Военно-морской флот России


Большие подводные лодки типа "П"

Описание Фотографии

Доп. материал

     
В середине 1930 г. А.Н. Асафов, работавший как репрессированный в Остехбюро ОГПУ, предложил эскизный проект подводной лодки для совместных действий с надводными кораблями, который уже 23 ноября того же года был утвержден Реввоенсоветом страны. Проект предусматривал вооружение подлодки шестью торпедными аппаратами с десятью торпедами, двумя 130-мм орудиями в башнях и 37-мм зенитным орудием. Она должна была развивать скорость до 24 узлов в надводном положении и иметь дальность плавания ходом 11 узлов 9650 миль над водой и 23 мили под водой. Из-за неясности в вопросе размещения заказа на главные дизели и отсутствия основных данных по ним, разработка общего проекта задержалась. Но, не дожидаясь его, в середине января 1931 г. приступили к изготовлению рабочих чертежей, а 21 мая уже заложили головной корабль, получивший наименование "Правда" (тип "П" V серии), и 19 декабря еще два корпуса. Такая поспешность при столь необычных требованиях к подводной лодке, наличие множества сомнительных конструктивных решений и во многом поверхностная их проработка, естественно, привели к разногласиям между автором проекта и курирующими работу организациями. Прежде всего это касалось глубины погружения, а также маневренных качеств в подводном положении. Дело в том, что для обеспечения высокой надводной скорости кораблю были приданы обводы миноносца, а для высокой мореходности - высокий надводный борт. Все это привело, во-первых, к большому запасу плавучести, а значит, большому времени погружения, во-вторых, к недостаточной, даже для того времени, глубине погружения; в-третьих, к большой заметности, а значит, уязвимости от артиллерийского огня, в надводном положении, в четвертых, к чрезмерному удлинению волнорезов носовых торпедных аппаратов, что могло привести к задеванию их хвостовой частью торпеды. Уже в ходе испытаний выявились и другие недостатки: лодка почти не управлялась по глубине при скорости хода менее 4 узлов, при волнении моря более 5 баллов из-за качки и оголения винтов она практически теряла боеспособность. Все это заставило временно приостановить постройку подлодок IV серии до завершения общего проекта корабля, который утвердили лишь 7 октября 1932 г. Однако и тогда остался ряд спорных моментов, связанных прежде всего с глубиной погружения. Поэтому 19 октября выходит постановление Комитета обороны о продолжении строительства только головной "Правды" как опытной и консервации остальных двух корпусов. Поскольку спор о глубине погружения никак не разрешался, то 12 сентября 1935 г. "Правду" просто взяли и погрузили без людей на глубину 72,5 м на гинях спасательного судна-катамарана "Коммуна" Большую глубину погружения она обеспечить не могла, но и это превзошло все ожидания, оставив всех довольными. После согласования последних спорных вопросов продолжили постройку и двух законсервированных корпусов.

Конструктивные переделки, несоблюдение весовой дисциплины в ходе постройки привели к явной перегрузке подводной лодки. Это заставило отказаться от вспомогательного дизель-генератора и 130-мм башенной артиллерии. Для безопасного выхода торпед из носовых аппаратов пришлось укоротить нос на 2,3 м. В качестве главных двигателей на подлодках типа "П" установили дизели M10V49/48 германской фирмы MAN.

После передачи флоту все 3 подводные лодки IV серии не рассматривались как боевые и использовались в качестве учебных.

 
Длина - 87,7 м
Ширина - 8 м
Осадка - 2,9 м
Водоизмещение - надводное - 931 тонна, подводное - 1685 тонн
Силовая установка - 2 дизельных двигателя суммарной мощностью 5400 л.с., 2 электродвигателя  суммарной мощностью 1100  л.с.
Скорость - наибольшая надводная - 20,2 узлов, подводная - 8,3 узлов
Запас топлива - нормальный - 28,2 т, полный - 92 тонны ;аккумуляторные батареи 4 группы, 112 элементов типа "ЭК"
Дальность плавания - в надводном положении - 1818 миль при 20,2 узлах, - 5535 миль при 10,9 узлах, - 8500 миль при 7,4 узлах ;  в подводном положении -8,6 миль при 8,3 узлах, - 96 миль при 4,1 узлах.
Вооружение - 4 носовых 533 мм торпедных трубы ; 2 кормовых 533 мм торпедных трубы ; 10 533мм торпед ; 2 - 101,6/45 артиллерийские установки (227 выстрелов) ; 1 - 45/46 мм. (460 выстрелов)
Автономность - нормальная - 15 суток, максимальная - 35 суток

Время погружения - 108 секунд

Запас плавучести - 77 %

Глубина погружения - рабочая - 50 метров, предельная - 70 метров

"П-1"  ("Правда")
(Заводской № 218)

Заложена 21 мая 1931 в Ленинграде на заводе № 189 (Балтийский судостроительный завод). Спущена 3 января 1934, вступила в строй 23 июля 1936. Вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота

22 июня 1941 г. встретила под командованием капитан-лейтенанта Логинова Ивана Ивановича в составе Отдельного учебного дивизиона подводных лодок в Ораниенбауме. 7 сентября 1941 г. было принято решение о привлечении лодки для транспортировки грузов на Ханко. 8 сентября "П-1" перешла из пункта постоянного базирования Ораниенбаум в Кронштадт и, выгрузив торпеды, приняла 154 ящика консервов, 200 100-мм и по 100 76-мм и 45-мм снарядов; до 2 т медикаментов и другие грузы, всего 19,6 т. 9 сентября вышла из Кронштадта в сопровождении тральщиков, а после Гогланда продолжила движение самостоятельно. Переход планировалось совершить в надводном положении ходом 18 узлов, но на Ханко подлодка не прибыла. Впоследствии выяснилось, что на маршруте перехода противник выставил несколько минных заграждений, на одном из которых "П-1" подорвалась и погибла.

Срок боевой службы - 2,6 месяца (22 июня 1941 г. - 11 сентября 1941 г.). 1 боевой поход. 

Командирами были: кап. л-т Логинов И. И. (1941).

"П-2" ("Звезда")
(Заводской № 219)

Заложена 19 декабря 1931 в Ленинграде на заводе № 189 (Балтийский судостроительный завод). Спущена 15 февраля 1934, вступила в строй 23 июля 1936. Вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота

Весной 1937 г. до южной Балтики сопровождала линкор "Марат" в ходе его официального визита в Англию. С 1 декабря 1937 - 6 ноября 1939 г. прошла в Ленинграде модернизацию и капитальный ремонт.

В ноябре 1940 г. вместе с "П-1" и "П-3" совершила групповое плавание по Балтийскому морю, с заходом в Таллин, Ригу, Либаву.

В 18.00 25 октября 1941 вышла в Нарвскую бух. (позиция №5, 6) для обстрела объектов на побережье. Утром 26 октября в районе о. Б. Тютерс не смогла удифферентоваться (дифферент возник из-за доп. груза снарядов) и из-за неправильных действий командира ПЛ и командира БЧ-5 погрузилась с дифферентом на нос 25-28°. В результате пролива электролита вышел из строя ряд механизмов, началось выделение хлора. После всплытия ПЛ была атакована сам. противника. Две сброшенные бомбы упали в 5 м от левого борта (ранен 1 чел., 4 осколочных пробоины в легком корпусе в районе рубки). При возвращении между о. Сескар и Шепелевским м-ком обстреляна береговой батареей. В 18.18 26 октября вернулась в Кронштадт.

29 октября 1941 г. перешла в Ленинград для ремонта. 21 декабря в обеспечении ЛД вышла из Ленинграда в Кронштадт. В результате артобстрела, длившегося 44 мин ПЛ получила 14 попаданий в надстройку и ограждение рубки, ЛД - шесть попаданий. 30 декабря вернулась в Ленинград.

21 декабря 1941 г. на буксире у ледокола «В. Молотов» совершила переход из Ленинграда в Кронштадт, где с ПЛ были сняты орудия, в балластные цистерны принято 700 т соляра. Несмотря на камуфляжную окраску и движение в позиционном положении была обстреляна береговой артиллерией противника из района Петергоф-Стрельна, в результате чего получила 14 пробоин в легком корпусе.

30 декабря 1941 г. в составе конвоя своим ходом вернулась в Ленинград (на переходе безрезультатно обстреляна). Таким образом, подлодки, стоявшие в Ленинграде, были обеспечены топливом на зиму 1941-1942 гг.

4 апреля 1942 г. во время стоянки у Петроградской пристани р. Большая Невка, получила легкие осколочные повреждения в результате близких взрывов авиабомб. 1 мая 1942 г. была поставлена на консервацию. 28 июля 1942 г. выведена из кампании;

10 августа 1944 г. выведена из боевого состава, переклассифицирована в опытовую подводную лодку и передана Научно-исследовательскому институту связи и телемеханики ВМФ. 12 января 1949 г. отнесена к подклассу больших подводных лодок. 9 июня 1949 г. переименована в «Б-31». 9 августа 1955 г. разоружена и переформирована в блокшив.

20 июня 1956 г. исключена из списков судов ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации. 17 августа 1956 г. расформирована и впоследствии на базе «Главвторчермета» на Туруханных островах в Ленинграде разделана на металл.

Командирами были: кап. 2 р. Шишкин А.Г. (1937), кап. л-т Попов И.П. (1941-1942), кап. л-т Лошкарев Л.А. (1942-1943), кап. 3 р. Морозов П.А. (1943-1944).

Срок боевой службы - 10,3 месяца (22 июня 41 г. - 1 мая 1942 г.). 1 боевой поход. 

"П-3" ("Искра")
(Заводской № 220.)

Заложена 19 декабря 1931 в Ленинграде на заводе № 189 (Балтийский судостроительный завод). Спущена 4 декабря 1934, вступила в строй 23 июля 1936. Вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.

С 1 декабря 1937 по 6 ноября 1939 г. прошла в Ленинграде модернизацию и капитальный ремонт.

22 июня 1941 г. встретила под командованием капитан-лейтенанта (впоследствии капитан 3 ранга) Пантелеева Алексея Николаевича в составе Отдельного учебного дивизиона подводных лодок в Ораниенбауме 16 июля столкнулась в Финском заливе с пл "Б-2". была пробита цистерна главного балласта. 23 сентября повреждена прямым попаданием авиабомбы в районе 44-45 шпангоутов. На лодке про изошло кратковременное возгорание, была разрушена 2-я аккумуляторная яма, водяные магистрали и легкий корпус.

4 апреля 1942 г. Получила осколочные повреждения от разорвавшихся поблизости 2х 250-кг авиабомб при стоянке в Ленинграде у моста Лейтенанта Шмидта. В 8-10м от форштевня - пробита обшивка цистерн главного балласта №1 и 2. Поставлена на консервацию. 5 мая 1943 г. командиром корабля назначен капитан-лейтенант Филов Николай Александрович. 2 июля 1944 г. командиром корабля назначен капитан 3 ранга Морозов Павел Александрович. 14 августа 1942 г. выведена из компании.

21 июня 1944 г. выведена из боевого состава, переформирована в учебную подводную лодку и передана Высшему военно-морскому инженерному училищу имени Ф.Э.Дзержинского. 12 января 1949 г. отнесена к подклассу больших подводных лодок. 9 июня 1949 г. переименована в «Б-1». 2 октбября 1951 г. переведена в состав КВМК.

2 июня 1952 г. разоружена и исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа, а корпуса лодки - Научно-исследовательскому институту № 11 ВМФ для использования в опытовых целях.

Срок боевой службы - 10,3 месяца (22 июня 1941 г. - 1 мая 1942 г.).

Командирами были: кап. л-т., кап. 3 р. Пантелеев А.Н. (1941-1943), кап. л-т Филов Н.А. (1943), кап. 3 р. Морозов П.А. (1944-1945)