Военно-морской флот России


Средние подводные лодки типа  "Щ" V-бис-2 серии

Описание Фотографии  
     
В 1933 г. на вооружение флотов начали поступать подводные лодки типа Щ (“Щука"), а к 1941 г. их было уже 84 единицы. “Щуки” строились и сдавались сериями - 1933г.-III серия (4 ед.), 1933-1934 гг. - V серия (12 ед.), 1934-1935гг. V-бис серия (13 ед.), 1935-1936 гг. - V-бис-2 серия (14 ед.), 1936-1939 гг. - Х серия (32 ед.) и 1941 г. - Х-бис серия (9 ед. +2ед. после войны).

Проект был разработан в конструкторском бюро, которым руководил Б. М. Малинин. Тактико-технические характеристики подводных лодок этого типа незначительно изменялись от серии к серии в сторону увеличения мощности дизелей и некоторого уменьшения дальности плавания, а также увеличения скорости подводного хода. Вооружение (четыре носовых и два кормовых торпедных аппарата, два 45-мм орудия) оставалось неизменным.

Новая серия лодок типа «Щ» получила наименование V бис-2 серии и имела ряд существенных отличий. В очередной раз переработали теоретический чертеж и форму рубки, что наконец-то подняло скорость надводного хода на 0,5 уз. и улучшило мореходность. Кормовую переборку второго отсека сделали ступенчатой — это позволило хранить торпеды в собранном виде. Переделали торпедопогрузочное устройство, чем, с одной стороны, уменьшили загроможденность отсеков, а с другой — сократили время погрузки до 12 часов, против 25-30 прежних. Переборки центрального поста усилили (теперь они могли выдерживать давление 6 кг/см.) Цистерны главного балласта № 3 и № 4 приспособили для приема дополнительного топлива. Передачу электромотора экономического хода изменили с шестеренчатой на ременную, сделавшую ее работу бесшумной. Электродвигатели носовых и кормовых горизонтальных рулей перенесли в концевые отсеки, оставив в центральном посту только ручное управление. Система продувания главного балласта дизелями стала штатной. Часть субмарин получила сетепрорезатели "Сом". Благодаря внедрению всех этих новшеств лодки V-бис-2 серии заслужили высокую оценку моряков. На лодках V бис-2 серии главный балласт продувался дизелем, работавшим как компрессор.

Благодаря внедрению всех этих новшеств лодки V-бис-2 серии заслужили высокую оценку моряков.

Водоизмещение - надводное - 593 тонны, подводное - 705,7 тонн
Длина наибольшая - 58,8 м
Ширина наибольшая - 6,2 м
Осадка средняя - 4 м
Силовая установка - 2 дизеля суммарной мощностью 1370 л.с. и 2 электродвигателя суммарной мощностью 800 л.с. 2 группы аккумуляторных батарей по 112 батарей каждая марки "КСМ-2", 2 винта.
Запас топлива - нормальный - 25 тонн, полный - 53 тонны
Скорость - наибольшая надводная - 12.3 узла, подводная 8,5 узлов
Дальность плавания - в надводном положении - 1280 миль при 12,3 узлах, - 4500 миль при 8,5 узлах ; в подводном положении - 9 миль при 8,5 узлах, - 100 миль при 2,5 узлах
Глубина погружения - рабочая - 75 метров, предельная - 90 метров
Время погружения - 65 секунд
Вооружение - 4 533-мм носовых торпедных трубы ; 2 533-мм кормовых торпедных трубы ; 10 533-мм торпед ; 2 - 45/46 артиллерийских установки "21-К" ; 1000 45-мм выстрелов
Время пребывания под водой - 72 часа
Автономность - нормальная - 20 суток, максимальная - 40 суток
Запас плавучести - 19 %
Экипаж - 7 офицеров, 15 старшин, 18 рядовых

"Щ-121" ("Зубатка")

Заложена 20 декабря 1933 г. в Ленинграде на заводе № 194, заводской № 214. В 1934 г. секциями перевезена по железной дороге во Владивосток на завод № 202 (Дальзавод), где 26 августа 1934 г. спущена на воду. 30 апреля 1935 г. вошла в состав Тихоокеанского флота.

9 августа 1945 г. встретила в составе 11 дивизиона 4 бригады подводных лодок в Находке под командованием капитан-лейтенанта Яйло Андрея Георгиевича. В боевых действиях не участвовала.

 "Щ-122" ("Сайра")

Заложена 22 декабря 1933 г. в Ленинграде на заводе № 189 (Балтийский судостроительный завод), заводской № 251. В 1934 г. секциями перевезена по железной дороге во Владивосток на завод № 202 (Дальзавод), где 29 августа 1934 г. спущена на воду. 30 апреля 1935 г. вошла в состав Тихоокеанского флота.

9 августа 1945 г. встретила в составе 12 дивизиона 4 бригады подводных лодок в Находке под командованием капитан-лейтенанта Кузнецова Ивана Дмитриевича. С началом боевых действий заняла назначенную позицию в Японском море, однако встреч с противником не имела.

 "Щ-123" ("Угорь")

Заложена 20 декабря 1933 г. в Ленинграде на заводе № 194, заводской № 215. В 1934 г. секциями перевезена по железной дороге во Владивосток на завод № 202 (Дальзавод), где 26 августа 1934 г. спущена на воду. 30 апреля 1935г. вошла в состав Тихоокеанского флота.

9 августа 1945 г. встретила в составе 12 дивизиона 4 бригады подводных лодок в Находке под командованием капитана 3 ранга Михайлова Бориса Мизайловича. С началом боевых действий заняла назначенную позицию в Японском море. 19 августа, находясь в позиционном положении, была атакована двумя торпедами подводной лодки противника. Залп обнаружили по воздушному пузырю на удалении 4-5 каб и "Щ-123", погружаясь на циркуляции, сумела уклониться от торпед.

 "Щ-124" ("Палтус")

Заложена 22 декабря 1933 г. в Ленинграде на заводе № 189 (Балтийский судостроительный завод), заводской № 252. В 1934 г. секциями перевезена по железной дороге во Владивосток на завод № 202 (Дальзавод), где 29 декабря 1934 г. спущена на воду. 23 ноября 1935 г. вошла в состав Тихоокеанского флота.

9 августа 1945 г. встретила в составе 12 дивизиона 4 бригады подводных лодок в Находке под командованием капитан-лейтенанта Резникова Адольфа Евсеевича. В боевых действиях не участвовала.

 "Щ-125" ("Муксун")

Заложена 20 декабря 1933 г. в Ленинграде на заводе № 194, заводской № 217. В 1934 г. секциями перевезена по железной дороге во Владивосток на завод № 202 (Дальзавод), где 26 августа 1934 г. спущена на воду. 23 мая 1936 г. вошла в состав Тихоокеанского флота.

9 августа 1945 г. встретила в составе 1 дивизиона 1 бригады подводных лодок в бухте Улис под командованием капитан-лейтенанта Назаренко Пантелея Константиновича. В боевых действиях не участвовала.

 "Щ-204" ("Минога")

Заложена 15 июня 1934 г. в Ленинграде на заводе № 194, заводской № 216. В 1934 г. секциями перевезена по железной дороге в Николаев на завод № 200 (имени 61 коммунара), где 31 декабря 1934 г. спущена на воду под заводским № 1040. 9 января 1936 г. вошла в состав Черноморского флота.

22 июня 1941 г. встретила под командованием капитан-лейтенанта Гриценко Ивана Михайловича в составе 3 дивизиона 1 бригады подводных лодок в Севастополе. 25 ноября заняла позицию у Варны, на связь не выходила и в назначенный срок в базу не возвратилась. Есть предположение, что 6 декабря в 20 милях от Варны ее обнаружили болгарские сторожевые катера "Беломорец" и "Черноморец". Получив тяжелые повреждения от глубинных бомб, сброшенных болгарскими катерами, "Щ-204" всплыла и была потоплена артиллерийским огнем.

Срок боевой службы - 5,5 месяца (22 июня 1941 г. - 6 декабря 1941г.). 3 боевых похода (43 суток).

 "Щ-205" ("Нерпа")

Заложена 5 января 1934 г. в Николаеве на заводе № 200 (имени 61 коммунара), заводской № 1029. 6 ноября 1934 г. спущена на воду. 24 декабря 1936 г. вошла в состав Черноморского флота.

22 июня 1941 г. встретила под командованием капитан-лейтенанта Дронина Павла Севастьяновича в составе 3 дивизиона 1 бригады подводных лодок в Севастополе. 23 июня заняла позицию у побережья Румынии. Весь поход находилась на самой восточной кромке назначенного района, т.е. как можно дальше от берега и от прибрежной коммуникации и, естественно, встреч с противником не имела. С прибытием в базу командир корабля был снят с должности, отдан под суд и расстрелян. 17 июля командиром корабля назначен капитан-лейтенант (впоследствии капитан 3 ранга) Сухомлинов Павел Денисович. 4 декабря в очередном походе, всплывая с грунта у Варны, подорвалась на двух минах и получила тяжелые повреждения прочного корпуса и ряда механизмов. Несмотря на это сумела возвратиться в базу, где была поставлена в ремонт. 18 мая 1942г. севернее м. Карабурун потопила артиллерийским огнем турецкий транспорт "Дуатепе" (128брт). В июне совершила один рейс в осажденный Севастополь, доставив туда 29 т боеприпасов, 1,5 т продовольствия, 17 т бензина и вывезя на большую землю 50 человек. С осени 1942 г. в боевых действиях не участвовала. 1 марта 1943 г. присвоено звание "Гвардейская".

Срок боевой службы - 38,8 месяцев (22 июня 1941 г. - 16 сентября 1944 г.). 6 боевых походов (94 суток). 3 торпедные атаки в результате которых потоплено 1 судно (683 брт) и повреждено еще 1 судно. артиллерийским огнем потоплено 1 судно (128 брт).

 "Щ-206" ("Нельма")

Заложена 5 января 1934 г. в Николаеве на заводе № 200 (имени 61 коммунара), заводской № 1030. 1 февраля 1935 г. спущена на воду. 1 октября 1936 г. вошла в состав Черноморского флота.

22 июня 1941 г. встретила под командованием капитан-лейтенанта Каракая Сидора Алексеевича в составе 3 дивизиона 1 бригады подводных лодок в Севастополе. В первый дни войны вышла в боевой поход и 23 июня должна была занять позицию у Мангалии. На связь не выходила и в назначенное время в базу не вернулась. Существует несколько версий возможной причины гибели "Щ-206". Так, по румынским данным, 9 июля румынский миноносец "Налука" в 8 милях восточнее порта Мангалия атаковал глубинными бомбами подводную лодку, наблюдал большое масляное пятно и воздушные пузыри. В тот же день, в 5 каб от того места два румынских торпедных катера "Вителия" и "Вискулул" снова атаковали глубинными бомбами подводную лодку. Наконец, есть некоторая вероятность потопления "Щ-206" советским эскадренным миноносцем "Сообразительный" 26 июня, когда он сопровождал лидер "Харьков" после обстрела Констанции, во всяком случае эсминец бомбил какую-то неизвестную подводную лодку, а там могла находиться только "Щ-206".

Срок боевой службы - 4 суток (22 июня 1941 г. - 26 июня 1941 г.). 1 боевой поход.

 "Щ-207" ("Касатка")

Заложена 5 января 1934 г. в Николаеве на заводе № 200 (имени 61 коммунара), заводской № 1031. 25 марта 1935 г. спущена на воду. 18 декабря 1936 г. вошла в состав Черноморского флота.

22 июня 1941 г. встретила под командованием старшего лейтенанта (впоследствии капитан-лейтенант, капитан 3 ранга) Панова Николая Алексеевича в составе 3 дивизиона 1 бригады подводных лодок в Севастополе, находилась в ремонте. С весны 1943 г. в боевых действиях не участвовала. 12 апреля 1944 г. командиром корабля назначен капитан-лейтенант Стеценко Василий Васильевич.

Срок боевой службы - 38,8 месяца (22 июня 1941г. - 16 сентября 1944 г.). 11 боевых походов (194 суток). 4 торпедные атаки.

 "Щ-306" ("Пикша")

Заложена 6 ноября 1933 г. в Ленинграде на заводе № 189 (Балтийский судостроительный завод), заводской № 250. 1 августа 1934 г. спущена на воду. 17 августа 1935 г. вошла в состав Балтийского флота.

22 июня 1941 г. встретила под командованием старшего лейтенанта (впоследствии капитан-лейтенант) Смоляр Николая Ивановича в составе Отдельного учебного дивизиона подводных лодок в Ориенбауме. С 27 июня находилась на позиции в районе маяка Кальбодагрунд, Финский залив, где неоднократно подвергалась атакам противолодочных катеров, сбросивших на нее более 200 глубинных бомб. Так и не атаковав ни одной цели, 6 июля покинула район и благополучно вернулась в базу. 20 октября 1942г. вышла из Кронштадата в боевой поход. За время пребывания в море, командир не сделал ни единого донесения и только 12 ноября доложил, что начинает форсирование Финского залива для возвращения в базу. Поскольку в точку встречи с эскортными силами она не прибыла, можно предположить, что "Щ-306" погибла в результате подрыва на мине в районе Наргенской минной позиции. По послевоенным данным во время действий "Щ-306" в данном районе погиб транспорт "Эльбинг IX" (467 брт) и получили повреждения еще два судна.

Срок боевой службы - 16,8 месяца (22 июня 1941 г. - 16 ноября 1942 г.). 2 боевых похода (37 суток).

 "Щ-307" (Треска")

Головная лодка в серии V-бис-2. Заложена 6 ноября 1933 г. в Ленинграде на заводе № 189 (Балтийский судостроительный завод), заводской № 249. 1 августа 1934 г. спущена на воду. 17 августа 1935 г. вошла в состав Балтийского флота.

22 июня 1941 г. встретила под командованием капитан-лейтенанта Петрова Николая Ивановича в составе Отдельного учебного дивизиона подводных лодок в Ориенбауме. С 24 июля находилась на позиции в районе Либавы, где 30 июля пыталась атаковать подводную лодку противника и потопила ее. В августе участвовала в Таллиннском переходе в составе отряда прикрытия. В декабре командиром корабля назначается капитан-лейтенант (в последствии капитан 3 ранга) Момот Николай Онуфриевич 23 сентября 1942г. вышла из Кронштадта в боевой поход и 27 сентября заняла позицию в районе о. Хувудшер. Там неоднократно обнаруживала суда, но из-за того, что они шли в шведских территориальных водах от атак отказывалась. Поэтому 30 сентября "Щ-307" сместили к Аландским островам. В этом боевом походе, как выяснилось после войны, целенаправленным поиском "Щ-307" занималась финская подводная лодка "Ику-Турсо", начав его 11 октября. Уже 12 октября финская подводная лодка обнаружила советскую по шуму дизелей, однако, по счастливому стечению обстоятельств, "Щ-307" погрузилась, даже не подозревая, что по ней уже вышли в атаку. "Ику-Турсо", потеряв контакт, вновь обнаружила советскую подводную лодку только в 20.44 26 октября и попыталась атаковать ее артиллерийским огнем, но вспышки собственных выстрелов ослепили находившихся на мостике, "Щ-307" вновь была потеряна. 27 октября советская подводная лодка вновь была обнаружена по шуму дизелей. На этот раз "Ику-Турсо" атаковала "Щ-307" торпедами, а затем открыла артиллерийский огонь. Н.О. Момот вовремя обнаружил противника, энергичным маневром уклонился от торпед и произвел срочное погружение. Командир финской подводной лодки, наблюдая это погружение счел советскую подводную лодку потопленной. 24 февраля 1944г. командиром корабля назначен капитан-лейтенант (впоследствии капитан 3 ранга) Калинин Михаил Степанович. 5 ноября вышло из строя управление вертикальным рулем и 7 ноября лодка досрочно прибыла в Турку. 17 января 1945 г. во время доливки аккумуляторов началось интенсивное выделение хлора (оказывается в базе выдали не дистиллированную, а загрязненную воду), "Щ-307" вынуждена была вернуться в базу. 6 марта награждена орденом "Красного Знамени".

Срок боевой службы - 46,5 месяца (22 июня 1941 г. - 9 мая 1945 г.). 4 боевых похода (126 суток). 11 торпедных атак , в результате которых потоплено 3 судна (6541 брт) и 1 корабль, кроме этого, возможно, потоплено еще 3 судна и повреждено 3 судна.

 "Щ-309" ("Дельфин")

Заложена 6 ноября 1933 г. в Горьком на заводе № 112 (Красное Сормово), заводской № 550/3. 10 апреля 1934 г. спущена на воду. 20 ноября 1935 г. вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота. Участвовала в Советско-Финляндской войне.

22 июня 1941 г. встретила под командованием капитан-лейтенанта (впоследствии капитан 3 ранга) Кабо Исаака Самойловича в составе 6 дивизиона 2 бригады подводных лодок в Таллинне. С 25 июня безуспешно действовала на подходах к стокгольмским шхерам. Из-за нерешительности командира и низкой подготовки личного состава все возможности для атаки противника были упущены. 27 сентября вышла на позицию к западу от о. Малый Тютерс на случай попытки прорыва к Кронштадту эскадры германских кораблей. 9 ноября вышла в море в район Мемель-Виндава, где не смогла произвести ни одной атаки и 26 ноября прибыла в бухту Суркюла для встречи с эскортом. Ожидание растянулось на десять суток и, с учетом ледовой обстановки, прибыла в Кронштадт только 11 декабря. 1 марта 1943г. присвоено звание "Гвардейская". 26 марта командиром корабля назначен капитан-лейтенант (впоследствии капитан 3 ранга) Филов Николай Александрович. Летом 1944г. в течение месяца отрабатывала задачи боевой подготовки на Ладожском озере. 4 октября вышла в боевой поход, однако у командира обнаружилась болезнь глаз ("куриная слепота"). Поэтому лодка днем лежала на грунте, а ночью всплывала только для зарядки аккумуляторов. Н.А. Филов донес о потере зрения и 21 октября "Щ-309" вернули в базу. 27 октября командиром корабля назначен капитан 3 ранга Ветчинкин Павел Петрович, и 31 октября лодка вышла в море вторично. 21 ноября безуспешно атаковала два эсминца противника и отказалась от атаки отряда боевых кораблей в составе крейсера и эскадренных миноносцев из-за малых глубин и неуверенности в натренированности личного состава. 22 февраля 1945 г. прибыла на позицию у Либавы, имея на борту командира бригады контр-адмирала С.Б. Верховского, которому Нарком ВМФ приказал лично научить командиров подводных лодок действовать более эффективно. 23 февраля потопила транспорт "Гетинген", но в дальнейшем поход складывался не удачно и, израсходовав в трех безуспешных атаках все оставшиеся торпеды, "Щ-309" вернулась в базу задолго до истечения срока автономности. 30 марта вновь выходит в море, где ее неоднократно атаковали противолодочные силы, поэтому "Щ-309" действовала только ночью, а днем отлеживалась на грунте. В связи с выходом из строя одного дизеля, 6 мая покинула позицию и 10 мая прибыла в Турку.

Срок боевой службы - 46,5 месяца (22 июня 1941 г. - 9 мая 1945 г.). 8 боевых походов (230 суток). 14 торпедных атак, в результате которых потоплено 4 судна (12357 брт) и, возможно, повреждено 2 судна.

 "Щ-310" ("Белуха")

Заложена 6 ноября 1933 г. с Горьком на заводе № 112 (красное Сормово), заводской № 550/4. 10 апреля 1935 г. спущена на воду. 21 августа 1936 г. вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота. Участвовала в Советско-Финляндской войне.

22 июня 1941 г. встретила под командованием капитан-лейтенанта (впоследствии капитан 3 ранга) Ярошевича Дмитрия Клеметьевича в составе 6 дивизиона 2 бригады подводных лодок в Таллинне. С 24 июня по 10 июля находилась на позиции в Балтийском море, встреч с противником не имела. При возвращении в базу 11 июля на походах к Соэла-Вяйну ночью обнаружила погружающуюся подводную лодку противника. Вместо того что бы атаковать ее, старший на борту командир дивизиона капитан 2 ранга М.В. Федотов приказал погрузиться и лечь на грунт. С возвращением на базу он был снят с должности и назначен командиром подводной лодки. С 21 сентября находилась у о. Гогланд с целью недопущения внезапного прорыва к Кронштадту эскадры германских кораблей. 30 сентября 1942г. одна из выпущенных торпед начала циркуляцию, и подводной лодке пришлось уклоняться от нее. 3 октября обнаружила подводную лодку противника отрабатывающую задачи боевой подготовки в обеспечении миноносца. В момент атаки заклинило горизонтальные рули и подводную лодку выбросило на поверхность . Выпущенная торпеда, да и сама "Щ-310" были замечены, подводная лодка противника уклонилась погружением. 9 октября при возвращении в базу подорвалась на мине. Взрывом сильно повредило носовую часть, ряд приборов и механизмов, в первый отсек стала поступать вода - подводная лодка легла на грунт. Устранив основные повреждения, самостоятельно дошла до базы, где встала в длительный ремонт. 15 марта 1944г. командиром корабля назначен капитан-лейтенант (впоследствии капитан 3 ранга) Богорад Семен Наумович. Летом в течение месяца отрабатывала задачи боевой подготовки на Ладожском озере. Установлена гидроакустическая станция "Дракон-129". 6 марта 1945г. присвоено звание "Гвардейская".

Срок боевой службы - 46,5 месяца (22 июня 1941 г. - 9 мая 1945 г.). 5 боевых походов (149 суток). 22 торпедные атаки, в результате которых потоплено 6 судов (10334 брт), возможно, еще потоплено 4 судна.

 "Щ-311" ("Кумжа")

Заложена 6 ноября 1933 г. в Горьком на заводе № 112 (Красное Сормово), заводской № 550/5. 10 апреля 1935 г. спущена на воду. 21 августа 1936 г. вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота. Участвовала в Советско-Финляндской войне и 7 февраля 1940г. удостоена звания "Гвардейская".

22 июня 1941 г. встретила под командованием капитан-лейтенанта Сидоренко Петра Антоновича в составе 6 дивизиона 2 бригады подводных лодок в Таллине. 25 июня заняла позицию в районе Норчепингской бухты, где в течение 10 суток 13 раз обнаруживала цели, но только один раз попыталась атаковать, да и то неудачно - командир забыл отдать приказание на подготовку торпедных аппаратов и вспомнил об этом только в момент команды "Пли!". 27 сентября высылалась на позицию к западу от о. Гогланд на случай попытки прорыва к Кронштадту эскадры германских кораблей. 9 ноября вышла из Кронштадта для действий в районе маяка Эландсрев. 15 ноября обнаружила сначала ходовые огни, а затем и одиночно идущий транспорт. Сблизившись на дистанцию 2 - 2,5 каб, безуспешно выполнила четыре торпедные атаки. После этого был открыт огонь из обоих 45-мм орудий с дистанции 3 - 5 каб., только тогда транспорт выключил ходовые огни и развернулся в сторону берега. Вскоре попала под огонь береговой батареи и легла на курс отхода, израсходовав 20 45-мм снарядов и добившись нескольких попаданий. В дальнейшем контактов и противником не имела. С прибытием в базу командиром корабля назначен капитан 3 ранга Пудяков Анисим Антонович. 10 октября 1942г. вышла из Кронштадата для действий в Балтийском море. однако 15 октября в районе Порккалы потоплена глубинными бомбами финских сторожевых катеров "VMV-13" И "VMV-15".

Срок боевой службы - 15,7 месяца (22 июня 1941 г. - 15 октября 1942 г.). 4 боевых похода (60 суток).  4 торпедные атаки.

 
http://zem-msk.ru Солнечный берег новорязанское шоссе. Участки в поселке тихие берега.