Военно-морской флот России


Подводный обитаемый аппарат «Аргус»

Описание  

 

     
Подводный обитаемый аппарат «Аргус» создан инженерами и конструкторами Опытно-конструкторского бюро океанологической техники Института океанологии РАН.

Первый этап строительства «Аргуса» проходил на судоремонтном заводе Речфлота в Белом Городке. Этап сборки и оснащение аппарата системами и аппаратурой продолжился в Голубой бухте близ Геленджика, где находится Южное отделение Института океанологии. Для «Аргуса» на берегу моря был построен большой металлический ангар, на оголовье пирса установили блоки, через них береговая лебедка выбирала трос телеги, на которой из ангара прямо в море выезжал желто-оранжевый аппарат. Создатели «Аргуса» - главный конструктор Н. Гребцов, руководитель испытаний В. Бровко, ведущий конструктор Е. Павлюченко, «электрический профессор» и автор оригинального труда «Техника пилотирования подводных обитаемых аппаратов» А. Сидоров, автор легкого корпуса И. М. Босак, главный гидравлик В. Фокин. Инженеры - О. Устинова и С. Кузнецова - получили возможность испытать свое детище в изумрудной воде Голубой бухты. 25 июня 1975 года впервые водолазы отдали крепления телеги и первый экипаж — командир А. Сидоров, борт-инженеры В. Бровко и Е. Павлюченко - приступил к испытаниям «Аргуса». Руководил погружением А. Подражанский. Аппарат всплывал и снова уходил под воду, проверялась работа всех систем. На третьем часу проверок «Аргус» всплыл для замены экипажа. Под воду должен был идти В. Фокин, но, несмотря на огромное желание погрузиться, он уступил свое место специальному корреспонденту «Комсомольской правды» Ю. Росту.

В пилотской кабине «Аргуса» по левому и правому бортам стоят два кресла, перед ними - главный пульт, кренометр, курсо-указатель, глубиномер, выключатели светильников и подводной связи. Перед пилотом находятся приборы контроля и управления двигателями, слева — щит питания. В нижней части прочного корпуса — рабочее место наблюдателя и аварийная батарея. В кормовой части - блок вентилей для продувки цистерн главного балласта и манометр. Здесь же расположены регенеративная установка, фильтры вредных примесей, ящик с запасными регенеративными пластинами В-64, газоанализаторы и углекислотный огнетушитель. «Аргус» имеет сварную раму с узлом подъема и легкий стеклопластиковый корпус, состоящий из верхней части, рубки и стабилизатора. В верхнюю часть легкого корпуса встроена цистерна главного балласта с клапанами вентиляции, расположенными рядом с рубкой. Продувка может осуществляться через блок вентилей из двух групп баллонов. Клапаны вентиляции открываются давлением масла через электромагнитный клапан. В состав уравнительно-дифферентной системы входят две прочные цистерны по 325 л и вариаторы - пять прорезиненных мешков. Если нужно увеличить отрицательную плавучесть, то перекачивают масло из мешков в цистерны; масло будет поступать в кормовую цистерну и дальше с помощью дифферентного насоса или через переливной клапан - в носовую цистерну. Используется принцип: постоянный вес, переменный объем. Возможна и обратная перекачка масла - в мешки, тогда аппарат всплывет. Пилот «Аргуса» может изменять плавучесть в пределах 130 кг и изменять дифферент до 12°.

В качестве движителей на «Аргусе» используются авиационные стартер-генераторы ГСР-3000, установленные в мотогондолах по бортам ближе к кормовой части легкого корпуса. Винты мотогондол защищены насадками. «Аргус» оснащен светильниками, фотокамерами, манипулятором и выдвижным бункером - корзиной для образцов. В случае аварийной ситуации пилот может сбросить 2 груза по 90 кг каждый. Скорость хода под водой - 1,5 узла. Вес аппарата - 8,3 т. Глубина погружения - до 600 м.

В сентябре 1978 года «Аргус» совершил несколько погружений для проведения геолого-биологических исследований дна Голубой бухты, а затем состоялись пять спусков аппарата в Новороссийской бухте по заданию Музея истории г. Новороссийска.

До 1981 года «Аргус» участвовал во многих океанологических погружениях в Черном море. В январе 1982 года из Новороссийска в свой первый рейс вышел новый «Витязь». Судно оборудовано ангаром и СПУ для «Аргуса». Второе судно-носитель аппарата - «Рифт».

С борта «Витязя» и «Рифта» «Аргус» погружался во многих районах океана. Он работал в прибрежной зоне Черного моря, а также в Средиземном море и на шельфе Атлантики. В проливе Гибралтар «Аргус» проводил подводно-технические работы еще в 1995 году. Ведущие специалисты-океанологи смогли в качестве наблюдателей попасть в глубины океана, где им представилась возможность непосредственно работать с объектами их исследований.
 

Масса - 8,3 т
Скорость хода - 1,5 узла (под водой)
Глубина хода - до 600 метров
Экипаж - 3 человека

«Аргус»

Заложен в 1974-1975 в ОКБ ОТ Института океанологии РАН, спущен 25 июня 1975, вступил в строй в 1976.

25 июня 1975 г. начало испытаний. В 1975-1976 гг. проходила испытания в Голубой бухте. В сентябре 1978 г. совершала погружения в Голубой и Новороссийской бухтах. До 1981 г. проводила исследования в Черном море. С 1982-1995 гг. исследовательская деятельность. В 1995 г. работы в Гибралтаре.