Военно-морской флот России


Подводная лодка проект 664

Описание Фотографии

 

     
Длина наибольшая - 140,9 м
Ширина наибольшая - 14,2 м
Водоизмещение - нормальное - 10 150 м3
Глубина погружения - предельная - 300 метров
Скорость - наибольшая подводная - 18 узлов
Автономность - 80 суток

В 50-х годах в СССР велись работы по созданию подводных минных заградителей с дизель-электрической силовой установкой (проекты 632 и 648). Кроме постановки минных заграждений эти лодки предполагалось использовать и для снабжения в море ПЛ других типов боеприпасами (в частности, крылатыми ракетами), ГСМ и средствами жизнедеятельности. Другими назначениями этих кораблей должно было стать обслуживание в море тяжелых гидросамолетов, а также скрытная высадка десанта.

Опираясь на созданный проектный задел в конце 50-х годов, флот в начале 60-х годов заказал разработку лодки аналогичного назначения, оснащенной атомной силовой установкой.

Атомоход проекта 664 создавался в ЦКБ-16 под руководством главного конструктора Н.А.Кисилева.

1 марта 1960 г. задание было утверждено министром обороны, а в сентябре четыре варианта эскизного проекта “большой атомной транспортно-десантной подводной лодки - минного заградителя” были представлены на рассмотрение заказчика. Варианты отличались архитектурой прочного корпуса, а также энергетической установкой.

В конце декабря вышло правительственное постановление по АПЛ проекта 664. В соответствии с этим документом предусматривалось передать полный комплект рабочих чертежей на завод изготовитель до июня 1964г.

Лодка имела 2-х вальную схему. В носовой оконечности легкого корпуса размещалась крупногабаритная гидролокационная антенна. Имелось торпедное вооружение, включавшее шесть носовых ТА калибром 533 мм с боекомплектом 18 торпед. Корабль мог брать на борт до 162 мин типа РМ-1, АПМ, “Лира”, “Серпей”, УДМ или до 112 мин ПМ-1, РМ-2 или ПМ-2. В качестве корабля снабжения АПЛ могла транспортировать и передавать на другие лодки 20 крылатых ракет типа П-5 или П-6, а также до 80 торпед калибром 533 мм.

Однако высокий уровень сложности проекта и загрузка ЦКБ другими, более приоритетными работами, привели к задержке реализации программы. Все же в 1964 году строительство АПЛ проекта 664 было начато на Северном машиностроительном заводе. Но потребность в строительстве, в первую очередь, атомных подводных ракетоносцев, пользовавшихся наивысшим приоритетом, привело к окончательному прекращению работ.