Военно-морской флот России


Подводная лодка проект 624 (П-4)

Описание  

 

     
Водоизмещение - нормальное - 2120 м3
Длина наибольшая - 90,5 м
Ширина наибольшая - 7,8 м
Осадка средняя - 5,8 м
Запас плавучести - 25 %
Энергетическая установка - комбинированная (дизель-электрическая и парогазотурбинная)  2 дизеля 37Д х 2000 л.с. (на бортовых линиях вала) ; 1 ПГТУ х 6500 л.с. (на средней линии вала через редуктор) ; 2 ГЭД х 2700 л.с.(на бортовых линиях вала) ; 1 ГЭД э.х. х 500 л.с. (на средней линии вала) : АБ свинцово-кислотная 46СУ 4 группы по 112 элементов.
Скорость хода - наибольшая надводная - 15,0 узлов ; наибольшая подводная под ПГТУ 13,4 уз. ; наибольшая подводная под ГЭД - 18,0 узлов ; экономическая подводная - 2,0 узла.
Дальность плавания - надводная 17000 миль при 10,0 узлах ; подводная под ПГТУ 80 миль при 13,4 уз. ; подводная под ГЭД 18 миль при 18,0 узлах или 400 миль при 2,0 узлах.
Глубина погружения - 200 м
Вооружение - С-С дальнего действия, боекомплект С-С - 9 шт. ; расположение С-С на ПЛ - в стационарном горизонтальном контейнере, в надстройке ПЛ ; вид старта - надводный, с наклонной стартовой дорожки ; 6 533мм НТА, торпедный боезапас - 12 торпед ; спаренные зенитные АУ 1 х 57 (П-57) и 1 х 25 (П-25)
Средства навигации, наблюдения и связи. ГАС: - ШПС «Феникс», ГЛС «Плутоний», миноискания «Денеб-2», состав средств навигации, радиолокации и радиосвязи по проекту 611
Автономность - 75 суток
Экипаж - 65 человек

Предэскизный проект 624 (ранее П-4) (Проект большой подводной лодки с самолетами-снарядами (С-С) дальнего действия) разрабатывался ЦКБ-18 в 1949 г. с целью обоснования ТТЗ на проектирование ПЛ, вооруженной С-С, предназначенными для поражения наземных целей на удаления от ПЛ до 350 км.

В проекте рассматривались С-С разработки ОКБ-301 (ныне НПО им. С. А. Лавочкина) со следующими характеристиками: длина - 9,0 м, размах крыла - 4,04 (2,0) м, полетная масса - 3,2 т, дальность стрельбы – 300 км, маршевый двигатель - ПВРД, стартовые двигатели - 3 РДТТ, вид топлива маршевого двигателя – бензин.

Проектирование ракетной ПЛ велось при использовании вооружения, механизмов и оборудования торпедной ПЛ проекта 611 и при применении комбинированной энергоустановки (дизель-электрической и парогазотурбинной) с целью увеличения непрерывной подводной дальности ПЛ. В проекте было рассмотрено несколько вариантов ПЛ, различающихся числом и размещением С-С на корабле.

На эскизе общего расположения представлен вариант ПЛ с 10 С-С, размещенными в двух прочных контейнерах в надстройке ПЛ. Для пуска С-С ПЛ должна была всплыть в надводное положение, после чего производилась подача С-С на стартовое устройство - пусковую дорожку ферменной конструкции, поднимаемую с помощью механизмов на угол старта. Предстартовая подготовка С-С включала раскрытие и закрепление консолей крыла, раскрутку гироскопов и ввод данных в приборы управления полетом С-С и пр. При старте С-С, который мог осуществляться при волнении моря до двух баллов, использовались три РДТТ. Один стартовый РДТТ, установленный в хвостовой части С-С, должен был обеспечивать взлет снаряда со стартового устройства, а два других РДТТ - разгонять его до скорости, необходимой для запуска маршевого ПВРД.

Выполненный в 1950 г. предэскизный проект 624 в дальнейшем не разрабатывался поскольку при проектировании ракетных ПЛ стали ориентироваться на С-С других типов («П-10» и «П-5»), более приемлемых для использования с ПЛ, чем С-С ОКБ-301.