Военно-морской флот России


Подводная лодка проект 615

Описание Фотографии  
     

Водоизмещение - надводное - 390 т

Скорость - в надводном положении - 16 узлов ; в подводном положении - 15 узлов

Дальность плавания - в надводном положении - 3150 (10) миль (?) ; в подводном положении - 56 (15) миль

Глубина погружения - 100 м.

Автономность - 10 суток

Вооружение - 4 533мм ТА, 25 мм 2М-8

Экипаж - 33 (?) человека.

Работы над ПЛ с единым двигателем для надводного и подводного хода, в качестве которого использовался дизельный двигатель (для его работы в подводном положении на ПЛ имелись запасы кислорода и химического поглотителя известкового типа) начались в СССР еще в 30-х под руководством С.А. Базилевского. В 1941 году была построена опытная ПЛ М-401 (проект 95) которая испытывалась на Каспийском море и была принята в состав ВМФ СССР в 1946 году. В 1948 году за создание новой энергоустановки для ПЛ группе специалистов была присуждена Сталинская премия II степени. В 1946 году по постановлению правительства в ЦКБ-18 начались работы по созданию опытной ПЛ проекта 615. Главным конструктором был назначен А.С. Кассациер. Заложенная в 1950 году на ССЗ "Судомех она вошла в состав ВМФ в 1953 году и получила тактический номер М-254.

ПЛ по конструкции представляла полуторокорпусную (со сварными прочными и легкими корпусами, при этом первый разделялся водонепроницаемыми переборками на 7 отсеков) лодку являющуюся развитием ПЛ типа "М" XV серии. Габариты ПЛ позволяли транспортировать ее по железным дорогам на специальных транспортерах. Вооружение состояло из четырех 533-мм ТА без запасных торпед, одного спаренного 25-мм автомата.

Трехвальная главная энергетическая установка состояла из трех дизелей (на среднем валу дизель 32Д для длительных режимов хода, на бортовых валах дизели М50 для использования форсированных режимов), одного электродвигателя на среднем валу и одной группы аккумуляторных батареи. По замыслу конструкторов, в подводном положении в работающие дизели подавался жидкий кислород, выхлопные газы охлаждались, затем очищались от углекислоты с помощью химического поглотителя, в них добавляли кислород, и рабочий цикл повторялся. Запасов кислорода хватало на 100 часов хода под средним дизелем со скоростью 3.5 узла. Полным ходом 15 узлов дальность хода под водой была всего 56 миль. Эти результаты были, безусловно очень хорошими. Зарубежных аналогов этой ПЛ не было.

После всесторонних испытаний оказалось, по скорости в подводном положении новая ПЛ более чем в 2 раза превосходила тип "М" XV серии, значительно возросла дальность плавания. На лодке установили (скорее по традиции) оборонительное артиллерийское вооружение - спаренные 25-мм пушки в специальном обтекателе, как на немецкой XXI серии.

В корме, по примеру средних субмарин 613 и больших 611 серий, установили стабилизаторы. Корабль оснастили радиолокаторами, предназначенными для обнаружения воздушных и надводных целей, гидроакустической (ГАС "Тамир-5Л") и шумопеленгаторными станциями. В 5-м отсеке смонтировали два бортовых дизеля М-50 мощностью по 900 л.с., в 6-м - средний 32Д в 900 л.с., на средний вал работал электродвигатель экономичного хода ПГ-106 в 78 л.с. Запас жидкого кислорода держали в двух цистернах общей емкостью 8,6 т, химического поглотителя было 14,4 т. Работа дизелей в обычном режиме - под шнорхелем на гребные валы и генераторы, была возможна при умеренном волнении и скорости до 5 узлов.

Обкатка экспериментальной лодки состоялась в августе 1951 - октябре 1955 г., после чего приступили к серийной постройке 29 лодок проекта А615.