Военно-морской флот России


Проект 627

Поисковые работы по исследованию облика атомной подводной лодки начались в СССР в 1949 году, когда были достигнуты первые реальные результаты в создании советского ядерного оружия и уже четыре года работал исследовательский ядерный реактор. В 1950 году об этих исследованиях в конфиденциальном порядке были оповещены некоторые командующие флотами (в частности, командующий СФ, где, в первую очередь, намечалось внедрение новой техники). 9 сентября 1952 г. И.В. Сталин подписал постановление Совета Министров СССР “О проектировании и строительстве объекта 627”. В соответствии с этим документом для проведения работ по созданию атомной подводной лодки (объект, а впоследствии -проект 627) в Москве были сформированы две группы конструкторов и ученых, одной из которых, руководимой В.Н. Перегудовым, было поручено проведение проектной проработки собственно корабля, а второй, возглавляемой Н.А. Доллежалем - его энергетической установки. Научным руководителем всех работ по созданию первой отечественной АПЛ был назначен директор института атомной энергии АН СССР академик А.П. Александров. Общую координацию работ осуществлял один из энтузиастов создания атомных подводных лодок - заместитель председателя СМ СССР В.А. Малышев.

Естественно, наиболее сложной проблемой была разработка ядерной энергетической установки, которую можно было разместить на борту подводной лодки. Первая советская чисто “земная” атомная энергетическая установка мощностью 5 мВт была введена в строй в Обнинске в 1954 году (она использовалась для электроснабжения города). Затем последовал первый корабельный реактор (самый мощный в мире для своего времени), предназначенный для установки на “мирном” атомном ледоколе “Ленин”, который являлся, фактически, опытовым судном, служившим для отработки корабельной силовой установки.

Ответственным за разработку паропроизводящей установки для подводной лодки стал НИИ-8 Министерства среднего машиностроения, возглавляемый Н.А. Доллежалем. Проектирование паротурбинной силовой установки выполняло СКБ Кировского завода (главный конструктор М.А.Казак) совместно с СКБ-143. Электрооборудование создавалось заводом “Электросила”. Забегая вперед, следует заметить, что, по оценке специалистов, существенным недостатком электроэнергетической установки первой советской АПЛ были навесные электрогенераторы, работавшие лишь совместно с главными турбозубчатыми агрегатами, что лимитировало продолжительность нахождения корабля на “стопе” или на заднем ходу емкостью резервных аккумуляторов.
Пуск опытного “лодочного” реактора, смонтированного в подмосковном Обнинске, состоялся 8 марта 1956 г. Однако “первый блин вышел комом” - из-за конструкционного недостатка крышки реактора сразу же возникла протечка радиоактивной воды. В дальнейшем конструкция крышки была изменена. Не сразу сформировались и требования к ядерной безопасности корабельных энергетических установок. Так, в начале 50-х годов высказывалось предложение, что перегрузку радиоактивного горючего можно будет проводить прямо в открытом море (разумеется, принятие подобных предложений привело бы к облучению каждого, принимающего участие в подобной операции).

Опытная атомная подводная лодка 627-го проекта предназначалась, в первую очередь, для всесторонних испытаний в морских условиях первого образца ядерной энергетической установки с водо-водяным реактором. Однако она рассматривалась и как головной образец новой стратегической системы оружия, предназначенной для борьбы с основным “потенциальным противником” - США. Атомоход должен был наносить ядерные удары по военно-морским базам и другим стратегическим целям, расположенным на побережье противника. Для этого его предполагалось вооружить сверхмощной парогазовой торпедой Т-15 (калибр 1550 мм, длина 24 м, дальность хода 40-50 км), оснащенной ядерной боевой частью (габаритами последней и определялись столь чудовищные размеры торпеды). Работы групп проектантов велись в обстановке повышенной секретности, с привлечением крайне узкого круга участников. При этом к ним на первом этапе реализации программы практически не привлекались специалисты ВМФ, что негативно сказалось на формировании облика подводной лодки.

В марте 1953 г. группа В.Н. Перегудова завершила работу над предъэскизным проектом АПЛ. Первый советский атомоход должен был иметь двухкорпусную архитектуру с необычайно большим (более 13) удлинением и поперечным сечением, близким к круговому. Двухвальная силовая установка должна была обеспечить достижение максимальной подводной скорости не менее 25 узл. В формировании архитектуры корабля принимали участие гидродинамики ЦАГИ (К.К. Федаевский), а также ЦНИИ-45 (В.И. Першин). Лодка (впервые в нашей стране) получила “китообразную” форму носовой оконечности, оптимизированную для подводного плавания, но значительно снижающую характеристики корабля в надводном положении. Выбор формы носовой оконечности вызвал серьезную дискуссию среди создателей АПЛ (часть конструкторов настаивала на сохранении традиционной “корабельной” формы). Однако победила точка зрения В.Н. Перегудова, считавшего, что атомоход должен быть приспособлен, в первую очередь, для подводного плавания. В дальнейшем овальная форма носа была реализована на американских АПЛ типа “Скип-джек” (головной корабль вступил в строй в 1959 году), а также на всех последующих атомоходах, спроектированных и построенных в США. Однако в СССР она окончательно утвердилась лишь на атомных подводных лодках 2-го поколения.

Максимальная глубина погружения АПЛ проекта 627 по сравнению с тогдашними отечественными и зарубежными дизель-электрическими подводными лодками возрастала в полтора раза (до 300 м). Это потребовало создания новой стали для прочного корпуса, разработку которой поручили ЦНИИ-48 Министерства судостроения (директор Г.И. Копырин). Новый сплав АК-25 был создан на основе одной из марок броневой стали.

Автономность подводного плавания АПЛ проекта 627 должна была составить 50-60 суток, что предъявляло новые, значительно более высокие требования к системе жизнеобеспечения корабля.
Проект первого советского атомохода создался на основе наиболее крупной отечественной дизель-электрической подводной лодки (ДЭПЛ) проекта 611. Было решено сохранить принципиальную компоновку этого корабля, использовав ряд элементов конструкции и бортовых систем.

Полномасштабная разработка опытной АПЛ 627-го проекта, получившей шифр “Кит”, была весной 1953 года передана ленинградскому СКБ-143 (позже известному как ПКБ “Малахит”), главным конструктором которого был назначен В.Н. Перегудов, что обеспечило необходимую преемственность работ. Коллектив ПКБ уже имел опыт разработки подводных лодок с “нетрадиционными” энергетическими установками. В частности, в 1948-1953 гг. там была создана лодка проекта 617 с парогазотурбинной силовой установкой.
Велись работы и по созданию “главного калибра” корабля - торпеды Т-15. Однако испытания ядерной боевой части для торпеды, проводившиеся на Семипалатинском полигоне, закончились полной неудачей.

В мае 1954 г. завершились работы над техническим проектом АПЛ, а в июле к участию в программе, наконец, были привлечены военно-морские специалисты. Их заключение по проекту новой лодки было далеко не благоприятным: была отмечена проблематичность использования корабля по своему основному назначению - нанесению ядерных ударов по прибрежным объектам на территории потенциального противника. Кроме того, указывалось на недостаточную скорость полного хода, слабое торпедное вооружение, высокую шумность, низкие ресурс и ремонтопригодность, другие недостатки.

Это привело к внесению в проект ряда радикальных изменений: АПЛ лишилась “суперторпеды” Т-15, получив взамен усиленное обычное торпедное вооружение. В результате потребовалась почти полная переделка носовой части корпуса до второго отсека включительно. Повышалась максимальная подводная скорость корабля. Подводная лодка была переориентирована на борьбу с боевыми кораблями и транспортами противника. Компоновка помещений лодки (впервые в отечественном подводном кораблестроении) отрабатывалась на специальных деревянных натурных макетах, выполнявшихся для всех отсеков АПЛ.

О масштабах работ по созданию первой отечественной атомной подводной лодки говорит тот факт, что к участию в программе было привлечено 135 предприятий и организаций, расположенных, практически, на всей территории СССР, в том числе 20 КБ и около 80 заводов-поставщиков различного оборудования.
К разработке рабочих чертежей АПЛ проекта 627 приступили в марте 1954 г., еще до окончательного утверждения технического проекта, а в июне 1954 г. на заводе №402 в г. Молотовске (ныне Северное машиностроительное предприятие в г. Северодвинске) в обстановке чрезвычайной секретности, в специально отгороженном участке эллинга начались работы по постройке первого отечественного подводного атомохода.

 
Смотрите подробности эвакуатор липецк у нас.