Военно-морской флот России


Описание проекта 671

Если отечественные торпедные атомоходы первого поколения (проекты 627, 627А и 645) создавались для борьбы с надводными кораблями противника, то во второй половине 50-х гг. стало очевидно, что и Советскому Союзу необходимы АПЛ с "противолодочным уклоном", способные вести борьбу с ракетными ПЛ "потенциального противника" на позициях вероятного использования ими оружия, обеспечивать развертывание собственных ПЛАРБ (осуществляя противодействие подводным и надводным силам, действующим на противолодочных рубежах), а также защищать корабли и транспорты от вражеских подводных лодок. Разумеется, не снимались и традиционные для торпедных ПЛ задачи борьбы с надводными кораблями противника (в первую очередь - авианосцы), действия на коммуникациях, осуществления минных постановок и т. п.

Разработке пр.671 (шифр «Ёрш») в СКБ-143 (с 1974 г - СПМБМ «Малахит») предшествовало создание целого ряда проектов АПЛ: пр.627 (первая атомная подводная лодка, получившая наименование «Ленинский комсомол»); пр.645 (с жидкометаллическим теплоносителем в 1 контуре); пр.П627А (с. крылатой ракетой большой дальности); пр.639 (с тремя баллистическими ракетами). Не все из этих проектов были претворены в жизнь, но в работе над ними сложился коллектив единомышленников, была создана специфическая школа проектирования. В 1958 г. СКБ-143 вместе с ЦКБ-18 и ЦКБ-112 участвовало в конкурсе, объявленном Госкомитетом по судостроению, по четырем новым проектам АПЛ - 667, 669, 670 и 671. По результатам конкурса СКБ-143 было присуждено 1 место, и оно выиграло его по всем направлениям. Все проекты получили высокую оценку и соответствующую денежную премию. В работах над проектами участвовала большая группа молодых специалистов. Особенно хотелось бы отметить А.Б. Петрова (пр. 670), Л.А. Самаркина (пр. 671), В.И. Туренко (пр. 669) и конечно 39-летнего Г. Н. Чернышева (пр. 667). По всем этим проектам бюро выступило с единой позицией:

- одна линия вала;

- архитектура АПЛ подчинена подводному плаванию;

- условия надводной непотопляемости не должны нормироваться;

- число реакторов определятся требуемой мощностью;

- силовая сеть выполнена на трехфазном переменном токе.

В декабре 1958 г. вышло постановление правительства, утвердившее план проектирования и строительства АПЛ на 1959-1965 гг. (семилетний план). В нем были определены условия проектирования и строительства атомных подводных лодок различного назначения с учетом плана опытно-конструкторских работ (OКР) в обеспечение повышения тактико-технических элементов (ТТЭ) кораблей, разработки вооружения новых видов, совершенствования корабельной архитектуры, обитаемости, скрытности корабля, включая создание малошумных механизмов, оборудования и повышения их надежности.

Постановлением было предписано создание средней подводной лодки противолодочной обороны с торпедным вооружением и развитой гидроакустической системой (пр. 671). Проектирование этой лодки поручалось СКБ-143, а строительство - Адмиралтейскому заводу в Ленинграде. Были установлены сжатые сроки проектирования:

- тактико-техническое задание - (ТТЗ) - IV квартал 1959 г.;

- эскизный проект - 1 квартал 1960 г.;

- технический проект — IV квартал 1960 г.

В основу АПЛ пр. 671 легла конкурсная проработка 1958 г., выполненная группой конструкторов, возглавляемой Л.А. Самаркиным — выпускником ЛКИ 1955 г. Естественно, что доверить проектирование подводной лодки молодому специалисту Л. А. Самаркину Госкомитет не решился, и по рекомендации руководства бюро главным конструктором АПЛ пр.671 был назначен Г.Н. Чернышев — выпускник Николаевского кораблестроительного института 1943 г., ранее работавший над созданием АПЛ пр. 617 с единым двигателем и над АПЛ пр. 627 и 639. Л. А. Самаркин стал его первым заместителем, в группе работали А.И. Колосов, В.Д. Левашов, А.В. Королев и др. Главным наблюдающим назначили инженер-капитана II ранга В.И. Новикова. В этом проекте нашли воплощение новые идеи молодых, специалистов, не отягощенных грузом, прошлого. АПЛ пр.671 должна была решать боевые задачи на всех театрах военных действий и в первую очередь в Северном Ледовитом океане. При проектировании разработчики столкнулись с серьезными трудностями, связанными с ограничением по водоизмещению, поскольку АПЛ надо было строить на Адмиралтейском заводе, а затем переводить на Север в транспортном доке по узкому Беломорско-Балтийскому каналу.

Было проработано около 20 вариантов корабля, в которых менялись состав оборудования и его компоновка, тип атомных энергетических установок (АЭУ), количество гребных винтов, род тока и особенно условия надводной непотопляемости (в ТТЗ сразу было оговорено два варианта выбора запаса плавучести — с минимальных 16% и с обеспечивающим надводную непотопляемость). В ходе этих проработок были сформулированы основные принципы проектирования АПЛ:

- одновальная АЭУ, обеспечивающая высокий КПД гребного винта и его минимальную шумность;

- форма корпуса в виде тела вращения с главными размерениями, близкими к оптимальным по условиям подводного плавания;

- увеличенный диаметр прочного корпуса и размещение в одном отсеке паротурбинной установки (ПТУ) с автономными турбогенераторами (АТГ);

- совмещение двух традиционных отсеков (торпедного и жилого) в одном с размещением в нем торпедного и гидроакустического вооружения.

На начальной стадии проектирования ключевым моментом являлся выбор мощности атомной паропроизводящей устновки (АППУ), которая должна была обеспечить превосходство в скорости над АПЛ вероятного противника. Требовалось получить скорость не ниже 30 узлов, хотя сразу было понятно, что сохранить водоизмещение 3000т как у АПЛ пр.627 при этом не удастся.

Главный конструктор и специалисты бюро остановились на двухреакторной установке АППУ типа ВМ-4 в комплектации: один реактор с четырьмя парогенераторами (главный конструктор реактора И. И. Африкантов, ОКБМ). Большой диаметр прочного корпуса позволил удачно разместить два реактора с поперечным расположением.

Главная энергетическая установка АПЛ-671-го проекта (имевшая номинальную мощность 31 000 л. с.) включала две паропроизводящих установки ОК-300 (водо-водяной реактор ВМ-4 тепловой мощностью 72 мВт и четыре парогенератора ПГ-4Т), автономные для каждого борта. Перезарядка активной зоны реактора должна была производиться с циклом восемь лет.

По сравнению с реакторами первого поколения компоновка ядерных энергетических установок второго поколения была существенно изменена. Хотя она и осталась петлевой, были значительно сокращены пространственная распределенность и объемы первого контура (т. е. реактор стал более компактным и "плотным"). Была реализована схема "труба в трубе", а также произведено "навешивание" насосов первого контура на парогенераторы.

Сократились количество трубопроводов большого диаметра, соединяющих основные элементы установки (фильтр 1-го контура, компенсаторы объема и т. п.). Практически все трубопроводы первого контура (малого и большого диаметра) разместили в необитаемых помещениях и закрыли биологической защитой. Существенно изменились системы контрольно-измерительных приборов и автоматики ядерной силовой установки. Возросла доля дистанционно-управляемой арматуры (клапанов, задвижек, заслонок и т. п.).

Паротурбинная установка состояла из главного турбозубчатого агрегата ГТЗА-615 и двух автономных турбогенераторов ОК-2 (последние обеспечивали выработку переменного тока 380 В, 50 Гц и включали турбину и генератор мощностью 2000 кВт).

В качестве резервного средства движения были применены два электродвигателя постоянного тока ПГ-137 (2 х 275 л. с.), каждый из которых приводил во вращение свой двухлопастный гребной винт малого диаметра. Имелись две аккумуляторные батареи (по 112 элементов мощностью по 8000 А/час), а также два дизель-генератора (200 кВт, 400 В, 50 Гц). Все основные механизмы и устройства имели автоматизированное и дистанционное управление.

Проектантом главного турбозубчатого агрегата (ГТЗА) было определено CKБ Кировского завода (главный конструктор М.А. Казак), проектантом АТГ - СКБ Калужского турбинного завода (главный конструктор В. И. Кирюхин). За основу приняли компоновку выполненную в конкурсном, проекте 1958г. Эта проработка показала в дальнейшем свою долговечность (в том числе и при переходе на блочную агрегатированную установку). Управление АЭУ осуществлялось двумя операторами с центрального пульта установки, расположенного в специальной выгородке турбинного отсека. Очень удачной оказалась компоновка двух АТГ переменного тока со сбросом пара в секции главного конденсатора. Работы по созданию АЭУ для АПЛ пр.671 с системами управления в бюро возглавил П. Д. Дегтярев, главный конструктор по энергетике.

Много внимания было уделено выбору резервных средств движения. Предпочтение отдали установке с двумя вспомогательными двухлопастными гребными винтами и валопроводами, проходящими через горизонтальные стабилизаторы. В качестве резервного средства движения были применены два электродвигателя постоянного тока ПГ-137 (2 х 275 л. с.), каждый из которых приводил во вращение свой двухлопастный гребной винт малого диаметра. Все основные механизмы и устройства имели автоматизированное и дистанционное управление.

Прорабатывались варианты использования в качестве вспомогательных средств крыльчатых и водометных движителей. Однако сложность конструкции, большая шумность и более низкий КПД не позволили в то время применить эту идею на практике. Форма кормовой оконечности, в том виде как она в дальнейшем была реализована, - это большая заслуга коллектива конструкторов-корпусников и механиков. Особенно необходимо подчеркнуть вклад начальника сектора динамики Л. В. Калачевой.

На АПЛ пр.671 впервые был принят в качестве основного трехфазный переменный ток напряжением 380В, частотой 50 Гц, имеющий ряд преимуществ перед постоянным током. Основными источниками электроэнергии в электроэнергетической системе (ЭЭС) являлись два генератора напряжением 400В типа ТМВ-2-2 мощностью по 2000КВт, дизель-генератор МСК 103-4 мощностью 200 КВт и две группы аккумуляторных батарей типа 426-11. Преобразование переменного тока в постоянный осуществлялось двумя обратимыми преобразователями типа ПР-501 (завода «Электросила») мощностью по 500 кВт каждый. Работа источников электроэнергии и ГЭД контролировалась централизованно с пульта ЭЭС при помощи системы управления «Байкал». Активное участие на всех этапах проектирования и приемки агрегатов на АПЛ принимали специалисты бюро под руководством главного конструктора по электрооборудованию В. П. Горячева. В эскизном, проекте предусматривалась максимальная автоматизация процессов управления техническими средствами и вооружением подводной лодки, в том числе:

- Централизованная система управления, регулирования и защиты АЭУ, АППУ;

- Комплексная система упрювлсния пространственным, маневрированием, подводной лодки («Шпат»), которая обеспечивала автоматическую стабилизацию курса корабля, глубины погружения АПЛ на ходу и без хода, возможность дистанционного управления курсом и глубиной погружения;

- Система автоматического управления средствами борьбы с аварийными дифферентами и провалами по глубине («Турмалин»);

- Система централизованного автоматизированного управления общекорабельными системами (ОКС) и отдельными механизмами.

Впервые была создана не имеющая аналогов система централизованного управления большим числом механизмов устройств, арматуры (около 220) и источников информации (более 500), расположенных по всему кораблю. Конструкторы бюро разработали алгоритмы управления, определили номенклатуру источников информации и дистанционно-управляемого оборудования предложили компоновку панелей пультов управления, выработали предложения по использованию элементной базы, рассмотрели отдельные схемные узлы на полупроводниковых приборах и магнитных усилителях.

На начальной оталии разработка системы управления ОКС велась на конкурсной основе совместно с ЦНИИ-45 (начальник отдела В.Г. Павлов) и ОКБ-781 (главный инженер Ю.С Путято, начальник отдела Л.М. Фишман). В АПЛ пр.671 был реализован вариант системы управления ОКС (шифр «Вольфрам») разработанный ОКБ-781. Наиболее сложной задачей было размещение в носовой оконечности корабля мощного гидроакустического комплекса в сочетании с носовыми торпедными аппаратами (ТА).

По ТТЗ предусматривалось размещение на АПЛ гидроакустического комплекса (ГАК) «Керчь» разработки НИИ-3 (ныне ЦНИИ «Морфизприбор»). Однако главный конструктор принял решение об установке на АПЛ нового ГАК «Рубин» (главные конструкторы Н. Н. Свиридов, потом В. И. Аладышкин), созданный для АПЛ пр.661 , который по тактико-техническим данным превосходил «Керчь». ГАК «Рубин» имел максимальную дальность обнаружения целей порядка 50 - 60 км. Он включал носовой гидроакустический излучатель низкой частоты, высокочастотную антенну ГАС миноискания МГ-509 "Радиан" в передней части ограждения выдвижных устройств рубки, станции звукоподводной связи, гидроакустической сигнализации и ряд других элементов. "Рубин" обеспечивал круговой обзор, независимое автоматическое сопровождение и определение курсовых углов целей, дальнометрирование методом эхолокации, а также обнаружение активных гидроакустических средств противника. Необходимо было разместить в носовой оконечности ГАК массой 20 т и объемом в 68—70 м3. Это была трудная задача. Из нескольких вариантов в результате был выбран оптимальный. После 1976г., в ходе модернизации, на большинстве лодок 671-го проекта ГАК "Рубин" был замечен на более совершенный комплекс "Рубикон" с инфразвуковым излучателем, имеющий максимальную дальность обнаружения более 200 км. На ряде кораблей МГ-509 был также заменен на более современный МГ-519.

Подводная лодка была оснащена всеширотным навигационным комплексом "Сигма". Имелась телевизионная система наблюдения за общей и ледовой обстановкой МТ-70, способная, при благоприятных условиях, выдавать видовую информацию на глубине до 50 м.

Выдвижные устройства включали перископ ПЗНС-10, антенну системы радиоопознавания МРП-10 с ответчиком, радиолокационный комплекс "Альбатрос", радиосвязные антенны ВАН-М или "Анис" и "Ива", пеленгатор "Завеса", а также устройство РДП. Имелись гнезда для ряда съемных антенн, устанавливаемых при решении конкретных задач. На борту подводной лодки был установлен навигационный комплекс, обеспечивающий курсоуказание и счисление пути.

Трудности встретились при размещении в носовой оконечности ТА. Было предложено несколько вариантов с бортовым размещением ТА (под углом к прочному корпусу), но это приводило к снижению скорости АПЛ при использовании оружия. В итоге был принят классический вариант размещения ТА в носовой оконечности с врезкой в переборку специального люка для погрузки торпед. Торпедный комплекс занимал верхнюю треть первого отсека. Торпедные аппараты располагались в два горизонтальных ряда. В диаметральной плоскости корабля, над первым рядом ТА, находился горизонтальный торпедно-погрузочный люк. В носовой оконечности перед люком располагался закрываемый щитами горизонтальный лоток, в который краном опускалась торпеда, загружаемая в подводную лодку. Такая конструкция позволила радикально сократить и упростить процесс погрузки боекомплекта, не требуя от команды особых физических усилий, сложных и опасных операций. Все делалось дистанционно: торпеды затягивались в отсек, перемещались по нему, загружались в аппараты и опускались на стеллажи при помощи гидроприводов. Такая схема в отечественном подводном, кораблестроении использовалась впервые. В дальнейшем ее повторили на АПЛ пр.671РТ, 671РТМ и 971, и до сих пор она остается наиболее рациональной.

Вооружение корабля состояло из шести 533-миллиметровых торпедных аппаратов, обеспечивающих стрельбу на глубинах до 250 м. В боекомплект входило 18 торпед или до 36 мин (из них 12 - в ТА). Постановка мин могла производиться при скорости до 6 узлов.

Одной из сложных была задача создания новой системы стрельбы торпедами. Увеличение глубины стрельбы в 2.5 раза потребовало от проектантов стендовой и натурной отработки. С этой задачей успешно справились специалисты Конструкторского бюро по проектированию аппаратов (КБА) в ЦКБ-18 под руководством главного конструктора И. М. Иоффе (а затем Л. А. Подвязникова). Впервые на отечественной АПЛ установили специальную систему управления подготовкой к выстрелу «Кипарис» (ведущий конструктор ЦКБ-18 А. 3. Матвеев). Специалисты ЦКБ «Полюс» (главный конструктор А. И. Буртов), спроектировали и установили новую систему управления стрельбой ПУТС «Ладога». Позднее на АПЛ пр.671 был внедрен ракетный комплекс «Вьюга» с аппаратурой предстартовой подготовки АПГИ и системой ввода данных «Нева» (главный конструктор ракетного комплекса Л. В. Люльев, ОКБ-8; главный конструктор системы «Нева» Э. В. Кубланов, ЦКБ «Полюс»). Внедрение на АПЛ системы воздуха высокого давления (ВВД) с компрессорами ЭК-ЗОА позволило увеличить живучесть корабля.

В проекте вновь вернулись к установке кингстонов в цистерне главного балласта (ЦГБ). Насколько это было правильное решение, показало время. (А ведь это было в 60-х годах, и еще не было трагедий с АПЛ К-8 (пр.627А) и К-278 («Комсомолец», пр.685), одной из причин которых было отсутствие кингстонов в ЦГБ). Систему кингстонов разработали заново и по другой схеме. В проекте значительно сократили объем ручных операций за счет дистанционного централизованного управления основными механизмами и арматурой. Потребовалось освоение новых водоотливных и осушительных насосов. Впервые были применены трубопроводы из титановых сплавов. По сравнению с АПЛ первого поколения существенно изменилась система гидравлики. С целью улучшения очистки воздуха на АПЛ была установлена целая гамма новых фильтров.

Большое внимание уделялось обеспечению радиационной безопасности. По инициативе конструкторов бюро на АПЛ впервые была внедрена система электрохимической регенерации воздуха (ЭХРВ), за что ее разработчики были удостоены Ленинской премии. Впоследствии ее применяли на АПЛ других бюро (пр.670, пр.667 и др.).

Глубина погружения АПЛ определялась по ТТЗ в 400 м (на АПЛ пр.627 — 300 м). Для корпуса была выбрана сталь марки АК-29, разработанная ЦНИИ-48, ныне ЦНИИ КМ «Прометей» (директор - академик И. В. Горынин). Ее отработка началась еще для АПЛ пр.639 с изготовления опытного отсека 4ДМ. Параллельно исследовалась возможность изготовления корпуса из высокопрочных титановых сплавов (пр.661), однако, учитывая отсутствие в то время опыта их внедрения, предпочтение отдали стали АК-29.

Прочный корпус состоял из цилиндрических участков и усеченных конусов кругового сечения. Шпангоуты, кроме кормовой оконечности, располагались снаружи. Обшивка легкого корпуса имела продольную систему набора. Плоские переборки прочного корпуса рассчитывались на давление 10 кгс/см. Корпус корабля делился на семь водонепроницаемых отсеков:

- 1-й торпедный, аккумуляторный и жилой;

- 2-й центральный пост, провизионные и вспомогательные механизмы;

- 3-й реакторный;

- 4-й турбинный (в нем же размещены и автономные турбоагрегаты);

- 5-й электротехнический и вспомогательных механизмов (в нем же находился и санблок);

- 6-й жилой и дизель-генераторный;

- 7-й рулевой (здесь же расположены гребные электродвигатели и камбуз).

Ограждение рубки и надстройка были выполнены из сплава АМг-61 . Печальный опыт использования алюминиевого сплава на АПЛ пр.629 в данном случае не подтвердился. Материал выдержал испытание временем благодаря эффективной протекторной защите и окраске. Большая заслуга в создании корпусных конструкций принадлежит главному инженеру Б.К. Разлетову и главным конструкторам по корпусу В.Г. Тихомирову и В.В. Крылову.

Эскизный проект АПЛ был завершен, как и предусматривалось постановлением правительства, в 1 квартале 1960 г. При шести носовых ТА калибра 533 мм, общем количестве торпед 18 ед., глубине погружения 400 м, мощности ГТЗА 31000 л.с., двух АТГ мощностью по 2000 кВт, двух ГЭД мощностью по 350 л. с. водоизмещение АПЛ составило 3300м3.

В заключении Госкомитета по судостроению (ГКС) отмечалась глубина проработки проекта, выполненного на высоком техническом уровне. Совместным решением ВоенноМорского Флота (ВМФ) и ГКС от 29 июля 1960 г. эскизный проект противолодочной АПЛ пр.671 был утвержден.

На лодку устанавливались:

ГАК «Рубин»;

Пост управления торпедной стрельбой (ПУТС) «Ладога-2»;

Навигационный комплекс «Сигма»;

Система управления АПЛ по курсу и глубине «Шпат-671 »;

Система управления одержанием АПЛ в аварийном режиме «Турмалин-671»;

Система централизованного управления ОКС, включая управление системой погружения и всплытия, ВВД, водоотлива, вентиляции, кондиционирования, гидравлики и другими, «Вольфрам-671»;

Система управления устройством быстрого заряжания торпед и подготовкой ТА «Кипарис»;

Система ЭХРВ и др.

Корабль получил систему кондиционирования и очистки воздуха, люминесцентное освещение, а также более удобную (по сравнению с атомоходами 1-го поколения) планировку кают и кубриков, современное санитарно-бытовое оборудование.

Архитектура АПЛ и принципы ее компоновки, принятые в эскизном проекте, сохранились и на стадии технического проекта. На этом этапе большое внимание было уделено уменьшению подводного шума корабля и помех работе собственного ГАК, так как от этих характеристик во многом зависит успешность действий противолодочной АПЛ. К сожалению, проработка «плавающих корпусов» в районе наиболее шумящих механизмов оказалась неприемлемой из-за увеличения водоизмещения. В техническом проекте оно составило 3570м3. Технический проект был закончен в декабре 1960 г., утвержден решением ВМФ и ГКС 4 марта 1961г. и одобрен постановлением правительства. В сентябре утвердили и основные ТТЭ подводной лодки этого проекта.

В июле 1961 г. по рабочим чертежам бюро на Адмиралтейском заводе были изготовлены деревянные натурные макеты всех семи отсеков АПЛ. Отсеки использовались для уточнения условий расположения оборудования, прокладки трасс трубопроводов и электрокабеля при выпуске рабочих чертежей. (Необходимо отметить, что из 480 технических условий на поставку оборудования 60 не были утверждены к этому периоду, в том числе такие механизмы, как ГТЗА, АТГ, холодильные машины, преобразователи и др.). Большую роль в создании макетов, а в дальнейшем и расположении оборудования в отсеках АПЛ, сыграли хозяева помещений Н.В. Данилин, А.А. Богданова, К.П. Лагошный, А.Ф. Дмитриев, В.П. Пашкевич, А.Т. Алексеев, Т.Н. Кузнецов.

В начале строительства подводной лодки группа конструкторов бюро на заводе насчитывала 15-20 чел. (начальник группы оперативно-технической помощи А.И. Рыжов), к концу монтажных работ и началу швартовных испытаний в 1965-1966 г. на заводе ежедневно находилось от 80 до 100 наиболее квалифицированных конструкторов. Наряду с Г.Н. Чернышевым, его заместителями Л.А. Самаркиным и А.И. Колосовым, руководителем группы технической помощи А.И. Рыжовым, главным инженером Б.К. Разлетовым, большой вклад в строительство первой АЛЛ пр.671 (зав.№600) внесли
П.Д. Дегтярев, А.Н. Губанов, М.В. Сидоренко, А.К. Крыжановский, С.В. Болдаков, В.А. Шавкунов, Д.К. Врачев, В.П. Пашкевич, И.С. Сорокин, К.А. Никитина, А.П. Алексеев, Ю.И. Фарафонтов, А.А. Тюриков и многие другие.

В июля 1966 г. начались швартовные испытания. Они продолжались длительное время из-за ряда аварийных ситуаций, в том числе опрессовки парогенераторов и заброса сорбентов фильтров в конденсатно-питательную систему. Только в июле 1967 г. АПЛ после завершения швартовных испытаний в специальном транспортное доке была переведена на сдаточную базу в Северодвинск. В последних числах августа она вышла на заводские испытания, продолжавшиеся 16 суток. Государственные испытания длились 25 ходовых суток.

На основании совместного решения ВМФ и Министерства судостроительной промышленности (МСП) глубоководные испытания проводились на второй серийной АПЛ (зав. №602). От бюро в испытаниях участвовали Г.Н. Чернышев и В.Г. Тихомиров. Перед испытаниями на АПЛ были установлены спасательные камеры и буй-вьюшка со шлангами для подачи ВВД в подводную лодку.

(В установке контейнера и буй-вьюшки участвовал Е.К. Кондратенко). Глубоководные испытания показали, что прочный корпус и все системы надежно обеспечивают плавание АПЛ на предельной глубине 400 м. Необходимо отметить огромную роль в создании АПЛ пр.671 директоров Адмиралтейского завода Б.Е. Клопотова, позднее В.Н. Дубровского, главных инженеров Н.И. Пирогова, позднее И.С. Белоусова и Н.М. Лужина, главных строителей К.Ф. Терлецкого - старейшего кораблестроителя отечественных подводных лодок, И.Л. Каменецкого, О.С. Покровского, старших строителей по отдельным специализациям и ответственных сдатчиков И.В. Котенева, М.И. Островского, Б.А. Немченка, Г.М. Баранова, А.М. Шарапо, И.В. Ускова, Ю.Ф. Соколова. Работы велись под неусыпным вниманием представителей военной приемки под руководством капитана 1 ранга Г.Л. Небесова. Большая роль в создании подводной лодки принадлежит главному конструктору завода А.А. Гайсенку, его заместителю М.К. Глозману, конструкторам Ю.А. Шалаеву, 3.М. Бобровской, В.И. Шишигину, технологу В.И. Водянову и многим другим.

Весомый вклад в строительство АПЛ принадлежит электромонтажному предприятию «ЭРА» (начальник М.С. Сизов, начальник участка С.Л. Глайхенгауз).

В период серийной постройки продолжались работы по совершенствованию ТТЭ, повышению надежности оборудования, устранению недостатков, выявленных в процессе постройки и эксплуатации. За это время было принято около 110 решений, позволивших заменить устаревшее оборудование. Особенно интенсивно шла работа по снижению шумности кораблей. На последних АПЛ шумность снизилась в 1,5—3 раза, а уровни помех гидроакустического комплекса - в 1,5 раза по сравнению с первым кораблем. (Справедливости ради надо признать, что и сниженные уровни шумности и помех оказались недостаточными в связи с быстрым развитием средств поиска и обнаружения АПЛ). Значительно усиливалось вооружение. На корабли устанавливались новые противолодочные комплексы с телеуправляемой торпедой «Дельфин» и ракето-торпедами «Вьюга». Три корабля (К-314, К-454 и К-469), предназначавшиеся для Тихоокеанского флота, были достроены по измененному проекту 671В. Отличие заключалось в оснащении их, помимо традиционных торпед, и ракето-торпедным комплексом "Вьюга", принятым на вооружение 4 августа 1969 г. Ракето-торпеда обеспечивала поражение подводных, надводных и береговых целей ядерным зарядом на дальностях 10 - 40 км. Ее пуск выполнялся из стандартных 533-мм торпедных аппаратов с глубины до 50 - 60м. На АПЛ зав. №605 впервые был установлен новый ракетный комплекс с крылатыми ракетами большой дальности РК-55 "Гранат" (SS-N-21) (проект 671К).

За создание серии АПЛ Указом Президиума Верховного Совета СССР главному конструктору Г.Н. Чернышеву было присвоено звание Героя Социалистического Труда; заместитель главного конструктора Л.А. Самаркин, начальники отделов бюро А.Н. Губанов и М.В. Сидоренко, главный наблюдающий от ВМФ инженер-капитан 1 ранга В.И. Новиков, директор завода ЛАО В.Н. Дубровский и директор ЦНИИ «Аврора» В.Н. Шаменков были удостоены звания лауреатов Ленинской премии. Большая группа создателей корабля (в том числе 40 сотрудников СКВ-143)были награждены орденами и медалями. За большие заслуги в освоении новой сложнейшей техники командир АПЛ К-38 пр.671 Е.Д. Чернов впоследствии был удостоен звания Героя Советского Союза.

Элегантные, весьма фотогеничные "Викторы" имели яркую, насыщенную событиями биографию. Их можно было встретить фактически во всех морях и океанах, где Советский флот нес боевую службу. При этом АПЛ демонстрировали достаточно высокие поисковые и боевые возможности.

Время берет свое. 14 марта 1989 г. была списана первая лодка 671-го проекта - К-314, находившаяся в составе Тихоокеанского флота. В 1993-1996 гг. боевой состав флота покинули и остальные АПЛ этого типа. Однако утилизация заслуженных кораблей затянулась. В настоящее время большинство из них находится в отстое, годами ожидая своей участи.