Военно-морской флот России


Подводный обитаемый аппарат «Тинро-2»

Описание  

 

     
Длина - 7,50 м
Ширина - 2,40 м
Осадка - 2,90 м
Масса - 10,5 т
Скорость хода - 3,0 узла (под водой)
Глубина хода - до 400 метров
Экипаж - 2 человека

Подводный обитаемый аппарат «ТИНРО-2» строился по заказу Министерства рыбного хозяйства СССР и получил название в честь Тихоокеанского института рыболовства и океанографии. Назначение аппарата - проведение на шельфе исследований в области промысловой океанографии. Конструкторские работы велись под руководством А.Н. Дмитриева и на первом этапе заключались в создании чертежей оборудования и систем аппарата. Для того чтобы удобно и компактно разместить механизмы и оборудование, органы управления и контрольные приборы в обитаемом отсеке, был собран деревянный макет в натуральную величину.

По мере выпуска технической документации определились габариты аппарата, его вес - 10500 кг, глубина погружения - 400 м, экипаж - 2 человека. Прочный корпус «ТИНРО-2» — цилиндрический со сферическими концевыми переборками. Его диаметр - 1,5 м. В носовой переборке шесть иллюминаторов. В комингсе люка еще три иллюминатора. В надводном положении верхние иллюминаторы оказываются над водой. Погружается аппарат с помощью двух бортовых стеклопластиковых балластных цистерн, которые заполняются водой. При всплытии цистерны продуваются сжатым воздухом. Уравнительно-дифферентные цистерны находятся в носу и в корме аппарата. Система гидравлики и насос морской воды расположены внутри прочного корпуса. Электродвигатели для вертикального и горизонтального движения также установлены в прочном корпусе, их гребные валы проходят через дейдвудные сальники. Для управления аппаратом по курсу установлена поворотная кормовая насадка с гидравлическим приводом. Под прочным корпусом расположены контейнеры с аккумуляторными батареями, обеспечивающими питание электродвигателей и аппаратуры. Один из контейнеров может быть сброшен в аварийной ситуации. Сбрасывается и тяжелый металлический груз — якорь-гайдроп. Гидроакустическое оборудование — подводная связь, эхолоты и гидролокатор. Два светильника с широким лучом установлены в наделке, два других, поворотных, — по бортам, прожектор в носовой части светит вперед и немного вниз. При подходе аппарата к судну предусмотрена подача буксирного конца при помощи линемета.

После подготовки всей технической документации чертежи поступили на завод, началась сборка прочного корпуса. Вскоре были изготовлены цилиндрические и конические обечайки из судовой листовой стали. Сварные швы проверили рентгеном.

Внутри корпуса в нижней точке установили датчик затекания воды, на сам корпус наклеили датчики напряжения. Собранный корпус поместили в камеру высокого давления. Давление в камере поднимали ступенчато — через каждые 10 атмосфер. Стрелка манометра прошла отметку «40 атм» и остановилась. Давление поднялось до предельно допустимого. Корпус выдержал испытание. Начался монтаж оборудования, движительного комплекса, трубопроводов и кабелей. Аппарат еще раз испытали в камере. Он оказался абсолютно герметичным. Для «ТИНРО-2» было подобрано судно-носитель, переоборудованное из обычного БМРТ, получившего имя «Ихтиандр».

Наконец в 1973 году состоялся первый спуск на воду. Испытания прошли успешно.

После тщательной проверки механизмов и оборудования «ТИНРО-2» погрузили на железнодорожную платформу, укрыли брезентовым чехлом и отправили из Ленинграда в Севастополь. Скоро в Севастополь пришел и «Ихтиандр». Погружения в Черном море предполагалось провести в районе Алушты и Ялты. После проверок работы судовых механизмов и репетиций спуска аппарат погрузился на глубину 30 м, уйдя с поверхности при помощи вертикальных винтов. Под водой аппарат хорошо слушался пилота. Через час «ТИНРО-2» всплыл на поверхность. Испытания аппарата продолжились 7-часовыми техническими спусками. В одном из погружений на глубине 25м заклинило правый вертикальный винт, в результате чего загорелся магнитный пускатель. Кормовой отсек заполнился дымом. Экипаж - М. Гирс и В. Дерябин - продул балластные цистерны, и аппарат всплыл на поверхность. Немедленно отключили все потребители и сообщили на судно о случившемся. Волна была небольшой и удалось периодически приоткрывать входной люк, проветривая отсек. Дым рассеялся, и применять противопожарную систему и включаться в аварийные дыхательные аппараты (на «ТИНРО-2» это обычные акваланги) не пришлось. Заключительное погружение на 400 м прошло успешно. Испытания закончились. Государственная комиссия приняла новый аппарат. Он полностью соответствовал своему назначению, был надежен и прост в управлении.

В конце января «Ихтиандр» перешел в Керчь. Владельцем аппарата стало Управление научно-исследовательского флота. В мае 1974 года «Ихтиандр» вышел из Керчи для проведения серии погружений в Черном море. 30 июня состоялось еще одно погружение на предельную глубину.

Для оценки возможности работы около неподвижных сетей на глубине 35 м установили сеть размером 30x2 м с грузами и поплавками. Перемещаясь вдоль сети, аппарат, в конце концов, запутался. Сеть зацепилась за поворотный светильник и кормовой стабилизатор. Аппарат мог самостоятельно всплыть вместе с сетью, но решено было воспользоваться помощью водолазов, которые и освободили «ТИНРО-2» от злополучной сети. Всего за время черноморского рейса состоялось 29 погружений.

Серьезная проверка ожидала «ТИНРО-2» во время 175-суточного рейса на «Ихтиандре» в Атлантику. Это был первый в СССР рейс судна с подводным аппаратом на борту. Первыми под воду пошли М. Гирс и кандидат биологических наук М. Аронов. 48 раз погружался аппарат с учеными на борту, проводившими исследования и наблюдения у берегов Африки и Америки, в том числе и в Бермудском треугольнике.
В 1975 году был создан второй аппарат-близнец «ТИНРО-2бис». В качестве носителя использовалось еще также судно «Гидронавт».

Аппараты использовались достаточно интенсивно. Когда атлантическая политика ВНИРО и Минрыбхоза обанкротилась, базировавшиеся на Черном море суда с этими аппаратами стали ходить в рейсы через три океана в Охотское и Берингово моря и даже залив Петра Великого.

«ТИНРО-2»

Заложена в Ленинграде в 1972 году, спущена в 1973, вступила в строй в 1973 г.

В 1974 - совершала погружения на Черном море, в 1975 – совершила шестимесячный рейс в Атлантику, в  сентябре 1993 – принимала участие в подъеме обломков корейского Боинга-747

«ТИНРО-2бис»

Заложена в Ленинграде в 1974 году, спущена в 1975, вступила в строй в 1975 г.

В 1976 – совершила шестимесячный рейс в Атлантику.