Военно-морской флот России


Подводная лодка проект 627А

Описание Фотографии

Доп. материал

     
Длина наибольшая - 107,4 м
Ширина наибольшая - 7,9 м
Осадка средняя - 5,7 м
Водоизмещение нормальное - 3101м3
Запас плавучести - 30%
Глубина погружения - предельная  - 300 м
Скорость - наибольшая надводная - 15 узлов, подводная - 30 узлов
Экипаж - 110 человек

Все лодки заложены на Северном машиностроительном предприятии (N 402), Северодвинск.

К-5
(Заводской номер 260)

Заложена 13 августа 1956, спущена 1 сентября 1958, вступила в строй 27 декабря 1959.

С 10 октября 1958-22 сентября 1959 г. лодка проходила швартовые испытания. 22-25 сентября 1959 г. заводской наладочный выход. 11 октября - 27 декабря 1959 г. совместные ходовые испытания. 27 декабря 1959 г. состоялось подписание Государственной комиссией акта о завершении государственных испытаний. В 1960 г. вошла в состав Северного флота и в том же году совершила 10 выходов в море, прошла в надводном положении 1088 миль, в подводном - 7107 миль.

С ноябрь 1960 по декабрь 1962 г. проходила ремонт и модернизацию. В 1965 г. была обнаружена разгерметизация ТВЭЛов. В связи с большим объемом работ и неудовлетворительной радиационной обстановкой отсек ППУ был вырезан и заменен новым. Ремонт продлился до сентября 1967 г. Вырезанный отсек вместе с реактором, залитым специальной твердеющей смесью, был захоронен в специальном полигоне. С 1967 по 1971 гг. совершила 5 автономных походов на БС общей продолжительностью 300 суток. С июль 1971 по август 1973 г. находилась в текущем ремонте. В 1975г. произведена перезарядка реакторов. 1974-1978 гг. - совершила 2 автономных похода на БС общей продолжительностью 81 сутки. 1981-1982 гг. после ремонта совершила 2 автономных похода на БС общей продолжительностью 49 суток. 1986-1988 гг. отрабатывала задачи боевой подготовки в море и базе. В 1990 г. выведена из боевого состава ВМФ. С 1996 г. хранилась у стенки СРЗ до окончания работ по подготовке к временному хранению на плаву (выгрузка активной зоны, герметизация и пр.).

Всего с момента постройки "К-5" прошла 198975 миль за 33407 ходовых часов.

Командиры: к. 2 р. В.С. Салов (1959 г.).

К-8
(Заводской номер 261)

Заложена 9 сентября 1957, спущена 31 мая 1959, вступила в строй 31 декабря 1959.

26 июня - 16 ноября 1959 г. лодка проходила швартовые испытания. 16 ноября 1959 г. заводской наладочный выход. 04-31 декабря 1959 г. совместные ходовые испытания. 31 декабря 1959 г. состоялось подписание Государственной комиссией акта о завершении государственных испытаний.

В 1960 г. вошла в состав Северного флот. На лодке активно отрабатывала задачи БП. Прошла в надводном положении 1357 миль, в подводном — 3168 миль, совершив 6 выходов. В 1961 г. совершила 5 выходов, пройдя в надводном положении 1512 миль и в подводном положении 3171 милю. В конеце 1961 г. встала в ремонт.

С 1965-1966 гг. занималась отработкой задач БП в море и в базе. С август 1966 по июль 1968 г. находилась в текущем ремонте с заменой парогенераторов. В 1969 г. совершила автономный поход на БС продолжительностью 21 сутки. 17 февраля 1970 г. ПЛ "К-8" вышла в свой последний поход.

8 апреля 1970 г. при возвращении с боевой службы и учений "Океан" на 51-е сутки автономного похода в Бискайском заливе на глубине 120 метров при скорости хода 10 узлов в 22 ч. 30 м. почти одновременно в III и VII отсеках возникли пожары. ПЛ начала всплытие в надводное положение, увеличив ход до 16 узлов. В 22ч. 36 м. ПЛ всплыла в надводное положение, волна 2 балла, ветер 3 балла. Через несколько минут сработала аварийная защита реакторов обоих бортов, из-за выхода из строя силовой электросети. ПЛ полностью лишилась хода, электроэнергии и средств связи. В ночь на 9 апреля вследствие повышения температуры и загазованности IV и VI отсеков личный состав из них был переведен на мостик. В 2 часа ночи отдраили люк VIII отсека, из которого были выведены 4 человека и вынесено 15 человек, погибших от отравления окисью углерода. К утру 9 апреля весь личный состав покинул кормовые отсеки с V по IX и они больше не посещались и не осматривались. Во второй половине дня 9 апреля волнение увеличилось до 4 баллов, появились признаки нарастания дифферента на корму вследствие поступления воды в кормовые отсеки. На подошедшие корабли были переданы 73 члена экипажа "К-8". Оставшийся личный состав разместили в I и II отсеках и на мостике. Трехкратная попытка транспорта "Касимов" завести буксирный трос в штормовых условиях не увенчалась успехом. Таким образом, ПЛА 8-10 апреля находилась в дрейфе, без хода и с израсходованным запасом воздуха высокого давления. Утром 10 апреля на лодку вышел болгарский теплоход "Авиор", через который сообщили об аварии в Москву. К этому времени погода резко ухудшилась, стало ясно, что в 7-й отсек поступает вода, запасы ВВД закончились, дифферент продолжал нарастать. В условиях сильного шторма болгарское судно сняло с ПЛ 46 человек. К 15 часам 11 апреля волнение достигло 6 баллов. Личный состав из I и II отсеков был выведен на мостик и в ограждение рубки во главе с командиром ПЛ капитаном 2 ранга В. Бессоновым. Ночью к месту аварии подошли советские суда: т/х "Касымов", "Комсомолец Литвы" и нис "Харитон Лаптев", их попытки взять подводную лодку на буксир не увенчались успехом. В 21 час 11 апреля уже заливало ограждение рубки. К концу третьих суток аварии положение ещё более осложнилось - носовые отсеки постепенно загазовывались, в кормовые поступала вода, затапливались безгингстонные цистерны главного балласта. Оценив ситуацию, командир БЧ-5 начал настаивать покинуть корабль. Командир всё ещё надеялся продолжить борьбу за живучесть, и на борту ПЛ осталась одна боевая смена из 22 человек во главе с командиром лодки капитаном 2-го ранга Бессоновым. Около 6 час. 20 м. 12 апреля радиолокационный контакт с ПЛ был потерян. Вахтенный помощник с транспорта "Касимов" увидел красную ракету с ПЛА. Волнение моря к этому времени увеличилось до 8 баллов. Через короткий промежуток времени были зафиксированы два мощных гидравлических удара, что свидетельствовало о гибели подводной лодки. В условиях восьмибального шторма спасти оставшихся на плаву моряков не удалось. Причиной гибели явилась потеря продольной остойчивости в результате последовательного поступления забортной воды в несколько (не менее трех) отсеков прочного корпуса. Определенную роль в невозможности длительного удержания ПЛ в надводном положении в штормовых условиях сыграла бескингстонность цистерн главного балласта - через шпигаты постепенно стравливался воздух, находящийся в цистернах, цистерны постепенно заполнялись водой и ПЛ теряла запас плавучести. ПЛА затонула в Бискайском заливе на глубине более 4500 метров, погибло 52 человека. Гибель К-8 и 52 членов экипажа стали первой потерей советского атомного флота. Бессонову было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно, погибшие члены экипажа закрытым Указом Президиума Совета министров были награждены орденом Красного знамени, оставшиеся в живых - медалью Ушакова. Именем начальника медслужбы Соловья, отдавшего свой ИДА больному матросу была названа улица в пос. Гремиха, где базировался атомоход, там же погибшим морякам поставили памятник.

Командиры: к. 1 р. В.П. Шумаков (1959г.), к. 2 р. В. Бессонов (1970г.).

К-14
(Заводской номер 281)

Заложена 2 сентября 1958, спущена 16 августа 1959, вступила в строй 30 декабря 1959.

С 1 сентября - 22 ноября 1959 г. швартовые испытания. 07-30 декабря 1959 г. совместные ходовые испытания. 30 декабря 1959 г. состоялось подписание Государственной комиссией акта о завершении государственных испытаний. В 1960 г. вошла в состав Северного флота

В 1960 г. совершила 9 походов, пройдя в надводном положении 1997 миль, а в подводном положении 11430 миль, в том числе в Атлантический океан. В 1961 г. совершила 4 походов, пройдя в надводном положении 1356 миль, а в подводном положении 1967 миль. В 1962 г. произошло разрушение аварийной защиты обоих бортов. Был вырезан и заменен реакторный отсек. До декабря 1964 г. аварийно-восстановительный ремонт. 30 августа - 17 сентября 1966 г. перешла подо льдами Арктики с Северного флота на Тихоокеанский флот. С 1966 по 1970 гг. совершила 4 автономных похода на БС общей продолжительностью 160 суток. С декабрь 1970 по март 1973 гг. находилась в среднем ремонте.

С 1973 по 1975 гг. совершила 3 автономных похода на БС общей продолжительностью 135 суток. С 1976 по 1978 гг. находилась в текущем ремонте. С 1979 по 1982 гг. отрабатывала задачи боевой подготовки. С декабрь 1982 по март 1986 гг. находилась в среднем ремонте.

12 декабря 1988 г. в базе при проведении работ в трюме VII отсека возник пожар, который был ликвидирован подачей огнегасителя системы ЛОХ, при этом погиб один человек. В 1988 г. введено ограничение - ГЭУ ЛБ - 70% от номинальной мощности, ПБ - 50% от номинальной мощности с разрешением использования ПЛ для БП и резерва БС на глубинах не свыше 160 м.

В 1990 г. выведена из боевого состава ВМФ. С 1996 г. хранилась на плаву.

Всего с момента постройки "К-14" прошла 185831 миль за 22273 ходовых часов.

Командиры: к. 2 р. В.К. Марин (1959г.), к. 1 р. Д. Голубев (1966г.).

К-52
(Заводской номер 283)

Заложена 15 октября 1959, спущена 28 августа 1960, вступила в строй 10 декабря 1960.

С 10 сентября по 20 октября 1960 г. проходили швартовые испытания. С 03 ноября по 10 декабря 1960 г. проводились совместные ходовые испытания.

8 ноября 1960 г. при прохождении ПЛА мерной линии в Кандалашском заливе произошла заклинка больших КГР на погружение на полном ходу. Дифферент на нос достиг 17 градусов. Командир дал команду на реверс обеим ходовым турбинам и засекал секундомером время исполнения команды. На 11-й секунде начали падать обороты винтов, на 17-й обеим турбинам дали контрпар, на 47-й секунде ПЛА была одержана в 20 метрах от грунта на глубине 340 метров, тем самым, превысив предельную глубину погружения (300 метров). Это был первый случай заклинки горизонтальных рулей у ПЛА на ходу;

С 03 по 22 декабря 1960 г. производились устранение замечаний, подписание Акта приемки корабля от промышленности.

10 декабря 1960 г. состоялось подписание Государственной комиссией акта о завершении государственных испытаний. Ответственный сдатчик Лысков Николай Павлович, ведущий военный представитель КПА ГУК ВМФ инженер-капитан 2 ранга Федоренко Илья Емельянович, командир корабля капитан 2 ранга Рыков Валентин Павлович, председатель комиссии государственной приемки капитан 1 ранга Висящев Анатолий Васильевич. ПЛА сдана досрочно, как этап соцсоревнования завода;

23 декабря 1960 г. на лодке поднят Военно-морской флаг. Вошла в состав Северного флота. 25-27 декабря 1960 г. переход и прибытие в бухту Малая Лопатка губы Западная Лица, вошла в состав отдельной 206 бригады атомных подводных лодок СФ.

В январе 1961 г. в связи с переформированием 206 бригады вошла в 3 дивизию 1 флотилии атомных подводных лодок СФ. В том же месяце состоялась сдача экипажем 1-й курсовой задачи с первого предъявления.

В апреле 1961 г. лодка совершила подледное плавание под паковым льдом между Землей Франца Иосифа и островом Шпицберген до 84-й параллели. Старший на борту Командующий КСФ Чабаненко А.Т. В мае-июне 1961 г. ПЛ совершила автономное плавание в Атлантическом океане, участие в учениях. ПЛА досрочно была возвращена в базу в связи с аварией на «К-19».

За 1961 год совершила 5 выходов, пройдено в подводном положении 13105 миль. 04-10 апреля 1962 г. Участие в учениях СФ «Завеса» во время которого произошел разрыв 1-го контура на патрубке ПГ правого борта. ПЛА всплыла в шторм в надводное положение и запустила ДГ, затем ввела в действие имеющую малую течь АЭУ левого борта и вернулась в базу. Личный состав получил значительные дозы облучения. По возвращению вахтенная документация была арестована, но после проверки возвращена за исключением вахтенного журнала центрального поста. Журнал был обнаружен только в 1994 году в ЦАВМФ в городе Гатчине капитаном 1 ранга Рыковым В.П., но с фальсификацией. Записи доз облучения исправлены, в результате чего стали в 10 раз меньше. В 1962 г. встала на ремонт.

В августе 1963 г. завоевала приз ГК ВМФ СССР по торпедной подготовке. С октябрь 1965 по февраль 1967 г. прошла очередной ремонт.

04-08 мая 1967 г. - обеспечение киносъемок в высокоширотном районе двух фильмов о ВМФ СССР «Служу Советскому Союзу» и «Родины верные сыны». ПЛА изображала «К-3» во время ее похода на северный полюс. Для этого на борт был взят боцман-горизонтальщик мичман Луня, который и водружал флаг на льду. 26 октября-21 декабря 1967 г внеплановая боевая служба в Средиземном море. ПЛА в подводном положении столкнулась с ПЛАРБ ВМС США «Мэдисон». 28 августа - 29 октября 1968 г. боевая служба в Средиземном море. С октябрь по ноябрь 1969 г. проходила боевую службу.

С 1967 по 1969 гг. общая продолжительность 3-х боевых служб составило 185 суток

18 июня 1969 г. при нахождении в море произошло затопление морской водой необитаемых помещений реакторного отсека. С декабрь 1969 по 27 декабря 1972 г. средний ремонт с большим объемом модернизации с заменой навигационного комплекса на НК «Сигма», гидроакустического на «Рубикон», установлена система замера плотности воды «Береста», система СДВ связи и многое другое. Также были заменены парогенераторы.

27 декабря 1972 г. ПЛА пришвартовалась у пирса в Святоносском заливе на Йоканьгском рейде, прибыв к новому месту службы в состав 17 дивизии атомных подводных лодок СФ. С декабрь 1973 по февраль 1974 г. лодка "К-52" проходила боевую службу в Средиземном море, а  с июль по сентябрь 1975 г. боевая служба в Атлантическом океане.

15 июля 1977 г. в море обнаружено засоление второго контура из-за течи трубной системы главного конденсатора ЛБ. Неисправность устранена личным составом в море

07.1983г. Выход на боевую службу в южную часть Атлантики, но по причине засоления КПС после прохождения Фареро-Исландского противолодочного рубежа ПЛА была возвращена в базу. Причиной засоления стал неправильный монтаж трубопроводов системы сливов протечек КПС в главный конденсатор при производстве текущего ремонта на СРЗ-10 резервным экипажем.

С 1973 по 1984 гг. лодка выполнила 8 автономных походов на БС общей продолжительностью 295 суток. С 1985 по 1986 гг. отрабатывала задачи БП в море и базе.

В июне(?).1986г. Из-за большого объема ремонтных работ Главкомом ВМФ принято решение сдать ПЛА в ОФИ. Эта была первая ПЛА 627А проекта, сданная в ОФИ. В 1987 г. выведена из состава ВМФ. Весной (?) 1996 г. ПЛА отбуксирована в СРЗ-10 для выгрузки активных зон. С сентября 1996 - 30 января 1997 г. ПЛА утилизирована на СРЗ-10 в городе Полярном.

Всего с момента постройки "К-52" прошла 236804 миль за 26366 ходовых часа.

Командиры: к. 2 р. (к.1р.) В.П. Рыков (07.1960-09.1966г.), В.Д. Борисенко (09.1966-10.1973г), В.В. Гаврилов (10.1973-04.1978), Кузнецов (04.1978-09.1978г), В.И. Афонин (09.1978-01.1986г), Сыроежко (09.1986-?).

К-21
(Заводской номер 284)

Заложена 2 апреля 1960, спущена 18 июня 1961, вступила в строй 31 октября 1961.

С 22 июля по 30 августа 1961 г. лодка проходила швартовые испытания. 12-16 сентября 1961 г. заводские испытания. 21 сентября - 31 октября 1961 г. Государственные испытания. 31 октября 1961 г. состоялось подписание Государственной комиссией акта о завершении государственных испытаний и лодка в том же году вошла в состав Северного флота.

В 1961 г. прошла в надводном положении 2382 мили, в подводном – 3524. С 24 марта по 14 мая 1962 г. совершила 51-суточное плавание, пройдя 10124 мили (8648 – в подводном положении). Это был первый поход ПЛА на полную автономность. 23 апреля по 21 мая 1964 г. прошла в Норвежское море и Северную Атлантику по плану «Ограда». В 1965 г. Несла БС в Баренцевом море.

С 1967 по 1970 гг. совершила 3 автономных похода на БС общей продолжительностью 170 суток. С 1973 по 1975 гг. находилась в ремонте. В 1975 г. произведена перезарядка реакторов. С 1976 по 1980 гг. совершила 4 автономных похода на БС общей продолжительностью 200 суток. С 1983 по 1985 гг. находилась в среднем ремонте. С 1986 по 1989 гг. отрабатывала задачи боевой подготовки в море и базе. В 1991 г. выведена из боевого состава ВМФ. С 1996 г. хранилась на плаву.

Всего с момента постройки "К-21" прошла 190831 миль за 22932 ходовых часа.

Командиры: к. 2 р. В.Н. Чернавин (1961г.).

К-11
(Заводской номер 285)

Заложена 31 октября 1960, спущена 1 сентября 1961, вступила в строй 30 декабря 1961.

С 11-22 ноября 1961 г. проходила швартовые испытания. 26 ноября - 01 декабря 1961 г. заводской наладочный выход. 02-30 декабря 1961 г. совместные ходовые испытания. 30 декабря 1961 г. состоялось подписание Государственной комиссией акта о завершении государственных испытаний. В 1962 г. вошла в состав Северного флота.

С ноябрь 1963 по ноябрь 1964 гг. проходила текущий ремонт. В ноябре 1964 г. обнаружена разгерметизация ТВЭЛов. Было принято решение о перезарядке активных зон реакторов обоих бортов.

12 февраля 1965 г. при подъеме крышки кормового реактора 12 февраля 1965 г. произошел несанкционированный выход реактора на мощность, выброс пара и, как следствие, резкое ухудшение радиационной обстановки в отсеке. Вскоре был зафиксирован и пожар. Отсек был залит водой из пожарных шлангов, пожар ликвидирован, но в отсек поступило 250 т морской воды, около 150 т воды поступило в смежный турбинный отсек. Учитывая неудовлетворительную радиационную обстановку отсек ППУ был вырезан и заменен на новый.

До августа 1968 г. лодка проходила аварийно-восстановительный ремонт. С 1968 по 1970 гг. совершила 5 автономных походов на БС общей продолжительностью 305 суток. С ноябрь 1971 по сентябрь 1974 гг. проходила средний ремонт и модернизацию. С 1975 по 1977 гг. совершила 4 автономных похода на БС общей продолжительностью 173 суток.

28 декабря 1975 г. на глубине 90 м обнаружена течь по съемному листу для погрузки АБ во II отсеке. Лодке была ограничена глубина погружения. С январь по август 1982 г. находилась текущем ремонте.

С 1982 по 1985 гг. совершила 5 автономных походов на БС общей продолжительностью 144 суток. С 1986 по 1988 гг. отрабатывала задачи БП в море. В 1990 г. выведена из боевого состава ВМФ. С 1996 г. хранилась у стенки СРЗ ВМФ - до окончания работ по подготовке к временному хранению на плаву.

Всего с момента постройки "К-11" прошла 220179 миль за 29560 ходовых часов.

Командиры: к. 2 р. Ю.Н. Калашников (1961г.).

К-133
(Заводской номер 286)

Заложена 3 июля 1961, спущена 5 июля 1962, вступила в строй 29 октября 1962.

С 06 июля по 14 сентября 1962 г. проходила швартовые испытания. 14-25 ноября  1962 г. заводской наладочный выход (заводские испытания). 26-29 октября 1962 г. совместные ходовые испытания (Государственные испытания). 29 октября 1961 г. состоялось подписание Государственной комиссией акта о завершении государственных испытаний. В 1962 г. вошла в состав Северного флота.

В 1963 г. впервые в ВМФ совершила 51-суточный поход в экваториальные воды Атлантики. С октябрь 1964 по сентябрь 1965 гг. проходила текущий ремонт.

02 февраля - 26 марта 1966 г. совместно с ПЛАРК «К-116» впервые в мире совершила без всплытия в надводное положение переход с Северного флота на Тихоокеанский флот южным маршрутом через пролив Дрейка. За 52 суток пройдено 21000 миль. 23 мая 1996 г удостоены звания Героя Советского Союза к.а А.И. Сорокин, к. 2 р. Л.Н. Столяров, к. 2 р. Н.В. Усенко, к. 2 р. И.Ф. Морозов. Часть экипажа награждена правительственными наградами.

12 февраля 1965 г. при подъеме крышки кормового реактора 12 февраля 1965 г. произошел несанкционированный выход реактора на мощность, выброс пара и, как следствие, резкое ухудшение радиационной обстановки в отсеке. Вскоре был зафиксирован и пожар. Отсек был залит водой из пожарных шлангов, пожар ликвидирован, но в отсек поступило 250 т морской воды, около 150 т воды поступило в смежный турбинный отсек. Учитывая неудовлетворительную радиационную обстановку отсек ППУ был вырезан и заменен на новый.

С 1966 по 1968 гг. совершила 2 автономных похода на БС общей продолжительностью 103 суток. С октябрь 1968 по декабрь 1970 гг. проходила текущий ремонт и модернизацию. С 1971 по 1976 гг. совершила 2 автономных похода на БС общей продолжительностью 93 суток. В 1976 г. в море произошло снижение изоляции силовых кабелей, потребовалась замена. С октябрь 1976 по апрель 1977 г. находилась в текущем ремонте.

В 1977 г. совершила 1 автономный поход на БС продолжительностью 48 суток. С май 1980 по январь 1982 гг. проходила средний ремонт. 1981 г. – перезарядка реакторов.

С 1983 по 1986 гг. совершила 1 автономный поход на БС, после похода принято решение об использовании ПЛ только для БП и резерва БС. В 1989 г. выведена из боевого состава ВМФ. С 1996 г. хранилась на плаву.

Всего с момента постройки "К-133" прошла 168889 миль за 21926 ходовых часов.

Командиры: к. 2 р. Ю.А. Слюсарев (1962г.), к. 2 р. Л.Н. Столяров (1966г.).

К-181
(Заводской номер 287)

Заложена 15 ноября 1961, спущена 7 сентября 1962, вступила в строй 16 октября 1962.

С 11 октября по 21 ноября 1962 г. проходила швартовые испытания. 22-24 ноября 1962 г. заводские ходовые испытания. 25 ноября - 27 декабря 1962 г. Государственные испытания. 27 декабря 1962 г. состоялось подписание Государственной комиссией акта о завершении государственных испытаний. В 1963 г. вошла в состав Северного флота.

25 сентября - 04 октября 1963 г. совершила арктический поход в район Северного полюса. Расчетной точки Северного полюса "К-181" достигла 29 сентября в 6 часов утра. В 06 часов 51 минуту "К-181" всплыла в полынье, обнаруженной в непосредственной близости от полюса. На льду была установлена мачта и подняты государственный и военно-морской флаги. Поход продолжался 9 суток и 3 часа, пройдено 3464 мили за 219 часов, подо льдом 1800 миль за 107 часов. Поход проводился под непосредственным руководством командующего СФ адмирала В.А. Касатонова, командовал ПЛА "К-181" капитан 2 ранга Ю.А. Сысоев. Кроме экипажа на борту "К-181" находились командующий СФ адмирал В.А. Касатонов, начальник политотдела флотилии ПЛА контр-адмирал Г.Г. Антонов, начальник управления штаба СФ капитан 1 ранга Д.И. Шендель, главный штурман ВМФ капитан 1 ранга А.Н. Мотрохов, заместитель командующего флотилии ПЛА по ЭМЧ капитан 1 ранга М.М. Будаев, заместитель командира ДиПЛ капитан 2 ранга В.П. Рыков, представители прессы, НИИ, всего вместе с экипажем 124 человека. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18.02.64 г. командиру "К-181" капитану 2 ранга Ю.А. Сысоеву присвоено звание Героя Советского Союза. Награждены орденами и медалями остальные участники похода;

16 марта-14 апреля 1964 г. совершила поход по плану учений «Ограда». 17 июля - 15 августа 1964 г. совершила поход по плану учений «Ограда». С 1965 по 1970 гг. совершила 2 автономных похода на БС общей продолжительностью 134 суток. В 1966 г. осуществила длительное слежение за ударными соединениями США во главе с авианосцем "Саратога" - от Гибралтара до побережья США.

С декабрь 1967 по октябрь 1968 гг. находилась в ремонте с перезарядкой зон реакторов. В 1968 г. первой в истории нашего флота в послевоенный период была награждена орденом Боевого Красного Знамени. В декабре 1968 г. во время автономного похода на БС совершила первый в истории ВМФ заход атомной подводной лодки в иностранный порт - Александрию, создав прецедент пребывания нашей атомной подводной лодки в иностранном порту.

С 1971 по 1974 гг. находилась в текущем ремонте. С 1976 по 1981 гг. совершила 4 автономных похода на БС общей продолжительностью 150 суток. 18 октября 1976 г. во время БС на глубине 180 м было обнаружено поступление забортной воды через съемный лист V отсека. Лодка всплыла в надводное положение для обжатия съемного листа. В 1979 г. имела место течь холодильника, что привело к необходимости работы установки с отключенным фильтром 1 контура. С 1984 г. использовалась для боевого дежурства и отработки задач БП в море и в базе. В октябре 1984 г. поставлена в средний ремонт. В 1987 г. выведена из боевого состава ВМФ. С 1991 по 1992 гг. выполнены работы по подготовке к временному хранению на плаву. В 1996 г. находилась в пункте временного хранения.

Всего с момента постройки "К-181" прошла 185641 миль за 20773 ходовых часов.

Командиры: к. 2 р. Ю.А. Сысоев (1962г.).

К-115
(Заводской номер 288)

Заложена 4 апреля 1962, спущена 22 октября 1962, вступила в строй 31 декабря 1962.

25 октября - 10 декабря 1962 г. швартовые испытания. 10-12 декабря 1962 г. заводской наладочный выход. 10-31 декабря 1962 г. совместные ходовые испытания. 31 декабря 1962 г. подписание Государственной комиссией акта о завершении государственных испытаний. В 1963 г. вошла в состав Северного флота.

В 1963 г. Перед ПЛ была поставлена задача — пройти подо льдами Арктики из Баренцева моря в Тихий океан.

03-17 сентября 1963 г. первый в ВМФ трансарктический переход. Выполнив ряд всплытий и "приледнений" к нижней поверхности льда, ПЛ всплыла у Советской дрейфующей станции "Северный полюс-12". 11 сентября 1963 г. ПЛА "К-115" всплыла в назначенной точке в Чукотском море, где ее ожидал ледокол "Пересвет". 17 сентября 1963 г. "К-115" прибыла к новому месту базирования в г. Петропавловске-Камчатском. Под ледяным покровом Арктики "К-115" прошла 1570 миль за 121 час. За образцовое выполнение задания командование проявленные при этом мужество и отвагу указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 февраля 1964 г. И.Р. Дубяге присвоено звание Героя Советского Союза, члены экипажа «К-115» награждены другими правительственными наградами. Орденом Ленина награжден капитан 1 ранга В. Кичев (руководитель похода).

С 1965 по 1967 гг. прошла плановый ремонт. С 1967 по 1971 гг. совершила 2 автономных похода на БС общей продол­жительностью 69 суток. С ноябрь 1971 по 1973 гг. прошла очередной ремонт. С сентябрь 1975 по апрель 1976г. стояла на ремонте. С 1976 по 1980 гг. совершила 1 автономный поход на БС общей продолжительностью 50 суток.

16 января 1977 г. в море произошло загорание и взрыв регенеративного патрона РП-200 индивидуального дыхательного устройства ПДУ-1 в V отсеке. Личный состав был выведен из отсека, отсек герметизирован. Один человек получил ожоги на 60% тела и погиб. В июле 1977 г. произошло возгорание электрооборудования. В августе 1977 г. возгорание электрооборудования. Ремонт в заводских условиях. В октябре 1978 г. возгорание электрооборудования.

В 1986 г. поступило предложение о выводе из строя, из-за неудовлетворительного состояния и выработки ресурса. В 1987 г. выведена из боевого состава ВМФ. В 1988 г. выгружена активная зона реактора. С 1996 г. хранилась на плаву.

Всего с момента постройки "К-115" прошла 178509 миль за 22070 ходовых часов.

Командиры: к. 2 р. И.Р. Дубяга (1962г.).

К-159
(Заводской номер 289)

Заложена 15 августа 1962, спущена 6 июня 1963, вступила в строй 9 октября 1963.

11 июня-20 августа 1963 г. швартовые испытания. 11 сентября - 09 октября 1963 г. совместные ходовые испытания. 09 октября 1963 г. подписание Государственной комиссией акта о завершении государственных испытаний. В 1963 г. вошла в состав Северного флота.

С 1963 по 1967 гг. совершила 2 автономных похода на БС общей продолжительностью 74 суток. 02 марта 1965 г. в море обнаружена микротечь левого конденсатора, что привело к необходимости возвращения в базу. С 1967 по 1968 гг. текущий ремонт с заменой ПГ. В 1969 г. совершила автономный поход на БС общей продолжительностью 65 суток. С 1970 по 1972 гг. проводился ремонт с перезарядкой реакторов.

С 1973 по 1975 гг. совершила 2 автономных похода на БС общей продолжительностью 115 суток. С 1979 по 1980 гг. находилась в текущем ремонте. С 1981 по 1984 гг. совершила 4 автономных похода на БС общей продолжительностью 138 суток. С 1985 по 1988 гг. отрабатывала задачи боевой подготовки в море и в базе. В 1989г. Выведена из боевого состава ВМФ. С 1996 г. хранилась на плаву.

Всего с момента постройки "К-159" прошла 212618 миль за 25364 ходовых часов.

Командиры: к. 2 р. Б.С. Синев (1963г.).

К-42
(Заводской номер 290)

Заложена 28 ноября 1962, спущена 17 августа 1963, вступила в строй 30 ноября 1963

23 августа-22 октября 1963 г. швартовые испытания. 22-26 октября 1963 г. заводские испытания. 27 октября-30 ноября 1963 Государственные испытания. 30 ноября 1963 г. подписание Государственной комиссией акта о завершении государственных испытаний. В 1963 г. вошла в состав Северного флота.

07 сентября-02 октября 1964 г. выполняла задание в районе итоговых маневров объединенных ВМС НАТО "Феликс-64". С 1965 по 1966 гг. отрабатывала задачи БП, проводила испытания новой техники и обучение новых экипажей ПЛА. В 1966 г. прошла в надводном положении 2200 миль, в подводном положении - 4200 миль С декабрь 1966 по февраль 1968 г. производился текущий ремонт с заменой парогенератора.

20 августа-05 сентября 1968 г. скрытно подо льдами Арктики перебазирована с Северного флота на Тихоокеанский флот в Петропавловск-Камчатский. Командир перехода командир флотилии подводных лодок Се­верного флота капитан 1 ранга А.П. Михайловский, командир ПЛА капитан 1 ранга В.И. Заморев. Пройдено подо льдом 1749 миль за 137 часов 19 минут.

С 1968 по 1972 гг. совершила 1 автономный поход на БС продолжительностью 50 суток. На отработку задач БП потрачено 100 суток. 21 марта 1969 г. на глубине 70 м произошло затопление трюма турбинного отсека, ПЛ всплыла в надводное положение с дифферентом 5° на корму. В результате перемещения воды в корму произошло засоление питательной воды II контура и циркуляционного масла ГТЗА через неплотности в конденсатно-питательной системе.

С ноябрь 1972 по октябрь 1975 г. находилась в среднем ремонте, произведена перезарядка реакторов. В 1980 г. текущий ремонт. В 1981 г. совершила 1 автономный поход на БС продолжительностью 40 суток. В 1983 г. совершила 1 автономный поход на БС продолжительностью 270 суток, из которых 130-140 суток были ходовыми, пройдено (с пополнением запасов в пункте маневренного базирования) в надводном положении 4096 миль, в подводном - 21131 миля.

В 1985 г. поставлена в средний ремонт со сроком окончания во II кв. 1988 г. В 1988 г. принято решение о нецелесообразности окончания ремонта и подано предложение о выводе ПЛ из состава ВМФ. В 1989 г. выгружена активная зона. В 1990 г. выведена из боевого состава ВМФ. С 1996 г. хранилась на плаву.

Всего с момента постройки "К-42" прошла 144481 миль за 17486 ходовых часов.

Командиры: к. 2 р. И.И. Панов (1963г.), к. 1 р. В.И. Заморев (1968г.).

К-50
(Заводской номер 291)

Заложена 14 февраля 1963, спущена 16 декабря 1963, вступила в строй 17 июля 1964.

18 декабря 1963 - 11 июня 1964 г. швартовые испытания. 11-14 июня 1964 г. заводские ходовые испытания. 14-17 июля 1964 г. Государственные испытания. 17 июля 1964 г. подписание Государственной комиссией акта о завершении государственных испытаний. В 1964 г. вошла в состав Северного флота.

04 марта-04 апреля 1965 г. совершила поход по плану учений «Ограда». С май по июнь 1965 г. отработка задач по плану БП. В июле 1965 г. боевая служба в Северной Атлантике. В 1966 г. проходила отработка задач по плану БП, испытания новой техники, обучение новых экипажей. Пройдено в надводном положении 1093 мили, в подводном – 3797 миль.

С ноябрь 1967 по декабрь 1968 г. проходила текущий ремонт. С 1969 по 1973 гг. совершила 2 автономных похода на БС общей продолжительностью 161 сутки, на отработку задач БП затратила 170 суток. С апрель 1973 по сентябрь 1975 г. находилась в среднем ремонте. В сентябре 1975 г. произведена перезарядка реакторов.

В 1978 г. совершила 1 автономный поход на БС продолжительностью 51 сутки. В 1982-1983 гг. присвоен тактический номер «К-60». С декабрь 1983 по 25 января 1984 г. находилась на БС. В 1984-1989 гг. находилась в боевом дежурстве, отрабатывала задачи боевой подготовки в море и базе. В 1991 г. выведена из боевого состава ВМФ. С 1996 г. хранилась на плаву.

Всего с момента постройки "К-50" («К-60») прошла 171456 миль за 24760 ходовых часов.

Командиры: к. 2 р. Г.Г. Костев (1964г.).