Военно-морской флот России


Подводная лодка проект 648

Описание  

 

     
Водоизмещение надводное, м3. - 6300
Длина наибольшая, м. - 102,2
Ширина наибольшая, м. - 13,5
Осадка средняя, м. - 8,8
Архитектурно-конструктивный тип - двухкорпусной
Глубина погружения, м. - 300
Автономность, сут. - 80
Экипаж, чел. - 77
Энергетическая установка - тип дизель-электрическая ; тип ДД - Д-43 ; число х ДД, л.с. 2 х 4000 (3200 в режиме РДП) ; число х мощность главных ГЭД, л.с. 2 х 4 000 ;  число х мощность ГЭД экономического хода, л.с. 2 х 140 (на линии вала) ; число гребных валов - 2 ; тип АБ серебряно-цинковая - 120 СЦ ; число групп АБ х число элементов в группе 4х152
Скорость хода, уз - полная надводная - 14,0 ; полная подводная - 12,5 ; экономическая подводная - 2,5 ; в режиме РДП - 8,0-10,0
Дальность плавания, мили (при скорости хода, уз) - в режиме РДП 12000 (8,0) ; - подводная 25 (12,0) или 550 (2,5)
Вооружение - торпедное: - число х калибр носовых ТА, мм. 4 х 533 ; число х калибр кормовых ТА, мм. 4 х 400 ; общее число х калибр торпед, мм. 4 х 533 и 18 х 400 ; минное: число и расположение минных устройств - 2 ;  горизонтальные прочные минные трубы в кормовой части ПЛ ; запасные мины на стеллажах в ПК ; общее число мин в МТ и на стеллажах в ПК - 84-98
Средства навигации, наблюдения и связи унифицированы по составу со средствами торпедных ПЛ
Транспортируемые десант и грузы:  - торпеды клб.533 мм, ед. - 40 или  крылатые ракеты типа П-5 и П-6, ед. - 10 или личный состав десанта с оружием, чел. - 120 ;  раненые с обслуживающим персоналом, чел. - 120 ; грузы, принимаемые в каждом варианте загрузки ПЛ: торпеды клб.400 мм, ед. - 20 ; дизельное топливо, т. - 490 ; авиационное топливо, т. - 500 ; смазочное масло, т. - 50 ; провизия, т. - 35 ; пресная вода, т. - 60

Тактико-техническое задание на корабль готовилось практически параллельно с ТТЗ на ДЭПЛ проекта 632, и было утверждено Главкомом ВМФ в мае 1957 года. Первоначально ДЭПЛ проекта 648 задавалась как чисто транспортная и предназначалась для снабжения ударных ПЛ, действующих на океанских и морских коммуникациях противника, торпедным и ракетным (крылатыми ракетами) боезапасом, топливом, смазочным маслом, средствами жизнеобеспечения личного состава (провизией, пресной водой, средствами регенерации воздуха), а также для снабжения гидросамолетов в море авиационным топливом. Главным конструктором проекта 648 в бюро был назначен Н.А. Киселев.

В марте 1958 года пять вариантов эскизного проекта были представлены на рассмотрение и утверждение в министерство и Главное управление кораблестроением (ГУК) ВМФ. А месяцем ранее был утвержден эскизный проект ПЛ - минного заградителя (проект 632). Близость задач, решаемых первым и вторым кораблями, исключала их одновременную реализацию.

Через три месяца, 10 июля 1958 года, эскизный проект 648 был утвержден, но по сути в новом качестве, поскольку Главком ВМФ утвердил и новое ТТЗ на ДЭПЛ проекта 648, в котором в связи с закрытием работ по проекту 632 на нее возлагались и функции минного заградителя.

Согласно новому ТТЗ, назначением большой подводной лодки - минного заградителя проекта 648 стало снабжение ПЛ, действующих на океанских и морских сообщениях противника, крылатыми ракетами, торпедами, горюче-смазочными материалами и средствами жизнеобеспечения; снабжение гидросамолетов в море авиационным топливом; транспортировка личного состава и различных грузов в отдаленные необорудованные пункты побережья, а также постановка минных заграждений на коммуникациях противника. Тактико-техническим заданием заново определялся состав транспортируемых грузов, боезапаса мин, торпед, а также устанавливались новые значения основных кораблестроительных и тактико-технических элементов корабля.

В марте 1959 года технический проект был представлен в Москву. В договорной спецификации на подводную лодку было записано, что корабль будет выполнять все функции, возлагаемые на него ТТЗ, за исключением заправки гидросамолетов в море. После длительного рассмотрения 24 августа проект был утвержден совместным решением ВМФ и Министерства судостроительной промышленности. При этом бюро обязывалось в 1960 году выдать Северному машиностроительному предприятию (СМП) все рабочие чертежи.

Для транспортировки оружия, различных грузов и десанта в ПК предусматривались три грузовых отсека. Носовой грузовой отсек, смежный с носовым торпедным отсеком, предназначался для перевозки торпед калибра 400 мм. В следующем за ним грузовом отсеке размещались десантники (раненые) или грузы. Третий грузовой отсек, расположенный между ЦП и дизельным отсеком, отводился для крупногабаритных грузов (КР и торпед калибра 533 мм) и был оборудован разборными механизированными стеллажами. В верхней части этого отсека в ПК предусматривался уступ. Через поперечную переборку в этом районе из грузового отсека в надстройку выходила наклонная шахта прочной конструкции с крышками по торцам. Через эту шахту, как через шлюзовую камеру, должна была производиться погрузка (выгрузка) грузов без риска затопления ПЛ. С грузовой шахтой стыковалась поворотная платформа, с помощью которой груз из наклонного положения переводился в горизонтальное и оказывался на уровне палубы надстройки ПЛ. Перегрузку грузов с платформы на боевые ПЛ и гидросамолеты предусматривалось производить с помощью штатного подъемного крана транспортной ПЛ, который в положении «по-походному» заваливался в надстройку ПЛ. Для перевозки жидких грузов в междубортном пространстве и в ПК были предусмотрены специальные цистерны. Передача этих грузов с транспортной ПЛ на боевые ПЛ должна была осуществляться в подводном положении. Для отработки систем, устройств и способов такой передачи грузов в рамках проекта 648 был выполнен значительный объем опытно-конструкторских работ и натурных испытаний. В 1960 г. в качестве первого этапа работ по подводной передаче дизельного топлива были проведены испытания по подводной буксировке ПЛ проектов 611 и 613 (затем эти работы были продолжены при разработке проекта 664). Произведены стендовые испытания погрузо-разгрузочных устройств ПЛ проекта 648 и др.

В начале 1961 года на Севмашпредприятии началось строительство лодки. Шло оно трудно. Директор завода добивался передачи строительства транспорта-минзага другому заводу - в эллинге, где можно было строить минзаг, строились ракетные подводные лодки первого поколения, а в портфеле лежал заказ на строительство крупной серии ПЛАРБ проекта 667А, которому придавалось очень большое значение. И сторонники его позиции как в тогдашнем судпроме, так и в ГУКе нашлись, тем более что флот уже заказал к тому времени разработку аналогичной по назначению подводной лодки, но теперь уже оснащенной атомной энергетической установкой. Естественно, ПЛ с АЭУ значительно превосходила по своим возможностям ПЛ с дизель-электрической ЭУ. Оценив все "за" и "против", правительство своим постановлением от 21 июня 1961 года прекратило строительство подводной лодки проекта 648.

Следует отметить, что с целью повышения скрытности и боевой устойчивости транспортной ПЛ, ЦКБ-16 была выполнена проработка размещения на ПЛ проекта 648 двух малогабаритных АЭУ типа О-153 мощностью по 6000 л.с. каждая вместо трех групп АБ (проект 648М). Проработка показала техническую возможность оснащения АЭУ ПЛ проекта 648 и увеличения за счет этого непрерывной подводной дальности плавания корабля на экономическом ходу с 550 миль под АБ до 20 000 миль при использовании АЭУ.

Выполненная проработка не получила продолжения, однако дальнейшие работы в обеспечение создания транспортной ПЛ не прекратились. Они были продолжены в направлении разработки проекта 664 - атомной транспортной ПЛ-ПМЗ.

 
http://www.cork-24.ru/ wicanders викандерс.