Военно-морской флот России

Корабли Подводные лодки Морская авиация Боевые пловцы Персоналии
Галерея картин Книги Аудио Видео Разное

Валериан Иванович Альбанов

(1881-1919)

Российский моряк, штурман коммерческого флота, полярный путешественник и исследователь. В море с 1900 г., плавал матросом-практикантом на Балтике, совмещая с учебой в мореходных классах. Закончил Санкт-Петербургское училище дальнего плавания в 1904 г. с дипломом штурмана 2-го разряда. Во время русско-японской войны 1904-1905 гг. призван на военно-морскую службу, которую проходил на Балтийском флоте. В 1905 г. назначен в Северную морскую экспедицию Министерства путей сообщения по перевозке железнодорожных рельс из Европы на Енисей. Помощником капитана путейского парохода "Обь" осуществлял лоцманскую проводку морских судов в устье Енисея, обвехование фарватеров и другие работы по обеспечению безопасности мореплавания. В 1906-1907 гг. штурман товаро-пассажирского парохода "Слава" и парохода "Союз" на Каспийском море, совершал рейсы из Баку в Астрахань и Красноводск. В 1908 г., после достижения необходимого плавательного ценза (42 месяца), получил диплом штурмана дальнего плавания, выданный командиром Петербургского торгового порта. После этого плавал штурманом яхты "Астатра" на Балтийском море. В 1909-1911 гг. служил штурманом парохода "Кильдин" на регулярной линии Архангельск - порты Англии; в 1911-1912 гг. старший помощник капитана парохода "Великая княгиня Ксения", совершавшего рейсы между Архангельском и Мурманским побережьем. Как один из наиболее опытных полярных штурманов в 1912 г. приглашен Г.Л.Брусиловым в арктическую экспедицию на шхуне "Святая Анна". Целью экспедиции была попытка пройти по Северному морскому пути из Атлантического океана в Тихий, попутно промышляя морских зверей и медведей. Участвовал в качестве старшего штурмана в перегоне судна из Англии в Петербург, а затем в походе в июле-августе 1912 г. вокруг Скандинавского п-ва на Мурман. "Святая Анна", где В.И. Альбанову пришлось после отказа нескольких участников экспедиции от дальнейшего похода исполнять должность помощника командира, вышла из Александровска к Новой Земле. Экспедиция проходила в сложной ледовой обстановке, что вынудило после выхода из пр. Югорский Шар в Карское море отклониться к югу. У берегов Ямала, севернее мыса Харасавэй в октябре 1912 г. шхуна была затерта льдами и вмерзла в неподвижный береговой припай. Дрейф в ранее неисследованных районах Арктики продолжался более 1,5 лет, и к началу 1914 г. шхуну вынесло к северу от Земли Франца-Иосифа. Экипажу пришлось терпеть тяжелые испытания. 10 апреля 1914 г. Альбанов вместе с 13 матросами покинул "Святую Анну" и направился к о-ву Рудольфа пешим ходом. Во время перехода удалось сделать ряд важных открытий, доказать мифичность отмеченных ранее на картах Земли Петермана и Земли Оскара, выявить закономерность дрейфа льдов с большой скоростью в юго-западном направлении и открыть Восточно-Шпицбергенское течение. Дальнейший путь от Земли Александры проходил частично на каяках, части моряков пришлось идти пешком по берегам островов и ледяным перемычкам. От болезней и во время штормов погибло большинство путешественников. Только Альбанову и матросу А.Э. Конраду удалось добраться в июле 1914 г. к мысу Флора, где они были спасены экспедицией Г.Я. Седова на судне "Святой Фока". В.И. Альбанов доставил в Главное гидрографическое управление выписки из судового журнала "Святой Анны", содержавшие важные метеорологические наблюдения за время дрейфа, позволившие систематизировать сведения о поверхностных течениях в высокоширотных арктических районах, вычислить среднюю скорость течения, определить границы материковой отмели, выявить желоб Анны на севере Карского моря. С ноября 1914 г. Альбанов служил ревизором и 2-м помощником командира на ледорезе "Канада" Беломорской ледокольной флотилии, затем флотилии Северного Ледовитого океана. С лета 1916 г. - капитан портового ледокола № 6. Написал и опубликовал в журнале "Записки по гидрографии" (1917, том 41) свои воспоминания "На юг, к Земле Франца-Иосифа", посвященные походу по льдам со шхуны "Святая Анна". По состоянию здоровья в сентябре 1917 г. уволен с военно-морской службы. Зимой 1917-1918 гг. работал на портовых судах в Ревеле (Таллинне). Затем с семьей выехал в Красноярск, Где зачислен в Енисейскую партию Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана на должность производителя работ парохода "Север". Участвовал в исследованиях района о-ва Диксон, в навигацию 1919 г. - в гидрографических и лоцмейстерских работах в низовьях Енисея и близлежащих районах моря. Погиб в декабре 1919 г. на ст. Ачинск при взрыве железнодорожного эшелона с боеприпасами, направляясь по вызову адмирала А. В. Колчак а в Омск с проектом поисков экспедиции Брусилова на "Святой Анне". Именем В.И.Альбанова названы ледник на о-ве Октябрьской революции в группе о-вов Северная Земля и остров у о-ва Диксон в Карском море, мыс на о-ве Гукера в архипелаге Земля Франца-Иосифа (Баренцево море).