9 августа - 04.49 10 августа перешла к о. Лавенсари в обеспечении БТЩ-204, -211, -218 и 2 СКА. В 02.00 в районе Деманстейнских банок в параване БТЩ-211 взорвалась мина. В 00.00 12 августа вышла для действий на коммуникации Таллинн — Хельсинки (позиция №9). До точки 59°57'4 с.ш. /27°26'8 в.д. сопровождалась СКА. В 11.45 13 августа прибыла на позицию. В 11.17 14 августа атаковала КОН (1 ТР, 2 ШХ, 3 СКА) у м-ка Порккалан-Каллбода (ТР 7-8000 т, атака=подв/пр/1, д=12 каб., через 1 минуту услышан взрыв, ПЛ выбросило на поверхность и в этот момент командир увидел в перископ гибель ТР - в результате атаки пошел на дно финский транспорт "Хелен" (1.850 брт), по другим данным - атака на тяжелую плавбатарею (канонерскую лодку?) "SAT-5(4?)" ("Хелене") в 400 брт не увенчалась успехом. В 11.22 СКА противника (возможно фин. СКА «VMV 5») контратаковал ПЛ, сбросив на нее 9 глб. От близких разрывов временно вышли из строя гирокомпас и система подъема перископа. В ночь на 15 августа ПЛ перешла в район Палдиски. Утром 16 августа у Суропского прохода обнаружила КОН, но от атаки отказалась ввиду малой ценности целей. В ночь на 18 августа перешла в район м-ка Порккалан-Каллбода. 19 августа ввиду израсходывания топлива и др. запасов начала возвращение в базу без оповещения командования. Вечером 20 августа на Западном гогландском плесе два раза коснулась минрепа мин сов. заграждения «24А» (кроме того имела два мнимых случая касания) - взрывов не последовало. Вечером 21 и 22 августа имела три мнимых случая касания минрепов. Вечером 22 августа прибыла в район о. Лавенсари, но при всплытии подверглась обстрелу, а затем бомбометанию наших СКА. В 23.40 22 августа прибыла в бух. Норре-Каппельлахт. В 22.30 24 августа - 04.35 25 августа в обеспечении БТЩ-211, -217 и 3 СКА перешла в Кронштадт.

3-13 ноября 1942 г. третий боевой поход. Вечером 3 ноября вышла к о. Лавенсари, но из-за тумана была вынуждена вернуться назад. Перешла 17.30 4 ноября - 00.10 5 ноября в обеспечении БТЩ-207, -210, -211, -217, -218 и 2 СКА. 5-7 ноября находилась в бух. Норре-Каппельлахт в ожидании окончания шторма. В 03.20 8 ноября вышла в Нарвский залив для высадки РГ (5 чел.; операция по захвату шифровальной машинки «Энигма»). В 14.05 при форсировании заграждения «Зееигель» коснулась минрепа мины - взрыва не последовало. Вечером 10 ноября произвела высадку разведчиков. РГ удалось совершить налет на штаб герм. полка, но шифровальной машинки в нем не оказалось. Около 03.30 11 ноября при обратном приеме РГ шлюпка перевернулась, в результате чего 3 из 5 разведчиков и захваченный пленный утонули. В 12.20 11 ноября при форсировании заграждения «Зееигель» коснулась минрепа мины - взрыва не последовало (за 4 ч до этого имела мнимую встречу с минрепом). В 09.00 12 ноября встречена нашими СКА и в 11.00 прибыла в бух. Норре-Каппельлахт. В 01.10-09.45 13 ноября в обеспечении 5 БТЩ и 2 СКА перешла в Кронштадт.

В 23.35 2 июля 1942 - 02.25 3 июля 1942 в обеспечении 9 СКА перешла в точку погружения в районе м-ка Шепелевский и в 23.02 3 июля - 04.00 4 июля перешла к о. Лавенсари. В 23.10 18 июля в обеспечении 3 СКА вышла в точку погружения в 15 каб. сев.-зап. о. Лавенсари с целью разведки района Хаиасарских шхер. Утром 19 июля прибыла на позицию, в 17.49 кратковременно села на мель в районе банки Туомола. Были повреждены лопасти винтов и ограждение вертикального руля. Днем 20 июля в соответствии с планом похода оставила позицию, в 23.08 20 июля была встречена нашими СКА и в 00.36 21 июля прибыла в бух. Норре-Каппельлахт. В 18.25 28 июля - 04.10 29 июля в обеспечении БТЩ-205, -207, 1 БКА и 2 СКА перешла в Кронштадт, где прошла докование.

В 22.00 26 августа - 05.00 27 августа в обеспечении БТЩ-205, -210, -211, -217 и 3 СКА перешла к о. Лавенсари. В 22.22 27 августа вышла в точку погружения в 11 милях юго-зап. о. Лавенсари для дальнейшего перехода на позицию на Западном гогландском плесе. Днем 28 августа прибыла на позицию зап. о. Гогланд. В ночь на 29 августа высадила РГ на о. Гогланд. Днем 30 августа перешла в район юж. м-ка Тийскери. За время похода неоднократно обнаруживала отд. СКА противника. В ночь на 1 сентября высадила на о. Гогланд вторую РГ. Днем 1 сентября, в связи с израсходыванием запаса кислорода начала возвращение в базу. В 03.56 3 сентября встречена нашими СКА и в 05.30 прибыла в бух. Норре-Каппельлахт. При осмотре 4 сентября была выявлена поломка ограждения вертикального руля. В 21.00 10 сентября - 04.25 11 сентября в обеспечении БТЩ-207,-210,-215,-218 и 5 ТКА перешла в Кронштадт, где прошла докование.

11 ноября 1942 г. перешла в Ленинград для зимней стоянки и ремонта.

18-20 июля 1943 г. четвертый боевой поход. В районе острова Сурсаари занималась визуальной разведкой. 19 июля 1943 года в районе банки Туолюла лодка села на мель, повредив винт, ограждения рулей и корпус, поэтому ей пришлось вернуться на базу.

28 августа - 3 сентября 1943 г. пятый боевой поход. В районе острова Сурсаари занималась визуальной разведкой.

14 мая перешла в Кронштадт, в сер. июня - в Ленинград, 18 июня - по р. Нева в бух. Морье (Ладожское озеро), 19 июня - в Новую Ладогу.

22-29 июня 1944 г. шестой боевой поход на позицию в районе о. Валаам с целью прикрытия Тулоксинской десантной операции. Встреч с кораблями противника не имела.

13 июля 1944 г. перешла из Новой Ладоги в Ленинград, а затем в Кронштадт.

В 20.45 11 августа - 05.30 12 августа в обеспечении неск. ТЩ, 3 ТКА и 6 СКА перешла к о. Лавенсари

18 августа 1944 при очередной дневной покладке на грунт в штормовую погоду повредила киль и в ночь на 19 августа в обеспечении БТЩ-215, -218 перешла в Кронштадт.

7 -? сентября 1944 г. последний боевой поход. 7 сентября в обеспечении БТЩ-205, -207, -211, -217, -218 и 5 СКА перешла к о. Лавенсари. В 21.00 7 сентября вышла в боевой поход в Нарвский залив (обеспечивающий - оператор БПЛ капитан 2 ранга Н.Н. Бутышкин). В дальнейшем ПЛ на связь не выходила и в базу не вернулась. Возможные причины гибели: 7-9 сентября подрыв на мине заграждения «Зееигель», а также ошибка личного состава или отказ техники. На ПЛ погибло 22 члена экипажа.

Срок боевой службы - 38,5 месяца (22 июня 1941 г. - 8 сентября 1944 г.). 7 боевых походов (32 суток). 1 торпедная атака, в результате которой потоплено 1 судно (1850 брт).

Командирами были: к. 3 р. Маринеско А.И. (до апреля 1943), кап. л-т. Карташов Н.И. 1943-1944).

"М-97"

 Заложена 26 июля 1937 г. на заводе № 112 ("Красное Сормово"), заводской № 249. 20 июля 1938 г. спущена на воду. 12 ноября 1939 г. вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.

22 июня 1941 г. встретила под командованием капитан-лейтенанта Мыльникова Александра Ивановича в составе 8 дивизиона 2 бригады подводных лодок в Ханко. 14 января 1942 г. командиром корабля назначен капитан-лейтенант Дьяков Николай Васильевич. 14 февраля при стоянке в Ленинграде у Тучкова моста от вблизи разорвавшихся снарядов получила осколочные пробоины боевой рубки, легкого и прочного корпусов. Предположительно погибла в районе о. Гогланд от подрыва на мине.

Срок боевой службы - 14 месяцев (22 июня 1941 г. - 3 сентября 1942г.). 5 боевых походов (32 суток).

 "М-98"

Заложена 22 июня 1939 г. в Ленинграде на заводе № 196 (Новое Адмиралтейство), заводской № 120. 15 апреля 1940 г. спущена на воду. 1 августа 1940 г. вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.

22 июня 1941 г. встретила под командованием капитан-лейтенанта Беззубикова Ивана Ивановича в составе 8 дивизиона 2 бригады подводных лодок в Ханко. В первом боевом походе большую часть времени отлеживалась на грунте и досрочно вернулась из похода из-за выхода из строя перископа. За проявленную бездеятельность командиру корабля объявлен выговоре от командира бригады. Предположительно погибла в районе о. Кери от подрыва на мине.

Срок боевой службы - 4,7 месяца (22 июня 1941 г. - 14 ноября 1941 г). 4 боевых похода (33 суток).

"М-99"

Заложена 26 июня 1939 г. в Ленинграде на заводе № 196 (Новое адмиралтейство), заводской № 121. 15 апреля 1940 г. спущена на воду. 23 июля 1940 г. вошла в состав краснознаменного Балтийского флота.

22 июня 1941 г. встретила под командованием старшего лейтенанта попова Бориса Михайловича в составе 8 дивизиона 2 бригады подводных лодок в Ханко. 27 июня потоплена в надводном положении южнее о. Утё германской подводной лодкой "U-149".

Срок боевой службы - 0,17 месяца (22 июня 1941 г. - 27 июня 1941 г). 2 боевых похода (4 суток).

 "М-102"

Заложена 15 мая 1940 г. в Ленинграде на заводе № 196 (Новое Адмиралтейство), заводской № 136. 12 октября 1940 г. спущена на воду. 29 декабря 1940 г. вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.

22 июня 1941 г. встретила под командованием старшего лейтенанта (впоследствии капитан-лейтенант) Гладилина Петра Васильевича в составе 8 дивизиона 2 бригады подводных лодок в Ханко. 15 октября при выходе на позицию у о. Сескар села на мель и, повредив корпус, возвратилась в базу. 20 октября при переходе из Кронштадта в Ленинград столкнулась с транспортом "Пятилетка" и получила пробоину ниже ватерлинии. 5 октября 1942 г. находясь на позиции в Финском заливе в 10.40 выскочила на банку Порккалан-Каллбода и смяла носовую часть по 9 шпангоут. В результате удара снесло волнорезы торпедных аппаратов и их передние крышки заклинило, пробило цистерну главного балласта № 1. 7 октября покинула позицию и направилась в базу. 9 октября, уже на подходе к Кронштадту, дважды ударилась о грунт, в результате чего оказалась пробитой цистерна быстрого погружения, погнут винт, поврежден вертикальный руль и гидроакустическая аппаратура. 2 июля 1943 г. перебазировалась на О. Лавенсари для проведения регулярной разведки в Финском заливе. 7 июля, несмотря на маскировку, была обнаружена воздушной разведкой противника и получила приказание лечь на грунт, однако приказание не выполнила и подверглась авиационному удару, в результате получила осколочные пробоины рубки и корпуса, повреждения приборов и механизмов, командир корабля и его помощник погибли. 21 июля командиром корабля назначен капитан-лейтенант (впоследствии капитан 3 ранга) Лесковой Николай Степанович. 3 октября, при следовании на позицию, у о. Большой Тютерс получила деформацию прочного корпуса от близкого взрыва мины. 11 октября возвращаясь с позиции, у того же острова, при погружении затопила центральный пост. 11 сентября 1944 г. находясь на позиции в Финском заливе, дважды подорвалась на минных защитниках, в результате чего вышли из строя правый торпедный аппарат и гирокомпас, повреждены легкий корпус и балластная цистерна.

Срок боевой службы - 46,5 месяца (22 июня 1941 г. - 9 мая 1945 г). 9 боевых походов (127 суток).

"М-103"

Заложена 31 мая 1940 г. в Ленинграде на заводе № 196 (Новое Адмиралтейство), заводской № 137. 12 октября 1940 г. спущена на воду. 29 декабря 1940 г. вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.

22 июня 1941 г. встретила под командованием капитан-лейтенанта Нечкина Вадима Дмитриевича в составе 8 дивизиона 2 бригады подводных лодок в Ханко.

Около 17 ч 6 июля 1941 вышла в дозор сев.-зап. м. Ристна (позиция №9). Сопровождалась БТЩ-211 (повернул назад для сопровождения ПЛ «М-102»), БТЩ-216 и 2 СКА. В 23.25 на меридиане маяка Тахкуна БТЩ-216 подорвался на мине и затонул. Находившийся на БТЩ командир 8-го ДПЛ капитан 3 ранга E.Г. Юнаков был тяжело ранен и подобран СКА. Командир ПЛ принял решение возвращаться в Палдиски, куда прибыл около 4 ч 7 июля. Днем перешла в Рохукюлу, 8 июля - в Триги, па переходе неоднократно подвергались безуспешным атакам с воздуха.

Вечером 8 июля 1941 вышла в дозор сев.-зап. м. Ристна (позиция №9) через прол. Соэлавяйн. Патрулировала с 9 по 17 июля. Плавая в районе, неоднократно слышали шум винтов (в этом же районе с 11 июля находилась герм. ПЛ «U-144»), но на поверхности никого не обнаружила. Около 18 ч 18 июля в обеспечении 1 СКА вернулась в Триги.

20 июля 1941 г. перешла в Таллии (на переходе, отразила атаку сам. противника), где прошла межпоходовый ремонт.

13 - 2? августа 1941 г. вышла в разведывательный поход в Аландское море. До района м. Ристна сопровождалась БТЩ-203, -211, -215 и 2 СКА. Отозвана с позиции 20 августа, но в точку рандеву утром 21 августа и утром 24 августа не прибыла. До вечера 24 августа с ПЛ поддерживалась связь, по которой лодке приказано прибыть в Таллин самостоятельно. В дальнейшем ПЛ на связь не выходила и в базу не вернулась. В 1999 г. обнаружена па глубине около 50 м в 8 милях сев. о. Вормси. Возможные причины гибели: 24-25 августа подрыв на мине заграждения «D.2», выставленного герм. МЗ «Бруммер», а также ошибка личного состава или отказ техники. На ПЛ погиб 21 член экипажа. В 2001 на борту УК «Смольный» на месте гибели ПЛ проведена траурная церемония.

Срок боевой службы - 2,2 месяца (22 июня 1941 г. - 28 августа 1941 г). 2 боевых похода (28 суток).

Командирами были: кап. л-т. Нечкин В.Д. (до августа 1941), ст. л-т. Жаворонков Г.А. (август 1941).

 "М-104"

Заложена 30 сентября 1940 г. в Горьком на заводе № 112 ("Красное Сормово"), заводской № 301. 25 августа 1942 г. погружена в Горьком на транспортер и отправлена по железной дороге в Молотовск, куда благополучно прибыла 1 сентября. 24 сентября 1942 г. спущена на воду. 22 февраля 1943 г. присвоено наименование "Ярославский комсомолец". 24 февраля 1943 г. вошла в состав Северного флота, командир корабля капитан-лейтенант (впоследствии капитан 3 ранга) Лукьянов Федор Иванович.

10 мая 1943 г. при возвращении с позиции в Пуманки для зарядки аккумуляторов, атакована авиацией противника. В результате получила повреждения и вышла из строя на 2 месяца. 30 апреля 1944 г. начала подготовку к перебазированию на Черноморский флот и 11 мая была отправлена по железной дороге в Поти, куда благополучно прибыла 6 июня. 9 июля вошла в состав Черноморского флота, в боевых действиях не участвовала.

Срок боевой службы - 13,2 месяца (24 марта 1943 г. - 30 апреля 1944 г.). 6 боевых походов (46 суток). 3 торпедные атаки.

"М-105"

Заложена 30 октября 1940 г. в Горьком на заводе №112 ("Красное Сормово"), заводской № 302. 2 сентября 1942 г. погружена в Горьком на транспортер и отправлена по железной дороге в Молотовск, куда благополучно прибыла 8 сентября. 30 сентября 1942 г. спущена на воду. 17 марта 1943 г. вошла в состав Северного флота, командир корабля капитан-лейтенант (впоследствии капитан 3 ранга) Хрулев Виктор Николаевич.

21 апреля 1943 г. присвоено наименование "Челябинский комсомолец". 20 октября при попытке снять разведгруппу обстреляна пулеметным огнем с берега. 30 апреля 1944 г. начала подготовку к перебазированию на Черноморский флот и 12 мая была отправлена по железной дороге в Поти. В ночь на 16 мая в 45 км от станции Кемь эшелон, шедший со скоростью 25 км/час, потерпел аварию из-за разрыва сцепления, подлодка не пострадала (в одном из вагонов разбилось 20 аккумуляторных батарей), но эшелон задержался на 32 часа. 8 июня лодка прибыла в Поти. 9 июля вошла в состав Черноморского флота, в боевых действиях не участвовала. 30 апреля 1945 г. командиром корабля назначен капитан-лейтенант Парфенов Николай Александрович.

Срок боевой службы - 13,4 месяца (17 марта 1943 г. - 30 апреля 1944 г). 9 боевых походов (71 сутки). 6 торпедных атак. в результате которых, возможно, потоплено 1 судно.

"М-106"

Заложена 30 октября 1940 г. в Горьком на заводе № 112 ("Красное Сормово"), заводской № 303. 10 сентября 1942 г. погружена в Горьком на транспортер и отправлена по железной дороге в Молотовск, куда благополучно прибыла 16 сентября. 9 октября 1942 г. спущена на воду.

28 апреля 1943 г. вошла в состав Северного флота, командир корабля капитан-лейтенант Самарин Павел Семенович, присвоено наименование "Ленинский комсомолец". 5 июля, предположительно, к северу от Вардё безрезультатно атаковала группу противолодочных кораблей противника ("Uj-1206", "Uj-1214", "Uj-1212", "Uj-1217"), была контратакована (сброшено 73 глубинные бомбы). В результате полученных повреждений вынуждена была всплыть и потоплена таранным ударом "Uj-1217".

Срок боевой службы - 2,2 месяца (28 апреля 1943 г. - 5 июля 1943 г.). 3 боевых похода (27 суток).

 "М-107"

Заложена 30 октября 1940 г. в Горьком на заводе № 112 ("Красное Сормово"), заводской № 304. 25 октября 1942 г. погружена в Горьком на транспортер и отправлена по железной дороге в Мурманск, куда благополучно прибыла 1 ноября. 16 декабря 1942 г. спущена на воду. 18 июня 1943 г. присвоено наименование "Новосибирский комсомолец".

10 августа 1943 г. вошла в состав Северного флота, командир корабля капитан-лейтенант Кофанов Владимир Павлович (20 июля 1943 г сменил в этой должности капитана 3 ранга Павлицкого Николая Ивановича). 30 апреля 1944 г. начала подготовку к перебазированию на Черноморский флот и 12 мая была отправлена по железной дороге в Поти, куда благополучно прибыла через 24 дня. 9 июля вошла в состав Черноморского флота.

Срок боевой службы - 8,7 месяца (10 августа 1943 г. - 30 апреля 1944 г). 4 боевых похода (24 суток). 3 торпедные атаки, в результате которых потоплен 1 корабль.

 "М-108"

Заложена 30 октября 1940 г. в Горьком на заводе №112 ("Красное Сормово"), заводской № 305. 21 ноября 1942 г. погружена в Горьком на транспортер и отправлена по железной дороге в Мурманск, куда благополучно прибыла 29 ноября, командиром корабля назначен капитан-лейтенант Коваленко Георгий Данилович. 9 января 1943 г. спущена на воду. 15 мая командиром корабля назначен капитан-лейтенант Трофимов Евгений Николаевич, 10 июля - капитан 3 ранга Тураев Василий Андрианович, а 20 июля - капитан-лейтенант Юдович Иосиф Ильич. 24 августа 1943 г. вошла в состав Северного флота. Предположительно потоплена кораблями охранения конвоя 28 февраля 1944 г. в Конгс-фьорде.

Срок боевой службы - 6,1 месяца (24 августа 1943 г - 28 февраля 1944 г). 3 боевых похода (18 суток).

 "М-111"

Заложена 25 октября 1939 г. в Горьком на заводе № 112 ("Красное Сормово"), заводской № 275. 31 декабря 1940 г. спущена на воду. 22 июня 1941 г. встретила под командованием старшего лейтенанта Николева Александра Александровича в составе 8 дивизиона 2 бригады подводных лодок Черноморского флота в Очакове на ходовых испытания. 5 июля 1941 г. вошла в состав Черноморского флота. 13 августа прибыла в Севастополь.

27 февраля 1942 г. при переходе в Севастополь в районе м. Айтодор произошел взрыв первой группы аккумуляторной батареи. Во втором отсеке имелись большие разрушения и повреждения механизмов; два человека получили ранения и пять - ушибы; подлодка возвратилась в Очамчири. В июне привлекалась для перевозки грузов в осажденный Севастополь, доставив туда 15 июня 5,5 т продовольствия. Вторым рейсом она должна была доставить в Севастополь 6,9 т боеприпасов и 0,5 т продовольствия, однако 20 июня в 20 милях от м. Айтодор "М-111" атаковали торпедные катера противника, повредившие ей перископ, и она возвратилась в Новороссийск. Следующая попытка также не увенчалась успехом - с половины пути "М-111" возвратилась в базу из-за неисправностей механизмов. 30 июня была предпринята очередная попытка, но Севастополь уже фактически пал и лодка вновь возвратилась Новороссийск. В июле командиром корабля назначен капитан-лейтенант (впоследствии капитан 3 ранга) Иосселиани Ярослав Константинович. В марте 1944 г. экипаж подлодки отправили на Север, где он составил основу экипажа подводной лодки "В-4", отправляющегося в Великобританию. На "М-111" прибыл экипаж тихоокеанской "М-116". 11 марта командиром корабля назначен капитан-лейтенант Хомяков Максим Игнатьевич. 22 июля награждена орденом "Красного Знамени".

Срок боевой службы - 38,4 месяца (5 июля 1941 г. - 16 сентября 1944 г). 30 боевых походов (234 суток). 20 торпедных атак, в результате которых потоплено 2 судна (4309 брт) и 1 корабль, повреждено 1 судно; кроме этого, возможно, потоплено 2 судна и 1 корабль и повреждено 2 судна.

 "М-112"

Заложена 25 октября 1939 г. в Горьком на заводе № 112 ("Красное Сормово"), заводской № 276. 31 декабря 1940 г. спущена на воду. 22 июня 1941 г. встретила под командованием старшего лейтенанта (впоследствии капитан-лейтенант) Левицкого Александра Александровича в составе 8 дивизиона 2 бригады подводных лодок Черноморского флота в Очакове на ходовых испытаниях. 5 июля 1941 г. вошла в состав Черноморского флота. 13 августа прибыла в Севастополь.

5 февраля 1942 г. командиром корабля назначен старший лейтенант (впоследствии капитан-лейтенант) Хаханов Сергей Николаевич. В июне-июле участвовала в снабжении осажденного Севастополя. 22 июня вышла с грузом бензина, но в этот же день получила приказания вернуться в Новороссийск из-за опасения взрыва паров. Во втором рейсе доставила в Севастополь 5,9 т боеприпасов и двух человек; вывезла на "большую землю" 20 человек. Третьим рейсом должна была доставить в Севастополь 4,3 т боеприпасов и 2 т продовольствия. 2 июля, прибыв в 21.00 в район Херсонеской бухты, обнаружила на берегу большое скопление людей и перестрелку. Всплыла для выяснения обстановки и вскоре приняла на борт восемь человек с подошедшей шлюпки. от них командир узнал, что Севастополь сдан и принял решение Вернуться в Новороссийск. 27 ноября 1944г. командиром корабля назначен старший лейтенант Власов Александр Георгиевич.

Срок боевой службы - 38,4 месяца (5 июля 41 г - 16 сентября 1944 г). 23 боевых похода (228 суток). 3 торпедные атаки, в результате которых потоплены 1 судно и 1 корабль.

 "М-113"

Заложена 25 октября 1939 г. в горьком на заводе № 112 ("Красное Сормово"), заводской № 277. 31 декабря 1940 г. спущена на воду. 22 июня 1941 г. встретила под командованием капитан-лейтенанта (впоследствии капитан 2 ранга) Станкевича Иосифа Валерьяновича в составе 8 дивизиона 2 бригады подводных лодок Черноморского флота в Очакове на ходовых испытаниях. 5 июля 1941 г. вошла в состав Черноморского флота. 13 августа прибыла в Севастополь.

2 сентября 1942 г. возвращаясь с позиции в надводном положении внезапно была атакована самолетом противника. Несмотря на срочное погружение, близкие разрывы четырех фугасных бомб причинили "М-113", находившейся уже на глубине 15 м, некоторые повреждения. 28 августа 1943 г. командиром корабля назначен капитан 3 ранга Стрижак Александр Иванович. 28 сентября находясь на позиции в надводном положении подорвалась на плавающей мине. В результате подрыва носовая часть до 9-го шпангоута оказалась оторванной, однако подлодка самостоятельно дошла до базы. 11 февраля 1944 г. командиром корабля назначен капитан-лейтенант Волков Анатолий Иванович.

Срок боевой службы - 38,4 месяца (5 июля 1941 г. - 16 сентября 1944 г.). 18 боевых походов (183 суток). 6 торпедных атак.

"М-114"

Заложена 27 ноября 1939 г. в горьком на заводе №112 ("Красное Сормово"), заводской № 280. 7 мая 1941 г. спущена на воду. 12 ноября 1941 г. вошла в состав тихоокеанского флота. 12 мая 1944 г. поднята на стенку судостроительного завода № 202 во Владивостоке для транспортировки по железной дороге на Черное море. 5 июня эшелон начал движение, а 8 июля прибыл на конечную станцию Поти. 31 июля подводная лодка спущена на воду, командир корабля капитан-лейтенант Луцук Александр Андреевич. 30 апреля 1945 г. командиром корабля назначен капитан-лейтенант Шилин Борис Степанович.

 "М-115"

Заложена 27 ноября 1939 г. в Горьком на заводе № 112 ("Красное Сормово"), заводской № 281. 7 мая 1941 г. спущена на воду. 1 октября 1941 г. вошла в состав тихоокеанского флота. 12 мая 1944 г. поднята на стенку судостроительного завода № 202 во Владивостоке для транспортировки по железной дороге на Черное море. 5 июня эшелон начал движение, 8 июля прибыл на конечную станцию Поти. 31 июля подводная лодка спущена на воду, командир корабля капитан-лейтенант Сиринов Николай Иванович.

 "М-116"

Заложена 27 ноября 1939 г. в Горьком на заводе № 112 ("Красное Сормово"), заводской № 282. 7 мая 1941 г. спущена на воду. 7 ноября 1941 г. вошла в состав Тихоокеанского флота. 12 мая 1944 г. поднята на стенку судостроительного завода № 202 во Владивостоке для транспортировки по железной дороге на Черное море. 5 июня эшелон начал движение, 8 июля прибыл на конечную станцию Поти. 31 июля подводная лодка спущена на воду, командир корабля старший лейтенант Сморчков Евгений Матвеевич.

"М-117"

Заложена 29 октября 1940 г. в Горьком на заводе № 112 ("Красное Сормово"), заводской № 287. 12 февраля 1941 г. спущена на воду. 22 июня 1941 г. встретила под командованием старшего лейтенанта (впоследствии капитан-лейтенант) Кесаева Астана Николаевича в составе отдельного дивизиона подводных лодок Черноморского флота в Николаеве на достройке. 7 августа прибыла в Севастополь. 1 октября прибыла в Очамчире. 8 ноября 1941 г. вошла в состав Черноморского флота.

29 мая 1942 г. при стоянке в Южной бухте Севастополя получила повреждения корпуса и механизмов от близкого разрыва одной авиабомбы с одиночного Ме-109, вынуждена уйти на Кавказ для ремонта. 22 июля 1944 г. награждена орденом "Красного Знамени". 27 ноября командиром корабля назначен старший лейтенант Быков Борис Христофорович.

Срок боевой службы - 34,3 месяца (8 ноября 1941 г.- 16 сентября 1944 г.). 14 боевых походов (159 суток). 10 торпедных атак, в результате которых потоплен 1 корабль и, кроме этого, возможно, потоплено 5 судов и 2 корабля.

 "М-118"

Заложена 29 октября 1940 г. в Горьком на заводе № 112 ("Красное Сормово"), заводской № 288. 12 апреля 1941 г. спущена на воду. 22 июня 1941 г. встретила под командованием старшего лейтенанта (впоследствии капитан-лейтенант) Савина Сергея Степановича в составе отдельного дивизиона подводных лодок Черноморского флота в Николаеве, на достройке. 7 августа прибыла в Севастополь. 1 октября прибыла в Очамчире. 8 ноября 1941 г. вошла в состав Черноморского флота.

В июне 1942 г. участвовала в доставке грузов в осажденный Севастополь. всего за три рейса доставлено 22,8 т боеприпасов, 4 т продовольствия и 6 т бензина, а на Кавказ вывезено 18 человек. 1 октября, через 2,5 часа после потопления транспорта была обнаружена германским самолетом, сбросившим на нее две авиабомбы. По его наведению в район прибыли румынские канонерские лодки "Стихи" и "Гикулеску", сбросившие 7 глубинных бомб, после их взрыва наблюдалось масляное пятно и всплыло обмундирование. "М-118" на базу не возвратилась.

Срок боевой службы - 10,8 месяца (8 ноября 1941 г. - 1 октября 1942 г.). 8 боевых походов (55 суток). 2 торпедные атаки, в результате которых потоплено 1 судно.

"М-119"

Заложена 28 мая 1940 г. в Горьком на заводе № 112 ("Красное Сормово"), заводской № 292. 26 июня 1941 г. спущена на воду. В сентябре работы на ней прекратили и перед ледоставом перевели для достройки в Баку. В мае 1942 г. вновь перевели в Горький для отправки на Северный флот. Во время весеннего паводка (краны необходимой грузоподъемности на заводе отсутствовали) подлодку установили на транспортер и 18 июня отправили по железной дороге в Молотовск, куда она благополучно прибыла 25 июня. 26 июля 1942 г. спущена на воду 29 октября 1942 г. вошла в состав Северного флота, командир корабля старший лейтенант (впоследствии капитан-лейтенант) Колосов Константин Михайлович.

9 апреля 1943 г. при нахождении на позиции в результате близкого взрыва не выявленного характера вышел из строя перископ, подлодка возвратилась в базу. В апреле 1944 г. командиром корабля назначен капитан-лейтенант Кондратьев Вениамин Игнатьевич. 30 апреля начала подготовку к перебазированию на Черноморский флот и 13 мая была отправлена по железной дороге в Поти, куда благополучно прибыла через 25 дней. 9 июля вошла в состав Черноморского флота.

Срок боевой службы - 18 месяцев (29 октября 1942 г. - 30 апреля 1944 г.). 12 боевых походов (73 суток). 8 торпедных атак. в результате которых повреждено 1 судно и, возможно, потоплены 3 судна и 2 корабля.

 "М-120"

Заложена 28 января 1940 г. в горьком на заводе № 112 ("Красное Сормово"), заводской № 289. 22 июня 1941 г. встретила под командованием старшего лейтенанта (впоследствии капитан-лейтенант) Волкова Анатолия Ивановича в составе отдельного дивизиона подводных лодок Черноморского флота в Николаеве на достройке. 29 июня 1941 г. спущена на воду. 7 августа прибыла в Севастополь. 2 октября прибыла в Очамчире. 8 ноября 1941 г. вошла в состав Черноморского флота.

13 февраля 1942 г. села на мель в районе Очамчири, но в тот же день снята с нее плавбазой "Эльбрус". В июне совершила один транспортных рейс в осажденный Севастополь, доставив туда 6,5 т боеприпасов и эвакуировав в Новороссийск 6 человек. В октябре 1942 г. подлодку выделили для переброски на Северный флот. 25 - 29 ноября погружена на железнодорожный транспортер иотправлена в Баку, куда благополучно прибыла через пять суток. С 6 по 10 декабря спущена на воду в Баку на территории судоремонтного завода имени Закфедерации. В дальнейшем от плана переброски подлодки на Север отказались. 16 октября 1943г. по железной дороге была доставлена из Баку в Поти. 9 февраля 1944 г. командиром корабля назначен капитан 3 ранга Стрижак Александр Иванович, а 10 июня - старший лейтенант Иванов Павел Карпович. 5 сентября у находившейся на позиции подлодки при открытой передней крышке торпедного аппарата сработала и вышла торпеда, которая взорвалась на грунте.

Срок боевой службы - 22,9 месяца (8 ноября 1941 г. - 20 ноября 1942г. ; 1 ноября 1943 г. - 16 сентября 1944г.). 12 боевых походов (84 суток).

 "М-121"

Заложена 28 мая 1940 г. в Горьком на заводе № 112 ("Красное Сормово"), заводской № 290. 19 августа 1941 г. спущена на воду. В сентябре работы на ней прекратили и перед ледоставом перевели для достройки и сдачи флоту в Баку. 10 апреля 1942 г. вошла в состав каспийской военной флотилии, но уже в мае ее перевели в Горький для отправки на Северный флот. Во время весеннего паводка (краны необходимой грузоподъемности на заводе отсутствовали) подлодку установили на транспортер и 12 июля отправили по железной дороге в Молотовск, куда она благополучно прибыла 18 июня. 1 июля начали спуск подлодки на воду, но из-за несовершенства спускового устройства она сошла с полозьев и остановились с большим креном, на устранение аварии потребовалось трое суток. 14 июля попытка была повторена, но также неудачно, хотя без аварийных последствий. 15 июля 1942 г. спущена на воду.

12 августа 1942 г. вошла в состав Северного флота, командир корабля капитан-лейтенант Кажакин Василий Петрович. 30 сентября прибыла в Полярное. В ноябре погибла со всем экипажем 22 человека в Варангер-фьорде, предположительно от подрыва на мине.

Срок боевой службы - 2,9 месяца (12 августа 1942 г. - 10 ноября 1942 г.). 2 боевых похода (10 суток).

"М-122"

Заложена 28 мая 1940 г. в Горьком на заводе № 112 ("Красное Сормово"), заводской № 291. 12 февраля 1941 г. спущена на воду. В сентябре работы на ней прекратили и перед ледоставом перевели для достройки в Баку. В мае 1942 г. перевели в Горький для отправки на Северный флот. Во время весеннего паводка (краны необходимой грузоподъемности на заводе отсутствовали) подлодку установили на транспортёр и 15 июня отправили по железной дороге в Молотовск, куда она благополучно прибыла 22 июня. 1 августа 1942 г. спущена на воду.

5 ноября 1942 г. вошла в состав Северного флота, командир корабля старший лейтенант Бурденко Владимир Николаевич. 9 ноября прибыла в Полярное. 5 февраля 1943 г. командиром корабля назначен капитан-лейтенант Шипин Павел Васильевич. 14 мая потоплена тремя истребителями-бомбардировщиками "Ме-109" в районе м. Цып-Наволок в 100 каб от берега. Прибывшие в район гибели подводной лодки малые охотники обнаружили масляное пятно и труп помощника командира с осколочными ранениями в голову и руку.

Срок боевой службы - 6,3 месяца (5 ноября 1942 г. - 14 мая 1943 г.). 12 боевых походов (14 суток), 3 торпедные атаки, в результате которых повреждено 1 судно и, возможно, повреждено ещё 1 судно. 

"М-171"

Заложена 10 сентября 1936 г. в Ленинграде на заводе № 196 (Новое Адмиралтейство) под литерным обозначением "М-87", заводской № 88. 10 июля 1937 г. спущена на воду. 11 декабря 1937 г. вошла в состав Краснознамённого Балтийского флота. 19 мая 1939 г. ушла по Беломор-Балтийскому каналу на Север. 16 июня присвоено обозначение "М-171". 21 июня вошла в состав Северного флота.

22 июня 1941 г. встретила под командованием старшего лейтенанта (впоследствии капитан-лейтенант, капитан 3 ранга) Старикова Валентина Георгиевича в составе 4 дивизиона бригады подводных лодок в Полярном в ремонте. 13 сентября в подводном положении вошла в порт Линахамари, однако транспортов там не оказалось, но была обнаружена противником и атакована, правда безрезультатно, глубинными бомбами. 3 апреля 1942 г. присвоено звание "Гвардейская". 2 ноября высадила разведывательную группу на побережье противника. 21 марта 1943 г. командиром корабля назначен капитан-лейтенант Коваленко Георгий Данилович. 31 марта, находясь на позиции на глубине 13 м, попала в трал тральщиков противника, но смогла уйти, потеряв две антенны и сорвав стопор орудия. 1 апреля из-за неисправности муфты Бамаг вынуждена была досрочно покинуть позицию. 24 апреля попала в трал, освободилась, но катерный тральщик преследовал её весь день

Срок боевой службы - 46,5 месяца (22 июня 1941 г. - 9 мая 1945 г.). 28 боевых походов (128 суток). 21 торпедная атака, в результате которых повреждено 2 судна и, возможно, ещё потоплено 2 судна и 1 судно повреждено.

"М-172"

Заложена 17 июня 1936 г. в Ленинграде на заводе № 196 (Новое Адмиралтейство) под литерным обозначением "М-88", заводской № 89. 23 июля 1937 г. спущена на воду. 25 декабря 1937 г. вошла в состав Краснознамённого Балтийского флота. 19 мая 1939 г. ушла по Беломор-Балтийскому каналу на Север. 16 июня присвоено обозначение "М-172". 21 июня вошла в состав Северного флота.

22 июня 1941 г. встретила под командованием старшего лейтенанта Лысенко Дмитрия Яковлевича в составе 4 дивизиона бригады подводных лодок в губе Мотка по плану боевой подготовки. 20 июля, находясь на позиции в Варангер-фьорде, из-за невязки своего места в 30 миль ударилась о камни и повредила корпус. 22 июля командиром корабля назначен капитан-лейтенант (впоследствии капитан 3 ранга, капитан 2 ранга) Фисанович Израиль Ильич. 19 сентября, потеряв своё место, без оповещения подошла к б. Цып-Наволок, была атакована артиллерией и глубинными бомбами советского сторожевого корабля "Заря", к счастью безрезультатно. 18 декабря в районе Киркенеса, находясь в 10 - 30 каб от берега, вахтенный офицер заметил огонь на берегу, но командиру не доложил, а через несколько минут выяснилось, что огонь принадлежит подводной лодке противника находящейся в 3 каб; "М-172" срочно погрузилась, хотя подводная лодка противника её не заметила. 3 апреля 1942 г. награждена орденом "Красного Знамени". 15-16 мая в Варангер-фьорде получила повреждения от сил противолодочной обороны противника и на 3 месяца встала в ремонт. 28 октября высадила разведгруппу на побережье противника. 8 мая 1943 г. при возвращении с позиции у м. Сеть-Наволок была атакована авиацией противника, от близких разрывов бомб получила повреждения корпуса и механизмов, встала на 2 месяца в ремонт. 10 июля командиром корабля назначен капитан-лейтенант Кунец Иван Андреевич. 25 июля присвоено звание "Гвардейская". 2-11 октября погибла в Варангер-фьорде, предположительно от подрыва на мине.

Срок боевой службы - 27,6 месяца (22 июня 1941 г. - 11 октября 1943 г.). 19 боевых походов (89 суток). 13 торпедных атак, в результате которых потоплены 1 судно (287 брт) и 1 корабль, кроме этого, возможно, ещё потоплено 1 судно.

"М-173"

Заложена 27 июня 1936 г. в Ленинграде на заводе № 196 (Новое Адмиралтейство) под литерным обозначением "М-89", заводской № 90. 9 октября 1937 г. спущена на воду. 22 июня 1938 г. вошла в состав Краснознамённого Балтийского флота. 19 мая 1939 г. ушла по Беломор-Балтийскому каналу на Север. 16 июня присвоено обозначение "М-173". 21 июня вошла в состав Северного флота.

22 июня 1941 г. встретила под командованием капитан-лейтенанта Кунца Ивана Андреевича в составе 4 дивизиона бригады подводных лодок в Полярном в ремонте. 23 февраля 1942 г. командиром корабля назначен капитан-лейтенант Терехин Валериан Александрович. 7-14 августа погибла в районе Вардё со всем экипажем 21 человек предположительно от подрыва на мине.

Срок боевой службы - 13,7 месяца (22 июня 1941 г. - 14 августа 1942 г.). 13 боевых походов (91 сутки).  4 торпедных атаки, в результате которых потоплено 1 судно (3236 брт) и, возможно, потоплено ещё 3 судна.

"М-174"

Заложена 29 мая 1937 г. в Ленинграде на заводе № 196 (Новое Адмиралтейство) под литерным обозначением "М-91", заводской № 105. 12 октября 1937 г. спущена на воду. 21 июня 1938 г. вошла в состав Краснознамённого Балтийского флота. 19 мая 1939 г. ушла по Беломор-Балтийскому каналу на Север. 16 июня присвоено обозначение "М-174". 21 июня вошла в состав Северного флота.

22 июня 1941 г. встретила под командованием старшего лейтенанта (впоследствии капитан-лейтенант, капитан 3 ранга) Егорова Николая Ефимовича в составе 4 дивизиона бригады подводных лодок в Полярном. 9 сентября досрочно отозвана в базу из-за сильного шторма в районе боевого предназначения. 3 июля 1942 г. присвоено звание "Гвардейская". 11 января 1943 г. командиром корабля назначен капитан-лейтенант Сухорученко Иван Ефимович. 24 марта в Варангер-фьорде на глубине 15 м подорвалась на мине, в результате корабль лишился носовой части по 9 шпангоут. "М-174" всплыла в 6,5 милях от побережья противника и смогла самостоятельно возвратиться в базу. 5 - 24 октября погибла в Варангер-фьорде, предположительно подорвавшись на мине.

Срок боевой службы - 28 месяцев (22 июня 1941 г. - 24 октября 1943 г.). 16 боевых походов (138 суток), 3 торпедные атаки, в результате которых потоплено 1 судно (4301 брт) и, возможно, повреждён 1 корабль. 

"М-175"

Заложена 29 мая 1937 г. в Ленинграде на заводе № 196 (Новое Адмиралтейство) под литерным обозначением "М-92", заводской № 106. 12 октября 1937 г. спущена на воду. 21 июня 1938 г. вошла в состав Краснознамённого Балтийского флота. 19 мая 1939 г. ушла по Беломор-Балтийскому каналу на Север. 16 июня присвоено обозначение "М-175". 21 июня вошла в состав Северного флота.

22 июня 1941 г. встретила под командованием старшего лейтенанта (впоследствии капитан-лейтенант) Мелкадзе Мамонта Лукича в составе 4 дивизиона бригады подводных лодок в губе Мотка по плану боевой подготовки. 10 января 1942 г. потоплена к северу от п-ова Рыбачий германской подводной лодкой "U-584".

Срок боевой службы - 6,6 месяца (22 июня 1941 г. - 10 января 1942 г.). 5 боевых походов (47 суток). 1 торпедная атака, в результате которой, возможно, потоплено 1 судно. 

"М-176"

Заложена 29 мая 1937 г. в Ленинграде на заводе № 196 (Новое Адмиралтейство) под литерным обозначением "М-93", заводской № 107. 12 октября 1937 г. спущена на воду. 21 июня 1938 г. вошла в состав Краснознамённого Балтийского флота. 19 мая 1939 г. ушла по Беломор-Балтийскому каналу на Север. 16 июня присвоено обозначение "М-176". 21 июня вошла в состав Северного флота.

22 июня 1941 г. встретила под командованием старшего лейтенанта (впоследствии капитан-лейтенант, капитан 3 ранга) Бондаревича Иосифа Лукьяновича в составе 4 дивизиона бригады подводных лодок в дозоре у мыса Цып-Наволок. 4 июля 1942 г погибла в Варангер-фьорде со всем экипажем 21 человек, предположительно от подрыва на мине.

Срок боевой службы - 12,4 месяца (22 июня 1941 г. - 4 июля 1942 г.). 16 боевых походов (98 суток). 7 торпедных атак, в результате которых, возможно, потоплено 6 судов и повреждён 1 корабль.