Военно-морской флот России


Проект П-613

Предпринятые при разработке проектов первых отечественных ракетных ПЛ попытки их оснащения самолеты-снаряды (С-С), созданными для использования с самолетов и наземных пусковых установок, не дали положительных результатов. В 1955 г. директивными органами СССР было принято решение о разработке комплексов систем вооружения ПЛ с реактивными С-С, предназначенными для поражения наземных целей. В соответствии с этим решением в ОКБ-52 (КБ В.Н. Челомея) были развернуты работы по созданию ракетного комплекса "П-5". Главной отличительной особенностью комплекса был вид старта С-С - непосредственно из контейнера с т.п. «нулевых» (коротких) направляющих. Их длина не превышала длину С-С. В контейнере С-С находился со сложенными консолями крыла, которые после старта с помощью специального автомата раскрывались в полете. При этом обеспечивалась высокая надежность раскрытия и фиксации крыла, а также его работоспособность, проверенная в процессе проведения модельных и натурных испытаний.

Такие С-С, запускаемые из контейнеров подобно баллистическим ракетам, стартующим из ракетных шахт, стали называть крылатыми ракетами.

Параллельно с разработкой КР комплекса «П-5» в ЦКБ-18, в 1955-1956 гг. велись проектные работы по переоборудованию торпедной ПЛ С-146 проекта 613 в ракетную ПЛ для испытаний этих КР (проект П-613). Переоборудование ПЛ выполнялось на заводе «Красное Сормово» в 1956-1957 гг. В ходе его на палубе надстройки ПЛ за ограждением рубки был установлен предназначенный для хранения и пуска КР поднимающийся контейнер прочной конструкции длиной 12 м и диаметром в свету 1,65 м. Контейнер был снабжен с обоих торцов открывающими крышками с уплотнениями и кремальерными затворами, обеспечивающими его герметичность. Ракета хранилась в контейнере полностью заправленной, с БЧ и стартовыми РДТТ. Доступ к КР после ее погрузки в контейнер не требовался. Ракетная ПЛ была оборудована аппаратурой целеуказания КР для чего на ПЛ потребовалась установка новых навигационных приборов типа «Сила», а также корабельной системой управления ракетной стрельбой и аппаратурой предстартового контроля и производства старта. На ПЛ были установлены системы и устройства, обслуживающие ракетное оружие, в частности гидроподъемник для подъема и опускания ракетного контейнера и др. Установка на ПЛ ракетного оружия была произведена при сохранении неизменным ПК исходной ПЛ за счет снятия с корабля запасных торпед со стеллажами, демонтажа артиллерийского вооружения, перекомпоновки оборудования в носовых отсеках ПЛ и пр.

Учитывая новизну ракетного комплекса с КР, стартующими из контейнеров, которые предстояло испытывать па ПЛ проекта П-613, был смонтирован береговой стенд с натурными частями корпусных конструкций ПЛ, ракетным контейнером и пр. В 1957-1958 гг. на стенде была отработана динамика старта ракеты из контейнера, процесс автоматического раскрытия консолей крыла и пр. Стрельба КР с ПЛ предусматривалась в надводном положении при скорости хода до 8-10 уз и состоянии моря до 4-5 баллов.

Испытания ракеты комплекса «П-5» на переоборудованной ПЛ проводились в Белом море. Перед стартом КР контейнер, располагавшийся горизонтально в положении по- походному, поднимался на угол 15°. Стрельба осуществлялась в нос по курсу ПЛ поверх ограждения рубки. Первый пуск КР был произведен 22 ноября 1957 г. На расчетную дальность КР запускалась с ПЛ в Баренцевом море. Стрельбовые испытания завершились в 1959 г., а в 1962 г. на этой же ПЛ в Кольском заливе были проведены испытания на взрывостойкость КР комплекса "П-5" после чего было принято решение о восстановлении опытной ракетной ПЛ проекта П-613 в торпедную ПЛ проекта 613.

В целом успешно проведенные морские испытания КР комплекса «П-5» позволили в 1959 г. принять эту ракету на вооружение ПЛ ВМФ СССР и развернуть серийное строительство отечественных ДПЛКР проектов 644, 665 и ПЛАРК проекта 659.