Военно-морской флот России


Подводная лодка проект 666

Описание  

 

     
В 1958 г., в соответствии с постановлением СМ СССР №0962-432 был разработан пр.666 переоборудования ПЛ пр. 613 в экспериментальную спасательную ПЛ (ЭСПЛ). В 1961 г. на заводе "Красное Сормово" по чертежам ЦКБ-112 (главный конструктор С.Н.Якимовский) была переоборудована ПЛ пр. 613 С-63 (по некоторым ошибочным данным - С-68) в экспериментальную спасательную подводную лодку пр. 666.

Переоборудование С-63 завершилось в 1961 г. на сдаточной базе ССЗ "Красное Сормово" в Севастополе. Одновременно на ССЗ "Красное Сормово" в Горьком построили самоходный спасательный аппарат УПС (самоходный управляемый снаряд). В 1962г. окончились сдаточные и начались экспериментально-эксплуатационные испытания ЭСПЛ (командир лодки - капитан 2 ранга Ю.М.Лисичкин, командир УПС - капитан-лейтенант Б.А.Глушков).

На ПЛ отрабатывалась возможность спасения личного состава аварийных ПЛ принципиально новым способом без непосредственного участия в спасении надводных спасателей. На палубе надстройки (на комингс-площадке) ПЛ пр. 666 устанавливался УПС, способный транспортировать с аварийной ПЛ лодки на спасательную ПЛ "сухим" способом одновременно трех подводников.

Прием подводников с аварийной ПЛ и передача их на СПЛ производились через камеру присоса путем посадки УПС на входной люк с комингс-площадкой, имевшейся на обеих лодках. Кроме того, на ПЛ пр. 666 с глубин, доступных водолазам, было предусмотрено спасение "мокрым" способом, для чего на лодке в I отсеке была установлена поточно-декомпрессионная камера, состоявшая из выходного отсека (для входа в лодку и выхода из нее под водой водолазов) и двух декомпрессионных отсеков (для проведения декомпрессии спасаемых подводников, подвергшихся забортному давлению и обеспечивающих спасение водолазов).

В 1962 г. во время испытаний ПЛ пр. 666 впервые в мировой практике были произведены расстыковка и стыковка УПС с подводной лодкой-носителем и аварийной ПЛ, находившихся в подводном положении. Из одной лодки в другую в подводном положении был доставлен тогда капитан-лейтенант А.И. Никитинский (ныне капитан 1 ранга в отставке). Этот факт был удостоверен надлежащим образом. Появился новый вид спасения подводников - "сухой" способ и с помощью спасательных подводных аппаратов.

На основании опытной эксплуатации было разработано "Руководство по использованию ЭСПЛ пр.666 с УПС". Однако целый ряд недостатков, присущий УПС, привел к тому, что в ходе очередного переоборудования ЭСПЛ в 1968-1969г. ПА был снят (как и телевизионная аппаратура).

 
Детальное описание печать чертежей у нас.