Военно-морской флот России


Подводная лодка проект 701

Описание Фотографии  
     
Длина наибольшая - 130,0 м
Ширина наибольшая - 92 м
Осадка средняя - 7,2 м
Водоизмещение - нормальное - 5 500 м3, - полное - 6400 м3
Глубина погружения - рабочая - 320 метров
Скорость - наибольшая надводная - 18 узлов, подводная - 22 узла

В первой половине 60-х годов, когда в США развернулись крупномасштабные работы по созданию мощной, широко разветвленной системы освещения подводной обстановки, возникла опасность дальнейшего осложнения для советских подводных ракетоносцев задачи преодоления противолодочных рубежей потенциального противника. Ответом на эту угрозу могло быть создание нового поколения морских баллистических ракет, обладающих увеличенной дальностью и способных стартовать из воды, с борта носителей, находящихся в непосредственной близости от советских берегов.

В 1963 году в СКБ-385 под руководством В.П. Макеева развернулись работы по созданию первой в мире межконтинентальной (максимальная дальность - порядка 8000 км) баллистической ракеты с подводным стартом. В этом же году в ЦКБ-16 под руководством главных конструкторов А.С. Смирнова и Н.Ф. Шульженко был разработан аванпроекг “701 ” лодки-носителя МБР (рассматривались варианты с ядерной и дизель-электрической силовой установкой, рассчитанные на различный боекомплект).

По аналогичной тематике работало и ОКБ-52, возглавляемое генеральным конструктором В.Н. Челомеем. Там предполагалось создать морской вариант “универсальной” межконтинентальной ракеты УР-100. Комплекс получил индекс Д-8. Для его размещения была проработана подводная лодка 702-го проекта. Кроме того, в ЦКБ-18 в 1964 году под руководством главного конструктора С.Н. Ковалева разрабатывался вариант размещения ракет комплекса Д-8 на погружающейся стартовой платформе.

Хотя моряки одобрили проект СКБ-385, ряд специалистов высказывал сомнение в возможности достижения “макеевской” ракетой, даже в случае оснащения ее системой астрокоррекции требуемой дальности. В то же время УР-100 должна была иметь систему радиоуправления (с размещением пунктов наведения на берегу). К достоинствам системы В.Н. Челомея относилась и относительная дешевизна унифицированной ракеты, которую предполагалось использовать, кроме всего прочего, и в общенациональной системе противоракетной обороны “Таран”.

Однако после рассмотрения альтернативных предложений предпочтение в 1964 году было все же отдано “макеевскому” проекту. Правительственное решение о разработке межконтинентального ракетного комплекса Д-9 с ракетами Р-29 вышло 28 сентября 1964 г.

Первые испытания отдельных элементов новой ракеты были проведены на Черном море в 1968 году. В дальнейшем испытания перевели на Государственный центральный морской полигон в Неноксе, где в 1969-1971 гг. с наземного стенда было выполнено 20 пусков. Однако для окончательной отработки перспективного ракетного комплекса требовалось разместить его на реальной подводной лодке. Для этих целей в 1964 году было принято решение использовать один из атомоходов проекта 658, а также дизель-электрическую ПЛ пр.629, проведя их радикальную модернизацию.

Проект переоборудования лодки проекта 658 был разработан в ЦКБ-16 под руководством главного конструктора Н.Ф. Шульженко. В 1969-1970 гг. в Северодвинске были проведены работы по модернизации К-145 - шестого по счету корабля 658-го проекта, введенного в строй 19 декабря 1963 г. и требовавшего постановки на капитальный ремонт.

Корпус атомной подводной лодки (получившей проектный номер “701”) был удлинен до 130 м за счет врезки дополнительной секции ракетного отсека. В огромной рубке (“самой длинной рубке в мире”, - как с гордостью говорили о ней сами подводники) разместили шесть шахт с ракетами Р-29. На корабле установили и новое оборудование, обеспечивающее использование межконтинентального ракетного комплекса.

Первый пуск ракеты Р-29 с ПЛАРБ пр.701 был выполнен 15 декабря 1971 г. из акватории Белого моря. Испытания были продолжены в августе-ноябре 1972 г. Однако во второй половине мая 1972 г. во время одного из пусков произошла авария опытной ракеты: в процессе наддува баков при предстартовой подготовке не поступил сигнал о давлении горючего в баке первой ступени, что свидетельствовало о серьезной неисправности. Благодаря грамотным действиям экипажа лодка быстро всплыла в надводное положение с открытой крышкой шахты. Бак с горючим от “передува” разорвался, и верхняя часть ракеты была выброшена за борт лодки. Причиной аварии, едва не приведшей к трагическим последствиям, явилась неснятая на заводе технологическая заглушка...

В дальнейшем к участию в испытаниях привлекли и головной корабль проекта 667Б - К-279. Было проведено, в общей сложности, 19 пусков, 18 из которых признали успешными. При этом 13 ракет было запущено с борта К-145. Комплекс Д-9 с ракетой Р-29 был принят на вооружение 12 марта 1974 г.

В 1976 году подводная лодка К-145 проекта 701 начала нести боевую службу в составе СФ. Она была списана в 1989 году и в конце 90-х годов находилась на отстое в Мурманске, на судоремонтном заводе “Севморпуть”.

К-145

(Заводской номер 906)

Заложена 21 января 1961 на Северном машиностроительном предприятии (№ 402), спущена 30 мая 1962, вступила в строй 23 октября 1962

С 11 июня по 4 октября 1962 г. проходила швартовые испытания. С 5 по 10 октября 1962 г. заводские ходовые испытания, с 10 по 23 октября 1962 г. Государственные испытания. 23 октября 1962 г. был подписан акт Государственной комиссией о завершении государственных испытаний. В 1962 г. ПЛ вошла в состав Северного флота. В 1963 - 1965 гг. занималась боевой подготовкой.

В 1964 г. было принято решение о переоборудовании ПЛ для отработки и испытаний баллистических ракет нового комплекса Д-9. С декабря 1965 по 1970 г. находилась в текущем ремонте с заменой парогенераторов и переоборудованием по проекту 701.

С август 1970 по ноябрь 1972 г. на лодке проходили испытания комплекса Д-9.  Испытания прошли успешно и ракеты были приняты на вооружение.

С ноябрь 1972 по декабрь 1976 г. находилась в среднем ремонте, по окончании вошла в состав флота как боевая ПЛАРБ. В 1977-1978 г. занималась боевой подготовкой.  В 1979-1980 гг. совершила 2 автономных похода на БС. В марте - июне 1979 г. произведена перезарядка активных зон реакторов. В 1981-1984 гг. занималась боевой подготовкой. В 1989 г. выведена из состава ВМФ. Выгружена активная зона. В 1996г. выполнены работы по подготовке к временному хранению на плаву. Хранится на плаву в пункте временного хранения.

Всего с момента постройки "К-145” прошла 83170 миль за 11796 ходовых часов. Имела прозвище «Термоядерный забор».

Командиры: к. 2 р. А.И. Гришечкин (1962г.).