Военно-морской флот России


Подводная лодка проект 605

Описание  

 

     
К концу 1967 г. возникла неотложная необходимость создания опытно-боевой лодки, предназначавшейся для отработки и последующего принятия на вооружение ракеты Р-27К, создававшейся специально для поражения движущихся морских целей (проект 605, ЦПБ «Волна», главный конструктор В.В. Борисов).

31 декабря 1967г., в бюро пришло телеграфное указание зам. министра судпрома Ю.Г.Деревянко о необходимости выполнения проработки размещения на ДЭПЛ пр. 629 шести ракет Р-27К комплекса Д-5 с целью проведения их летно-конструкторских испытаний. Предписывалось в течение трех месяцев определить объем работ и участников, состав необходимого оборудования, стоимость и возможные сроки переоборудования корабля пр. 629. Главным конструктором этой работы в бюро был назначен Владимир Владимирович Борисов, его заместителями - Л.В.Чернопятов и Д.Ф.Ошеров. В марте 1968 г., как было приказано, проработку отправили в Москву. В ней была обоснована целесообразность установки только четырех шахт для Р-27К, а не шести, поскольку разработчик комплекса, СКБ-385, формировало аппаратуру КСППО блоками - один на четыре ракеты. Для размещения четырех ракет, счетно-решающей аппаратуры "Рекорд-2", аппаратуры приема и обработки информации целеуказания "Касатка-Б" с двумя антенными постами, выпускного антенного устройства "Зубатка", дополнительных средств кондиционирования и т.д. после демонтажа старого ракетного комплекса и астронавигационного перископа "Лира" было необходимо удлинить на 12,5 м прочный корпус.

Предлагалось разрезать его в цилиндрической части - по III (у кормовой переборки ЦП) и V (за носовой переборкой отсека) отсекам, чтобы не усложнять работу завода по резке и последующей стыковке прочного корпуса "восьмерочной" части, а также чтобы сформировать жесткий блок, который легко можно будет загерметизировать при буксировке и доковании.
Новый блок должен был состоять из кормовой части III отсека с переборкой, новых III-бис и IV (ракетного) отсеков "восьмерочной" формы и части V отсека с носовой переборкой. Общая длина нового блока составляла 25.5 м (вместо вырезаемых 13 м).

Проработку рассмотрели на Совете Главных конструкторов с участием представителей ВМФ и положили в основу ТТЗ на пр.605.

Уже 11 апреля Военно-промышленная комиссия своим решением №79 обязала ВМФ выдать ТТЗ на проектирование корабля, а бюро — представить сразу технический проект в III кв. 1968 г.

Такие "сумасшедшие" темпы поддержало руководство МСП, которое своим приказом от 12 мая обязало бюро параллельно с разработкой технического проекта начать выпуск рабочих чертежей.

Главное управление кораблестроения только 29 июня выслало в Ленинград ТТЗ, которое, правда, полностью соответствовало представленной проработке, так что менять что-либо в разрабатываемых материалах техпроекта не пришлось, и он был представлен в Москву с письмом от 11 октября 1968 г.

К тому времени на МП "Звездочка" и СМП отправили рабочие чертежи нового блока прочного корпуса, прочных цистерн, ракетных шахт и теоретический чертеж для плаза. К концу года были закончены рабочие чертежи на основные конструкции (около 57% всего объема рабочих чертежей), в следующем году закончили выпуск рабочих чертежей, технической документации, разослали на согласование программы швартовных, заводских ходовых и Государственных испытаний.

Новый блок состоял из кормовой части III отсека с переборкой, нового (III-бис) и IV (ракетного) отсеков "восьмерочной" формы и части V отсека с носовой переборкой. Общая длина нового блока составляла 25,5 м (вместо вырезаемых 13 м).

Состав торпедного, гидроакустического и радиолокационного вооружения, ЭЭУ и средств связи соответствовал пр.629А. Дополнительно была установлена выпускная антенна "Зубатка", а НК "Сигма" был принят в комплектации без АНП "Сегмент".

Для переоборудования по пр.605 Северный флот выделил К-102 (зав. №805), которая в конце года стала к причальной стенке завода. После демонтажа оборудования на плаву корабль завели в док и на только что введенном в строй судовозном оборудовании завели в цех для разрезки. Новый блок прочного корпуса изготавливался на СМП. По готовности его также отдоковали и на судовозном поезде доставили в цех, где его ждали носовая и кормовая оконечности корпуса.

С помощью "Севмашпредприятия", изготовившего новый блок прочного корпуса, "Звездочка" довольно быстро выполнила переоборудование корпуса, отремонтировав корабельные системы и механизмы. Для полного завершения работ не хватало только "малого" - счетно-решающей аппаратуры Рекорд-2, системы "Касатка-Б", ИПЭСУ, системы документирования и других элементов комплекса ракетного оружия. Испытания решили проводить по частям, по достижении готовности. Во второй половине 1970 г провели швартовные, затем заводские и ходовые и 9 декабря вышли на Государственные испытания по общекорабельной программе.

За девять ходовых дней комиссия Госприемки под председательством капитана 1 ранга Ю.А. Мизрахи испытала в действии все, что только можно было испытать без комплекса ракетного оружия, и была вынуждена сделать перерыв.

Весь 1971 г., а затем и 1972 г. прошел в периодических работах по монтажу и испытаниям постепенно прибывающей аппаратуры. В конце 1972 г. Госиспытания продолжились, но из-за неполадок в системе "Рекорд-2" завершить их не удалось. Восемь месяцев следующего, 1973 г. прошли в отладке аппаратуры, парных и комплексных стыковках, доработках с привлечением специалистов всех систем комплекса. Только11 сентября 1973 г. наконец, начались летно-конструкторские испытания ракет P-27K. Однако неполадки продолжались...

Испытания проводились с большими перерывами на доработки весь 1974 г. и значительную часть следующего года.

Комиссия по совместным летным испытаниям и комиссия Государственной приемки корабля под председательством контр-адмирала Н.С. Борисеева завершили свою работу только 15 августа 1975 г.. записав в акте об окончании испытаний комплекса Д-5 с ракетами Р-27 и Р-27К и корабельною комплекса целеуказания "Касатка-Б-605". что ракетный комплекс отвечает заданным в ТТЗ требованиям. После этого корабль был принят в состав ВМФ.

Другие подводные лодки по этому проекту не переоборудовались, так как в это время уже строились подводные лодки проекта 667А.

Наименование корабля

Заводской номер

Даты

Начало модернизации

Окончание

Подписание акта

К-102

805

05.11.1968

09.12.1970

15.08.1975

 
Для Вас - гемма 3d. Качественно и надежно.