Военно-морской флот России


Подводная лодка проект 690

Описание Фотографии  
     
В самый канун нового, 1968 года, Государственная комиссия под председательством капитана 1 ранга И. М. Марголина приняла в состав ВМФ корабль 2-го ранга - подводную лодку-мишень проекта 690 «Кефаль». Она была спроектирована по заданию минно-торпедного управления для испытаний создаваемых видов противолодочного (торпедного) оружия и отработки тактики применения торпедного оружия с надводных кораблей. Основная особенность подлодки заключалась в конструкции легкого корпуса, который должен был выдерживать удары учебных торпед массой несколько тонн, идущих со скоростью до 50 узлов.

Проект 690 был разработан в ЦКБ «Лазурит» (главный конструктор Е. В. Крылов) и построен на заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре (главный строитель Л. Д. Пиков). Первоначально проектанты попытались приспособить для тех же целей уже построенные подводные лодки. Однако предложенные варианты не гарантировали надежную защиту. По предложению ученых отраслевых институтов в качестве материала легкого корпуса был рассмотрен стеклопластик, который хорошо противостоит ударным нагрузкам. Но все же остановились на стали. Корпус имел «альбакоровскую» форму.

Глубина погружения, при которой возможно безопасное соударение учебной торпеды и корпуса лодки, определялась в результате испытаний секций легкого и прочного корпуса на восприятие ударных нагрузок, проведенных в г. Северодвинске («Севмашпредприятие») и в г. Комсомольске-на-Амуре (завод им. Ленинского комсомола). В исследованиях активно участвовали ученые ЦНИИ им. академика А. Н. Крылова (руководитель Д. А. Александрин) под руководством главного конструктора по корпусу ЦКБ «Лазурит» А. И. Аменицкого и при наблюдении представителя 1-го ЦНИИ Военного кораблестроения МО М. Я. Шараева.

Испытания прошли успешно. По заявлению участников испытаний, находившихся на ПЛ (С. А. Лавковский), «ощущение момента соударения - очень глухой, «тупой» удар, никакого звона, а находящиеся на ПЛ люди не ощущали даже толчка - как будто концентрированный удар 3-тонной «штучки», идущей со скоростью около 90 км/час, происходит не в 2-3 метрах от тебя, а где-то далеко-далеко».

Заводом им. Ленинского комсомола (директор А. Т. Деев) в 1967-1969 годах было построено 4 корабля пр. 690. Они участвовали в тактических учениях Тихоокеанского, Северного и Черноморского флотов СССР в течение почти 30 лет. Сейчас ничего подобного не строится, хотя конструктивные наработки есть. Однако накопленный опыт, хочется верить, не пропадет даром. В ХХI веке, когда человечество неизбежно подойдет к созданию подводно-подледных комплексов по добыче полезных ископаемых с применением большегрузных подводных судов различного назначения (трубо- и кабелеукладчики, драги, буровые установки, танкеры и газовозы), опыт создания конструкций, способных держать большие динамические нагрузки, будет востребован.

СС-368

(Заводской номер 190)

Заложена на заводе имени Ленинского комсомола (№ 199), вступила в строй в феврале 1968.

СС-226

(Заводской номер 191)

Заложена на заводе имени Ленинского комсомола (№ 199), вступила в строй в декабре 1968.

СС-256

(Заводской номер 192)

Заложена на заводе имени Ленинского комсомола (№ 199), вступила в строй в декабре 1968.

СС-310

(Заводской номер 193)

Заложена на заводе имени Ленинского комсомола (№ 199), вступила в строй в 31 октября 1970.