Военно-морской флот России


Тип «Щука-Б» (Тип «ЩБ») VIII серии

Описание    
 
Водоизмещение - надводное - 550-600 т (до 700 т)
Скорость - наибольшая наводного хода - 17-18  узлов ;  наибольшая подводного хода - 10-11 узлов.
Дальность плавания - эк. надводным ходом, миль 5000 миль при 8,5 узлах ; эк. подводным ходом 120-150 миль при 3 узлах
Автономность - 30 суток
Вооружение - 4 НТА, 2 КТА, 6 торпед ;  1 100мм, 1 45мм. ; 10 мин

Практически одновременно с проектом V серии (первоначально "Щука-А") началась разработка усовершенствованной лодки, под обозначением "Щука Б" (VIII серия). Оперативно-тактическое задание наморси Орлов утвердил 6 января 1932 года. Общий проект, на основании эскизного НИВК, выполняло ЦКБС-2 (новое название Техбюро №4), руководил работой К.К. Перцев. Предполагалось создать усовершенствованную лодку среднего тоннажа со значительно улучшенными параметрами, включая минное вооружение (из 10 мин).

Форма корпуса, особенно булей, приобретала более выгодные, с точки зрения гидродинамики и остойчивости, очертания. Прорабатывалась возможность цельносварной лодки, однако в окончательном варианте прочный корпус делался клепаным. В состав вооружения включались 10 мин заграждения нового типа с зарядом 250 кг. Сохранялось требование установки беспузырных и бездифферентных гидравлических торпедных аппаратов. Запас торпед предполагалось увеличить до 6. Артиллерийское вооружение первоначально составляли два 76,2-мм орудия, позже замененные одним 100-мм и одним 45-мм. Резко должна была возрасти скорость надводного и подводного хода: до 17-18 и 10-11 уз. соответственно. Из-за отсутствия дизелей необходимой мощности лодка становилась трехвальной. В подводном положении работали бортовые валы, связанные с электродвигателями. Дальность плавания существенно увеличивалась: полным надводным ходом - 2000 миль, экономичным (8,5 уз.) - 5000, с возможностью приема топлива в перегруз — до 6000, полным подводным — 10 миль (с проработкой увеличения до 15), экономичным (3 уз.) — 120—150 миль. Автономность — 30 суток. Нормальное надводное водоизмещение 550-600 т, но по расчетам получалось почти 700.

Проект лодки со столь высокими характеристиками, несмотря на утверждение Реввоенсоветом 25 января 1933 года и разработку рабочих чертежей, в строительство так и не попал. Причиной этого стали радикальные отличия конструкции от базового проекта, общими остались только главные механизмы и часть систем. Миносбрасывающее устройство и мины к нему в приемлемом варианте так и не были разработаны. Необходимо отметить, что как раз в это время группа Советских морских специалистов изучала возможность строительства новой серии средних подводных лодок по иностранным чертежам (впоследствии IX серия). В итоге, в середине 1933 года было принято решение начать строительство новой серии "Щук" по доработанному проекту V-бис серии, в который вносились все необходимые улучшения и изменения. Новая серия получила обозначение V-бис-2.