Военно-морской флот России


Подводная лодка проект 613Э

Описание Фотографии  
     
Основной недостаток дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ) в сравнении с атомными подводными лодками - необходимость периодически подвсплывать в режим работы дизеля под водой для зарядки аккумуляторной батареи (АБ). Очевидно желание проектантов ПЛ создать энергетическую установку (ЭУ), независимую от атмосферного воздуха.

В СССР работы по созданию ПЛ с ЭУ с электрохимическими генераторами (ЭХГ) были начаты в первой половине 70-х годов. Центральное конструкторское бюро «Лазурит», научно-производственные объединения «Квант» и «Криогенмаш» приступили к созданию для подводных лодок ВНЭУ с электрохимическими генераторами (ЭХГ). Дизель-электрическую подлодку С-296 (в некоторых источниках указывается ПЛ С-273) проекта 613 переоборудовали по проекту 613Э шифр «Катран». Около 10 лет понадобилось для того, чтобы экспериментальный корабль и обеспечивающую его береговую базу довести до ума.

В 1988 (1989?)г. ПЛ "Катран" проекта 613Э разработки ЦКБ "Лазурит" с опытной ЭУ с ЭХГ успешно прошла Государственные испытания и подтвердила принципиальную возможность создания и эффективного использования новой энергетики на ПЛ.

Испытания, которые начались в 1987 году и завершились в 1989-м, показали, что время не было потрачено зря. Если обычные подлодки 613 проекта на малой скорости в 2 узла без подзарядки аккумуляторных батарей могли находиться под водой в течение чуть более 7 суток (это по «паспорту», а на деле - не более 3-4), то С-296 с ЭХГ на скорости 2,5 узла оказалась способной «бегать» в глубинах 4 недели.

Первая отечественная вспомогательная ВНЭУ с ЭХГ водородно-кислородного типа, установленная на С-296, имела значительные габариты. Четыре большие емкости для хранения жидкого кислорода и водорода, смонтированные в легком корпусе, не украшали корабль, а главное - ухудшали его гидродинамические характеристики. Однако на этой установке и на самой подлодке были отработаны многие элементы перспективных анаэробных ЭУ, в том числе по обеспечению пожаровзрывобезопасности.