Военно-морской флот России


Проект УПС (Управляемый подводный снаряд).

Описание  

 

     
Размерения - 3,98х3,09х3,44 м.
Водоизмещение - 11,47 т
Скорость максимальная - 3,0 узла
Дальность плавания - 5 миль
Глубина погружения рабочая - 200 м.
Вооружение - отсутствует
Судно-носитель ПЛ - пр. 666
Экипаж - 2 человека (3 спасенных).

Первая попытка создать ПА, предназначенный для спасения экипажей затонувших ПЛ, относится к 1958 г., когда в соответствии с постановлением СМ СССР №0962-432 был разработан пр. 666 - экспериментальной спасательной ПЛ (ЭСПЛ). На ЭСПЛ предполагалось проверить и отработать два метода спасения экипажей затонувшей ПЛ - "сухим" способом, с помощью "управляемого подводного снаряда" (УПС) и "мокрым" способом (т.е. посредством самостоятельного выхода подводников шлюзованием), с помощью водолазов и декомпрессии подводников в барокамере ЭСПЛ. Головным разработчиком назначили ЦКБ "Лазурит" (г.Горький).

Переоборудование ПЛ завершилось в 1961 г. на сдаточной базе ССЗ "Красное Сормово" в Севастополе. Одновременно на ССЗ "Красное Сормово" в Горьком построили самоходный спасательный аппарат УПС. В 1962г. окончились сдаточные и начались экспериментально-эксплуатационные испытания ЭСПЛ (командир лодки -капитан 2 ранга Ю.М.Лисичкин, командир УПС - капитан-лейтенант Б.А.Глушков).

На палубе надстройки (на комингс-площадке) ПЛ пр. 666 устанавливался УПС, способный транспортировать с аварийной ПЛ лодки на спасательную ПЛ "сухим" способом одновременно трех подводников.

Прием подводников с аварийной ПЛ и передача их на СПЛ производились через камеру присоса путем посадки УПС на входной люк с комингс-площадкой, имевшейся на обеих лодках. Кроме того, на ПЛ пр. 666 с глубин, доступных водолазам, было предусмотрено спасение "мокрым" способом, для чего на лодке в I отсеке была установлена поточно-декомпрессионная камера, состоявшая из выходного отсека (для входа в лодку и выхода из нее под водой водолазов) и двух декомпрессионных отсеков (для проведения декомпрессии спасаемых подводников, подвергшихся забортному давлению и обеспечивающих спасение водолазов).

В 1962 г. во время испытаний ПЛ пр. 666 впервые в мировой практике были произведены расстыковка и стыковка УПС с подводной лодкой-носителем и аварийной ПЛ, находившихся в подводном положении. Из одной лодки в другую в подводном положении был доставлен тогда капитан-лейтенант А.И. Никитинский (ныне капитан 1 ранга в отставке). Этот факт был удостоверен надлежащим образом. Появился новый вид спасения подводников - "сухой" способ и с помощью спасательных подводных аппаратов. На основании опытной эксплуатации было разработано "Руководство по использованию ЭСПЛ пр. 666 с УПС".

Однако целый ряд недостатков, присущий УПС, привел к тому, что в ходе очередного переоборудования ЭСПЛ в 1968-1969г. ПА был снят (как и телевизионная аппаратура).

Накопленный опыт эксплуатации УПС и спецустройств ПЛ пр. 666 показал целесообразность развития автономных спасательных ПА.