Военно-морской флот России


Проект П-2

Описание  

 

     
Водоизмещение - нормальное - 5360 м3
Длина наибольшая - 119,2 м
Ширина наибольшая - 12,5 м
Осадка средняя - 9,9 м
Запас плавучести - 22,5 %
Энергетическая установка - комбинированная (дизель-электрическая и парогазотурбинная) 6 дизелей 37Д х 2000 л.с. (по 3 на вал) ; 2 ПГТУ х 7500 л.с. (через редуктор на вал) ;  2 ГЭД э.х. (на линии вала) ;  2 гребных вала ;  АБ свинцово-кислотная 46 СУ 2 группы по 112 элементов
Скорость хода - наибольшая надводная - 18,0 узлов ; - макс. подводная (под ПГТУ) 17,0 узлов ; эк. подводная (под ГЭД) 4,0 узла
Дальность плавания - надводная 12000 миль при 10,0 узлах ; подводная (при ходе под ПГТУ) 700  миль при 17,0 узлах ; подводная (приходе под ГЭД) 100 миль при 4,0 узлах
Глубина погружения - 200 м
Автономность - 100 суток
Вооружение - баллистические ракеты Р-1, боекомплект 12 шт. ;  самолеты-снаряды: тип "Ласточка" ("10Х"), боекомплект С-С 51 (вместо БР) ; расположение С-С на ПЛ - в прочных сменных блоках, в проницаемых частях ПЛ ; вид старта - надводный, с подъемно-поворотной рамы ; 12 533мм НТА, 4 533 КТА, торпедный боезапас 30 ;  спаренных зенитных АУ  - 1 х 57 (СП-57) и 1 х 25 (П-25)
Средства навигации, наблюдения и связи в составе, принятом на ПЛ проекта 611
Экипаж - 100 человек

Разработкой проекта П-2 было положено начало выполнению работ по проектированию отечественных ПЛ, вооруженных реактивными снарядами дальнего действия, - ракетных ПЛ, По заданию Министерства судостроительной промышленности ЦКБ-18 (ныне ЦКБ МТ «Рубин») в 1949 г. выполнило предэскизный проект ПЛ, на которой предусматривалось размещение ракетного вооружение двух типов: баллистических ракет (БР) и самолетов-снарядов (С-С). Согласно проекту ПЛ, БР типа «Р-1» полетной массой-13,2 т, с жидкостным двигателем, работающим на спиртоводной смеси и кислороде, в незаправленном состоянии хранились на ПЛ в трех вертикальных блоках прочной конструкции (по четыре БР в каждом блоке). Из них после заправки компонентами в т.ч. жидким кислородом должен был осуществляться надводный старт БР. Принятый в проекте ПЛ С-С «Ласточка» являлся модификацией авиационного С-С «10Х», который был разработан КБ завода №51 (ныне НПО машиностроения) на базе германского С-С «V-1». В 1945 г. снаряд прошел летные испытания и в 1953 г. был принят на вооружение. С-С «Ласточка» отличался от снаряда «10Х» видом старта. В авиационном варианте С-С стартовал при сбросе с самолета-носителя. При этом снаряд имел начальную скорость, необходимую для работы ПуВРД. Старт С-С с ПЛ предусматривалось осуществлять со стартового устройства, включавшего стартовую дорожку - ферму длиной 20 м, которая поднималась на угол 8-12° к горизонту. На стартовой дорожке С-С находился на тележке, которая при пуске снаряда разгонялась пороховым реактивным двигателем (ускоритель первой очереди). Другой пороховой двигатель (ускоритель второй очереди) находился на С-С и продолжал разгонять снаряд после чего включался маршевый ПуВРД, Согласно проекту П-2, заправленные топливом С-С «Ласточка» должны были храниться в трех горизонтальных блоках прочной конструкции со снятыми консолями крыла и хвостовым оперением, которые присоединились к снаряду перед стартом.

В архитектурно-конструктивном плане ПЛ была спроектирована многокорпусной (с семью ПК, объединенными единым наружным корпусом). В пространстве между корпусами в средней и кормовой частях ПЛ размещались сменные блоки, предназначенные для хранения различных грузов. Там же находились цистерны различного назначения в т.ч. цистерны и емкости с компонентами топлива и окислителя БР и топлива С-С. Между ПК предусматривались переходы, обеспечивавшие посещение личным составом всех отсеков ПЛ при плавании в подводном положении.

Проектом ПЛ предусматривалась энергоустановка комбинированного типа (дизель-электрическая и парогазотурбинная) общей мощностью 15000 л.с., которая размещалась в кормовых частях двух отдельных ПК.

После завершения предэскизного проектирования дальнейшая разработка проекта П-2 не проводилась по ряду причин в т.ч. из-за сложности воплощения полученных в проекте архитектурно-конструктивных решений ПЛ, а также из-за нерешенности в то время многих важных научно-технических проблем, связанных с использованием ракетного оружия с ПЛ (обеспечение выполнения требований разработчиков оружия по стабилизации на ПЛ стартовой дорожки С-С и др.).

Сформированный в предэскизном проекте П-2 технический облик ПЛ с ракетным оружием двух типов - БР и С-С отличался от облика ракетньк ПЛ, разработанных в последующих проектах и реализованных при постройке подводных ракетоносцев.