Военно-морской флот России


Подводная лодка проект 633Л

Описание  

 

     
После завершения строительства всей серии ПЛ проекта 633 ЦКБ "Лазурит" разработало технический проект опытной ПЛ проекта 633Л (ГК Е.В.Крылов).

Проект разрабатывался как часть большой темы по снижению сопротивления воды движению ПЛ, которая, в свою очередь, являлась составной частью обширной программы под названием "Океан". Техническое задание на переоборудование выдал ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова в 1964 г. Ответственным по теме в ЦКБ "Лазурит" был назначен Ю.Е. Стройков.

Целью переоборудования являлось создание технических средств для исследования режима обтекания специального макета ограждения рубки при щелевом отсосе пограничного слоя, обеспечивая возможность выбора наиболее эффективной системы отсоса, с одновременным изучением параметров пограничною слоя.

Это были первые исследования эффективности снижения сопротивления трения за счет ламинаризации пограничного слоя в натурных условиях.

Конструктивно задача решена так. В носовой части надстройки ПЛ установлен макет ограждения рубки (специально спроектированное крыло малого удлинения: l=5,5 м, в=0.875 и h = 5,0 м), обшивка которого с одного борта имела съемную область ламинаризационной поверхности - конструкция с профилированными вертикальными щелями, предкамерами отсоса (изготовлено 5 вариантов), через которую пограничный слой отсасывался специальной системой (9 центробежных насосов производительностью по 45 м'/час с бортовой арматурой и трубопроводами). Для управления последней предусмотрена специальная контрольно-измерительная система с электропитанием от преобразователя постоянно-переменного тока АПО-8-50. Все оборудование размещалось внутри прочного корпуса.

Для размещения нового оборудования в I отсеке пришлось снять запасные торпеды и разместить четыре поста управления системой отсоса.

После модельных испытаний, проведенных в ЦНР1И им. акад. А.Н.Крылова, стало ясно, что для обеспечения устойчивости движения ПЛ в горизонтальной плоскости необходимо установить дополнительный вертикальный стабилизатор (высотой 2,5 м и площадью 11м2). который разместили в кормовой части надстройки.

В следующем году при активном участи ЦНИИТС, ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова, МВТУ им. Н.Э.Баумана и Горьковского политехнического института ЦКБ "Лазурит" разработало и выпустило рабочие чертежи. Но переоборудование (завод ''Красное Сормово") задержалось и было начато только в 1967 г. По проекту 633Л переоборудовали ПЛ С-37, на которой в последующие годы выполнена программа исследований, составленная ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова.