Военно-морской флот России


Средние подводные лодки типа "Щ" V-бис серии

Описание Фотографии  

В 1933 г. на вооружение флотов начали поступать подводные лодки типа Щ (“Щука"), а к 1941 г. их было уже 84 единицы. “Щуки” строились и сдавались сериями - 1933г.-III серия (4 ед.), 1933-1934 гг. - V серия (12 ед.), 1934-1935гг. V-бис серия (13 ед.), 1935-1936 гг. - V-бис-2 серия (14 ед.), 1936-1939 гг. - Х серия (32 ед.) и 1941 г. - Х-бис серия (9 ед. +2ед. после войны).

Проект был разработан в конструкторском бюро, которым руководил Б. М. Малинин. Тактико-технические характеристики подводных лодок этого типа незначительно изменялись от серии к серии в сторону увеличения мощности дизелей и некоторого уменьшения дальности плавания, а также увеличения скорости подводного хода. Вооружение (четыре носовых и два кормовых торпедных аппарата, два 45-мм орудия) оставалось неизменным.

Модификация подводных лодок типа «Щ» с улучшенными тактико-техническими элементами получила индекс V бис серии. Однако в силу коротких сроков, отпущенных на постройку, эта серия лодок была просто повторением V серии, внесенные изменения были незначительными и касались улучшения немногих лодочных конструкций и устройств.

Лодки серии - V-бис (первоначально VII) - особых конструктивных отличий не имели. В основном улучшали некоторые конструкции и устраняли уже выявившиеся дефекты по опыту предыдущих серий. В очередной раз изменили форму надстройки и рубки, но особых результатов не добились. Методы расчета прочности корпуса и непотопляемости еще только разрабатывались, и многое приходилось изменять по результатам испытаний. Особенно большие разочарования принесли попытки увеличить надводный ход субмарин. При достижении полного хода образовывались две системы поперечных волн: одна — от форштевня, вторая — от булей. Происходившая волновая интерференция резко увеличивала сопротивление движению. Хотя считалось, что подлодки V и V-бис серий стали развивать на 0,5 уз. больше, чем "Щуки" III серии, на испытаниях Щ-202 даже при достижении максимальной мощности дизелей (2x685 л.с.) показала все те же 11,88 уз.

Водоизмещение - надводное - 592 тонны, подводное - 716 тонн
Длина наибольшая - 58,8 м
Ширина наибольшая - 6,2 м
Осадка средняя - 3,94 м
Силовая установка - 2 дизеля суммарной мощностью 1370 л.с. и 2 электродвигателя суммарной мощностью 800 л.с. 2 группы аккумуляторных батарей по 112 батарей каждая марки "КСМ-2", 2 винта.
Запас топлива - нормальный - 25 тонн, полный - 53 тонны
Скорость - наибольшая надводная - 12,3 узла, подводная 8,5 узлов
Дальность плавания - в надводном положении - 1460 миль при 12,3 узлах, - 4500 миль при 8,5 узлах ; в подводном положении - 9 миль при 8,5 узлах, - 100 миль при 2,5 узлах.
Глубина погружения - рабочая - 75 метров, предельная - 90 метров
Время погружения - 65 секунд
Вооружение - 4 533-мм носовых торпедных трубы ; 2 533-мм кормовых торпедных трубы ; 10 533-мм торпед ; 2 - 45/46 артиллерийских установки "21-К" ; 1000 45-мм выстрелов
Время пребывания под водой - 72 часа
Автономность - нормальная - 20 суток, максимальная - 40 суток
Запас плавучести - 20 %
Экипаж - 7 офицеров, 15 старшин, 18 рядовых

"Щ-113" ("Стерлядь")

Заложена 10 октября 1932 г. в Ленинграде на заводе № 194, заводской № 243. В 1933 г. секциями перевезена по железной дороге во Владивосток на завод № 202 (Дальзавод), где 12 декабря 1933 г. спущена на воду под заводским № 187. 28 января 1935 г. вошла в состав Тихоокеанского флота.

9 августа 1945 г. встретила в составе 1 дивизиона 1 бригады подводных лодок в бухте Улис под командованием капитан-лейтенанта Егорова Петра Васильевича. В боевых действиях не участвовала.

 "Щ-114" ("Севрюга")

Заложена 10 октября 1932 г. в Ленинграде на заводе № 194, заводской № 244. В 1933 г. секциями перевезена по железной дороге во Владивосток на завод № 202 (Дальзавод), где в 1934 г. спущена на воду под заводским № 188. 28 января 1935 г. вошла в состав Тихоокеанского флота.

9 августа 1945 г. встретила составе 1 дивизиона 1 бригады подводных лодок в бухте Улис под командованием капитан-лейтенанта Половнева Федора Романовича. В боевых действиях не участвовала.

 "Щ-115" ("Скат")

Заложена 19 октября 1932 г. в Ленинграде на заводе № 189 (Балтийский судостроительный завод), заводской № 225. В 1933 г. секциями перевезена по железной дороге во Владивосток на завод № 202 (Дальзавод), где 4 апреля 1934 г. спущена на воду. 28 января 1935 г. вошла в состав Тихоокеанского флота.

9 августа 1945 г. встретила в составе 11 дивизиона 4 бригады подводных лодок в Находке под командованием капитан-лейтенанта Павлова Бориса Николаевича. В боевых действиях не участвовала.

 "Щ-116" ("Осетр")

Заложена 19 октября 1932 г. в Ленинграде на заводе № 189 (Балтийский судостроительный завод), заводской № 242. В 1934 г. секциям перевезена по железной дороге во Владивосток на завод № 202 (Дальзавод), где в 1934 г. спущена на воду. 4 марта 1935 г. вошла в состав Тихоокеанского флота.

9 августа 1945 г. встретила в составе 8 дивизиона 3 бригады подводных лодок в Советской Гавани под командованием капитан-лейтенанта Петелина Александра Ивановича. В боевых действиях не участвовала.

 "Щ-117" ("Макрель")

Головная лодка серии V-бис. Заложена 10 октября 1932 г. в Ленинграде на заводе № 189 (Балтийский судостроительный завод), заводской № 226. В 1933 г. секциями перевезена по железной дороге во Владивосток на завод № 202 (Дальзавод), где 15 апреля 1934 г. спущена на воду. 8 января 1935 г. вошла в состав Тихоокеанского флота.

9 августа 1945 г. встретила в составе 8 дивизиона 3 бригады подводных лодок в Советской Гавани под командованием капитан-лейтенанта Синецкого Петра Владимировича. К началу боевых действий заняла назначенную позицию у берегов Южного Сахалина, встреч с противником не имела.

 "Щ-118" ("Кефаль")

Заложена 10 октября 1932 г. в Ленинграде на заводе № 189 (Балтийский судостроительный завод), заводской № 227. В 1933г. секциями перевезена по желеной дороге в Хабаровск на завод № 368 (Хабаровский судомеханический завод), где в 1934 г. спущена на воду. 4 марта 1935 г. вошла в состав Тихоокеанского флота.

9 августа 1945 г. встретила в составе 8 дивизиона 3 бригады подводных лодок в Советской Гавани под командованием старшего лейтенанта Вострикова Виктора Алексеевича. 17 августа благополучно высадила разведгруппу в 15 км южнее порта Маока.

 "Щ-119" ("Белуга")

Заложена 12 мая 1933 г. в Лениграде на заводе № 189 (Балтийский судостроительный завод), заводской № 241. В 1934 г. секциями перевезена по железной дороге во Владивосток на завод № 202 (Дальзавод), где 7 мая 1934 г. спущена на воду. 4 марта 1935 г. вошла в состав Тихоокеанского флота.

9 августа 1945 г. встретила в составе 8 дивизиона 3 бригады подводных лодок в Советской Гавани под командованием капитан-лейтенанта Калашникова Алексея Куприяновича. К началу боевых действий заняла назначенную позицию у берегов Южного Сахалина , где 13 августа безуспешно сначала атаковав тремя торпедами одиночный транспорт, а затем одной торпедой тральщик. 1 сентября доставила топливо нашим кораблям в порт Отомари, Южный Сахалин.

 "Щ-120" ("Навага")

Заложена 2 апреля 1933 г. в Ленинграде на заводе № 194, заводской № 185. В 1933 г. секциями перевезена по железной дороге в Хабаровск на завод № 368 (Хабаровский судомеханический завод), где в июне 1934 г. спущена на воду. 4 марта 1935г. вошла в состав Тихоокеанского флота.

9 августа 1945 г. встретила в составе 8 дивизиона 3 бригады подводных лодок в Советской Гавани под командованием капитан-лейтенанта Блюклижского Анатолия Гавриловича. В боевых действиях не участвовала.

 "Щ-201" ("Сазан")

Заложена 14 августа 1933 г. в Ленинграде на заводе № 194, заводской № 183. В 1934 г. секциями перевезена по железной дороге в Николаев на завод № 200 (имени 61 коммунара), где 3 апреля 1934 г. спущена на воду под заводским № 1026. 3 сентября 1935 г. вошла в состав Черноморского флота.

22 июня 1941 г. встретила под командованием капитан-лейтенанта (впоследствии капитан 3 ранга) Стрижака Александра Ивановича в составе Отдельного учебного дивизиона подводных лодок в Новороссийске. 15 сентября, находясь в дозоре у Новороссийска, обнаружила шумы румынской подводной лодки "Дельфинул", но приняла их за работу двигателя торпеды и уклонилась от нее. 28 декабря поставила два светящихся буя в 10 милях к юго-западу от м. Чауда, а затем 29 и 30 декабря, оставаясь на ходу, освещала морской сектор прожектором белого и красного огня по плану Феодосийско-Крченской десантной операции. 15 января 1942г. осуществляла навигационное обеспечение высадки войск морского десанта в Судак. В конце января выходила в район Варны для поиска экипажа сбитого самолета, люди найдены не были. Во второй половине 1942 г. поставлена в ремонт. 29 декабря командиром корабля назначен капитан-лейтенант (впоследствии капитан 3 ранга) Парамошкин Павел Иванович. 30 июня 1943г. находясь на позиции, обнаружила мотобот и, всплыв, захватила в плен 8 человек. 11 декабря вышла в атаку по транспорту в охранении сторожевого катера, но это оказалось судно-ловушка; "Щ-201" была обнаружена и подверглась, хоть и безрезультатному, но длительному преследованию. 10 июня 1944г. командиром корабля назначен капитан-лейтенант Матвеев Василий Иванович, однако в сентябре в командование опять вступил капитан 3 ранга Парамошкин Павел Иванович. 5 ноября награждена орденом "Красного Знамени".

Срок боевой службы - 38,8 месяца (22 июня 1941 г. - 16 сентября 1944 г.). 13 боевых походов (180 суток). 8 торпедных атак в результате которых потоплено 2 судна (1390 брт) и поврежден 1 корабль, кроме этого, возможно, потоплены 2 корабля и повреждены 1 судно и 1 корабль. 1 судно потоплено абордажной группой.

 "Щ-202" ("Сельдь")

Заложена 3 ноября 1933 г. в Ленинграде на заводе № 194, заводской № 184. В 1934 г. секциями перевезена по железной дороге в Николаев на завод № 200 (имени 61 коммунара), где 29 мая 1934 г спущена на воду под заводским № 1027. 3 сентября 1935 г. вошла в состав Черноморского флота.

22 июня 1941 г. встретила под командованием капитан-лейтенанта Козюберда Владимира Харлампиевича в составе Отдельного учебного дивизиона подводных лодок в Феодосии, где участвовала в испытаниях торпед. 13 сентября, находясь в надводном положении на позиции у Новороссийска, обнаружила румынскую подводную лодку "Дельфинул" и пыталась ее атаковать, однако она тоже обнаружила "Щ-202" и уклонилась погружением. В конце осени поставлена в капитальный ремонт, где на нее поставили аккумуляторные батареи с подводной лодки типа "А". 28 августа 1942г. командиром корабля назначен капитан-лейтенант Касаткин Александр Петрович. 6 октября 1943 г., находясь в надводном положении на позиции, была атакована бомбами и пулеметным огнем самолетов противника, получила значительные повреждения. 16 апреля 1944 г. командиром корабля назначен капитан-лейтенант Леонов Михаил Васильевич.

Срок боевой службы - 38,8 месяца (22 июня 1941 г. - 16 сентября 1944 г.).10 боевых походов (186 суток.).  6 торпедных атак в результате потоплено 1 судно (1200 брт) и, возможно, потоплено еще 1 судно.

 "Щ-203" ("Камбала")

Заложена 10 марта 1933 г. в Ленинграде на заводе № 189 (Балтийский судостроительный завод), заводской № 228. В 1933 г. секциями перевезена по железной дороге в Николаев на завод № 200 (имени 61 коммунара), где 29 мая 1934 г. спущена на воду под заводским № 1028. 30 сентября 1935 г. вошла в состав Черноморского флота.

22 июня 1941г. встретила под командованием капитана 3 ранга Немчинова Владимира Иннокетиевича в составе Отдельного учебного дивизиона подводных лодок в плановом ремонте в Севастополе. 1 июля, с окончанием ремонта, перешла к месту постоянного базирования в Новороссийск. 25 декабря высадила на камни Эльчин-Кая двух офицеров гидрографического отдела флота для установки там манипуляторных огней по плану подготовки Феодосийско-Керченской десантной операции. Офицеры задачу выполнили, однако на подводную лодку не вернулись: по-видимому, погибли при возвращении на шлюпке из-за усилившегося ветра и волнения. Командир "Щ-203" их поиск не организовал и ушел из района. В феврале 1942г. назначалась на позицию у Феодосии, но из-за неисправности якорной устройства досрочно вернулась в базу. в июне совершила два рейса в осажденный Севастополь, доставили туда 52 т боеприпасов, 8 т продовольствия и 30т бензина а также вывезла на Кавказ 85 человек. 29 июня она в третий раз вышла в Севастополь, но из-за плотной блокады города с моря задачу выполнить не смогла. да и наши войска к тому времени прекратили сопротивление. 25 августа, находясь на переходе из Геленджика в Батуми с баржой и катером на буксире, атакована самолетом противника на траверзе м. Уч-Дере. Несмотря на то, что пл отдала буксир и совершила срочное погружение, получила повреждения от близких разрывов бомб. Когда самолеты улетели, "Щ-203" всплыла и, взяв на буксир катер и баржу, продолжила движение по плану, с приходом в базу поставлена в ремонт. 26 августа 1943 г. потоплена итальянской сверхмалой подводной лодкой "СВ-4". Сибилле застопорил ход, и советская подводная лодка прошла от итальянской буквально в 50-60 м, на мостике ясно различался человек, вглядывавшийся в даль. Оставшись за кормой у советской подводной лодки, "СВ-4" описала циркуляцию и, заняв выгодную позицию, с 800 м выпустила торпеду, однако эта торпеда отклонилась влево. Немедленно была выпущена вторая торпеда и она через 40 секунд попала перед рубкой советской подводной лодки - поднялся высокий столб воды, раздался взрыв и подводная лодка исчезла.

Срок боевой службы - 26,1 месяца (22 июня 1941 г. - 26 августа 1943 г.). 17 боевых походов (178 суток).

 "Щ-305" ("Линь")

Заложена в ноябре 1932 г. в Ленинграде на заводе № 194, заводской № 186, под наименованием "Воинствующий безбожник" 31 декабря 1933 г. спущена на воду. 19 июля 1935 г. вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота.

22 июня 1941 г. встретила под командованием старшего лейтенанта Кочеткова Константина Сергеевича в составе Отдельного учебного дивизиона подводных лодок в Ориенбауме. С 25 июня по 5 июля находилась на позиции у о.Оренгрунд, где дважды обнаруживала финскую подводную лодку "Ветсхиси". 28 июня безрезультатно атаковала ее одной торпедой, а 30 июня сама вынуждена была уклониться погружением от торпедной атаки противника. 2 августа командиром корабля назначен капитан-лейтенант (впоследствии капитан 3 ранга ) Сазонов Дмитрий Михайлович. 23 сентября при стоянке в Кронштадте получила повреждения корпуса и механизмов от близких разрывов авиационных бомб. В октябре 1942 г. вышла с рейда о. Лавенсаари для действий в районе Аландских островов. 5 ноября ночью во время зарядки аккумуляторных батарей безрезультатно атакована с дистанции 2 каб двумя торпедами финской подводной лодки "Ветехинен". Поняв, что промахнулся, командир финской подводной лодки пошел на таран и через две минуты нанес столь сильный удар форштевнем, что "Щ-305" сразу затонула.

Срок боевой службы - 16,4 месяца (22 июня 1941 г. - 5 ноября 1942 г.). 2 боевых похода (30 суток).

 "Щ-308" ("Семга")

Заложена 10 ноября 1930 г. в Горьком на заводе № 112 (Красное Сормово), заводской № 550/2. 28 апреля 1933 г. спущена на воду. 20 ноября 1935 г. вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота. Участвовала в Советско-финляндской войне.

22 июня 1941 г. встретила под командованием капитан-лейтенанта Маркелова Александра Филипповича в составе Отдельного учебного дивизиона подводных лодок в Ориенбауме. С 23 июля по 8 августа находилась на позиции в районе Норчепингской бухты, где имела неоднократную возможность атаковать транспорты противника, однако от атак всячески уклонялась и, по возвращению в базу, командование вышла с ходатайством об отдаче командира под суд военного трибунала за трусость. 28 августа, при выходе с рейда Таллинна для перехода в Кронштадт, столкнулась с буксиром и получила повреждения корпуса. В апреле 1942г. командиром корабля назначен капитан-лейтенант Автомонов Иван Васильевич. 23 июня вышла из Кронштадта в боевой поход, однако, из-за слабой подготовки личного состава, повредила кормовые горизонтальные рули и 30 июня вернулась в базу. 22 июля командиром корабля назначен капитан 3 ранга Костылев Лев Николаевич. 22 сентября заняла позицию в районе о.Уте. 20 октября командир донес, что потопил три транспорта и имеет повреждения прочного корпуса, однако по трофейным документам в данном районе в этот период было повреждено только одно судно. Получила приказание возвратиться, но в базу не прибыла. По финским данным "Щ-308" 26 октября потоплена финской подводной лодкой "Ику-Турсо" на подходах к проливу Серда-Кваркен.

Срок боевой службы - 16,1 месяца (22 июня 1941 г. - 26 октября 1942 г.). 2 боевых похода (50 суток)