История проектирования. Проект 633
Проектирование ПЛ пр.633 было начато
по Постановлению СМ №1454-808 от 9.08.1955 г. Проектирование велось в ЦКБ-112,
главным конструктором проекта был З.А.Дерибин, заместителями—А.К.Назаров
и Е.В.Крылов, главным наблюдающим от ВМФ был И.И.Чуфрин.
Технический проект №633 был утвержден
постановлением СМ №1117-580 от 15 августа 1956 года.
Подводная лодка пр.633 двухкорпусная,
по своим главным размерениям близка к ПЛ пр.613, по характеру же обводов
наиболее соответствует ПЛ пр.611, в котором форма миделевого сечения приближается
к окружности. Обводы корпуса ПЛ в основном подчинены обеспечению большей
ходкости в подводном положении за счет надводных характеристик.
Рубка и ее ограждение выполнены относительно
малых размеров и обтекаемой формы (за счет некоторого стеснения ходовой
вахты) - для уменьшения сопротивления при ходе в подводном положении.
Размерения лодки проектировались
с учетом возможности транспортировки по Волго-Балтийскому, Волго-Донскому
и Беломорско-Балтийскому водным путям в плавучих доках. До реконструкции
Мариинской системы на участке Черновец-Вытегра транспортировка лодок предусматривалась
в специальных облегченных доках пр.768 при максимальной разгрузке лодок,
а также в доках пр.28К при снятой аккумуляторной батарее.
Прочный корпус делится на семь отсеков
шестью водонепроницаемыми переборками. В отсеках ПЛ размещено следующее
основное оборудование.
В первом отсеке (торпедном) расположены
торпедные аппараты, запасные торпеды или мины на специальных стеллажах,
торпедопогрузочный люк, 13 коек для команды, приводы носовых горизонтальных
рулей и шпиля, пост аварийного продувания систем главного балласта.
Во втором отсеке (аккумуляторном)
расположены: одна группа аккумуляторной батареи и емкости для дистиллированной
воды, каюта командира, две двухместные каюты и кают-компания офицерского
состава, рубка радиосвязи, помещение умывальной, батарейный автомат, 5
баллонов ВВД и цистерна пресной воды.
В третьем отсеке (центральный пост)
расположены: рубки радиолокации, гидроакустики и штурманская с аппаратурой,
посты управления рулями, погружения и вентиляции, управления дифферентной
системой, станции ВВД и ВСД, аппаратура ПУТС, автоматический регулятор
напряжения и гирокомпас.
В трюме центрального поста расположены:
пост управления трюмной системой и главными осушительными насосами, насосная
установка системы гидравлики, аппаратура лага, провизионная кладовая с
рефрижераторной установкой, шифр-пост, гальюн, цистерны пресной воды и
грязной воды.
Кроме того, в центральном посту расположены
подъемно-мачтовые выдвижные устройства рамочной антенны, антенны ВАН-C,
станции «Накат», перископной атаки и зенитный, подъемно-поворотное устройство
антенной станции «Флаг».
В четвертом отсеке (аккумуляторном)
размещены: вторая группа аккумуляторной батареи и емкости для дистиллированной
воды, кают-компания и кубрик для рядового и старшинского состава на 20
спальных мест, помещения камбуза и душевой, три баллона ВВД, батарейный
автомат и пульт дистанционного управления дизелями, а также цистерна чистого
масла.
В пятом отсеке (дизельном) расположены:
два двигателя 37Д со вспомогательными механизмами и трубопроводами, валопроводы
и второй пост управления дизелями. Кроме того, в отсеке расположены; электрокомпрессор,
электровентиляторы общесудовой и батарейной вентиляции, система кондиционирования
воздуха, цистерны циркуляционного и чистого масла, цистерна сточного топлива
и цистерна грязной воды.
В шестом отсеке (электромоторном
) расположены: два главных гребных электродвигателя «ПГ-101» со щитами
управления, два электродвигателя экономического хода «ПГ-103» и щит управления
ими, валопроводы с муфтами, две трехместные каюты для старшинского и рядового
состава, сточный баллон гальюна, цистерна чистого масла и цистерна грязной
воды.
В седьмом отсеке (кормовом торпедном)
расположены: торпедные аппараты с трубопроводами, устройство для хранения
торпед, входной люк, четыре подвесных койки, трюмный насос «2П-1» и гальюн
с умывальником, цистерны — дифферентная и кольцевого зазора, а также цистерна
пресной воды.
Прочный корпус сварной, выполнен
из стали повышенной прочности марки АК-25. Прочный корпус длиной 59,4 м
состоит из цилиндров (диаметром 5300 мм в районе центрального поста и 4900
мм в остальных участках) и усеченных конусов в концевых отсеках.
Вертикальный, кормовые и носовые
горизонтальные рули балансирного типа, сварной конструкции, обтекаемой
формы. Управление вертикальным рулем и горизонтальными рулями производится
посредством гидропривода из центрального поста. В качестве резервного средства
управления кормовыми горизонтальными рулями предусмотрен электропривод.
Переключение с гидравлического на электрический привод и управление рулями
с помощью электропривода производится из центрального поста. Предусмотрено
управление вертикальным рулем в режиме надводного хода с мостика, посредством
механического привода к манипулятору в центральном посту.
Для обеспечения жизнедеятельности
и спасения команды из затонувшей ПЛ, на последней три отсека-убежища выгорожены
прочными сферическими переборками, испытанными на 20 кгс/см2 со стороны
вогнутости и на 7 кгс/см2 со стороны выпуклости.
Торпедные аппараты оборудованы специальной
системой, обеспечивающей выход команды в снаряжении ИСП с глубин до 120
метров, способом шлюзования аппаратов и способом затопления отсека с глубины
до 100 метров.
Центральный пост и прочная рубка,
выполненная как шлюзовая камера, обеспечивают выход команды в снаряжении
ИСП с глубин до 100 метров.
На лодке обеспечена возможность спасения
команды из кормовой части лодки с помощью специального колокола с глубин
до 200 метров, что является новым по сравнению с предыдущими проектами.
Система топлива и замещения состоит
из топливных цистерн полезной емкостью 144,03 м3
и топливно-балластных цистерн полезной емкостью 155,12 м3.
Согласно проекту расчетные безопасные
радиусы корпусных конструкций ПЛ при взрывах атомной бомбы среднего калибра:
- при подводном взрыве для прочного
кос пуса — 1600 м, для цистерны главного балласта —1100-1600 м;
- при воздушном взрыве для цистерны
главного балласта—1390-1850 м, для надстройки - 1900 м.
В прочном корпусе расположены 8 торпедных
аппаратов калибра 533 мм. Шесть носовых торпедных аппаратов расположены
двумя вертикальными рядами параллельно диаметральной плоскости ПЛ, а два
кормовых — симметрично относительно диаметральной плоскости, с том растворения
между осями труб 3°.
Погрузка торпед и мин в ПЛ осуществляется
при помощи торпедно-минно-погрузочного устройства, обеспечивающего погрузку
полного комплекта (14 торпед) за 10 часов, без учета времени подготовки
лодки к приему боезапаса. Время погрузки полного комплекта мин (28-16 мин
в аппраты и 12 в стеллажи) равно 9 часам.
На ПЛ пр.633 установлена серийная
система ПУТС «Ленинград-633». Вырабатываемые системой ПУТС «Ленинград-633»
данные торпедной стрельбы (движение торпед по направлению и характер зигзага)
автоматически и непрерывно передаются в торпедные отсеки и устанавливаются
в торпеды, находящиеся в трубах аппаратов, приводами управления гироскопическими
приборами (УПМ-Э). Установка глубины хода на гиростатах торпед производится
приводом «ПУГ» вручную из отсека. Дальности работы ПУТС до 100 каб (18,5
км).
Гребные винты с обтекателями вращаются
в насадках. Винты шестилопастные, малошумные, переменного шага, диаметром
1,6 метра. Проектом была предусмотрена возможность установки четырехлопастных
гребных винтов. Такие винты были установлены на второй ПЛ пр.633 - «С-351»
и показали неудовлетворительные результаты.
Экипаж лодки по штату — 52 человека,
в тем числе 9 офицеров. Всего на корабле 55 спальных мест. Средняя свободная
площадь на одного человека в жилых отсеках—0,8 м2,
объем -9м3.
Строительство и испытания
Головная ПЛ «С-350» (зав.№331) была
заложена на стапеле №3 завода «Красное Сормово» 22.10.1957 г., спущена
на воду 30.05.1958 г. Заводские ходовые испытания лодка прошла с 22.10
по 20.12.1958 г. Государственные испытания «С-350» проведены с 21.12.1958
г. по 31.08.1958 г. на Черном море, а затем продолжены на Северном флоте.
Входе испытаний проведен прием топлива
с танкера «Сейма» на ПЛ «С-350» на ходу при скорости танкера 6 узлов, волнении
моря 2-3 балла. Всего было принято 75,2 т топлива за 1 час 40 мин. Расчетное
время приема топлива во все топливно-балластные цистерны (252 т) — 6 часов
05 минут.
В ходе испытаний было выстрелено
18 торпед типа «53-56», ЭТ-56, ЭТ-46 и 53-39МП. Все стрельбы прошли безотказно.
Время перезарядки шести торпедных
аппаратов торпедами ЭТ-46 — 40 минут, торпедами других образцов — 70 минут,
вместо 20 минут по проекту.
В ходе испытаний была осуществлена
двухсторонняя связь «С-350» с узлами связи КБФ (830 миль), ККФ (720 миль)
и СФ (1750 миль). Результаты связи хорошие. Кроме того, проверена связь
на шестиметровую штыревую антенну с узлом связи ТОФ (Владивосток), результаты
хорошие.
Ход ПЛ в режиме РДП: минимальный
5 узлов под одним дизелем, 10 узлов под двумя дизелями. Недостатком РДП
является прием забортной воды (до 400 л) при ходе 8-10 узлов при волнении
моря в 4 балла.
Результаты испытаний радиолокационных
и гидроакустических станций.
РЛС «Флаг» по эсминцу 56 проекта:
в подводном положении ПЛ — 120 каб (22,2 км).
Поисковая станция «Накат» по эсминцу
пр.30-бис («С-350» под перископом);при работе станции «Риф» — 150 каб (27,8
км); при работе станции «Залп» — 220 каб (40,7 км); то же по самолету с
РЛС («С-350» в надводном положении) 252-300 каб (46,6-55,5 км);
Гидроакустическая станция «Арктика-М»:
а) по крейсеру пр.68, идущему со
скоростью 20 узлов, при маневрировании ПЛ на глубине 50 м со скоростью
12,5 узлов: дальность шумопеленгования в режиме автоматического сопровождения
— 125 каб (23,15 км), дальность эхопеленгования (измерения диапазона) —
41 каб (7,6 км);
б) по эсминцу пр.56, идущему со скоростью
20 узлов, при маневрировании ПЛ на глубине 80 м со скоростью 5,5 узла:
дальность шумо-пеленгования — 100 каб (18,5 км), дальность эхопеленгования
— 29 каб (5,4 км).
На испытаниях выявлена неэффективность
гидрологической станции кругового обзора «Тулома». На ее экране практически
невозможно отличить пеленгуемую цель от ложных целей (засветок), создаваемых
гидродинамическими и шумовыми помехами. Решением замглавкома ВМФ от 15
ноября 1958 года станция «Тулома» на вооружение не принята, а дальнейшая
ее разработка прекращена.
Всего в 1959-1962 годах на заводе
«Красное Сормово» было построено 22 ПЛ пр.633:
С-4, С-6, С-7, С-9, С-11, С-28,
С-34, С-36, С-37, С-38, С-41, С-49, С-53, С-57, С-101, С-128, С-212, С-323,
С-350, С-351, С-352 и С-354.
По советской документации лодки 633
проекта строились в Китае и Северной Корее.
Шесть ПЛ пр.633 поставлено в Египет
1966-1968 годах.
Две ПЛ — в Болгарию в 1984 и 1986
годах.
Две ПЛ — в Алжир в январе 1982 года
(С-7) и феврале 1983 года (С-28).
Две ПЛ — в Сирию в 1985 и 1986 годах.
Подводная лодка С-350 погибла при
взрыве 11 января 1962 года.
С-37 в 1967 году переоборудована
по пр.633Л (для исследования обтекаемости корпуса и испытания новых гидроакустических
станций).
Черноморские ПЛ С-11 и С-49 переоборудованы
в опытовые ПЛ пр.6ЗЗРВ. В носовой части лодки получили надстройку с двумя
650-мм торпедными аппаратами для испытания новых торпед. |