Военно-морской флот России


Малые подводные лодки типа "М" XV серии

Описание Фотографии  

Несмотря на удовлетворительные характеристики кораблей XII серии, они по сути оставались подводными лодками, предназначавшимися для действий в районе своих баз, а не на коммуникациях противника. Конечно, нужно было увеличивать дальность плавания и автономность, но существовало ещё два принципиальных вопроса, "не выпускавших малютку в дальнее плавание". Речь идёт об одновальной энергетической установке и о наличии всего двух торпед на борту. Первое значительно снижало живучесть подлодки в целом, а второе - её эффективность, так как стрельба одиночной торпедой имела сравнительно малую вероятность успеха, а стрельба залпом сразу заставляла "малютку" возвращаться в базу, оставляя без контроля назначенный район или участок коммуникаций противника. Всё это стало очевидным ещё в предвоенные годы и полностью подтвердилось в ходе войны.

Работы над проектом новой "малютки", впоследствии обозначенной как XV серия или проект 96, начались в 1938 г. В октябре 1939 г. завершили технический проект и в декабре того же года представили его на утверждение в ЦК ВКП(б) и Комитет Обороны.

В отличии от предыдущих "малюток" новая подлодка стала полуторакорпусной с булями как у кораблей типа "Щ". Внутреннее расположение всех приборов и механизмов отличала продуманность, чему во многом способствовало полномасштабное макетирование. В качестве главных двигателей надводного хода установили новые дизели марки 11Д, а в качестве двигателей подводного хода - электромоторы типа ПГ17. Все судовые системы и устройства спроектировали заново с учётом опыта постройки подводных лодок всех предыдущих серий. Всего планировалось строительство 22 подводных лодок на заводе № 196 и "Красное Сормово". До начала войны на заводе № 196 в Ленинграде заложили 7 корпусов (все в 1940 г.), на заводе "Красное Сормово" в Горьком - 8 (все в 1941 г.). Четыре подлодки спущенные на воду в Ленинграде с началом войны отправили на Каспий, где их достраивали на заводе № 638 в Астрахани. Оставшиеся три "малютки" ленинградцы достроили уже после войны. Завод "Красное Сормово" четыре своих подлодки передал в Молотовск (ныне Северодвинск) на завод № 402, но там их достроить во время войны не смогли и лишь после её окончания сдали флоту одну "малютку". Ещё один корпус завод превратил в нефтехранилище, впоследствии его сдали на металл. Оставшиеся две лодки после войны передали в Ленинград на завод № 196, где их и достроили в 1947 г. Туда же, в Ленинград, перевели хранившиеся всю войну в Горьком ещё четыре подлодки Сормовского завода. Таким образом из 22 планировавшихся к постройке подводных лодок XV серии, сдали флоту только 14 (4 во время войны и 10 уже в послевоенные годы), ещё 7 подлодок, назначенные постройкой на заводе № 196, так и не заложили. Но в 1947 г. серия получила "второе дыхание" и на заводе № 196 до 1953 г. строят ещё 43 подводные лодки этого типа. 

Водоизмещение - нормальное надводное - 281 тонна, нормальное подводное - 351 тонна
Длина наибольшая - 50,5 м
Ширина наибольшая - 4,4 м
Осадка средняя - 2,81 м
Силовая установка - 2 дизеля суммарной мощностью 1200 л.с. и 2 электродвигателя суммарной мощностью 436 л.с.
Запас топлива - нормальное - 14,4 т., полное 30 тонн ; 2 группы аккумуляторных батарей по 60 батарей типа "МС" в группе.
Скорость - наибольшая надводная 15,5 узлов, подводная - 7,9 узлов
Дальность плавания - в надводном положении - 965 миль при 15,5 узлах, - 4500 миль при 8 узлах ; в подводном положении - 7,9 миль при 7,9 узлах, 85 миль при 2,9 узлах
Глубина погружения - рабочая - 60 метров, предельная - 70 метров
Время погружения - 35 секунд
Вооружение - 4 533-мм торпедных трубы ; 4 533-мм торпеды ; 1 - 45/46 артиллерийская установка "21-К" 200 выстрелов.
Время пребывания под водой - 48 часов
Автономность - нормальная - 15 суток, максимальная - 22 суток
Запас плавучести - 25%
Экипаж - 32 человека

"М-200" ("Месть")

Заложена 31 марта 1940 г. в Ленинграде на заводе № 196 (Новое Адмиралтейство), заводской № 122. 17 июля 1941 г. спущена на воду. Вскоре переведена по внутренним речным путям в Астрахань на завод № 638, где продолжалась её достройка. 29 марта 1943 г. вошла в состав Каспийской флотилии.

22 апреля 1943 г. постановлением ГКО от 22 апреля 1943 г. было решено перевести 6 подводных лодок с Каспия в Заполярье. В их число попала и "М-200".

С 23 апреля 1943 г. ПЛ в составе первого эшелона направилась своим ходом из Астрахани в Горький, куда благополучно прибыла 1 мая. На этом этапе переходом руководил инженер-капитан 1 ранга Н.В.Алексеев. В Горьком "М-200" вместе с однотипной "М-201" поставили в плавдок. С 15 мая 1943 г. лодки начали движение в Молотовск, куда благополучно прибыли 28 мая. На этом этапе переходом командовал генерал-майор интендантской службы А.И.Лебедев.

28 мая 1943 г. вошла в состав Северного флота. 2 июня командиром лодки назначен капитан-лейтенант Шматов П.С.

18 июня 1943 г. приказом НаркомаВМФ "М-200" присвоено наименование "Месть". Это имя было выбрано не случайно. Одним из инициаторов сбора денег на достройку лодки была Л.М.Лободенко, вдова полкового комиссара В.М.Лободенко, который одно время был военкомом бригады подводных лодок Северного флота. Она обратилась с письмом в ЦК ВКП(б): "Мой муж погиб в первый год войны на Северном флоте, брат пал в боях за Украину, отец убит в Кронштадте... Внося свой небольшой вклад, мы обращаемся ко всем женам моряков Советского Союза с призывом организовать сбор средств на постройку подводной лодки "Месть". Пусть героические моряки Красного Флота топят проклятых фашистов...".

12 сентября 1943 г. командиром "М-200" назначен капитан 3 ранга Тураев Василий Андрианович. 19 октября 1943 г. прибыла в Полярное.

8-18 декабря 1943 г. совершила свой первый боевой поход, который не принес результатов. Под командованием Тураева "Месть" выходила на позицию еще два раза (21 января 1944 - 2 февраля 1944, 20 февраля 1944 - 3 марта 1944), но и эти походы не записали на счет лодки ни одного вражеского транспорта.

12 марта 1944 г. командиром назначен старший лейтенант (впоследствии капитан-лейтенант) Глазков Владимир Львович. Под его командованием "Месть" совершила два безрезультатных боевых похода (29 марта 1944 - 9 апреля 1944, 11 июня 1944 - 20 июня 1944). В некоторых источниках указывается, что 22 июня 1944 года "Месть" провела удачную атаку по конвою противника, но в этот день "М-200" уже находилась на базе.

11-23 июля 1944 г. вновь вышла на позицию в район Перс-Фьорда, где 15 июля двумя торпедами атаковала конвой противника. Данных, подтверждающих победу лодки со стороны противника нет, хотя во многих советских послевоенных источниках указывается, что в этот день "М-200" отправила на дно два вражеских транспорта. По возвращении из похода лодку начали готовить к переходу на Балтику. Через два месяца "Месть" погрузили на транспортер и отправили в Ленинград.

До окончания войны "М-200" в строй ввести не успели, но она продолжала свою службу на Краснознаменном Балтийском флоте.

21 ноября 1956 г. стала жертвой трагического инцидента 21 ноября 1956 года в Суурупском проливе Балтийского моря в результате столкновения с эскадренным миноносцем "Статный". М-200 совершала переход из Палдиски в Таллинн для замера магнитного поля и обратно. Накануне на лодке был сменен командир - новым стал капитан 3-го ранга Шуманин, служивший ранее на лодках серий "Щ" и "С", но не имевший навыков управления "малюткой". Обеспечивающим офицером на борту находился начальник штаба бригады капитан 2-го ранга Штыков. После окончания замеров в 19.00 21 ноября М-200 вышла обратно в Палдиски. В 19.45 вахтенный сигнальщик обнаружил огни встречного корабля на дистанции в 40 кабельтовых. Находившийся на мостике Штыков, верно определивший во встречном корабле эсминец, рекомендовал Шуманину быть внимательнее при расхождении, после чего спустился вниз на ужин. Несмотря на то, что командир "Статного" трижды менял курс, уходя вправо, Шуманин продолжал следовать встречным курсом, а на дистанции в 4 кабельтова, вероятно, потеряв ориентацию относительно маневра "Статного", отдал команду резко повернуть влево, "подставив" лодку под удар эсминца. В 19 час 53 мин "Статный" врезался в правый борт М-200 в районе 5-6 отсеков. Подводная лодка стала быстро оседать кормой, в течении 6-10 мин дифферент достиг 80 градусов, после чего лодка стремительно затонула. На поверхности остались 8 моряков, двое из которых вскоре утонули. Находившиеся в 5 и 6 отсеках шестеро подводников погибли в момент столкновения. На дне вместе с лодкой остались 28 членов экипажа, находящиеся в 1,3 и 4-м отсеках. В 20.00 по Таллиннской военно-морской базе была объявлена "Боевая тревога" и в район аварии начали выходить корабли Восточно-Балтийской флотилии. В 21.05 был обнаружен аварийный буй и установлена связь с 1-м отсеком, однако к этому времени моряки, находившиеся в 3 и 4-м отсеках уже погибли. В течении ночи с 21 на 22 ноября в район аварии вышло 16 спасательных судов с двумя кранами. Первоначальный замысел командующего ВБФ завести под корпус лодки стропы для буксировки на мелководье с целью вывода экипажа на поверхность осуществить не удалось. Не сумели также организовать подачу в 1-й отсек воздуха через забортные клапаны. Еще ночью, в 04.00, подводники сообщили, что они одели спасательное снаряжение и подготовили отсек для самостоятельного выхода на поверхность. Однако, вместо того, чтобы дать "Добро", собравшиеся начальники всех рангов принялись совещаться, в итоге чего решение о выводе личного состава было принято спустя почти сутки с момента аварии - в 17.00 22 ноября, лодку же планировалось поднять 250-тонного крана, киллекторного судна и спасательного судна "Пулково". Начало работ определили на 18.00, однако из-за ухудшения погоды спасательные суда сдрейфовали и телефонный кабель аварийного буя был оборван. Связь с лодкой прекратилась. Возобновили спасательную операцию уже 23 ноября. В 03.47 спущенные водолазы обнаружили лодку, при осмотре корпуса в открытом верхнем люке 1-го отсека был обнаружен мертвый подводник, включенный в ИДА. Спасать было уже некого. После обрыва связи оставшиеся в отсеке подводники поняли, что надеяться не на кого и приняли решение выходить самостоятельно. Однако после длительного пребывания в холодной воде, в условиях высокой концентрации углекислого газа, моряки лишились сил и мичман, первым вошедший в люк, умер от сердечной недостаточности, закрыв остальным путь к спасению. Спустя еще шесть дней М-200 была поднята спасательным судном "Коммуна" и отбуксирована в Таллинн. По окончанию расследования обстоятельств гибели М-200 Шуманин и командир "Статного", капитан 3-го ранга Савчук, получили по три года лагерей. Командование Балтийского флота, руководившее бездарнейшей в истории спасательной операцией и 36 часов принимавшее решение о выводе на поверхность оставшихся в живых моряков, осталось в стороне. Жизни 28 подводников стали ценой человеческой беспечности.

Срок боевой службы - 18,7 месяца (19 октября 1943 г. - 9 мая 1945 г.). 6 боевых походов (65 суток). 1 торпедная атака.

"М-201"

Заложена 31 марта 1940 г. в Ленинграде на заводе № 196 (Новое Адмиралтейство), заводской № 123. 17 июля 1941 г. спущена на воду. Вскоре переведена по внутренним речным путям в Астрахань на завод № 638, где продолжалась её достройка.

16 апреля 1943 г. вошла в состав Каспийской военной флотилии, но ещё 18 марта было принято решение о переводе её на Север. 23 апреля начала движение своим ходом из Астрахани в Горький, куда благополучно прибыла 1 мая. В Горьком подлодку вместе с однотипной "М-200" поставили в плавучий док, и 15 мая она начала движение в Молотовск. 28 мая благополучно прибыла по назначению и вошла в состав Северного флота, командир корабля капитан-лейтенант Балин Николай Иванович 18 октября прибыла в Полярное.

Срок боевой службы - 18,7 месяца (18 октября 1943 г. - 9 мая 1945 г.). 5 боевых походов (39 суток). 4 торпедные атаки, в результате которых потоплены 2 корабля и, возможно, потоплено 1 судно и повреждено 1 судно.

"М-202" ("Рыбник Донбасса")

Заложена 25 мая 1940 г. в Ленинграде на заводе № 196 (Новое Адмиралтейство), заводской № 138. 15 июля 1941 г. спущена на воду. Вскоре она была переведена по внутренним речным путям в Астрахань на завод № 638, где продолжалась её достройка.

22 марта 1944 г. получила наименование "Рыбник Донбасса". 23 февраля 1944 г. вошла в состав Каспийской военной флотилии и стала готовиться к перебазированию на Чёрное море. Для этого, выгрузив боеприпас и аккумуляторные батареи, своим ходом перешла на Волгу к Сталинграду (железнодорожная станция Сарепта), где была погружена на железнодорожный транспортер. 18 мая эшелон начал движение и уже 20 мая прибыл в Поти. 9 июля подводная лодка вошла в состав Черноморского флота, командир корабля капитан-лейтенант Емельянов Леонид Антонович.

Срок боевой службы - 2,2 месяца (9 июля 1944 г. - 16 сентября 1944 г.).

"М-203" ("Иркутский рыбак")

Заложена 31 октября 1940 г. в Ленинграде на заводе № 196 (Новое Адмиралтейство), заводской № 139. 7 июля 1941 г. спущена на воду. Вскоре переведена по внутренним речным путям в Астрахань на завод № 638, где продолжалась достройка.

5 июля 1944 г. получила наименование "Иркутский рыбак". 1 ноября 1944 г. вошла в состав Каспийской военной флотилии и стала готовиться к перебазированию на Чёрное море. Для этого, выгрузив боеприпас и аккумуляторные батареи, своим ходом перешла на Волгу к Сталинграду (железнодорожная станция Сарепта), где была погружена на железнодорожный транспортёр. 25 января 1945 г. эшелон начал движение и 5 февраля прибыл в Поти. 5 октября подводная лодка вошла в состав Черноморского флота, командир корабля капитан-лейтенант Кочетков Александр Васильевич.