Военно-морской флот России


Проект минного заградителя А.Н. Щеглова.

Описание    

Размерения - 77,8х6,65х3,72 м
Водоизмещение - надводное - 1034 т
Силовая установка - дизели - 2000 л.с ; электродвигатели - 1300 л.с.
Скорость - в надводном положении - 14,5 уз. ; в подводном положении - 9 уз.
Дальность плавания - в надводном положении - 5680 миль ; в подводном положении - 150 миль
Вооружение - 6 533мм НТА (12 торпед) ; 1 100 мм орудие ; 1 37 мм орудие ; 40 мин
Глубина погружения - 75 м
Экипаж - 52 человека

Вторую серию из шести лодок программы 1926 г. должны были составить новые подводные минные заградители. Предварительное задание штаба РККФ на подводный заградитель (1925 г.) ориентировалось на известный налетовский "Краб", принимавший 60 мин в отличие от более крупного "Ерша", с 42-мя минами, построенного по измененному проекту "Барса". Учитывая необходимость увеличения массы заряда, а следовательно, и массы всей мины, по сравнению с прежними образцами, моряки считали возможным уложиться в надводное водоизмещение около 1200—1300 т при минном вооружении из 60, а по возможности, даже из 100 мин специального лодочного образца.

Однако в 1927 г. это задание было пересмотрено. Намортехупр Н. И. Власьев предложил не делать коренных изменений в главных

двигателях, а НТК и подводники выступили с требованием обеспечить "сухое" хранение мин в минных трубах вплоть до постановки. Сами лодки должны были совмещать минное вооружение с достаточно сильным торпедным.

Этим условиям отвечал эскизный проект корабельного инженера А. Н. Щеглова, достаточно подробно разработанный автором в 1928 г. Подводный заградитель Щеглова, имея много общего с лодками I серии и будучи всего на 100 т больше их по водоизмещению, мог принимать 40 мин заграждения с нулевой плавучестью (при шести 533-мм торпедных аппаратах и 12 торпедах). Мины размещались в двух коридорах эллиптической минной трубы, равнопрочной корпусу лодки. Для компенсации изменения массы и дифферентовки заградителя при минной постановке в проекте предусматривались десять специальных цистерн, расположенных между минами по всей длине трубы. Если ставились часть мин, то одновременно с их передвижением требовалось заполнять цистерны водой и перекачивать воду из одной цистерны в другую. Если ставились все мины, то погружение лодки осуществлялось с затопленными коридорами. Такое минное устройство отличалось чрезмерной сложностью в изготовлении и обслуживании, что и было отмечено в заключении НТК.

Однако в результате тщательной проработки вопроса в секции А. Н. Гарсоева было решено остановиться на варианте, предложенном Б. М. Малининым, который и послужил основой типа «Л» II серии.